Детьми среднего дошкольного возраста с ТНР
Логопедическая работа
Ребенок:
¾ проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
¾ понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.
¾ использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
¾ различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
¾ использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
¾ пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
¾ составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
¾ различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
¾ владеет простыми формами фонематического анализа;
¾ использует различные виды интонационных конструкций.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок:
¾ выполняет взаимосвязанные ролевые действия, понимает и называет свою роль;
¾ выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей;
¾ участвует в распределении ролей до начала игры;
¾ выполняет знакомые ролевые действия в соответствии с содержанием игры, использует их в различных ситуациях, тематически близких уже освоенной игре;
¾ отображает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество);
¾ использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы- заместители;
¾ передает в сюжетно – ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;
¾ вступает в ролевое взаимодействие с детьми;
¾ стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
¾ проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь.
Познавательное развитие
Ребенок:
— создает предметный рисунок с деталями, меняя замысел по ходу изображения;
¾ создает предметные конструкции из пяти – шести деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу);
¾ осваивает конструирование из бумаги и природного материала;
¾ выбирает из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;
¾ располагает по величине пять – семь предметов одинаковой формы;
¾ занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15-20 минут);
¾ устанавливает причинно – следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
¾ осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения самостоятельно;
¾ находит и различает простейшие графические образцы, конструирует из плоскостных элементов (геометрическая мозаика, геометрические фигуры) и палочек;
¾ использует конструктивные умения в ролевых играх;
¾ имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков;
¾ осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
¾ анализирует объект, воспринимая его во всем многообразии свойств, определяет элементарные отношения сходства и отличия;
¾ имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
¾ действует по правилу или по инструкции в предметно- практических и игровых ситуациях;
¾ использует схему для ориентировки в пространстве;
¾ распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда);
¾ запоминает по просьбе взрослого шесть - семь названий предметов.
Речевое развитие
Ребенок:
¾ владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
¾ может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
¾ обладает значительно возросшим объемом понимания речи;
¾ обладает возросшими звукопроизносительными возможностями;
¾ употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
¾ с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;
¾ сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);
¾ обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
¾ владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок:
¾ изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;
¾ самостоятельно вырезает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т. п.);
¾ наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение;
¾ положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам:
¾ знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);
¾ знает основные цвета и их оттенки: оранжевый, коричневый фиолетовый, серый, голубей;
¾ ориентируется на плоскости листа (низ, средина, верх);
¾ соотносит части реального предмета и его изображения, показывает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета;
¾ сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
¾ внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки;
¾ проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Физическое развитие
Ребенок:
¾ проходит по скамейке, перешагивая незначительные препятствия (например, набивные мячи);
¾ отбивает мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;
¾ продевает шнурок в ботинок и завязывает бантиком;
¾ бегает, преодолевая препятствия: обегая кегли, пролезает в обруч и др.;
¾ подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (несколько раз);
¾ поочередно прикасается большим пальцем к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно);
¾ выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
¾ самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры;
¾ выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;
¾ выполняет движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу, данному взрослым, самостоятельно);
¾ элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.;
¾ самостоятельно и правильно умывается, моет руки, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за с голом, самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.