На этой ступени обучения дети уже имеют достаточный изобразительный опыт, относительно сформированные умения и навыки Их увлекает не только процесс изобразительной деятельности, но и ее результат. Самостоятельная изобразительная деятельность детей становится осмысленной, целенаправленной и доставляет им удовольствие.
Основной формой организации работы с детьми в этот период становятся занятия, в ходе которых решаются более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений. На этих занятиях особое внимание обращается на проявления детьми самостоятельности и творчества.
Изобразительная деятельность детей на третьей ступени обучения предполагает решение изобразительных задач (нарисовать, слепить, сделать аппликацию) и может включать отдельные игровые ситуации.
Для развития изобразительных умений и навыков большое знание имеет коллективная деятельность детей, как на занятиях, так и в свободное время. К коллективной деятельности можно отнести следующие виды занятий с детьми: создание «портретной» галереи группы из изображений, появившихся в результате обрисовывания и дорисовывания контуров тел детей и взрослых, детских ладошек; изготовление альбомов о жизни детей и иллюстраций к сказкам, выполнение коллективных картин и др.
На третьей ступени обучения детей с ТНР продолжается целенаправленное формирование потребностно -мотивационного, целевого, содержательного, операционального и результативвного компонентов изобразительной деятельности. Все больше внимания уделяется развитию самостоятельности детей при анализе натуры и образца, при определении изобразительного замысла, при выборе материалов и средств реализации этого замысла, его композиционных и цветовых решений. Усиливается социальная направленность содержания рисования, лепки и аппликации, расширяется речевая работа с детьми в процессе изобразитель деятельности (в виде словесного отчета и предварительного планирования).
Тематика занятий и образовательных ситуаций отражает собственный эмоциональный, межличностный, игровой и познавательный опыт детей. Руководство изобразительной деятельностью со стороны взрослого приобретает косвенный, стимулирующий «подпитывающий» содержание деятельности характер. В коррекционно-образовательный процесс вводятся технические средства обучения: рассматривание детских рисунков через кодоскоп; использование мультимедийных средств и т. д.
Если на второй ступени обучения декоративное рисование осваивалось в виде простого заполнения геометрической формы, то на третьей ступени обучения дети осознанно наносят узор на вырезанные из бумаги силуэты одежды, посуды, головных уборов и пр. Они начинают творчески подходить к созданию узоров. Рассматривая и анализируя простые по композиции орнаменты дети учатся показывать и объяснять расположение узора (в углах, в середине, по сторонам и т. д.).
Педагогические ориентиры:
¾ развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату, стимулируя потребность детей участвовать в ней;
¾ поддерживать стремление детей к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
¾ уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, учить смешивать и получать оттеночные цвета красок;
¾ расширять умения детей анализировать объекты перед изображением с помощью взрослого и самостоятельно, отражать воспринятое в речи, передавать свойства объектов в рисунке, лепке, аппликации;
¾ учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание;
¾ учить детей оценивать свои работы путем сопоставления с натурой и образцом, словесным заданием;
¾ закреплять пространственные и величинные представления детей, используя для обозначения размера, места расположения, пространственных отношений различные языковые средства;
¾ развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;
¾ совершенствовать приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
¾ знакомить детей с доступными их пониманию произведениями искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);
¾ учить детей определять способ лепки (раскатывать, защипывать, оттягивать, соединять части и пр.);
¾ вызывать у детей интерес к лепным поделкам, поддерживать их стремление лепить самостоятельно;
¾ учить детей определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;
¾ закреплять умение детей анализировать образец и воспроизводить его в аппликации, лепке, рисовании;
¾ развивать координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации,
¾ формировать умение детей вместе с педагогом и самостоятельно планировать этапы и последовательность выполнения работы;
¾ расширять представления детей о скульптуре малых форм, выделяя средства выразительности, передающие характер образа;
~~ продолжать знакомить детей со специфическими особенностями жостовской, хохломской и городецкой росписи, учить их узнавать и называть предметы народного декоративно-прикладного искусства;
—развивать у детей художественное восприятие произведем изобразительного искусства, учить их эмоционально отклик; на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений и выражать свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов.
Основное содержание
Рисование.
Предметное рисование. Рисование разных пород деревьев, связывая образ с «характером» дерева (береза плакучая, печальная, опустила ветки; береза радостная, веселая, ветки подняла вверх, «танцует»). Показ приема изображения предметов на разных уровнях (планах): «Дети пришли в березовую рощу», «Зима в лесу. Дети гуляют в лесу», «Мы помогаем взрослым собирать яблоки в саду».
Рисование одного и того же дерева зимой, летом и осенью, передавая основные цвета времен года, рядом свое изображение (одного или с друзьями).
Рисование улицы, парка, участка (по заранее нанесенным пространственным ориентирам — дорожкам). Отражение занятий людей (взрослых и детей) в изображаемой ситуации. Изображение транспортных средств на улице. Рассказывание о содержании рисунка (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).
Рисование фломастерами и красками зданий разного назначения после прогулки, экскурсии, рассматривания картинок фотографий и рисунков, изображающих здания (жилой дом-башня, детский сад, магазин, деревенский домик). Отражение в рисунке характерных особенностей домов: количество этажей дверей, окон, наличие некоторых деталей, например балконов жилых домах (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Познавательное развитие» — разделы «Элементарные математически представления», «Конструирование»).
Рисование человека (после подготовительных игр с моделью человеческой фигуры). Способы передачи движений рук и ног, наклона туловища, поворота головы в зависимости от действий. Рисование «портретов» друзей, автопортретов, портретов мамы папы и других близких детей и взрослых (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалов»). -
Рисование с натуры кукол (голышей и в разной одежде, девочек и мальчиков). Выбранная игрушка помещается па столе перед ребенком, чтобы он имел возможность ее обследовать и оценивать выполнение рисунка, сопоставляя с натурой. Рисование старинных кукол, кукол в национальных одеждах, древних людей, современных людей в костюмах разных профессий (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» - раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).
Сюжетное рисование. Рисование по представлению и с натуры натюрмортов, сюжетов литературных и музыкальных произведений, выбирая цветовой фон в соответствии с настроением и характерами героев. Сюжетное рисование, отражающее события из жизни детей и взрослых, сказочные ситуации, ситуации из произведений детской литературы. Предварительные беседы, вызывающие в воображении детей то, что будет нарисовано (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»; «Речевое развитие»).
Композиционные рисунки (персонажи и предметы располагаются на всей плоскости листа). Сюжетное рисование по содержанию сказок, мультфильмов, которые дети хорошо знают и могут свободно пересказывать (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).
Сюжетное рисование по представлению в соответствии с определенным фрагментом (каждому ребенку — свой отрывок) с предварительным повторением содержания сказки и рассматриванием иллюстраций к ней, с последующим рассказыванием интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).
Изготовление книжек-самоделок, в которых отражена жизнь детей и их игровой опыт («Наш день в детском саду», «История о том, как Таня заболела», «Как мы ходили в парикмахерскую», «Переходный переход» и др.) (интеграция с образовательными областями «Социально -коммуникативное развитие»— раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»; «Речевое развитие»).
Декоративное рисование. Рисование ритмичного расположу разнообразных форм: кругов, точек, линий, завитков. Роспись выкроек дымковских игрушек (барыня, лошадка) после рассматривания игрушек. Склеивание расписанных выкроек Выставка детских работ. Использование поделок для театрализованных (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представлю о мире людей и рукотворных материалах», «Труд»).
Знакомство и рисование в технике кляксографии, «опредмечивание» пятен.
Лепка. Лепка фигур человека и животных с передачей характерных движений (лошадка скачет, девочка танцует и т. д.).
Развитие у детей чувства композиции. Лепка скульптурных групп из двух-трех фигур, передача пропорций и динамики действия, соотношение предметов по величине.
Лепка из пластилина и глины по мотивам знакомых сказок или рассказов фигур животных с передачей их характерных особенностей (длинные уши, длинный хвост, короткий хвост и т. п.) (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»). Лепка фигурок скульптурным способом с последующим их обыгрыванием Игры и упражнения на развитие умения сравнивать предметы по форме и умения узнавать их по словесному описанию (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Познавательное развитие» — разделы «Элементарные математические представления», «Конструирование»).
Лепка предметов из глины и пластилина с использованием конструктивного способа (Снегурочка, снеговик, девочка в шубе мишка, зайка, медведица с медвежатами, курочка и цыплята белка с бельчонком и др.). Присоединение меньшей части к большей способом прижимания и примазывания.
Рассматривание деревянных хохломских изделий (миска солонка, стаканчик), керамической посуды для последующей лепки из глины, пата, пластилина. Лепка полой формы (глубокая миска, стакан, чашка): углубление в куске глины (пластилина, пата), загибание края у расплющенного куска, сглаживание поверхности изделия. Раскрашивание лепных изделий. Последующее использование поделок в сюжетно-ролевых играх (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей рукотворных материалах»- «Труд»),
Аппликация. Выполнение узора в круге и в полоске по образцу на основе самостоятельного вычленения принципа чередования элементов (салфетка с вышивкой, отделка на фартучке). Перенос симметричного узора с одной стороны на другую (с левой стороны на правую и наоборот; с верхней стороны в нижнюю и наоборот). Выбор необходимых элементов из предложенных, среди которых есть «лишние» (элементы другого цвета или формы).
Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура: наклеивание изображения различных сборно - разборных игрушек (разрезы плоских заготовок соответствуют форме и местам соединения частей этих игрушек) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Конструирование»),
Выполнение аппликации фигур человека и животных. Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (овощи, фрукты, посуда).
Сюжетно-тематическая аппликация на темы «Осень», «Зима», «Весна», «Лес (осенью, зимой, весной)», «В огороде», «На лугу», «На озере», «В саду цветут яблони», «Цветы на лугу» и др.
Сюжетная аппликация по сказкам. Изготовление книжек- самоделок по сказкам и рассказывание по ним (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Труд»; «Речевое развитие».).
Коллективная аппликация по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).
Предметная и тематическая аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов композиции), дополнение аппликации раскрашиванием красками или фломастерами.
Аппликация из природных материалов: «Листопад», «Бабочка» из листьев с дорисовыванием усиков) и др. (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие — Раздел «Труд»),
Музыка
Реализация содержания раздела«Музыка» на третьей ступени обучения направлена на обогащение музыкальных впечатлений детей, совершенствование их певческих, танцевальных навыков и умений.
Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. В этом возрасте дети различают музыку разных жанров и стилей. Знают характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Дети понимают, что характер музыки определяется с средствами музыкальной выразительности.
Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассужу о музыке адекватно характеру музыкального образа. Стимулируются использование детьми развернутых, глубоких, оригинальных суждений. Дети соотносят новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.
В этот период музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты продолжают развивать у детей музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый), учить использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью взрослых Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются в ходе занятий учителя- логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре и, конечно же, на музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия на третьей ступени обучения проводит музыкальный руководитель вместе с воспитателями. Если необходимо, то к занятиям с детьми привлекается учитель-логопед. Элементы музыкальной ритмики учитель-логопед и воспитатели включают в групповые и индивидуальные коррекционные занятия с детьми. Содержание логопедических и музыкальных занятий по ряду направлений работы взаимосвязано. Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей имеет большое значение для развития слухового восприятия детей (восприятия звуков различной громкости и высоты), развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) и т. п.
Педагогические ориентиры:
— продолжать работу по приобщению детей к музыкальной культуре, воспитывать у них положительное отношение к музыкальным занятиям, желание слушать музыку, петь, танцевать;
—воспитывать интерес детей к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
—обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;
—накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;
— обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;
¾ развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
¾ развивать умение чистоты интонирования в пении;
¾ способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;
¾ обучать детей сольной и оркестровой игре на детских музыкальных инструментах, учить создавать вместе со взрослыми и использовать на занятиях, в играх самодельные музыкальные инструменты:
¾ совершенствовать движения детей, отражающие метрическую пульсацию (2/4 и 4/4), предполагающую изменение темпа движения;
¾ совершенствовать пространственную ориентировку детей: выполнять движения по зрительному (картинке, стрелке-вектору), слуховому и двигательному сигналу;
¾ развивать координацию, плавность, выразительность движений, учить выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки ритме, темпе, чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере 2/4, 3/4, 4/4;
¾ учить детей выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно); бодро, свободно, подняв голову, не сутулясь и не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу снова начинать движение;
¾ совершенствовать танцевальные движения детей;
¾ учить детей выполнять разные действия с предметами под музыку (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч и др.);
— стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;
— развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.
Основное содержание
Прослушивание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен. Прослушивание музыкальных произведений и определение характера музыки, узнавание знакомых мелодий. Прослушивание музыкальных серий, объединенных единым сюжетом. Составление сюжетных рассказов по мотивам мелодий (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).
Прослушивание мелодий разного характера (веселых и грустных, медленных и быстрых), различных музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс). Беседы с детьми о музыкальном произведении с целью выяснения их впечатлений от прослушивания (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).
Узнавание мелодии, исполненной с различной отсрочкой по времени. Узнавание знакомых мелодий при целостном проигрывании, по отдельным фрагментам, по вступлению.
Прослушивание аудиозаписей народных, классических и современных музыкальных произведений (на усмотрение музыкального руководителя и исходя из программного материала)
Развитие восприятия отдельных звуков, сериимузыкальныхзвуков и музыкальных фраз, сыгранных в разных регистрах.
Игры на узнавание в мелодиях образов людей,природного,растительного мираи т. п. (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Игра»)-
Музыкальные игры на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха.
Различение и воспроизведение серий звуков, отличающихся по высоте и силе звучания, по длительности, по темпу.
Игры на ориентировку в пространстве зала с учетом динамики музыкального произведения (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»)-
Беседы с детьми о прослушанных музыкальных произведениях, способствующие формированию связных высказываний о чувствах, мыслях эмоциональных ощущениях и т. п. (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).
Пение. Формирование у детей понятия о музыкальной фразе, музыкальном и логическом ударении. Пение с четкой артикуляцией слов произведений, насыщенных музыкальными образами, разных по тембровым характеристикам. Пение музыкальных проведений в два-три куплета, с лексикой, доступной для понимания детей и воспроизведения ими на данном этапе логопедической работы.
Пение с различными движениями.
Пение песенок с увеличением и ослаблением силы голоса (громко — тихо), с изменением темпа, с четким проговариванием слов, с точной передачей интонации (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).
Пение в ансамбле.
Пение с инструментальным сопровождением и без него (вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно).
Самостоятельное пение детей (индивидуальное и коллективное) с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические движения детей, соответствующие характеру музыки (бодро, энергичношагать под маршевую музыку, выполнять плавные движения под колыбельную или под музыку вальса) (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»),
Музыкально-ритмические движения, выполняемые детьми по собственному замыслу в соответствии с музыкальным образом.
Танцевальные движения с использованием элементов национальных и современных танцев.
Создание различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»)
Разнообразные ритмичные движения под музыку. Различные виды ходьбы, бега, прыжков, импровизации на тему движений людей, животных под музыку (интеграция с образовательными областями «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),
Упражнения на развитие общей моторики под музыку ход приставными шагами в сторону на носках, приставными шагами с приседанием, переменным шагом вальсовым шагом в сторону, бег с захлестыванием голени, поднимая вперед прямые ноги; скоки на месте (одна нога вперед другая назад, ноги скрестно, ноги врозь, с хлопками перед собой, над головой, за спиной) (ин грация с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»).
Движения в соответствии с динамическими оттенками музыки, с изменениями темпа.
Упражнения на выстукивание различного ритмического рисунка и метра (интеграция с логопедической работой).
Музыкально-ритмические движения, отражающие метрическую пульсацию (2/4 и 4/4), предполагающую изменение темп движения (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»).
Танцевальные движения.
Самостоятельное придумывание детьми движений, отражающих содержание песен, вариации плясовых движений с натуральными и воображаемыми предметами.
Игра на музыкальных инструментах Знакомство детей с музыкальными инструментами: аккордеоном, кастаньетами, цитрами, гуслями, свирелью, электронными инструментами (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Труд»). Музицирование с целью различения музыкальных инструментов по тембру.
Музицирование на различных музыкальных инструментах: пианино, барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, маракасе, свирели, электронных инструментах. Использование для музицирования самодельных музыкальных инструментов.
Подыгрывание на музыкальных инструментах музыкальному руководителю, исполняющему различные мелодии.
Самостоятельная импровизация детей на музыкальных инструментах (музыкальный руководитель подыгрывает детям). Подыгрывание и сопровождение на музыкальных инструментах песен народных мелодий и произведений современных композиторов (в аудиозаписи, в грамзаписи).
Исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах в оркестре и ансамбле.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физическая культура
Движения детей старшего дошкольного возраста уже достаточно скоординированы, подконтрольны их сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому усилию. В этом возрасте дети интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом. Они становятся более настойчивыми в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, организовываться для решения соревновательных и игровых задач, хорошо понимают и выполняют команды. Поэтому в ходе физического воспитания детей на третьей ступени обучения большое значение приобретает формирование у них осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.
На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности. концентричности в выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает непрерывность, преемственность и повторность в обучении.
В структуре каждого занятия выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В процессе разминки мышечно - суставной аппарат ребенка подготавливается к активным физическим нагрузкам, которые предполагаются в основной части занятия. Релаксационная часть помогает детям самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения.
В этот период продолжается развитие физических качеств детей: объема движений, силы, ловкости, выносливости, гибкости, координированности движений. Потребность в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у детей в различные режимные моменты: на утренней гимнастике, на прогулках, в самостоятельной деятельности, во время спортивных досугов и т. п.
Физическое воспитание связано с развитием музыкально- ритмических движений, с занятиями логоритмикой, подвижными играми.
Основной формой коррекционно-развивающей работы физическому развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи остаются специально организованные занятия, утренняя гимнастика. Кроме этого, проводятся лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная, для нормализации ЖКТ, адаптационная, корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные досуги, спортивные праздники и развлечения. Пои наличии бассейна детей обучают плаванию, организуя в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия.
На третьей ступени обучения продолжается работа по формированию правильной осанки, организованности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений дети учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения занятий. Взрослые привлекают детей к посильному участию в подготовке физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т. д.
В этот возрастной период в занятия с детьми с ТНР вводятся комплексы аэробики, а также различные импровизационные задания. способствующие развитию двигательной креативности детей. Дети под руководством взрослых осваивают элементы аутотренинга.
Педагогические ориентиры:
¾ учить детей произвольному мышечному напряжению и расслаблению,
¾ развивать точность произвольных движений, учить детей переключаться с одного движения на другое;
¾ учить детей выполнять упражнения по словесной инструкции взрослых;
¾ закреплять навыки самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления;
¾ воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах движений;
¾ развивать у детей двигательную память, выполняя двигательные цепочки из четырех-шести элементов;
¾ развивать у детей необходимый для их возраста уровень слухомоторной и зрительно-моторной координации движений;
¾ развивать у детей навыки пространственной организации движений;
¾ совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения детьми согласованных движений, а также разноименных и разнонаправленных движений;
¾ учить детей самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры;
¾ формировать у детей навыки контроля динамического и статского равновесия;
¾ учить детей сохранять заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
¾ учить детей выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны, при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера;
¾ учить детей прыжкам: энергично отталкиваться и мягко приземляться с сохранением равновесия;
¾ учить детей ловить мяч (расстояние до 3 м), отбивать его од пола не менее шести-семи раз подряд;
¾ учить детей принимать исходное положение при метании, осуществлять энергичный толчок кистью и т. п!;
¾ продолжать учить детей ползать разными способами;
¾ формировать у детей умения лазать по гимнастической лестнице, перелезать с пролета на пролет по диагонали, соблюдая ритмичность при подъеме и спуске;
¾ продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, предлагать свои игры, варианты игр, комбинации движений;
¾ закреплять у детей умения анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
¾ развивать творчество и инициативу детей, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений;
¾ учить детей сложным по правилам подвижным играм, эстафетам, играм с элементами спорта;
¾ уточнять и закреплять значения слов, отражающих пространственные отношения, обозначающих названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр и т. д.
Основное содержание
Построения и перестроения. Самостоятельное или с незначительной организующей помощью взрослого построение в колонну по одному и парами, в круг, в несколько колонн (звеньев) в шеренгу. Равнение при построении. Перестроение из одной колонны в несколько (на ходу) или из одного круга в несколько кругов. Повороты, стоя в колонне, в кругу, в шеренге на 90° и 180° (налево и направо). Формирование умения рассчитывать на «первый-второй», после чего перестраиваться из одной шеренги в две. Повороты в углах зала (площадки) во время движения ориентируясь на пространство помещения (площадки). Формирование умения одновременно заканчивать ходьбу.
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба в разных построениях (в колонне по одному, парами, четверками, в кругу, в шеренге) с различными движениями рук. Ходьба обычным, гимнастическим, скрестным, приставным шагом, выпадами, в полуприседе и приседе, «змейкой» со сменой темпа, спиной вперед. Ходьба приставным шагом в сторону на пятках, приставным шагом с приседанием, с перешагиванием через предметы, по наклонной доске, с предметами в руках, на голове, без предметов. Ходьба приставным шагом по шнуру, дидактической «Змейке», по сенсорной дорожке и т. п. Ходьба с утяжелителями на голове, в руках (в руке).
Ходьба на полной стопе, на носках по коврикам и дорожкам со специальным покрытием и ориентирами: по сенсорной дорожке, по игровой дорожке, по коврику «Топ-топ», по дорожке «Гофр» со следочками, по коврику со следочками, по напольной дорожке «Гусеница», по толстой веревке, ленточкам, мягким модулям с изменением темпа движения (быстро, медленно).
Ходьба внутри замкнутой ленты из полимерной ткани шириной 30 см, длиной 2 или 5 м (для трех-пяти детей) по типу «Ленты-гусеницы», согласуя движения рук, ног, туловища, ритмично, меняя темп, рисунок движений.
Балансировка на сенсорном (набивном) мяче (диаметром 50 см; 75 см).
Ходьба в ходунках, в мешках, по тренажерам («Ходунки для спортивных игр», «Беговая дорожка механическая», «Бегущая волна» и др.).
Движения под музыку в соответствии с заданным темпом и ритмом, с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков и т. п.
Бег. Бег в колонне по одному и парами, «змейкой» между предметами, со сменой ведущего и темпа, между линиями, между ориентирами и т. п. (интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Музыка»),
Выполнение упражнений в беге легко, стремительно. Бег, сгибая ноги в коленях, спиной вперед. Бег через препятствия: барьеры, мягкие модули (цилиндры, кубы и др.), не задевая их, сохраняя скорость. Бег с ускорением и замедлением (с изменением темпа). Челночный бег. Бег на носках. Бег из разных стартовых положений. Чередование бега с ходьбой, прыжками, подлезанием. Бег с преодолением препятствий в естественных условиях. Бег на расстояние до 10 м с наименьшим числом шагов. Бег наперегонки, на скорость (до 30 м). Сочетание бега с движениями с мячом, со скакалкой.
Бег на месте с использованием тренажеров «Беговая дорожка механическая», «Бегущая по волнам» и др.
Прыжки. Прыжки на двух ногах с поворотом кругом, со смещением ног вправо — влево, сериями по 30—40 прыжков тои- четыре раза. Прыжки, продвигаясь вперед на 5—6 м, перепрыгивание через линии, веревки. Прыжки боком с зажатыми между ногами мешочками с наполнителем, «блинчиками» с наполнителем. Перепрыгивание через препятствия: мягкие модули (цилиндры, бруски, кубы и др.). Перепрыгивание на одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением вперед. Выпрыгивание вверх из 1лубо- кого приседа. Подпрыгивание на месте и с разбега, чтобы достать предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 20-25 см. Вспрыгивание с разбега в три шага на предмет высотой до 40 см, спрыгивание с него. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с разбега. Прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу. Прыжки через большой обруч, как через скакалку.
Подпрыгивание на мячах - хопах.
Прыжки на малых надувных батутах типа «Малыш», «Теремок», «Джунгли» и др.
Прыжки на детском каркасном пружинном батуте «Прыжок» и др.
Бросание, ловля, метание. Бросание мя