Конструктивные игры и конструирование




Младший дошкольный возраст — время интенсивного сенсор­ного развития ребенка, в том числе и ребенка с речевыми нарушениями. В этот период дети приобретают сенсорный опыт, не­обходимый для овладения всеми видами деятельности и пред­ставлениями об окружающей мире. Целенаправленное формирование сенсорного опыта детей с ТНР на первой ступени обучения значимо для дальнейшего познавательного развития детей.

Работа по сенсорному развитию носит комплексный и непрерывный характер. Она осуществляется в процессе организованных и самостоятельных игр детей с игрушками, природными и руко­творными предметами и материалами, в повседневной жизни в непосредственном общении с ребенком. Особое место в ней за­нимают специально организованные игровые занятия, основанные на использовании развивающих возможностей дидактических и конструктивных игр и направленные на уточнение и систематиза­цию сенсорного опыта ребенка, развитие сенсорно-перцептивных действий, способности воспринимать и моделировать простран­ственные, временные и количественные отношения.

На первой ступени обучения коррекционно-развивающая ра­с детьми с ТНР имеет целью прежде всего уточнение и рас­ширение сенсомоторного опыта детей, формирование системы обследовательских действий, а также познавательных установок «Что это?», «Какой он?» В совместной со взрослыми и само­стоятельной деятельности дети с помощью различных анализа­торов начинают выделять основные признаки предметов, диффе­ренцировать их, соотносить со словом. Это необходимое условие формирования целостных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Внимание детей привлекается к функциональным и простран­ственным свойствам окружающих предметов (форме, отношениям по величине и расположению) и цвету. Они обучаются действовать, учитывая эти свойства, сравнивать объекты по этим признакам, находить сходство и различие, объединять в группы.

Одновременно у детей формируются первые практические ориентировочные действия («поисковая» результативная проба, практическое примеривание), умение пользоваться указательным и соотносящим жестами в ходе предметных и орудийных дей­ствий, при сравнении объектов, система «взгляд — рука (руки)».

Такой комплексный подход к формированию способов вос­приятия приводит к возникновению очень важной для познава­тельного развития ребенка сенсорно-перцептивной способности. Он также способствует развитию концентрации внимания, умения сосредоточиться на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию устойчивость и произвольность.

Конструктивная деятельность детей способствует обогащению их сенсорного опыта, формированию у них первичных представ­лений о признаках цвета, формы, величины, строения объектов Действительности, расположения в пространстве их элементов по отношению друг к другу, а также практическое использование этих свойств в создаваемых моделях реальных объектов.

Конструктивные игры с детьми с ТНР и обучение их конструи­рованию имеет целью решение широкого спектра коррекционно- развивающих задач, в том числе их речевое развитие. В ходе за­мятий с различным конструктивным материалом:

¾ обогащается сенсомоторный опыт детей;

¾ развивается их анализирующее восприятие;

¾ формируются представления о предметах окружающей действительности и их пространственных свойствах;

¾ совершенствуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

¾ формируются система «взгляд — рука»;

¾ серийность и произвольность движений;

¾ происходит развитие словесной регуляции действий в виде словесного отчета и объяснительно-сопровождающей речи с использованием вербальных и невербальных средств общения;

¾ развиваются контрольные функции детей.

Конструктивные игры и игровые занятия по конструировании с детьми проводит воспитатель.

Конструктивные игры и собственно конструктивная деятель­ность на этой ступени обучения широко используются не только на специально организованных занятиях, но и в процессе со­вместной деятельности взрослого с детьми по различным обра­зовательным областям, в ходе психокоррекционной работы ко­торую осуществляет педагог-психолог.

Содержание данного направления образовательной области «Познавательное развитие» тесно связано с логопедической ра­ботой, прежде всего:

¾ с формированием предметного, предикативного, адъектив­ного словаря экспрессивной речи детей;

¾ с развитием импрессивной речи;

¾ с формированием слухозрительного и слухомоторного взаи­модействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмиче­ских структур­— с развитием произвольного слухового и зрительного вос­приятия, внимания, памяти.

Конструктивный, природный (песок, плоды, камешки, ракуш­ки и др.) и рукотворный (строительные деревянные конструкто­ры, конструктор Lego – duplo, крупная мозаика, сборно-разборные игрушки, разрезные картинки, пазлы. мягкий модульный мате­риал и др.) материал активно используется для развития движений кистей рук и совершенствования межанализаторного взаимодей­ствия зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

В конструктивных играх у детей формируется кинетическая основа движений пальцев рук. Элементы конструирования вклю­чаются также в подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия с детьми.

В групповой комнате, в кабинете педагога-психолога необхо­димо иметь в достаточном количестве и ассортименте различный строительный материи, конструктивные игры, полифункциональные мягкие модули, природный материал и применять их с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей. При этом одна часть оборудования и материалов применя­ется для проведения занятий, а другая находится в распоряжении детей, которые по желанию могут использовать его для свободных игр и занятий вместе со взрослыми и самостоятельно.

Педагогические ориентиры:

¾ знакомить детей с различными конструктивными материа­лами;

¾ стимулировать интерес детей к материалам, к процессу и ре­зультату конструктивной деятельности;

¾ стремиться заинтересовать детей созданием построек и вы­звать у них радостное восприятие достигнутого результата;

¾ учить детей включать готовые постройки в игру;

¾ обучать детей созданию конструкции на основе анализа простейшего образца, по представлению;

¾ учить детей адекватно реагировать на разрушение конструк­ций, объясняя, почему и как можно их восстановить;

¾ учить детей использовать элементы строительных наборов в качестве предметов-заместителей;

¾ формировать пространственно -величинные представления (вперед — назад, впереди — сзади, рядом, на и т. п.) в процессе игр с конструктивными материалами и игрушками;

¾ учить детей сравнивать по размеру элементы детских стро­ительных наборов (понимать и употреблять слова: большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий и т.п.);

¾ учить детей группировать строительные детали, элементы конструктора по форме и цвету (красный, желтый) по образцу;

¾ учить детей действовать двумя руками (одной удерживать постройку, другой — устанавливать дополнительные элементы);

¾ развивать у детей систему «взгляд - рука» (прослеживание взглядом движений рук);

¾ формировать навык элементарной кооперативной деятель­ности детей в ходе создания коллективных построек (строим оли­вковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственно с участием взрослого;

— использовать в индивидуальных случаях действия по подражанию и совместные действия, если ребенок не может создать конструкцию на основе образца.

 

Основное содержание

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно -развивающей среде. Знакомство детей с дидактическими сборно разборными игрушками и детским строительным материалом Выбор каждым ребенком наиболее интересных конструкторов и сборно-разборных игрушек для конструирования (пирамидки, матрешки, деревянные, пластмассовые и другие строительные наборы). Выполнение постройки: дети наблюдают, затем при­влекаются к совместной деятельности. Организация игр с конструктивными материалами с малыми группами детей (совместно учитель-логопед, воспитатель и другие взрослые) (интеграция с логопедической работой).

Знакомство детей с местом расположения сборно-разборных игрушек, дидактическими столами, настольными и напольными конструкторами. Совместное с детьми рассматривание постройки из строительного материала, выполненной взрослыми, побужде­ние детей называть (показывать) конструкции. Организация совместного с детьми взаимодействия с различными конструк­тивными материалами. Показ детям действий со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве. Обучение детей подбору фигуры к образцу (по форме, цвету величине),используя приемы прикладывания и накладывания (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).

В совместных играх и упражнениях обучение детей группировке элементов строительных наборов (кубиков, брусков, треугольных призм) по двум-трем образцам и соотнесению их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).

Игры и упражнения, в которых детям необходимо узнать целый предмет по его фрагментам. В совместных играх и упражнениях обучение детей способам узнавания целого предмета по его фрагментам.

В процессе конструирования из крупного и мелкого строительного материала, мозаики, разрезных картинок, сборно-разборных игрушек развитие пространственных представлений детей вверх — вниз, вперед — назад и т. п.).

Игры и игровые упражнения на развитие наблюдательности, памяти, внимания: перемещение двух-четырех объемных или плоскостных элементов относительно друг друга (интеграция с логопедической работой, психокоррекционной работой).

Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, треугольных призм) по двум-трем образцам обучение детей умению соотносить их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).

В совместных играх обучение детей анализировать и переда­вать в постройках взаимное расположение частей предмета.

В конструктивных и дидактических играх учить детей соот­носить части конструкции с частями игрушки или конструкции- образца.

В коллективных играх и упражнениях развивать умения детей группировать элементы строительных наборов (кубики, бруски, пластины, треугольные призмы) по двум-четырем образцам, со­относить их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).

Уточнение представлений детей о пространственном располо­жении (вверх — вниз, вперед — назад и т. п.) частей конструкций, предлагая им одноименные постройки из различного конструк­тивного материала (крупный и мелкий строительный материал, мозаику, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки).

Игры со строительными материалами и дидактическими игруш­ками (сборно-разборными, мозаикой, палочками).

Воспроизведение детьми по подражанию, а затем по образцу комбинаций из двух- четырех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (.стол, стул, дом, скамейка, мостик и т. п.). Вместе с детьми обыгрывание по­стройки (сюжет предлагает взрослый). Стимулирование желания детей использовать эти конструкции для игр с образными игруш­ки (при необходимости образец дает взрослый).

Организация совместных с детьми игр со сборно-разборными игрушками (разобрать целое на части, собрать части в целое), с разрезными картинками, на которых изображены эти же игрушки (картинки разрезаны в соответствии с разборными частями игрушек). Расширение ассортимента сборно-разборных игрушек, разрезных картинок, предлагаемых детям для игр (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).

Складывание разрезных картинок из двух-четырех частей с использованием приема накладывания на образец и по образцу (игрушки, овощи, фрукты, знакомые животные). Подбор к составленным разрезным картинкам соответствующих игрушек и предметов по словесной просьбе взрослого. Называние предметов и картинок, используя доступные вербальные и невербальные средства общения (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Игры с вырубными сюжетными картинками (вырублены две-четыре части круглой, квадратной формы) (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические пред­ставления»).

Складывание целого изображения из иллюстрированных ку­биков (четыре кубика).

Дополнение детьми готовых рисунков различными элемента­ми, например, разложить окна и двери на контурах зданий

Обучение детей конструированию плоскостных изображений предметов, геометрических фигур из палочек (по подражанию и образцу): дом. солнышко, заборчик, ворота и т. п. (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математиче­ские представления»).

В играх и игровых упражнениях с водой и различными поли­стироловыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене, создание плоскостных конструкций (до­мик, елка ит. п.) (интеграция с образовательной областью «Со­циально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Конструирование. Выполнение простых построек (башня за­борчик, дорожки, скамеечки) по образцу после его предваритель­ного анализа с использованием вербальных и невербальных средств общения: выделение основных частей постройки, определение необходимых строительных элементов (интеграция собразовательной областью «Речевое развитие»).

Постройка двух-трех объектов после их предварительного ана­лиза (по образцу, по словесной инструкции, а при необходимости и по подражанию: гараж, ворота, забор, мебель для кукол и т. п. Обучение детей переносить полученные навыки в новые условия создание знакомых построек из нового для детей строительного материала). Создание знакомых построек с незначительным изменением конструкции из нового для детей строительного материала. Вместе с детьми обыгрывание построек (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное разви­тие» — раздел «Игра»),

Конструирование плоскостных изображений предметов, используя плоскостной конструктор, специально изготовленные картонные фигуры (круги, квадраты, треугольники), бельевые прищепки различного размера и цвета: например, солнышко (желтый круг и лучики-прищепки), дом (квадрат и треугольник,,труба - прищепка) (интеграция с логопедической работой и раз­делом «Элементарные математические представления»).

Обыгрывание постройки сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

После предварительного анализа образца (основные части по­стройки, необходимые строительные материалы), который про­водится под руководством взрослого, выполнение детьми простых построек (по образцу) с использованием при этом вербальных и невербальных средств общения (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное раз­витие» — раздел «Игра»),

В совместных с детьми играх создание знакомых детям объектов из конструкторов Lego, «Самоделкин-строитель», «Самоделкин- семья» и др. (с помощью взрослого, а затем самостоятельно).

Вместе с детьми конструирование объектов из тематических конструкторов и мозаик.

Уточнение понимания и (по возможности) использования детьми в речи: конкретных и обобщающих существительных и глаголов (в соответствии с тематикой конструирования;; при­лагательных: качественных (одинаковые, разные, круглые, ква­дратные), в сравнительной степени (больший, меньший), указа­тельных местоимений (этот, тот, такой), наречий: количе­ственных (много, мало, еще), обстоятельственных (высоко, низко), в сравнительной степени (больше, меньше), количественных числительных (один, два, три), предлогов (в, на, за, под, из, у, с, от) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: