Представления о мире людей и рукотворных материалах




На третьей ступени обучения детей с ТНР основное внимание уделяется формированию связной речи, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Особую роль в этом процессе играет рассказывание о предметах и игрушках, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практи­ческий, игровой, эмоциональный и познавательный опыт детей. При этом широко используются символические средства, рисо­вание, театрализованные игры.

Работу в рамках раздела «Представления о мире людей и ру­котворных материалах» проводит воспитатель в процессе совмест­ной образовательной деятельности, в различных образовательных ситуациях которые организуются по подгруппам (в зависимости от уровня речевого развития воспитанников). Дети вовлекаются различные виды деятельности, естественным образом обеспе­чивающие их коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, развитие познавательного интереса и мотивации к деятельности.

Педагогические ориентиры:

¾ продолжать развивать стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

¾ формировать представления о Редине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д.

¾ расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых человеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для дет­ского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; техни­ческие средства и др.);

¾ расширять и уточнять представления детей о макросоциальном окружении (улица, места общественного питания, места отды­ха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др;

¾ продолжать формировать экологические представления де­тей, знакомить их с функциями человека в природе (потребитель­ской, природоохранной, восстановительной);

¾ расширять представления детей о праздниках (Новый год, день рождения, день Конституции, День независимости Рожде­ство, Пасха, Масленица, выпускной праздник в детском саду, День знаний — 1 сентября, День учителя, День защитника Отече­ства, День города, День Победы, спортивные праздники и др.);

¾ расширять представления детей о художественных промыс­лах (различные росписи, народные игрушки и др.);

¾ расширять словарный запас, связанный с содержанием эмо­ционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

¾ учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина — следствие, часть — целое, род — вид).

 

Основное содержание

Жизнь ребенка среди взрослых и сверстников. Беседы по фото­графиям из жизни детей (прогулки, игры, занятия, хозяйственно- бытовой труд, сон, пробуждение и т. д.).

Комментированное рисование на темы, отражающие процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений, игровое партнерство, наблюдения и впечатления, полученные на прогулке, в повседневной жизни, отношение к окружающему (интеграциялогопедической работой и образовательной областью «Речевое раз­витие»)

Рассказы, видеофильмы, экскурсии в этнографический музей с целью ознакомления с играми и жизнью детей в разные времена в разных странах. Старинные игры, костюмы детей в разные времена. Отношение детей со взрослыми в разных культурах (на доступном детскому восприятию уровне).

Эмоции и чувства детей разного возраста в реальной жизни. Этюды, рассматривание иллюстраций (картинок, фотографий) об эмоциональном состоянии детей в различных ситуациях (радует­ся, печалится, плачет и т. п.). Связь между настроением взрослых, сверстников и собственным поведением.

Разыгрывание ситуаций типа «Как мы ездили летом на дачу (в деревню) к бабушке», «Как мы ездили (ходили) в лес по грибы, в зоопарк», «Наступила весна, и мне покупают новую одежду» (сообщения из «личного опыта») (интеграция с логопедической ра­ботой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Ребенок в мире игрушек и игр. Игры с детскими конструктора­ми, полифункциональными наборами («Что я умею строить», «Как я строю», «Мы с Сережей строим и играем вместе. Нам нравится строить»). Описание игрушки, узнавание знакомых игрушек по описанию (интеграция с образовательной областью «Познаватель­ное развитие» — раздел «Конструирование»).

Сочинение простейших рассказов по серии специально изго­товленных картинок и фотографий на темы ролевых и театрали­зованных игр (интеграция с логопедической работой и образова­тельной областью «Речевое развитие»).

Использование графических схем, символических изображе­ний и других наглядных опор. Обучение детей выполнению вспомогательных схематических рисунков, изображающих игры и игрушки, и рассказывание по ним (три-четыре схемы) (инте­грация с логопедической работой и образовательной областью «Ре­звое развитие»).

Выставки детских рисунков и аппликаций, лепных поделок на тему игр и игрушек. Составление детьми связных рассказов по сюжетам собственных рисунков, поделок (интеграция с образова­нными областями «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»),

Ребенок в семье. Рассматривание фотографий, беседы о семье ребенка, о членах семьи и их взаимоотношениях, о ближайших родственниках. Истории членов семьи (бабушка, дедушка, родители).

Сюжетно-ролевые и дидактические игры, отражающие занятия и труд членов семьи. Наблюдения за трудом взрослых с последующим разыгрыванием ситуаций в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Беседы и игры по содержанию домашней хозяйственной деятельности взрослых в семье. Беседы о посильной помощи ребенка в семье с использованием фотографий, картинного материала (интеграция с разделами «Игра», «Труд»).

Общие представления о труде родителей, о ценности их труда.

Беседы и игры по содержанию общих праздников в семье (Но­вый год, Рождество дни рождения, Пасха, Международный жен­ский день и др.). Семейный альбом — фотографии членов семьи. Семейные праздники.

Жизнь семьи вне дома: посещение мест общественного пита­ния, магазинов, развлекательных центров, кинотеатров, театров, музеев и т. п.

Чтение литературных произведений о жизни семьи в разные исторические эпохи, в разных культурах. Беседы по прочитанным произведениям с использованием игрушек, картинок, комменти­рованного рисования, детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и др. (интеграция с логопедической работой и образова­тельными областями «Речевое развитие», «Художественно-эстети­ческое развитие»).

Ребенок в детском саду (детском доме). Экскурсии по детскому' саду (детскому дому), расширяющие представления детей о по­мещениях детской организации, о труде ее сотрудников.

Беседы с детьми о правилах поведения во время прогулок: нельзя уходить с территории детского сада, поднимать незнако­мые предметы, рвать и пробовать на вкус растения и т. д. (интеграция с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, при­роде»).

Игры на полоролевую идентификацию: мальчики и девочки группы. Рассматривание фотографий, просмотр видеофильмов о совместных играх, занятиях, досугах, прогулках, праздниках я развлечениях, общих и различных интересах и занятиях мальчиков и девочек.

Дорога к детскому саду, его адрес. Целенаправленные наблюдения на участке детского сада (детского дома) в разное время года. Оборудование участка дошкольной организации и игры на детской площадке на прогулке. Труд детей и взрослых на участке в разное время года. Субботники и их роль в благоустройстве территории. Рассказы детей (по вопросному плану) о наиболее ярких изменениях, происходящих на участке детского (детского дома) в разное время года (интеграция с раздела­, «Безопасное поведение в быту, социуме, природе», «Труд»).

Праздники, игры и развлечения в детском саду (детском доме): Новый год, дни рождения, день Конституции, День независимости, Рождество, Пасха, Масленица, выпускной праздник в детском саду, День знаний — 1 сентября, День учителя (дошкольного работника), День защитника Отечества, День По­беды, спортивные праздники и др. (интеграция с образовательной областью «Художественно -эстетическое развитие» — раздел «Му­зыка»)

Ребенок знакомится со страной, жизнью людей в обществе и их трудом. Экскурсии, рассказы, беседы, чтение художественной ли­тературы, просмотр видеофильмов о родном крае. Наша Роди­на — Россия. Столица России — Москва. Президент России. Пра­вительство Российской Федерации. Основная символика (флаг, герб, гимн). Российская армия.

Знакомство детей с государственными и негосударственными праздниками (День города, день рождения страны, День защит­ника Отечества и т. п.).

Родной край. Город, населенный пункт (поселок, деревня). Главные достопримечательности населенного пункта, в котором родился ребенок. Инфраструктура населенного пункта. Экскур­сии, просмотр видеофильмов, рассматривание фотографий, кар­тин о городе (поселке), в котором живут дети. Улицы города (по­илка), парки, скверы, памятные места.

Художественные музеи, выставки. Театры (драматические, оперные, кукольные) и концертные залы. Труд людей искусства художники, артисты и др.). Игры и праздники по ознакомлению культурой разных народов (танцы, костюмы, традиции). Исто­ки Народной культуры (фольклорные праздники, музыка, изобразительная деятельность) (интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»).

Профессии, имеющие исторические корни (продавец, портной, парикмахер, сапожник, строитель, учитель, водитель, машинист поезда и др.), и современные профессии (космонавт, фермер, художник-модельер, менеджер и др.).

Экскурсии (с педагогами и родителями), сюжетно-ролевые и дидактические игры, уточняющие представления о местах общественного питания, местах отдыха, о магазинах (универсам, гипермаркет, супермаркет, кондитерская, булочная и др.) (интеграция с разделами «Игра», «Труд»).

Экскурсии, беседы, дидактические, сюжетно-ролевые игры о труде взрослых, орудиях труда и особенностях труда людей разных профессий (интеграция с разделами «Игра», «Труд»).

Транспорт (наземный, подземный, воздушный водный): исто­рия и современность. Особенность современной жизни — много­образие транспортных средств, появление новых экологически чистых видов транспорта (интеграция с разделом «Безопасное по­ведение в быту, социуме, природе»).

Чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций беседы-рассуждения, беседы-фантазии о транспорте будущего (интеграция с образовательными областями «Познавательное раз­витие», «Речевое развитие).

Труд медицинских работников в детской организации, в по­ликлинике, в больнице, на станции скорой помощи, в ветери­нарной лечебнице и т. д. Аптека и ее назначение. Сюжетно-ро­левые, дидактические игры о труде врачей, медицинских сестер, фармацевтов и т. д. (интеграция с разделами «Игра», «Труд», с об­разовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене»).

Чтение литературных произведений о труде взрослых, празд­никах. Пересказ прочитанных произведений. Разыгрывание си­туаций по прочитанным произведениям. Разыгрывание ситуаций типа «Мы были на параде», «Мы смотрели салют», «На спектакле в театре кукол», «Я ходил с мамой в музей» на основе личного опыта и по литературным произведениям (интеграция с логопеди­ческой работой и образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие», а также с разделами «Игра», «Безопас­ное поведение в быту, социуме, природе»).

Ребенок познает мир техники. Наблюдения, беседы, практиче­ские упражнения (вместе со взрослыми с соблюдением техники безопасности) с предметами, облегчающими жизнь человека, соз­дающими комфорт и уют в помещениях. Бытовые технические приборы: часы (механические, электронные, кварцевые; настен­ные, напольные, будильник и др.), телевизор, аудио- и видеомаг­нитофон, DVD, стиральная машина, электрический чайник, светильники Средства телекоммуникации: телефон (стационарный, сотовый), компьютер. Старинные и современные приборы. Экскурсии в музеи, на выставки, в отделы магазинов, где продают разную технику.

Беседы об использовании технических бытовых приборов дома. Чтение литературных произведений (загадки, сказки, рас­сказы, стихотворения), рисование разных ситуаций, в которых используются эти приборы. Беседы, театрализованные игры, сюжетно - ролевые игры с применением детских бытовых приборов (игрушечные аналоги) и проигрыванием ситуаций по правилам безопасного обращения с ними (интеграция с логопедической ра­ботой и образовательными областями «Речевое развитие», «Позна­вательное развитие», а также с разделами «Игра»,«Безопасное по­ведение в быту, социуме, природе»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: