Педагогические ориентиры




¾ способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения;

¾ развивать у детей представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр.;

¾ формировать у детей умения элементарно по вопросам взрослого описывать свое самочувствие, привлекать внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.;

¾ закреплять умения детей самостоятельно и правильно умываться, мыть руки, самостоятельно следить за своим внешним ви­дом, соблюдать культуру поведения за столом, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, ухаживать за вещами личного пользования;

¾ формировать у детей потребность и умение выполнять утрен­нюю гимнастику, различные закаливающие процедуры с незна­чительной помощью взрослого или самостоятельно;

¾ закреплять навыки орудийных действий детей в процессе самообслуживания;

¾ расширять представления детей о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища;

¾ формировать положительное отношение к чистому, опрят­ному ребенку;

¾ развивать общую и тонкую моторику, координацию движе­ний обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процес­се умывания, раздевания и одевания, приема пищи;

¾ воспитывать у детей умение соблюдать в игре элементарные правила поведения и взаимодействия, соответствующие нормам гигиены и здорового образа жизни (на основе игрового сюжета);

¾ воспитывать у детей доброжелательное отношение, стрем­ление помочь друг к другу при выполнении процессов самооб­служивания (причесывание, раздевание и одевание), умение бла­годарить друг друга за помощь;

¾ формировать у детей потребность в общении, учить их ис­пользовать речевые средства общения в игровых ситуациях (плохо — хорошо, полезно — вредно для здоровья, опрятно — не­опрятно);

¾ поощрять желание детей самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры, отражающие ситуации, в которых нужно проявлять культурно-гигиенические умения, умение вести себя при возникновения болезненных состояний;

¾ учить детей операциям внутреннего программирования опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации о процессах самообслуживания, гигиенических и лечеб­ных процедур;

¾ продолжать формировать у детей представления о безопас­ном образе жизни: о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о здоровом образе жизни, о поведении в быту с последующим выделением наиболее значимых ситуаций и объектов:

¾ продолжать знакомить детей с оборудованием и материала­ми, необходимыми для игр (сюжетно-ролевые игры с использо­ванием игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены»): реаль­ными и отраженными в знаках (знаки информационные, преду­преждающие и запрещающие) (по три-четыре знака);

¾ стимулировать желание детей отражать свой опыт самооб­служивания, безопасного поведения в доме, в природе и на ули­це в различных играх и игровых ситуациях: по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно (вместе с педагогом с помощью комментированного рисования) вспоминать реальную ситуацию, в которой требовалось применить те или иные навыки;

¾ осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия;

¾ создавать благоприятные физиологические условия для нор­мального роста тела, развития позвоночника и коррекции физи­ческих недостатков ребенка, исходя из его индивидуально-типо­логических особенностей;

¾ проводить игровые закаливающие процедуры, направлен­ные на улучшение венозного оттока и работы сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, повышения силы и тонуса мышц, подвижности суставов, связок и сухожилий, расслабление гипертонуса мышц и т. п.;

¾ продолжать учить детей правильному динамическому и статическому дыханию, стимулирующему функционирование сер­дечно- сосудистой и дыхательной систем;

¾ снижать повышенное психическое возбуждение у гиперактивных детей, поддерживать их положительный эмоциональный настрой.

Основное содержание

Раздевание и одевание. Привлечение внимания дошкольников к внешнему виду — своему и других детей: глядя на себя в зеркало, глядя друг на друга, на взрослого; показывать и называть одежду на себе, в шкафчике, разложенную на стуле); по словесной просьбе взрослого или самостоятельно устранять непорядок в одежде.

Игры, в которых требуется снять или надеть одежду в определенном порядке, по словесной инструкции взрослого, с опорой на последовательные картинки и пиктограммы.

Расстегивание и застегивание «липучек», пуговиц, молний, упражнения со шнуровками (с незначительной помощью взрослого и самостоятельно). Упражнения с Монтессори-материалами игры с дидактической черепахой (чехлы «Укрась полянку» «Умелые ручки») и др. (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Труд» и ор.).

Формирование культурно-гигиенических навыков. Самостоя­тельное подворачивание рукавов одежды перед умыванием, при необходимости обращаясь за помощью к взрослому и другим детям.

Самостоятельное умывание лица и мытье рук в определенной последовательности. Использование предметов личной гигиены в процессе умывания и мытья рук (твердое мыло, жидкое мыло во флаконе с дозатором, полотенце).

Мытье рук после прогулки, туалета, перед едой и т. д.

Самостоятельное причесывание волос с использованием пред­метов личной гигиены. В случае необходимости словесное об­ращение за помощью друг к другу или к взрослому во время причесывания. Обращение внимание на особенности прически и ухода за ней.

Использование носового платка и умение хранить его (убирать в карман одежды или в специальную сумочку-кошелек).

Использование салфетки, носового платка при слюнотечении.

Чистка зубов. Полоскание рта после еды.

Пользование туалетом и средствами гигиены.

Прием пищи. Правила поведения во время еды. Использование приборов во время еды и средств личной гигиены после нее (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представлений в мире людей и рукотворных материалах»).

Предметно-практическая, игровая и речевая деятельность основам здорового образа жизни. Игровые упражнения на детской сенсорной дорожке, дорожке «Гофр» со следочками, дидактической змейке, на сенсорном (набивном) мяче и другом полифункциональном оборудовании, направленные на профилактику и кор­рекцию нарушений общей моторики (кинезиотерапевтические процедуры), уточнение и расширение способов практических действий, сформированных на первой ступени обучения (интеграция с разделом «Физическая культура»).

Разнообразные игровые упражнения на развитие тонкой моторики рук с шариками из сухого бассейна или массажными мячами, шишками и другими тренажерами для рук (см. первую ступень обучения) (интеграция с логопедической работой, образо­вательной областью «Социально-коммуникативное развитие»«Игра»).

Чтение детям литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения), разучивание с детьми стихотворений с здоровье, о правильном и неправильном поведении в разных ситуациях, приводящих к болезни и т. п. С помощью персонажей пальчико­вого, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, серий кар­тинок, наглядных моделей, символических средств рассказывание (вместе со взрослым, самостоятельно) сказок, коротки? рассказов и историй, используя иллюстративный план и элементы эйдо- рацио-мнемотехники о здоровом образе жизни и сохранении здо­ровья. о труде медицинских работников и т. п. (интеграция с ло­гопедической работой, образовательной областью «Речевое раз­витие»).

Вместе с детьми разыгрывание по ролям литературных произ­ведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях с использованием детского игрового комплекта «Аз­бука здоровья и гигиены», различных кукол для режиссерских игр и др.).

Настольно-печатные игры по тематике здоровьесбережения (см. перечень игр в организационном разделе) (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-ком­муникативное развитие» — раздел «Игра»),

Изготовление с детьми книжек-самоделок из рисунков, ап­пликаций, выполненных детьми и взрослыми в совместной деяте­льности, побуждение детей называть и показывать персона­жей сказки, выполнять драматизацию каждого эпизода. Особое внимание обращается на то, что дети в процессе «превращения» учится следовать технике создания выразительного образа: изменение позы, общих движений, голоса, мимики (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Труд»),

Побуждение детей рассказывать по картинам, привлекая собственные впечатления, личный опыт, пересказывать содержание картин с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных иплоскостныхмоделей (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Труд»),

Обучение детей созданию коллективных рисунков –аппликаций по сюжетам, отражающим поведение в разных ситуацияхзначи ­ мых для здоровья людей и их здорового образа жизни.

Обучающие игры с предметами -заместителями с последующим использованием их в сюжетно-ролевых играх, отражающих представления детей о здоровом образе жизни, поведение детей взрослых во время болезни, в экстремальных ситуациях, угро­жающих здоровью. Привлечение детей к участию в ролевом диалоге: продолжать обучать называть себя в игровой роли, вести диалог от имени персонажа (игры «Доктор», «Скорая помощь вы­езжает к пострадавшему на пожаре» и др.). Разыгрывание сюжета игр, используя различные детские игровые комплекты «Азбука безопасности» («Азбука здоровья и гигиены», «Азбука дорожного движения» и др.) (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Труд»).

В специально созданных ситуациях побуждать детей с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, вступать в общение со свер­стниками: парное, в группах по четыре-пять человек (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).


ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

(Старший дошкольный возраст)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: