На второй ступени обучения




 

Основное содержание

Формирование произвольного слухового и зрительного воспри­ятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представ­лений. Закрепление усвоенных ранее представлений об объемных и плоскостных геометрических фигурах и формах предметов Формирование новых представлений об объемных и плоскост­ных фигурах и формах предметов (овал, прямоугольник, оваль­ный, прямоугольный). Их различение в процессе сопоставления, сравнения. Совершенствование стереогноза. Обозначение форм геометрических фигур и предметов словом.

Закрепление названий, усвоенных ранее величин и их параметров. Сравнение предметов по величине (пять-семь предметов). Обозначение величины и ее параметров словом. Закрепление основных цветов. Освоение оттенков новых цветов розовый, голубой, коричневый, оранжевый). Различение предметов по цвету. Обозначение цвета предмета словом.

Выделение одновременно двух (затем трех) свойств фигур, предметов (форма — цвет, форма — величина, величина — цвет, форма — цвет — величина).

Обучение определению пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева впереди, сзади). Выделение ведущей руки и ориентировка в схеме собственного тела. Обучение определению расположения предмета по отношению к себе, ориентировке на плоскости.

Совершенствование умения слушать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по силе и высоте

Совершенствование процессов запоминания и воспроизведе­ния: запоминание и воспроизведение последовательности и коли­чества предметов (пять-шесть), картинок, геометрических фигур, различных по цвету, величине и форме; запоминание и воспроиз­ведение ряда неречевых звуков (три-четыре), слов (четыре шесть), объединенных по тематическому принципу и случайных

Формирование кинестетической и кинетической основы движе­ний в процессе развития общей, ручной и артикуляторной мотори­ки. Обучение точному выполнению двигательной программы. Развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации (определяя содержание работы по раз­витию общей моторики на логопедических занятиях, учитель- логопед исходит из программных требований образовательной области «Физическое развитие»).

Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоя­тельно (по словесной инструкции). Стимуляция двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц. Уточ­нение состава двигательного акта.

Формирование кинестетического анализа и синтеза, кинесте­тических афферентаций движений пальцев рук («Пчела», «Лодочка» и т. д.).

Объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигательный стереотип («шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка).

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры с помощью дифференцированного логопедического массажа (осуществляется преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса).

Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью специальных методов.

Формирование кинестетической основы артикуляторных движений. Развитие двигательно-кинестетической обратной связи путем уточнения положения различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков

Формирование нормативных артикуляторных укладов звуков в процессе нахождения и удержания необходимой артикуляторной позы (специальные комплексы артикуляторной гимнастика Формирование кинетической основы артикуляторных движе­ний в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные ком­плексы артикуляторной гимнастики).

Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, поднять и нахмурить брови).

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации. Развитие произвольности мыс­лительных операций (умения слушать, понимать и четко выпол­нять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

Обучение решению задач не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные пред­ставления о предметах.

Нормирование основы словесно-логического мышления Развитие основных компонентов мыслительной деятельности (заинтересованности в выполнении задания, положительного эмоционального состояния в течение всего занятия, навыка само­контроля и т. д.).

Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (формирование умения выражать результат сло­вом), способности устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление четырех-шести фигурной матрешки путем примеривания и зрительного соотнесения, занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки). Формирование наглядно-образных представлений, обучение воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (составление целого из частей и т. д.). Развитие спо­рности на основе анализа ситуации устанавливать причинно- следственные зависимости, делать обобщения («Последовательные картинки», «Времена года»). Формирование умения составлять рассказ по серии последовательных картинок, вербально обосновав свое решение. Обучение выявлению и пониманию иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры. Формирование способности к активной поисковой деятельности.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодей­ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических струк­тур. Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению ю образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигнатов://; ///; ////).

Обучение восприятию и оценке неакцентированных ритмиче­ских структур, разделенных длинными и короткими паузами, и их воспроизведению по образцу и по словесной инструкции (// //;/ //; // /; /// /).

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в ра­боте с детьми с дизартрией). Обучение распознаванию звуков речи, развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука). Формирование навыка аудирования (направленного восприятия звучания речи). Обучение умению правильно слушать и слышать речевой мате­риал. Создание благоприятных условий для последующего фор­мирования фонематических функций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: