На первой ступени обучения




Основное содержание

Формирование общих речевых навыков. Обучение детей опти­мальному для речи типу физиологического дыхания. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный дли­тельный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок». «Кораблики», «Бабочка летит» и др.) и с речевым сопровождени­ем на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [X], слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного вы­доха (три слова).

Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.

Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц. Обучение выразительному рассказы­ванию потешек, небольших стихотворений.

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимиче­ской мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.).

Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы. Обучение воспроизве­дению ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой.

Развитие импрессивной речи. Дальнейшее развитие предметно­го, предикативного и адъективного словаря. Уточнение значений слов. Закрепление обобщающих понятий («Покажи то, с чем ты будешь играть», «Покажи то, чем ты будешь есть», «Покажи то, что ты наденешь на прогулку»).

Формирование антонимических отношений в процессе раз­личения противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни — расстегни, надень — сними, завязывает — развязывает, закрывает — открывает, залезает - слезает), прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, блинный — короткий), наречий (впереди — сзади, внизу — вверху, высоко — низко, дале­ко — близко, много — мало).

Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама Дает молоко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, чем рисует де­вочка», «Покажи, куда спрятался котенок»).

Дифференциация в импрессивной речи форм существитель­ных единственного и множественного числа мужского и женско­го рода с окончанием -ы (-и), (-а) в именительном падеже («По­кажи, где стол, где столы», «Покажи, где мяч, где мячи», «Покажи, где шар, где шары», «Покажи, где кубик, где кубики», «Покажи, где кукла, где куклы», «Покажи, где чашка, где чашки», «Покажи, где рыба, где рыбы», «Покажи, где дом, где дома», «По­кажи, где глаз, где глаза»),

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени («Покажи, где мальчик спит, где мальчики спят», «Покажи, где девочка поет, где девочки поют», «Покажи, где собака сидит, где собаки сидят», «Покажи, где малыш рисует, где малыши рисуют»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшею времени мужского и женского рода («Покажи где Женя спал, где Женя спала», «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чаш­ку», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала»).

Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на. Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под, за, у, с, около, от, из-под, из-за (при демонстра­ции действий).

Обучение пониманию значения продуктивных уменьшитель­но-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк- («Покажи, где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где ягода, где ягодка», «Покажи, где лож­ка, где ложечка», «Покажи, где коза, где козочка»).

Обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке (с использованием иллюстраций).

Обучение пониманию соотношений между членами предложе­ния (Мальчик ловит рыбу удочкой: «Покажи, кто ловит рыбу», «По­кажи, кого ловит мальчик», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу»).

Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи. Расширение, активизация и уточ­нение словаря посредством использования в речи:

¾ слов-действий;

¾ слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «По­суда», «Мебель» и др.;

¾ слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), величину и ее параметры: (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный);

¾ личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш)',

¾ наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущения (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо).

Постепенное введение в словарь экспрессивной речи числи­тельных (один, два, три).

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам словоизменения.

Обучение употреблению форм единственного и множествен­ного числа существительных мужского и женского рода в имени­тельном падеже с окончаниями -ы (шар — шары), -и (кошка — кошки).

Обучение изменению существительных по падежам:

¾ винительный падеж существительных единственного числа с окончанием -у (Я беру... куклу, зайку, мишку);

¾ родительный падеж существительных мужского и женско­го рода единственного числа без предлога и с предлогом у (У ко­го нет мяча? Мяча нет у мальчика. У кого есть усы? Усы есть у кошки);

¾ дательный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа с окончанием -е (Кому подарили игруш­ки? Игрушки поварили девочке);

¾ творительный падеж существительных мужского рода един­ственного числа с окончанием -ом (Чем режут хлеб? Хлеб режут ножом),

Обучение употреблению глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди), глаголов в форме изъявительного на­клонения 3-го лица единственного и множественного числа на­стоящего времени (поет — поют, стоит — стоят, лежит — ле­жат).

Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам.

Обучение согласованию местоимений мой, моя с существитель­ными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла).

Обучение правильному употреблению форм рода и числа гла­голов прошедшего времени (ушел — ушла — ушли).

Обучение образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик, -ок, -чик, -очк-, -ечк-.

Обучение самостоятельному использованию отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей при демонстрации действий и по сюжетным картинкам

Формирование синтаксических стереотипов и усвоение син­таксических связей в составе предложения. Обучение детей от­вечать на вопросы по картинкам двухсоставным простым пред­ложением, в котором подлежащее выражено формой единствен­ного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот спит. Мальчик бежит. Дети поют.)

Обучение употреблению в речи трехсоставного простого пред­ложения с прямым и косвенным дополнением, в котором подле­жащее выражено формой единственного числа существительного в именительном падеже, сказуемое — формой повелительного на­клонения 2-го лица единственного числа настоящего времени (Мама, бай куклу. Тата, возьми чашку) и формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени (Вова ест кашу. Катя машет рукой).

Формирование умения предлагать сотрудничество или выра­жать желание с помощью трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей обращение и инфинитив (Мама, хочу пить. Катя, давай играть).

Обучение использованию в речи трехсоставной простой син­таксической конструкции с местоимениями (Я хочу есть. Он идет гулять).

Закрепление синтаксических связей в составе простого пред­ложения с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога).

Формирование связной речи. Создание ситуаций, требующих от детей использования связной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).

Обучение первым формам связного высказывания: ответы ча вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочи­танной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, корот­ких стихотворений и сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Развитие эле­ментарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У] И], [О], Э] и согласными [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], С], [Г], И, [Ф], [В] звуками (без их дифференциации на мягкие, твердые, глухие и звонкие).

Закрепление произносительных навыков (в пределах доступ­ного словаря).

Обучение детей узнавать и воспроизводить гласные на основе восприятия их беззвучной артикуляции. Развитие фонематиче­ского восприятия. Формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И - О], [А — У], [Э — У]) и близкие по арти­куляции согласные звуки в открытых слогах (по участию мягко­го неба [М — Б], [Н — Д]; по месту образования [П — Т], [Т — К], [М- Н]).

Формирование у детей звукослоговой структуры слова с пра­вильным воспроизведением ударного слога и ритмического ри­сунка в двухсложных словах, состоящих сначала из открытых, затем из открытых и закрытых слогов в следующей последова­тельности: с ударением на гласные звуки: [А] (мама, зайчик, бан­ка, мука, река, мак), [У] (муха, кукла, утка, иду, веду, суп), [И] (киса, Нина, нитка, пилка, сиди, кит), [О] (осы, косы, котик, ослик, зонтик, лимон, дом), [Ы] (мыло, мыши, мышка, кусты, сын).

Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание)

Обучение воспроизведению звукослоговой структуры глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени при произнесении пар глаголов (пер­вым членом предъявляемой пары является глагол в форме пове­лительного наклонения 2-го лица единственного числа: спи — спит, лежи — лежит, лети — летит, сиди — сидит и т! д.).

Обучение произнесению слогов в чистоговорках с одновре­менным отхлопыванием и договариванием слов (ка-ка — белая мУка; бы-бы — высокие дубы; ха-ха-ха — купили петуха; га-га­га — нет сапога). Обучение воспроизведению слоговой структуры трехсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов с Одновременным отхлопыванием (курица, машина, сапоги, тапочки, капуста, кирпичи).

Развитие у детей творческой инициативы интонационного «окрашивания» речи (произвольной выразительности, модуляций голоса) посредством специальных игр, хороводов, доступных для ребенка небольших стихотворных диалогов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на первой ступени направлено на формиро­вание у детей навыков игровой деятельности, приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным обогащение первичных представлений о тендерной и семейной принадлежности.

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с ТНР на первой ступени образования предполагает следующие направления работы:

¾ формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов;

¾ воспитание правильного отношения к людям, вещам и т. дл

¾ обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей («хочу — не хочу» «могу — не могу», «нравится — не нравится»).

На основе формирования представлений о себе и окружающем мире активизируется речевая деятельность детей, происходит накопление ими словарного запаса.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержа­ние образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на первой ступени обучения по следующим разделам

1. Игра.

2. Представления о мире людей и рукотворных материалах.

3. Безопасное поведение в быту, социуме, природе.

4. Труд.

Образовательную деятельность в рамках указанной образовательной области организуют воспитатели, согласуя ее содержание с тематикой работы, проводимой учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Социально- коммуникативное развитие» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми.

Игра

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возрасти в том числе и детей с ТНР, значима для их целостного развития и является основополагающей в осуществлении совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей в рамках об­разовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольной организации стимулирует, прежде всего, речевую активность детей.

Содержание образовательной области «Социально-коммуни­кативное развитие» направленно на овладение детьми навыками игровой деятельности и тесно связано с содержанием всех обра­зовательных областей на всех ступенях образования детей до­школьного возраста.

Обучение игре дошкольников с ТНР в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на первой сту­пени проводится в форме развивающих образовательных ситуа­ций, в которых количество детей может составлять от двух до семи человек. Оно зависит от особенностей речевого и личност­ного развития детей и наиболее успешно осуществляется в со­вместной деятельности взрослого и детей в условиях предметно- игровой среды, стимулирующей желание детей играть, побуж­дающей их к самостоятельному, творческому взаимодействию с игрушками, предметным миром, друг с другом на основе не­речевых и речевых средств взаимодействия. На этом этапе важ­ную роль играет обучение детей младшего дошкольного возрас­та с первым уровнем речевого развития использованию не толь­ко реальных игровых предметов, но и предметов- заместитетелей, стимулирование детей к речевой активности на основе вербаль­ных и невербальных средств общения.

Игра как основная часть образовательной области «Социаль­но-коммуникативное развитие» интегрируется со всеми образо­вательными областями. Элементы игры включаются в структуру групповых и индивидуальных логопедических занятий, совмест­ной образовательной деятельности взрослых и детей в процессе овладения образовательными областями «Познавательное разви­тие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое разви­тие», «Физическое развитие». Игра — ведущий вид детской дея­тельности, в том числе и в ходе логопедической работы, в процессе организуемой взрослыми совместной с детьми образовательной дея­тельности и их общения друг с другом.

Игры являются основой развития у детей с ТНР самостоятель­ной художественной, двигательной, культурно-досуговой, музыкальной деятельности. Поэтому данное направление работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а также в других образовательных областях представлено более подробно по сравнению с другими.

Игры с правилами (дидактические и подвижные) позволяют на наглядно-практическом уровне расширить представления ре­бенка об окружающем мире, используя экспериментальные действия детей, познакомить их с качествами предметов и обогатить их сенсорно перцептивный опыт.

На первой ступени обучения предпочтение отдаетсядидактическим играм: с природными материалами (с песком, с водой), с дидактическими игрушками. На этой ступени обучения дети с ТНР начинают осваивать простейшие настольно-печатные игры, включенные в различные разделы «Программы».

Особое внимание в этот период уделяется играм с природными материалами, в ходе которых у детей в естественной ситуации закрепляются правильные словообразовательные модели и словоформы, их словарный запас пополняется за счет использования существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т. д.

В играх с водой и песком используются как природные, так и рукотворные материалы. В них формируется навык речевого и неречевого общения детей. Эмоционально реагируя на темпера­туру воды (холодная, теплая, горячая), на действия с водой (брыз­гаться, поливать, вытираться, мыть, умываться), ребенок гораздо быстрее усваивает различные речевые конструкции.

Обращаем особое внимание на то, что игры с водой и пе­ском — это специфические игры, которые требуют не только спе­циально оборудованного места для их проведения, но и подготовки природных материалов (песка и воды). Стол-ванна может быть установлен рядом с зеркальным панно (или с кафельной стеной), на которое можно «приклеивать» намоченные в воде фигурки из мягкого полимерного материала. Они так же легко крепятся к крышке стола-ванны, которая устанавливается в вер­тикальном относительно стола положении (угол наклона 10—15°) и опирается на стену или какое-либо устойчивое приспособле­ние.

Игры с водой, песком, другими сыпучими природными мате­риалами, бытовыми и бросовыми материалами предполагают вы­полнение различных игровых действий в зависимости от возраста и особенностей развития детей: совместные действия детей и взрослых; действия по подражанию и образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают соб­ственный замысел детей.

Игры с природными материалами проводят воспитатели в ходе непосредственно образовательной деятельности — в совместной деятельности взрослого и детей. Кроме того, играм с песком и водой отводится значительное место в работе педагога-психолога в ходе психокоррекционной работы (аквапескотерапия).

Игры с дидактическими игрушками (сборно-разборными, об­разными и др.) и настольно-печатные игры организуются в ходе работы с детьми по всем направлениям, указанным в программе. Они имеют большое значение в развитии взаимодействия взрос­лых и детей и направлены на решение общеразвивающих и специ­фических логопедических задач обучения детей с тяжелыми на­рушениями речи.

Для целостного развития детей с ТНР на данной ступени обу­чения рекомендуются предметные и ролевые игры, которые про­водит воспитатель, объединяя детей в группы по уровню речево­го развития, а в ряде случаев и по игровым интересам. При этом учитываются особенности взаимоотношений между детьми и за­дачи нравственного воспитания. Проведение предметных и ро­левых игр связано с рядом условий, к которым относятся наличие впечатлений от познания окружающего мира, степень овладения детьми игровыми действиями, наличие игрушек, частота и харак­тер общения детей со взрослыми. Предметные игры подготавли­вают детей к освоению сюжетно-ролевой игры, зачатки которой формируются уже на этой ступени обучения.

В групповой комнате отводится место для ролевых игр. Здесь может быть представлен стационарный кукольный уголок, ко­торый оформляется в виде мини-квартиры со всеми необходи­мыми атрибутами. Содержание кукольного уголка меняется по мере того, как дети осваивают различные игровые действия с куклами или в зависимости от ситуаций, которые проигрывают­ся в сюжетно-ролевой игре.

Тематика предметных и ролевых игр отражает знакомые до­школьникам простые жизненные ситуации и направлена на обу­чение детей выполнению нескольких взаимосвязанных действий, взаимодействию в сюжетах двух действующих лиц (мама и дочка, Водитель и пассажир и т. д.). Оборудование для игры, которая проигрывается детьми в данный момент, является обязательным компонентом предметно-развивающей среды. Игра остается развернутой весь период, необходимый для решения педагогических задач. Обычно это один-два месяца. По мере освоения детьми другой ролевой игры, предыдущая сворачивается, но все еще остается в поле постоянного внимания детей. Оборудование для ролевых игр в которые дети уже играли, располагается в доступ ном для них месте на специальных стеллажах в специальных ящиках, коробках с характерными символическими изображениями либо в специальных прозрачных саше.

Театрализованные игры, которые предлагаются детям с ТНР на первой ступени обучения, представляют собой простейшие варианты режиссерских игр и игр-драматизаций. При этом текст читает педагог, а дети выполняют лишь определенные действия обусловленные сюжетом. На этой ступени развития дети с ТНР еще не могут обыгрывать сюжет, оречевляя свои действия, но с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных. Поэтому важно научить их некоторым игровым действиям по образцу который показывает педагог.

Интерес к театрализованным играм возникает в процессе просмотра детьми театрализованных представлений с использованием театральной ширмы, фланелеграфа, ковролинографа, настоль­ного театра, театра кукол бибабо и т. д. Взрослые демонстрируют детям разные виды режиссерских спектаклей, привлекая дошкольников к активному участию в них. Они стимулируют речевую активность каждого ребенка в виде дополнений отдельных фраз в диалогах героев, придумывав зачин и концовку сказки.

Содержанием театрализованной деятельности на данной степени являются песенки и потешки, кумулятивные и авторские сказки, сказки-импровизации, сюжеты которых отражают простейшие ситуации и пригодны для использования в играх с образными игрушками и в играх-драматизациях.

В логопедической работе учитель-логопед также активно использует элементы творческих игр и игр с правилами, представ ленных в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». При этом он учитывает особенности развития игровой деятельности каждого ребенка:

¾ сформированность игровых действий;

¾ умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в игре, используя различные средства коммуникации.

В ходе решения задач образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» на первой ступени обучения дошкольников с ТНР огромное значение имеет преодоление у детей речевого и неречевого негативизма. Для этого все специалисты стремятся придать отношениям детей к окружающим взрослым и сверстни­кам положительную направленность. Особое внимание обраща­ется на воспитание у детей стремления к положительным поступ­кам и речевому и неречевому взаимодействию. У детей форми­руются представления о взрослых и детях, об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и поступках людей, о семье и родственных отношениях.

Обращаем внимание на то, что данный раздел «Программы» интегрируется с логопедической работой, со всеми образователь­ными областями, особенно с такими, как «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. В каждой образовательной об­ласти на соответствующем содержании происходит обогащение опыта общения и взаимодействия детей с ТНР со взрослыми и сверстниками, у детей развивается эмпатия, формируются соци­альные представления.

Важно, чтобы дети с тяжелыми нарушениями речи в процессе коррекционно-развивающей работы в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в той ими иной мере осознали свои возможности, стремились к общению со свер­стниками и взрослыми, используя для этого доступные им вер­бальные и невербальные средства коммуникации. Содержание образовательного процесса должно способствовать развитию их социально-эмоциональной сферы и обогащению личного опыта, должно быть направлено на формирование самостоятельности детей.

Ролевые игры

Педагогические ориентиры:

¾ развивать стремление детей играть вместе со взрослыми и с другими детьми, объединяться в группы по два-три человека на основе личных симпатий;

¾ знакомить детей с адекватным использованием игрушек, в соответствии с их функциональным назначением;

¾ воспитывать умение соблюдать в игре элементарные прави­ла поведения и взаимодействия на основе игрового сюжета; формировать у детей потребность в общении, учить их использовать речевые и неречевые средства общения;

¾ поощрять желания детей самостоятельно играть в знакомые игры;

¾ формировать у детей элементарные операции внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях: показ и называние картинок, изобра­жающих игровые ситуации; разыгрывание ситуаций, в которых необходимо использовать звукоподражание, элементарное инто­нирование речевых и неречевых звуков (смеха или плача ребенка, кипения чайника, льющейся воды движения или сигнала авто­мобиля, звука, сопровождающего зеленый сигнал светофора), произнесение отдельных реплик по ситуации игр с образными игрушками;

¾ расширять круг действий детей с куклой и другими образ­ными игрушками на основе бытовых и игровых ситуаций, при­думанных детьми вместе со взрослыми;

¾ стимулировать желание детей отражать в играх свой жизненный опыт, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно;

¾ расширять возможности детей использовать приобретенные игровые умения в новой игре.

Основное содержание

Игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).

Игры с полифункциональным игровым оборудованием, мягкой модульной детской мебелью (создание построек в игре- пространственное расположение мягкой детской мебели для игры: строим стол, диван, стул, кроватку; располагаемся на диване, стульях, за столом для игр с куклами, мягкими образными игрушками и т. п.) (интеграция с образовательной областью «Познавательное разви­тие» — раздел «Конструирование»).

Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-за­местителями с последующей ориентацией детей на самостоя­тельное их использование в сюжетных играх. Проигрывание вместе со взрослыми простых сюжетов: цепочек связанных по смыслу игровых действий с образными игрушками и атрибутами для игры (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские технические приборы: пылесос, микроволновая печь, детский теле­фон и др.). Включение детей в несложный ролевый диалог, называние себя в игровой роли в играх «Дочки-матери», «Семья», «Автобус», «Магазин», «Доктор», «Улица» и др. (интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Рече­вое развитие»).

Самостоятельные игры детей с сюжетом из нескольких дей­ствий, в которых необходимо использовать детали костюмов для проигрывания той или иной роли: «Я — водитель», «Я — пожар­ный», «Я — врач» и т. д. Разыгрывание ситуаций, в которых дети вынуждены отвечать на вопросы: «Кто это?», «Ты хочешь перей­ти улицу?», «Это красный свет?», «Что это?» (интеграция с лого­педической работой и образовательной областью «Речевое разви­тие»).

Создание игровой предметной среды, стимулирующей детей дополнять игровую обстановку, а также самостоятельно разво­рачивать игру в игровом уголке или используя соответствующее игровое оборудование. Постройка вместе со взрослыми из разно­го игрового и бытового оборудования (модули крупный строи­тель, стульчики, сервировочные столики и т. п.) автобуса, по­жарной машины, корабля, поезда (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Конструирование»). Игры с ними.

Создание игровых ситуаций, позволяющих детям с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, вступать в общение со сверстниками: парное, в малых группах (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

 

Театрализованные игры

Педагогические ориентиры:

¾ учить детей имитировать движения, голоса персонажей, «преображаться» в процессе отобразительных игр;

¾ обучать детей использованию реальных предметов, игрушек, исходя из игровой ситуации;

¾ формировать игровые действия детей с изображениями пред­метов и предметами заместителями, имеющими внешнее сходство с реальными предметами, но отличающимися от них; обучать детей многообразному использованию в театрализованных играх предметов, деталей костюмов;

¾ стимулировать желание детей самостоятельно (зрительно, тактильно, на слух) выбирать для театрализованных игр игрушку (куклу бибабо, персонаж пальчикового театра, объемные игрушки и их плоскостные модели) в соответствии с текстом произведения (мяч, кубик, крылья для бабочки, крылья для жука, шапочку для курочки или цыпленка), ориентируясь на ее размер (большой - маленький, высокий — низкий, длинный — короткий) цвет (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);

¾ развивать выразительность имитационных движений детей, совершенствовать движения их рук в играх с куклами бибабо и персонажами пальчикового театра;

¾ поддерживать интерес детей к активному участию в театра­лизованных играх.

 

Основное содержание

Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц, демонстрация основных эмоций человека.

Игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персо­нажей (косолапый мишка идет к теремку, дедушка пытается вы тянуть репку и др.) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые рассказывает воспитатель («Заинька, попляши...»).

Игры-импровизации по текстам коротких сказок, рассказов и стихов которые рассказывает педагог (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»)

Инсценировка фрагментов сказок, стихотворений вместе со взрослым.

Игровые импровизации под музыку, литературный текст с ис­пользованием различных кукол, игрушек, бытовых предметов и орудий (например, деревянных ложек, больших бельевых при­щепок и др.), ширмы (интеграция с логопедической работой и об­разовательными областями «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»).

Простые постройки из строительных материалов, полифунк­циональных модульных наборов и использование их в театрализованной игре (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Конструирование»).

Театрализованные игры, в которых в качестве сцены и зри­тельного зала используется пространство комнаты. Обучение детей располагаться в трехмерном пространстве, не мешая друг другу при выполнении игровых ролей (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: