Элементарные математические представления




В среднем дошкольном возрасте у детей активно развивается аналитико-синтетическая деятельность, имеющая большое значение для их математического развития. Дети с тяжелыми рушениями речи, так же как и их сверстники с нормальным речевым развитием, осваивают правила счета, овладевают общепринятыми эталонами формы, величины, проявляют интерес к процессам измерения.

формирование элементарных математических представлений на второй ступени обучения осуществляется комплексно в раз­нообразных видах деятельности, причем в этот процесс вклю­чаются не только воспитатели, но и учителя-логопеды. В этот период много внимания уделяется дидактическим играм и игро­вым упражнениям с математическим содержанием: играм с во­дой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, бы­товыми предметами, плоскостными и объемными моделями. Занятия по формированию элементарных математических пред­ставлений проводит воспитатель. Профилактику нарушений счетной деятельности (профилактику дискалькулии) осущест­вляет учитель-логопедв процессе индивидуальной логопедиче­ской работы.

В ходе предматематической подготовки и профилактики дис­калькулии широко используется игровая (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и подвижные игры), элементарная трудовая (ручной и хозяйственно-бытовой труд), конструктивная и изобразительная деятельность.

Педагогические ориентиры:

¾ учить детей показывать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженно­сти, удаленности, с помощью пантомимических средств после предварительного тактильного и зрительного обследования пред­метов;

¾ формировать представления детей о независимости количе­ства элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных при­знаков;

¾ учить детей элементарным счетным действиям с множества­ми предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

¾ развивать сенсорно-перцептивные способности детей: учить узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; узнавать количество хлопков (ударов) на слух;

¾ формировать операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять в ряд, брать по одной игрушке, картинке, убирать счетный материал и т. п.);

¾ развивать зрительно-двигательную координацию детей, учить их прослеживать взглядом движение руки, игрушки, расположение картинок и т. п.;

¾ учить детей узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать цифры 1, 2, 3 (рисовать, конструировать, лепить);

¾ развивать способность детей определять пространственное расположения предметов относительно себя (впереди — сзади рядом со мной, надо мной, подо мной);

¾ учить детей соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений;

¾ учить детей образовывать множества из однородных и раз­нородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты;, по величине (большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий), по количеству (в пределах пяти и больших преде­лах в зависимости от успехов детей группы);

¾ учить детей вычленять анализируемый объект, видеть его во всем многообразии свойств, определять элементарные отношения сходства и различия;

¾ формировать представления детей о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) узнавать и называть реальные явле­ния и их изображения — контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Основное содержание

Количественные представления. Объединение разных предметов в множества: однородных, однородных с отдельными признаками различия (например, величина, цвет), разнородных с признаками сходства (например, величина, цвет) с целью формирования у детей представлений о возможности создания множеств из любых предметов.

Формирование представлений о возможности разъединений множества любых предметов. Игры и упражнения на выделении одного-пяти предметов из множества.

Обучение детей действиям присчитывания, обозначению об­щего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождению обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах.

Формирование представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. Упражнения и игры, в которых используется счет объектов в любом порядке

Формирование представлений о принципе сохранения количе­ства (упражнения с водой в различных сосудах, с песком и т. п.).

Соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, други­ми предметами без пересчета (педагог учит детей последователь­но прикасаться к каждому предмету или картинке пальцем, под­готавливая их к последовательному пересчету количества пред­метов).

Практические упражнения на определение состава числа. Выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом, с проверкой своих действий приемами приклады­вания или накладывания одного количества предметов или карти­нок на другое.

Последовательное выделение каждого предмета или картинки (в зависимости от успехов детей группы) с использованием зри­тельного и (или) тактильного анализатора.

Игровые упражнения на воспроизведение определенного ко­личества звуковых сигналов (хлопки, удары молоточком, в бара­бан). ориентируясь на число, названное педагогом (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Художествен­но-эстетическое развитие» — раздел «Музыка»),

Игры и игровые упражнения на выделение одного-пяти пред­метов на основе тактильного обследования по типу игры: «Чудес­ный мешочек».

Рисование цифр 1, 2, 3 по точкам, трафаретам, на песке, леп­ка из глины, пластилина, пата, выкладывание из природного ма­териала, шнурков и т. п. (интеграция с логопедической работой и образовательными областями «Художественно -эстетическое раз­витие» — раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Труд»),

Игровые упражнения на идентификацию и выделение по слову предметных множеств в пределах в зависимости от успехов детей группы.

Решение арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале (предметы, объемные и плоскостные модели) в пределах двух-пяти.

Представления о форме. Выделение шара, куба, треугольной призмы (крыши), круга, квадрата, треугольника по образцу и по словесной инструкции (интеграция с разделом «Конструирование» образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»).

Практические упражнения, игровые задания на группировку предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы, круги квадраты, треугольники) в соответствии с образцом и по словес­ной инструкции. Игры и игровые упражнения с полифункцио­нальными модульными наборами на соотнесение их по форме цвету, величине (интеграция с разделом «Конструирование»).

Упражнения на соотнесение плоскостных и объемных форм. Воссоздание и создание с помощью трафаретов, по опорным точ­кам, в процессе вырезания, рисования круга, квадрата, треуголь­ника (с помощью взрослого и самостоятельно). Лепка объемных форм из пластилина, пата, глины (интеграция с образовательными областями «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное раз­витие» — раздел «Труд»),

Игровые упражнения, настольно-печатные игры на иденти­фикацию и выделение предметов по форме (шар, куб, треуголь­ная призма, круг, квадрат, треугольник) в соответствии со сло­весной инструкцией (интеграция с разделом «Конструирование», образовательной областью «Речевое развитие»).

Представления о величине. Формирование представлений о ве­личине путем сопоставления двух предметов (большой — малень­кий, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низ­кий) с помощью приемов наложения и приложения.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опор­ным точкам изображений различной величины путем совместных действий, действий по подражанию (интеграция с разделом «Кон­струирование», образовательной областью «Художественно-эсте­тическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»).

Организация наблюдений, экспериментирований, дидактиче­ских игр и игровых упражнений, направленных на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины- на развитие барического чувства.

Сюжетно-дидактические игры с использованием приборов из­мерения (ростомер, весы) (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Игра»),

Представления о пространстве. Перемещение в пространстве различных помещений (комнаты, кабинета учителя-логопеда,.музыкального зала, физкультурного зала, столовой) с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Уточнение представлений о схеме собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши).

Обводка ладони и пальцев карандашом (при необходимости с помощью взрослых), показ и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим определенному положению руки, в играх типа «Сделай, как кукла», «Сделай так же, как нарисовано».

Выполнение игровых упражнений, связанных с перемещени­ем в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подра­жанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструк­ции.

Использование речевых и имитационных средств в процессе называния и показа пространственных отношений, сопровожде­ние действий речью (длинный руки разводятся в стороны, по­казывая протяженность и т. п.) (интеграция с логопедической ра­ботой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Временные представления. Наблюдение простейших природных явлений (холодно, тепло, идет дождь, идет снег).

Узнавание и называние по наиболее характерным признакам (по наблюдениям в природе, по картинкам) контрастных времен года лето и зима, весна и осень.

Изображение явлений природы с помощью имитационных дей­ствий холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, по­гнуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола со словами кап - кап и т. п.

Рассматривание на иллюстрациях и в реальной действитель­ности астрономических объектов: солнца, луны, звезд. Использование их символов в дидактических и творческих играх. Рисование солнца, луны, звезд, туч, облаков. Упражнения и игры с использованием наглядности в виде моделей суток (сначала — линейной, а затем — круговой).

Занятия в темной сенсорной комнате с использованием напольного и настенного ковров «Млечный путь», пузырьковой колонны и других интерактивных приборов, позволяющих формировать представления детей о пространственно-временных явлениях (интеграция с психокоррекционной работой в темной сенсорной комнате).

Имитация действий, соответствующих действиям людей, жи­вотных и растений в разные части суток (утром, днем и ночью) по подражанию взрослым, по образцу, а по возможности и по словесной инструкции.

Обобщение четырех частей суток в понятие «сутки», четырех времен года в понятие «год».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание образовательной области «Речевое развитие» на второй ступени коррекционно-образовательной работы направ­лено на формирование у детей с ТНР потребности в речевом общении и элементарных коммуникативных умений (интеграции с образовательной областью «Социально-коммуникативное разви­тие»). Основной целью работы в рамках данной образовательной области является формирование связной речи.

В этот период большое значение придается стимулированию речевой активности детей с ТНР, формированию мотивационно- потребностного компонента речевой деятельности, развитию ког­нитивных предпосылок речевой деятельности: восприятия вни­мания, памяти, мышления. Одна из важных задач обучения детей в этот период — формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия пред­метов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становятся базой для развития активной речи детей.

В ходе совместной образовательной деятельности взрослых и детей, направленной на ознакомление детей с ТНР с окружающей действительностью, они начинают понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни, учатся выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.

Немаловажное значение в этот период приобретает обучение ситуативной речи детей с ТНР, в процессе которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами. При этом важную роль играет пример речевого поведения взрослых. Речь взрослых должна быть естественной, грамматически правильно оформленной. доступной пониманию детей. Взрослые стимулируют желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряют даже минимальную речевую активность детей в различных ситуациях.

Для формирования коммуникативных способностей ребенка среднего дошкольного возраста с ТНР важно определить насколь­ко та или иная предметно-игровая ситуация будет стимулировать использование доступных ему средств общения (вербальных и не­вербальных). Учитель-логопед на логопедических занятиях а воспитатели в ходе реализации задач образовательной области «Ре­чевое развитие» должны учитывать особенности развития игровой деятельности каждого ребенка: сформированность игровых дей­ствий, умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками в игре, используя различные средства коммуникации.

Большое внимание на второй ступени обучения все также уде­ляется работе с литературными произведениями. Воспитатели рассказывают детям сказки, читают стихи, короткие рассказы, организуют театрализованные игры по их сюжетам.

В группах оформляются специальные книжные выставки (книжные уголки), где размещаются книги, отпечатанные поли­графическим способом, и книжки-самоделки, которые дети из­готавливают вместе со взрослыми. Содержание книжных уголков обновляется по мере знакомства детей с новыми литературными произведениями.

 

Педагогические ориентиры:

¾ преодолевать неречевой и речевой негативизм у детей (чувства неуверенности, ожидание неуспеха), формирование устойчи­вого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками;

¾ формировать у детей навыки взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок»;

¾ развивать потребность в общении и формировать элемен­тные коммуникативные умения, обучая детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

¾ обучать детей элементарным операциям внутреннего программирования высказывания с опорой на реальные действия на невербальном и вербальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации;

¾ разыгрывать с детьми ситуации, в которых необходимо использовать звукоподражание, элементарное интонирование рече­вых звуков, имитацию неречевых звуков (смеха или плача ребенка, кипения чайника, льющейся воды, движения или сигнала автомо­биля, звука, сопровождающего зеленый сигнал светофора), произ­несение отдельных реплик по ситуации игр с образными игрушками;

¾ уточнять и расширять активный словарный напас с после­дующим включением его в простые фразы;

¾ стимулировать желание детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми);

¾ формировать элементарные общие речевые умения детей;

¾ учить детей задавать вопросы и отвечать на них. формули­ровать простейшие сообщения и побуждения, то есть пользовать­ся различными типами коммуникативных высказываний;

¾ воспитывать внимание детей к речи окружающих и расши­рять объем понимания речи;

¾ формировать усвоение детьми продуктивных и простых по семантике грамматических форм слов и словообразовательных моделей;

¾ учить детей использовать простые структуры предложений в побудительной и повествовательной форме;

¾ закреплять владение разговорной (ситуативной) речью в общении друг с другом и со взрослыми;

¾ стимулировать спонтанную речевую деятельность детей, ре­чевую инициативность, потребность задавать вопросы;

¾ учить детей задавать вопросы и отвечать на них, строить простейшие сообщения и побуждения, то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний;

¾ расширять предметный, предикативный и адъективный словарный запас детей, связанный с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом;

развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор;

— знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями) и учить их разыгрывать содержание литературных произведений по ролям.

Основное содержание

Формирование связной речи. В специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поруче­ний, в процессе проведения настольно-печатных игр и т. д.) учить детей диалогической речи (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»).

Пересказ хорошо знакомых и незнакомых сказок и рассказов детьми. В специально созданных ситуациях учить детей само­стоятельно составлять описательные рассказы (по игрушке, по картинке) (интеграция с логопедической работой).

В специально созданных ситуациях учить детей самостоятель­но составлять повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно) (интеграция с логопедической работой).

Учить детей составлять рассказ из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни и т.п.) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»).

Включение в повествование элементов описаний действующих лиц, природы, пересказа диалогов героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания (интеграция с логопедической ра­ботой).

Работа с литературными произведениями. Чтение литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений). Разучивание стихотворений. Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй детьми с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, серий картинок, наглядных моделей, символических средств на основе использования иллюстративного плана, вопросного плана и элементов эйдо-рацио-мнемотехники (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).

Вместе со взрослым разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) (интеграция с логопедической работой и образов а тельной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).

Изготовление книжек-самоделок из рисунков, аппликации выполненных вместе со взрослыми, показ и называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода. (В процессе «превращения» необходимо следовать технике создания выразитель­ного образа: изменение позы, общих движений, голоса, мимики) (Интеграция с образовательными областями «Художественно-эстетическое развитие» — «раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Труд»),

Коллективный рассказ-рисование по содержанию произведе­ния (вместе взрослыми и детьми).

Формирование интереса к слушанию и отображению содержа­ния детских литературных произведений. Чтение детям сказок, песенок, потешек, стихов. Совместные с детьми игры на узнавание и называние персонажей этих произведений, воспроизведение их действий (по подражанию действиям взрослого и по образцу).

Показ, называние детьми (совместно со взрослым и самосто­ятельно) персонажей сказки, отражение наиболее характерных особенностей их поведения (подражание голосом, имитация дви­жений).

Знакомство с иллюстрациями детских книг и картин по со­держанию литературных произведений. Совместное с детьми рассматривание иллюстраций к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное вре­мя года, соответствующих содержанию литературных произве­дений.

Работа с произведениями искусства (картины, иллюстрации дет­ских книг и т. п.). Рассматривание картин с содержанием, доступным детям: иллюстраций к сказкам, изображений игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и т. п. Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах Рас­сказывание по картинам с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта». Моделирование ситуации, изображенной на картине, с использованием игрушек и реальных предметов.

Театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации) при активном участии взрослого в роли ведущегои режиссера игры. Использование детьми вербальных и невербальных средств общения по ходу разыгрывания по ролям содержания иллюстраций к сказкам, рассказам и т. д. Рассказывание содержания картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей (интеграция с логопедической работой и образовательной 'частью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).

Коллективные работы на темы картин: диорамы, коллективные рисунки-аппликации и т. д. (интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»).

Рассматривание картин художников, составление детьми крат­ких рассказов по сюжету картины на основе использования иллюстративного плана, вопросного плана и элементов эйдо-рацио- мнемотехники (интеграция с логопедической работа).

Экскурсии в музеи, картинные галереи (вместе с родителями). Создание в детской организации картинных галерей из картин, выполненных профессиональными художниками и из детских работ. Экскурсии с детьми в картинные мини-галереи детской организации. Создание образовательных ситуаций: дети в роли экскурсоводов в картинной галерее или у одной из картин (инте­грация с образовательными областями «Художественно -эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество», «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Ребенок в возрасте четырех-пяти лет, в том числе и с ТНР, активно проявляет интерес к миру искусства (музыки, живописи). В рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» взрослые создают соответствующую возрасту детей, особенностям развития их моторики и речи среду для детского художественного творчества. На второй ступени обучения взрослые стимулируют интерес детей (с учетом национально- регионального компонента) к произведениям декоративно –прикладного искусства и музыкальным произведениям и т. п. Дети активно включаются в познание мира музыки, живописи. Взрослые побуждают детей к использованию полученных представлений в разных видах детской деятельности, прежде всего в игре. На второй ступени обучения усиливается интеграция этой образователь­ной области с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Характер задач, решаемых образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», позволяет структурировать ее содержание также по разделам:

1. Изобразительное творчество.

2. Музыка.

Образовательную деятельность в рамках указанной области проводят воспитатели, музыкальный руководитель, согласуя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» являются ро­дители детей, а также все остальные специалисты, работающие с ними.

В логике построения «Программы» на второй ступени обуче­ния образовательная область «Художественно-эстетическое раз­витие» приобретает большое значение для интеграции перцеп­тивного и эстетико-образного видения детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: