Представления о себе и об окружающем природном мире




Педагогические ориентиры:

¾ стимулировать познавательную активность детей, развивать их интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), вызывать желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире

¾ формировать первоначальные представления детей о места) обитания, образе жизни и способах питания животных и растений

¾ знакомить детей с функциональными свойствами объекту в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

¾ расширять и уточнять представления детей о предметах быта, необходимых человеку (одежда, обувь, мебель, посуда);

¾ расширять и уточнять представления детей о явлениях при роды (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных из­менениях (лето — зима, день — ночь), их связи с изменениями в жизни людей, животных, растений;

¾ формировать у детей первоначальные экологические пред­ставления (люди, растения и животные: строение, способ пере движения, питание, взаимодействие со средой — обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе) и гуманное отношение к рас­тениям и животным;

¾ развивать сенсорно -перцептивные способности детей: умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию на ощупь и на вкус;

¾ знакомить детей с праздниками (Новый год, день рождения, проводы осени, зимы, спортивный праздник);

¾ знакомить детей с доступными для их восприятия и игр ху­дожественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.);

¾ обучать детей элементарному планированию и выполнению каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»).

Основное содержание

Ребенок познает мир живой природы. Наблюдение, беседы игры, чтение литературы о домашних животных и их детенышах Первоначальные представления о диких животных (живут в лесу)

Наблюдение, беседы, чтение литературных произведений о птицах (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»), Воспитание заботливого отношения к животным и птицам. Мно­гообразие насекомых (жуки, бабочки, мухи, комары).

Человеческая семья и семья животного: сходство и различия, родственные взаимоотношения в семьях животных и человека (как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут). Звукоподражание го­лосам животных и птиц (интеграция с логопедической работой). Театрализованные и настольно-печатные игры о животных и птицах (интеграция с образовательной областью «Социально-комму­никативное развитие» — раздел «Игра»), Узнавание объемных и плоскостных моделей животных и птиц, называние их. Примеры из жизни знакомых детям домашних и диких животных. Стиму­лирование желания детей повторять за взрослым фразы о повад­ках, голосах животных и птиц (с помощью вербальных и невер­бальных средств общения) (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).

Наблюдение за аквариумными рыбками. Стимулирование же­лания детей рассказывать взрослым и сверстникам о повадках, особенностях окраски, строении рыбок с помощью невербальных и вербальных средств общения (интеграция с логопедической ра­ботой, образовательной областью «Речевое развитие»).

Упражнения на составление двухсловных предложений, вклю­чающих усвоенные ранее существительные в именительном па­деже, вопросительные и указательные слова: вопросительное (указательное) слово + именительный падеж существительного (Это поросенок? Где собака?, указательное слово + именитель­ный падеж существительного: (Вот волк. Это еж) (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое раз­витие»).

Ребенок знакомится с миром растений. Наблюдение, игровые ситуации, отобразительные игры и этюды, направленные на зна­комство детей с особенностями взаимосвязи и взаимозависимо­сти жизнедеятельности человека и природы. Формирование у детей понимания, что растения - живые организмы (им больно, они могут погибнуть, если за ними не ухаживать). Наблюдение за ростом растений в уголке природы в детском саду (детском Доме), дома, на улице. Растения летом и зимой: в саду, в огороде, в лесу (зависит от местных природных условий). Наблюдение за трудом взрослых в природе, элементарные трудовые поручения по уходу за растениями (вместе со взрослым). Рассматривание иллюстраций о заботливом отношении человека к растениям (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие «Социально- коммуникативное развитие» —разделы «Игра», «Труд,»)

Беседы, в ходе которых дети узнают о значении растений в жизни человека (использование в питании, в изготовлении предметов, необходимых в быту и т. д.). Рассматривание мебели, игрушек из дерева. Игры с игрушками из дерева (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Чтение литературных произведений о растениях и беседы по ним с использованием натуральных растений, их моделей, игру­шек, картинок, комментированного рисования (выполняет взрослый), детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и др. (ин­теграция с образовательными областями «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»).

Ребенок познает мир минералов. Наблюдение, практическое экспериментирование с наиболее известными минералами (песок, камни). Их значение в жизни человека. Игры с песком, камеш­ками, с водой (интеграция с образовательной областью «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Чтение литературных произведений и беседы по ним с исполь­зованием минералов, игрушек из глины, картинок (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»). Комментированное рисование (выполняет взрослый), детские рисунки, аппликации, простейшие лепные поделки из глины и др. Обучение детей со­ставлению двухсловных предложений по сюжетам собственных рисунков, поделок и т. п.

Ребенок познает мир цвета и звука. Игры и игровые упражнения на ознакомление детей с разнообразием звуков (шум дождя, зву­чание ручья, звуки улицы, шелест листвы, скрип снега, шум воды, песни ветра, голоса птиц и зверей). Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (свистулька, барабан, дудочка, гармошка и др.).

Игры, предметно-практическая деятельность по ознакомлению с цветом в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый)- Упражнения и игры с предэталонами цвета: выделение цвета, характерного для травы, солнца, воды, снега. Игры на формиро­вание представлений об основных цветах зимы и лета. Игры и игровые упражнения на формирование представлений о цвете как признаке состояния растений (зеленый и красный помидор, желтые и зеленые листья), окраски животных и растений в зависимости от времени года (заяц, белка, деревья). Чтение литературных произведений и беседы по ним с использованием разноцветных игрушек, картинок. Комментированное рисование (выполняет взрослый), детские рисунки, аппликации, различные поделки из цветной бумаги, ткани и т. д. Обучение детей составлению двухсловных предложений по сюжетам соб­ственных рисунков, поделок и т. п.

Ребенок знакомится с явлениями природы и космосом. Наблю­дение за явлениями природы зимой и летом: снег, дождь (в зависимости от природных условий). Наблюдение, игры и игровые упражнения: вода в реке, в посуде, в ванночке, в тазу, в луже Беседы, театрализованные игры, чтение литературы об осторож­ном поведении на воде и обращении с огнем.

Рассматривание земли на участке детского сада (детского до­ма), практическое экспериментирование с ней (проводит взрослый, а дети наблюдают), вскапывание, рыхление, полив. То же в цветочном горшке. Наблюдение, игровые упражнения с флю­герами, ветряными вертушками зимой и летом.

Наблюдение за движением солнца. Рассматривание светильников в форме солнца, луны. Знакомство с темной сенсорной комнатой (проводят воспитатели вместе с психологом), игровые занятия в условиях темной сенсорной комнаты с использованием панно «Звездное небо», «Звездной сети с контроллером», «Зер­кального шара» и т. п. Наблюдение за изменением освещенности утром, днем и вечером в разное время года: летом и зимой. На­блюдения за погодой. Знакомство с контрастными состояниями погоды мороз и жара.

Наблюдение за погодными явлениями: тучи, дождь и снег. Игры с детьми в разное время года (летом и зимой). Этюды, пан­томимы, рисование (солнце, луна, туча, дождь, капли, снег, сне­жинки).

Комментированное рисование (выполняет взрослый). Рисова­ние детьми. Выполнение взрослыми совместно с детьми аппли­каций, различных поделок из цветной бумаги, ткани и других материалов (интеграция с образовательными областями «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Труд»), Обучение детей составлению двухсловных предложений по сюжетам совместных со взрослыми и собственных рисунков поделок и т. п. (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).

Чтение и разучивание с детьми потешек, песенок, стихотворений, народные игры, чтение и рассказывание детям сказок о явлениях природы, о небесных светилах (интеграция с образова­тельными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуника­тивное развитие» — раздел «Игра», разделом «Элементарные мате­матические представления»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: