Безопасное поведение в быту, социуме, природе




Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) — необходимое условие полноценного развития ребенка, в том числе и ребенка с тяже­лыми нарушениями речи.

Содержание раздела «Безопасное поведение в быту, социуме, природе» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на второй ступени обучения дошкольников с ТНР направлено на обучение их правилам поведения в стандартно опасных для человека и окружающего социального и природного мира ситуациях в доступной для детей форме, на ознакомление с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства и т. д. В этот период обуче­ния взрослые обращают особое внимание детей на го, что безопасность окружающего мира — необходимое условие существо­вания каждого человека: взрослого и ребенка.

Решение педагогических задач осуществляется комплексно на основе интеграции содержания образовательной области «Со­циально-коммуникативное развитие» с содержанием других об­разовательных областей, прежде всего с областями «Познаватель­ное развитие» и «Физическое развитие».

Содержание раздела «Безопасное поведение в быту, социуме, природе» реализуется в рамках:

¾ организованной образовательной деятельности (в процессе занятий, направленных на обогащение жизненного опыта и фор­мирование первичных представлений об окружающем мире, игровых действий, элементарных трудовых действий, изобрази­тельных действий);

¾ образовательной деятельности, осуществляемой в ходе ре­жимных моментов (прогулка, прием пищи и др.);

¾ самостоятельной деятельности детей и непосредственного общения их со взрослыми в течение дня;

¾ взаимодействия с семьями детей, которые в повседневной жизни закрепляют получаемые детьми в образовательной орга­низации знания и умения, обучают ребенка безопасному поведе­нию в конкретных жизненных ситуациях.

На второй ступени обучения детей с ТНР большое значение имеет формирование и закрепление их представлений о пове­дении на улице, железной дороге, на вокзале, о правилах пере­хода улицы и железнодорожных путей. Для этого с детьми уточ­нится представления о возможных реакциях собственного тела (быстро, медленно), о движении от себя, от объекта в игровой ситуации (движущегося поезда), расширяются, уточняются и формируются новые представления о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, о функциональных особенностях предметов, их заместителей в играх и игровых упражнениях.

Дети знакомятся с материалами, необходимыми для игр по правилам дорожного и железнодорожного движения, пожарной безопасности и ориентировке в пространстве.

Важную роль в этот период играет становление и развитие элементарных операций внутреннего программирования с опорой на реальные и воображаемые действия на невербальном и вербальном уровне: проигрывание ситуаций, моделирование про­странственного расположения предметов в играх «Азбука дорож­ного движения», «Азбука железной дороги», «Азбука пожарной безопасности» в помещении, на уличной игровой площадке. Дети рассматривают и соотносят действия на картинах и в реальной ситуации, отвечают на вопросы по картинам, рассказывают по ним и проигрывают ситуации в театрализованных, сюжетных подвижных, сюжетно-дидактических играх.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникатив­ное развитие» в разделе «Безопасное поведение в быту, социуме, природе» решаются как в совместной образовательной деятель­ности с детьми воспитателями, так и ходе логопедической рабо­ты, направленной на формирование вербализованных представ­лений о безопасном поведении в окружающем мире, дифферен­цированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира и др.

Педагогические ориентиры:

¾ продолжать формировать у детей представления о безопас­ном образе жизни: о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту с последующим выделением наиболее значи­мых для обучения основам безопасности жизнедеятельности си­туаций и объектов;

¾ обучать детей ориентировке в пространстве и познаватель­ным действиям с материалами, необходимыми для организаций игр на темы безопасности жизнедеятельности в различных си­туациях:

• реальных (на основе предметной и предметно-игровой деятельности);

•отраженных в знаках (светофор, дорожные знаки, знаки по­ной безопасности), в образных игрушках;

•условных, символических (в воображаемой игровой ситуа­ции),

¾ учить детей принимать игровой образ (роль): воспринимать пространственное расположение собственного тела и ориентировку от себя в окружающем пространстве помещения (групповой комнаты, физкультурного и музыкального залов и т. п.), на игро­вой уличной площадке; наблюдать за тем, как педагог заменяет действия с натуральными предметами игровыми;

¾ обучать детей игровым и речевым образным действиям, ко­торые помогают понять элементарные правила поведения (на ули­це, на дороге, в доме, в природе) в процессе сюжетных подвижных игр с использованием отдельных элементов комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбу­ка здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги» и др.;

¾ развивать психомоторику детей, обусловливающую точность выполнения действий с предметами и моделями: овладение дви­жениями, действиями с предметами, отличающимися по форме, величине, пространственному расположению, с предметами-заместителями и т. п.;

¾ обучать детей элементарным операциям внутреннего про­граммирования с опорой на реальные действия на невербальном и вербальном уровне:

•показ и называние картинок с изображением движущихся автомобилей, сюжетных картинок, отражающих поведение детей и взрослых на улице (правильное и неправильное), обращение с огнеопасными предметами (правильное и неправильное) и т. д.;

•разыгрывание ситуаций, в которых необходимы звукопо­дражания (элементарное модулирование и интонирование рече­вых и неречевых звуков, имитирующих звук движения или сигнала автомобиля звук, сопровождающий зеленый сигнал свето­фора, и т. п.);

•произнесение отдельных реплик по ситуации сюжетных подвижных или игр с образными игрушками (отобразительные игры);

•развивать слуховое внимание: определение местонахождения источника звука (звуки движущегося транспорта, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора), сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков, восприятие звуков различной громкости (использование аудиокассет с записью «Звуки улицы»);

¾ закреплять представления о сенсорных эталонах на основе уточнения цветовых сигналов светофора (заградительный и предупредительный), величины, цвета и формы знаков дорожного движения («Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход»), цвета сигнальных флажков и т. д.;

¾ обогащать представления детей о труде взрослых: шофер (водитель автомобиля) водит автомобиль (пожарную машину, грузовик, легковую машину, машину скорой помощи); машинист водит грузовой и пассажирский поезд, диспетчер регулирует дви­жение железнодорожного транспорта, кассир продает железно­дорожные билеты ит. п.;

¾ обогащать словарь импрессивной и экспрессивной речи де­тей (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль. пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, маши­нист, пассажир, светофор, правила железнодорожного движения, знаки информации: больница, детский сад и др.);

¾ развивать потребность детей в общении и формировать эле­ментарные коммуникативные умения, способность взаимодей­ствовать с окружающими (со взрослыми и детьми);

¾ учить детей отражать в речи содержание выполненных игро­вых действий: автомобили едут по дороге; автомобиль приехал или уехал; загорелся красный (желтый, зеленый) свет светофора загорелся красный свет — надо стоять, держаться за руку взрослого; нельзя брать и пользоваться спичками, подходить к включенной плите, срывать и брать в рот ягоды без разрешения взрослых, есть немытые продукты и т. п.;

¾ развивать умения детей переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого.

Основное содержание

Безопасность в доме (детском саду). Продолжать знакомство детей с простыми и понятными для них правилами поведения; в детской организации: ко время игры не мешать друг другу, не причинять боль себе и другим детям.

Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, ничего нельзя засовывать в нос, в ухо, так как это опасно (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене»). Развивать адекватную реакцию детей на запреты (нельзя, опасно), выражаемые всрбально и невербально.

Практические упражнения на развитие умения детей аккурат­но перемещаться между предметами мебели в групповой комна­те, спокойно, держась за перила, спускаться по лестнице и др.

Совместное с детьми рассматривание предметов, бытовых при­боров (электрический чайник, утюг), которые могут включать только взрослые, четкое и доступное детям объяснение, почему нельзя самостоятельно пользоваться этими предметами.

Образовательные ситуации, в ходе которых дети знакомятся с пожароопасными предметами, средствами пожаротушения, со знаками пожарной безопасности, запрещающими и эвакуацион­ными знаками: «Указатель выхода», «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Питьевая вода» и др.

Знакомство детей с «памятками»: «Каждый ребенок должен знать...», «Чего никогда не нужно делать...», «Что нужно делать, если….» (при отсутствии рядом взрослого; которые педагоги мо­гут представить в виде картинок[14].

Знаки противопожарной безопасности для технических при­зов. Знакомство с пиктографическими кодами: называние их и рассказ о них с использованием частицы НЕ (не включать чайник, не оставлять утюг включенным и т. п.) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Безопасность на улице, в природе. Во время прогулки по территории детской организации рассматривание различных растений и рассказ о правилах безопасного для окружающей природы поведения (нельзя рвать листья, срывать цветы и т. п.). Элементарные беседы с детьми о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, не нанося им вреда, не пугая животных. Наблюдения за кошкой, собакой, которая гуляет с хозяином на поводке, за птицами, не беспокоя их и не причиняя им вреда.

Экскурсии на улицу, во время которых вместе с детьми проводятся наблюдения (на достаточном удалении от проезжей части) за движущимся транспортом, поведением пешеходов, комментирование происходящего на доступном детям уровне

Знакомство детей с дидактическим (объемным светофором). Выбор красного цвета, затем желтого и зеленого сигнала светофора. Проигрывание действий по сигналам светофора (совместно со взрослым). Выполнение игровых действий по сигналу «свето­фора» (совместно со взрослым): ждать сигнала, держась за руку взрослого, переходить улицу по зеленому сигналу светофора, сто­ять на красный свет. Сюжетно-ролевые и подвижные игры по тематике безопасного поведения (интеграция с разделом «Игра»).

Проигрывание с детьми ситуаций, требующих звукоподража­ний (элементарное модулирование и интонирование речевых и неречевых звуков), имитирующих звук движения или сигнала авто­мобиля, звук, сопровождающий зеленый сигнал светофора и т. п. (интеграция с логопедической работой и образовательными обла­стями «Речевое развитие», «Познавательное развитие», а также с разделами «Безопасное поведение в быту, социуме, природе», «Игра»)

Образовательные ситуации на ознакомление детей с прави­лами поведения на улице, со светофором и знаками дорожного движения («Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено»).[15]

Игровая деятельность. Совместные с детьми игры с сюжетны­ми игрушками (большого размера), в процессе которых выполня­ются действия, отражающие безопасное поведение и действия.

Обучающие игры с реальными предметами, спредметами - заместителями с ориентацией детей на самостоятельное их ис­пользование в сюжетных играх на темы безопасного поведения в доме, природе, на улице. В игровых ситуациях побуждение детей выражать с помощью вербальных и невербальных средстврадостьот выполнения правил безопасного поведения, вступать в обще­ние со сверстниками (парное, в малых группах) (интеграция с разделом «Игра», с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»),

Игровые ситуации, в которых используются естественные звуки улицы, природы (аудиокассеты «Звуки улицы», «Звуки леса», «Театральные шумы»).

Совместные с детьми игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых дети отвечают на вопросы «Кто это?», «Что мальчик правильно (неправильно) делает на улице? », «Что это?» и др. (интеграция с разделом «Игра», с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Организация игровой предметной среды, побуждающей детей дополнять игровую обстановку, самостоятельно разворачивать игру в игровом уголке, соблюдая последовательность действий в разных бытовых ситуациях с соблюдением норм безопас­ности.

Использование литературных произведений для театрализо­ванных (режиссерские, драматизации), отобразительных игр, сю­жетных подвижных игр (совместно со взрослыми), отражающих правила безопасности жизнедеятельности (интеграция с разделом «Игра», с логопедической работой и образовательной областью «Ре­чевое развитие»).

Исходя из условий жизни детей (город, поселок, село, микрорайон), бытовой среды дома и образовательной организации, проводятся обучающие игры по ознакомлению с пожароопасны­ми предметами и средствами пожаротушения, игры, в которых детей знакомят со знаками пожарной безопасности, запрещаю­щими и эвакуационными знаками (два-три знака).[16]

В играх и игровых упражнениях обучение детей элементарным правилам поведения на улице, на железной дороге, знакомство со знаками «Пешеходная дорожка», Пешеходный переход», «Дви­жение пешеходов запрещено», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Дви­жение на велосипедах», «Движение на велосипедах запрещено» (Интеграция с разделом «Игра»),

Игры, в которых дети знакомятся с трудом пожарных, сотруд­ников ГИБДД, работников железнодорожного транспорта (интеграция с разделом «Труд»),

Вместе с детьми проигрывание несложных сюжетов с образ­ки игрушками (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские технические приборы: пылесос, микроволновая печь, детский телефон, детский светильник и др.) и элементами комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения» «Азбука железной дороги» (интеграция с разделом «Игра»)

Побуждение детей к несложному ролевому диалогу, в ход которого они называют себя в игровой роли в играх «Дочки- матери», «Семья», «Автобус», «Магазин», «Улица» и др. (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Самостоятельные игры детей с сюжетом из нескольких дей­ствий, в которых необходимо использовать детали костюме («Я — водитель», «Я — пожарный», «Я — полицейский») Разы­грывание ситуаций, в которых детям необходимо отвечать на во­просы «Кто это?», «Ты хочешь перейти улицу?», «Это красный свет?», «Что это?» (интеграция с разделом «Игра», с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Конструктивные и строительные игры и включение построй­ки (автобус, пожарная машина, корабль, поезд) в игровую среду (интеграция с образовательной областью «Познавательное разви­тие» — раздел «Конструирование»).

Чтение детям художественной литературы о безопасности жиз­ недеятельности. Чтение потешек, стихотворений, коротких рас­сказов, в которых говорится об источниках опасности для детей и элементарных правилах безопасного поведения на улице, в при­роде, в доме.

Воспитание у детей умения слушать (аудиальное чтение) зву­ковые книжки-игрушки со звуками транспортных средств, зву­ковыми сигналами светофора и т. п. и узнавать эти сигналы, называть источники звука (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Труд

Для трудового воспитания детей с ТНР на второй ступени- коррекционно-развивающей работы с детьми большое значение приобретает формирование у дошкольников желания и умение участвовать в изготовлении различных поделок из природного бросового материала, бумаги и других материалов. Немаловажное значение на этой ступени обучения имеет развитие у детей навыков хозяйственно-бытового труда в условиях дошкольной организации и дома.

Как уже неоднократно указывалось, в данной «Программе» основополагающим для всех направлений коррекционной работы является принцип «логопедизации», который реализуется в подборе доступного детям речевого материала применительно к трудовым процессам, которые осваивает ребенок среднего дошкольного возраста с нарушениями речи. Основное внимание взрослых в различных образовательных ситуациях обращается на обучение детей с ТНР использованию, прежде всего, вербальных (в соче­тании с невербальными) средств общения в процессе самообслу­живания, выполнения культурно-гигиенических процедур, тру­довых действий.

Следует обратить внимание на необходимость определения мест хранения материалов и оборудования для труда и междис­циплинарного взаимодействия специалистов и родителей в ходе формирования навыков самообслуживания (интеграция с образо­вательной областью «Физическое развитие» — раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене) и трудовых умений у детей с ТНР (см. первую ступень, раздел «Труд» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»).

При обучении детей самообслуживанию используются есте­ственные бытовые и специально создаваемые педагогические ситуации, а также игры и игровые упражнения, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи.

Педагогические ориентиры:

¾ стимулировать и поощрять стремление детей к самостоятель­ности как проявление относительной независимости от взрослого;

¾ формировать элементарные орудийные действия в процес­се изготовления поделок из различных материалов;

¾ формировать представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища;

¾ учить детей действовать с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения;

¾ способствовать накоплению детьми опыта самостоятельных действий в быту, способствующего развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;

¾ формировать основы культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе хозяйственно-бытовых действий и т. п.;

¾ развивать общую и ручную моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе трудовых действий;

¾ учить детей выполнять последовательную цепочку игровых действий, связанных с мытьем кукол, раздеванием и одеванием, сервировкой стола кукольной посудой, застилкой кукольной постели и т. д.;

¾ учить детей применять реальные бытовые действия в играх с образными игрушками: укладывать куклу (мишку, зайчика) в постель; усаживать куклу за стол и «кормить» ее; мыть кукле руки без мыла и с мылом, вытирать руки куклы развернутым полотенцем; умывать лицо куклы и вытирать его развернутым полотенцем; мыть куклу-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирать ее развернутым полотенцем, вербализируя игровые действия;

¾ стимулировать желание и интерес детей к трудовым опера­циям по соединению деталей для создания изделий;

¾ воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении трудовых действий;

¾ воспитывать взаимопомощь в процессе трудовых действии, умение благодарить друг друга за помощь.

 

Основное содержание

Содержание и формы коррекционно-развивающей работы по воспитанию трудовых навыков на второй ступени обучения с(впадают с направлениями деятельности, указанными в образова­тельной области «Физическое развитие» (раздел «Представления здоровом образе жизни и гигиене»). Они направлены на формирование умений детей одеваться и раздеваться, развитие культур­но-гигиенических навыков, навыков приема пищи. Поэтому здесь мы перечислим только программные требования, касающиеся выполнения трудовых поручений детьми. Дети в зависимости от индивидуально-типологических особенностей включаются в весь комплекс трудовых действий и регулярно в нем участвуют.

Хозяйственно-бытовой труд. Поддерживание порядка в группе вой комнате. Уборка постелей. Мытье и вытирание различных игрушек. Стирка мелких вещей (носовые платки, кукольная одежда). Уборка совместно со взрослым игровых уголков. Ремонт игрушек и игровых атрибутов (вместе со взрослым).

Приготовление еды вместе со взрослым: подготовка необходимого кухонного оборудования (досок, скалок, формочек, противня), раскатывание теста на доске, вырезание формочками печенья, выкладывание его на противень, намазывание пластмассовым ножом масла, крема на булку, печенье, разрезание пластмассовым ножом фруктов (бананов, яблок), измельчение на терке яблока, вареной моркови и т. п. (интеграция с разделом «Безопасное по­ведение в быту, социуме, природе», с образовательной областью физическое развитие» — раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене»).

Подготовка столов к приему пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

В специально созданных игровых ситуациях стимулирование детей к активному включению в трудовые действия.

Труд в природе. Уход за растениями на участке детского сада и в уголке природы: полив цветов из лейки, рыхление земли палочкой или детскими лопатками, вскапывание грядок, помощь взрослым в посадке цветов, овощей, прополка грядок, сбор плодов срезание цветов и т. п. Уход за площадкой для прогулок (вместе со взрослыми): сгре­бать снег, очищать дорожки, посыпать их песком, подгребать снег к деревьям и т. п.

Уход за рыбками, птицами и животными в живом уголке (при отсутствии аллергических проявлений у детей и противопоказа­ний): умение кормить, поить и т. п. (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Развитие представлений о себе и об окружающем мире»).

Чтение детям рассказов, стихов, сказок о труде детей и взрослых (перед выполнением детьми трудовых операций или после него ) (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).

Ручной труд. Обучение дошкольников работе с детскими безопасными ножницами. Знакомство со способами работы с ножницами. Правила безопасности при работе с режущими при­орами (интеграция с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»). Вырезание полосок детскими ножницами (с помощью взрослого и самостоятельно). Наклеивание их (салфетка, лодочка на реке и др.).

Вырезание круглых и овальных форм, составление и наклеивание изображения из нескольких частей (цветы, ягоды, ветки деревьев и др.) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»).

Выкладывание из природного материала, шнурков и т п. с последующим наклеиванием на основу цифр 1, 2, 3 (интеграл с логопедической работой и образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»).

Простейшие швейные действия: игровые упражнения с разнообразными деревянными, пластмассовыми, картонными фигурами (пуговицы, контуры сумочки из двух частей и т. п.), шнурки и деревянные (пластмассовые; иголки с большими ушками.

Изготовление книжек самоделок по сюжетам сказок («Коло­бок», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и до.) с последующим рассказыванием по ним (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Выучивание наизусть памятки о соблюдении правил безопас­ного обращения с опасными предметами и материалами (клей, краски, деревянная иголка, детские ножницы и т. п.) (инте­грация с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, при­роде»).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание образовательной области «Познавательное раз­витие» на второй ступени обучения обеспечивает повышение познавательной активности детей с ТНР, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок по­знавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и формирование элементарных математических представлений.

В процессе разнообразных видов деятельности дети узнают о функциональных свойствах и назначении объектов, учатся ана­лизировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними простран­ственными свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области на второй ступени обучения по следующим разделам:

1. Конструирование.

2. Развитие представлений о себе и окружающем мире.

3. Элементарные математические представления.

Конструирование

На второй ступени обучения возрастает удельный вес само­стоятельности детей. В совместной деятельности с детьми взрослые стремятся решать все более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений, пространственной ориентировки, развитием моторики. Занятия с кон­структивными материалами направлены на обучение детей с ТНР точному выполнению двигательной программы, развитие основ­ных качеств согласованного движения рук: объема, точности, темпа, активности, координации.

Игры-занятия по обучению детей конструированию проводят воспитатели, а учителя-логопеды используют конструктивный материал, игры и игровые упражнения с ним для совершенство­вания стереогноза, формирования кинетической основы движе­ний рук и др.

В ходе логопедической работы с детьми с использованием кон­структивного материала уточняются и закрепляются названия цветов спектра и их словесное обозначение, проводятся сериации предметов (их объемных и плоскостных моделей) по цвету, фор­ме и величине. Элементы конструирования (непредметного, пред­метного) включаются в подгрупповые и индивидуальные логопе­дические занятия с детьми.

Педагогические ориентиры:

¾ закреплять конструктивные умения и навыки, приобретен­ие детьми на первой ступени обучения;

¾ продолжать развивать интерес детей к конструктивной дея­тельности;

¾ развивать умение обыгрывать постройки сразу после их вы­полнения;

¾ закреплять названия элементов строительных наборов (шар, кубик, брусок, кирпич, пластина);

¾ формировать умение детей воспринимать и сравнивать элементы детских строительных наборов и реальные предметы размерам (понимая и употребляя при этом слова, большой, маленький, больше — меньше, одинаковый, блинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (понимая и употребляя слова внизу — наверху, рядом, около близко — далеко, дальше — ближе);

¾ продолжать учить детей анализировать образцы (соблюдая последовательность анализа; с помощью взрослого и воспроиз­водить их на основе проведенного анализа;

¾ учить детей создавать знакомые постройки из нового стро­ительного материала;

¾ учить детей воссоздавать знакомые постройки по представ­лению и словесному заданию;

¾ продолжать учить детей сравнивать готовую конструкцию с образцом, называть части конструкции, объяснять, из чего они сделаны, а также понимать их функциональное назначение;

¾ продолжать учить детей воссоздавать целостный образ объ­екта из разрезных картинок (две, три, четыре части) и картинок с вырубленными частями (от двух до пяти) круглой квадратной, треугольной формы;

¾ учить детей работать вместе в процессе выполнения коллек­тивных работ;

¾ знакомить детей с планированием работы, использовать во время работы помощь в виде «пошагового» планирования с по­следующим словесным отчетом о последовательности действий;

¾ знакомить детей с простейшими графическими образцами, учить их находить среди нескольких построек ту, которая изо­бражена на образце;

¾ учить детей конструировать из плоскостных элементов (ге­ометрическая мозаика, геометрические фигуры) и палочек

¾ учить детей моделировать целостный образ предмета из отдельных фрагментов (конструкторские наборы, сборно-разбор­ные игрушки, разрезные картинки);

¾ развивать осознанное восприятие пространственных свойств предметов (зрительно и на ощупь);

¾ формировать у детей представления о форме, величине пространственных отношениях, учить отражать их в слове;

¾ совершенствовать систему «взгляд — рука», развивать «опережающий» взор;

¾ поддерживать и стимулировать стремление детей использовать конструктивные умения в ролевых играх;

¾ учить детей словесному отчету о ходе выполнения задания (первый уровень словесной регуляции);

¾ развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий (второй уровень словесной регуляции).

Основное содержание

Создание конструкций, используемых в играх с машиной (га­ражи, ворота, дорога), с куклами (мебель, комната для куклы), по теме «Улица» (дороги, дома и т. п.). Коллективное обыгры­вание построек в сюжетно-ролевых, театрализованных и подвиж­ных играх

Игры на группировку отдельных элементов строительных на­боров (кубиков, брусков, пластин, призмы, арок, цилиндров), со­отнесение их с плоскостными эквивалентами (квадрат, прямоу­гольник, треугольник и пр.) (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).

Выбор предметов по двум и трем образцам с ориентировкой на форму (отвлекаясь от функционального назначения предме­тов) (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементар­ные математические представления»).

Определение собственного местонахождения в пространстве и изменение его (перемещение в групповой комнате, по лестни­це, у ворот и т. д.).

Восприятие и воспроизведение пространственного располо­жения двух элементов по подражанию, по образцу («Сделай, как у меня», «Что изменилось?», «Посмотри и переставь, как я»), по словесной инструкции, включающей пространственные предлоги и наречия.

Формирование умения анализировать и передавать в построй­ках взаимное расположение частей предмета. Воспроизведение по образцу комбинаций их трех-шести мягких модулей или элементов деревянного (пластмассового) строительного набора (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»

Выполнение построек по образцу после его предварительного анализа с участием взрослого: выделение основных частей постройки, определение необходимых строительных элементов с использованием невербальных и вербальных средств общения.

Конструирование по образцу двух-трех объектов после их предварительного анализа: строений, транспортных средств и т. п. Создание знакомых построек из незнакомого детям строительного материла. Обыгрывание их (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»)

Конструирование улицы после предварительного наблюдения.

Постройка различных зданий по образцу: жилой дом-башня с одним входом, детский сад (невысокий, длинный, с несколькими входами), магазин (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).

Специальные игровые ситуации, дающие детям возможности в ходе экспериментирования с полифункциональными конструктивными материалами (типа Lego, конструктор «Элтик», полифункциональные наборы мягких модулей «Радуга» и др.) самим создавать постройки для игр. Обучение работе с образцами, представленными СD-диске (работа с компьютерными изображе­ниями), в виде фотографий.

Упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками.

Складывание разрезных картинок со смысловыми разъемами.

Игры с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной формы (интеграция с логопедической работки и разделом «Элементарные математические представления»).

Игры с разрезными картинками с использованием образца (игрушки, овощи, фрукты, животные).

Игры на узнавание целого предмета по фрагментам и называние его.

Конструирование по объемному образцу (здания, мосты, ворота и пр.), последующее выкладывание построенной конструк­ции из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе.

Конструирование из палочек по образцу (счетные палочки, палочки Кюизенера и т. п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: