Представления о здоровом образе жизни и гигиене




Содержание образовательной области «Физическое развитие направленное на становление представлений о ценностях здорово­го образа жизни, овладение его элементарными нормами и правила­ми, на первой ступени обучения реализуется в разных формах работы, и прежде всего, в ходе осуществления режимных моментов, совместной деятельности детей и взрослых. Для организации работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков активно используется время, предусмотренное для самостоятельной деятельности детей. В это время взрослые создают различные педагогические ситуации, в которых у детей формируются представления о здоровом образе жизни. При этом педа­гоги организуют соответствующую безопасную, привлекательную для детей, современную эстетичную бытовую среду. Например, для формирования навыков самообслуживания используются раз­нообразные гигиенические средства: твердое мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором и т. п.

Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию на первой ступени обучения детей с ТНР происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-образовательной работы. Педагоги организуют игры с бытовыми предметам» орудиями и отобразительные игры. Например, одни и те же об­разные игрушки используются как в сюжетно-дидактических играх, так и в играх, формирующих навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки. При развертывании таких игр в формировании у детей соответствующих действий применяют­ся различные игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, кухонный комбайн, миксер и т. п. Взрослые стимулируют желание детей в ходе таких игр не только взаимодействовать с игрушками-аналогами, но и называть их, то есть стимулируют речевую активность детей, обогащая их пассивный и активный словарь. В ходе таких игр дети с ТНР уточняют назначение этих предметов, открывая для себя область современных бытовых при­боров, постигая правила их применения и целесообразного ис­пользования. Это способствует ознакомлению детей с современ­ными бытовыми техническими средствами на игровой основе. Все режимные моменты в группах планируются с учетом по­степенного включения детей с ТНР в процесс целенаправленно­го формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. На первой ступени обучения взрослые осу­ществляют совместную деятельность с малыми группами детей (3-4 ребенка) и индивидуально.

В формировании культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и в обучении выполнению элементарных тру­довых поручений принимают участие все педагоги при ведущей роли воспитателей и их помощников. Другие специалисты (учи­тель-логопед, педагог-психолог) также принимают активное уча­стие в воспитании у детей этих навыков, используя естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают обще- развивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации, различные игры и игровые упражнения).

Успешность в решении задач образовательной области «Фи­зическое развитие», направленных на воспитание у детей с ТНР ценностей здорового образа жизни, в значительной степени зависит от семьи, которая стимулирует желание и потребности ре­бенка в формировании этих ценностей.

Педагогические ориентиры:

— учить детей контролировать движения собственного тела (осторожно брать предметы со стола, безопасно передвигаться между предметами и др.);

¾ стимулировать интерес детей и называние ими предметов бытового назначения (одежду, посуду, гигиенические средства и др.), которыми они постоянно пользуются или которые могут наблюдать, используя при этом вербальные и невербальные средства коммуникации (словесные и жестовые);

¾ формировать представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища;

¾ учить детей действовать с предметами домашнего обихода личной гигиены, выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения;

¾ помогать детям овладевать навыками бытовых действий (вместе со взрослым, по образцу и самостоятельно);

¾ воспитывать бережливость, аккуратность в процессе дей­ствий с предметами гигиены, одеждой, обувью и т. п.;

¾ воспитывать опрятность, прививать культуру еды (культурно-гигиенические навыки);

¾ формировать положительное отношение к чистому, опрят­ному ребенку;

¾ развивать общую и тонкую моторику, координацию движе­ний обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процес­се умывания, раздевания и одевания, приема пищи;

¾ воспитывать у детей умение соблюдать в игре элементарные правила поведения и взаимодействия, учить их нормам гигиены и здорового образа жизни на основе игрового сюжета;

¾ в совместных играх с образными игрушками учить детей реальным бытовым действиям, используя неречевые и речевые средства общения в процессе игровых действий;

¾ воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь при выполнении действий по самообслуживанию, умение благодарить друг друга за помощь;

¾ формировать у детей потребность в общении, учить их ис­пользовать речевые и неречевые средства общения в ситуации взаимодействия в играх на темы сохранения здоровья и здоро­вого образа жизни (плохо — хорошо, полезно — вредно для здо­ровья);

¾ осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия;

¾ создавать благоприятные физиологические условия для нор­мального роста тела, развития позвоночника и восстановления правильного положения тела ребенка, исходя из его индивидуально -типологических особенностей;

¾ проводить игровые закаливающие процедуры с использова­нием полифункционального оборудования (сенсорные дорожки, сухой бассейн), упражнения, направленные на улучшение венозного оттока и работы сердца, тактильной чувствительности тела, повышение силы и тонуса мышц, подвижности суставов, связок и сухожилий, расслабление гипертонуса мышц и т. п.;

¾ учить детей правильному динамическому и статическому дыханию, стимулирующему функционирование сердечно -сосудистой и дыхательной систем;

¾ снижать повышенное психическое возбуждение детей, под­держивать их положительный эмоциональный настрой.

 

Основное содержание

Раздевание и одевание. Педагогические ситуации направлен­ные на привлечение внимания детей к внешнему виду человека: формирование умения смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкаф­чике, разложенную на стуле и т. п.), называть (показывать), что необходимо исправить в одежде, в прическе и т. п. Стимулиро­вание интереса детей к внешнему виду и формирование умения исправлять «неполадки» в одежде, прическе по словесной прось­бе взрослого и самостоятельно, используя для этого зеркало.

В практических и игровых упражнениях обучение детей раз­деваться и одеваться в определенном порядке (с помощью взрос­лого, по просьбе взрослого).

Игры на идентификацию одежды и обуви (платье, шорты, тру­сики, майка, носки, колготки, туфли, тапочки, сапожки, ботин­ки), игры, в которых нужно определить, в порядке ли одежда ребенка, правильно или нет одевается ребенок (или взрослый) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуника­тивное развитие» — раздел «Игра»).

Совместное со взрослым рассматривание кукольной одежды и игры с куклами (большого размера), образными мягкими игрушками (подбор одежды по размеру куклы, одевание и раздева­ние ее с помощью взрослого).

Совместные игры и игровые упражнения на обучение детей расстегивать застежки на «липучках», пуговицах, застежки-молнии (с помощью взрослого и самостоятельно). Последовательное расширение ассортимента игровых модулей для формирования навыка расстегивания, застегивания, «соединения с помощью «липучек», крупных кнопок и т. п. (по типу рамок М. Монтессори) (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Труд»),

Чтение детям коротких стихов и потешек об одежде, о процедурах одевания и раздевания. Слушание сказок, стихов, потешек и называние героев (показ на иллюстрациях) произведений Обучение детей договариванию стихов и потешек, сопряженное а затем и самостоятельное рассказывание их (интеграция с ло­гопедической работой, образовательной областью «Речевое разви­тие»).

Совместный со взрослыми и самостоятельный выбор детьми детских книг с иллюстрациями об одежде, процедуре одевания и раздевания.

Формирование культурно-гигиенических навыков. Упражнения в формировании навыка подворачивания рукавов одежды перед умыванием (с помощью взрослого, по образцу).

Практические упражнения: умывание лица, мытье рук (в опре­деленной последовательности с помощью взрослого, по образцу и по словесной инструкции взрослого); пользование предметами личной гигиены в процессе умывания; пользование бумажными полотенцами; выбор полотенца с ориентировкой на символ (с по­мощью взрослого, по указательному жесту, по словесной просьбе взрослого); пользование развернутым полотенцем после умывания.

Упражнения в открывании и закрывании крана (с помощью взрослого, по образцу и по словесной инструкции взрослого).

Чтение детям коротких стихов, потешек об умывании. Обуче­ние детей договариванию стихов и потешек, сопряженному, а за­тем и самостоятельному рассказыванию их (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие») Игры-драматизации по содержанию потешек, песенок с исполь­зованием натуральных предметов личной гигиены и предметов- заместителей (интеграция с образовательной областью «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Практические упражнения, в которых дети учатся пользовать­ся индивидуальной расческой, находить ее в саше, ориентируясь на соответствующий символ (выбирается одинаковый символ для полотенца, зубной щетки и расчески), расчесывать волосы перед зеркалом (с помощью взрослого, по подражанию и по словесной просьбе).

Практические упражнения, формирующие умения пользовать­ся индивидуальным носовым платком, разворачивать и складывать его, убирать в карман одежды или в специальную сумочку- кошелек.

Индивидуальное обучение детей пользоваться специальными салфетками, носовыми платками при саливации (вытирать рот с помощью взрослого, при напоминании взрослого и самостоя­тельно).

Обучение детей умению чистить зубы перед зеркалом (с опорой на пиктограммы, картинки, изображающие последователь­ность действий).

Формирование навыка пользования туалетом (по напомина­нию взрослого, при сопровождении детей в туалет, по словесной рекомендации взрослого, самостоятельно), туалетной бумагой, формирование у детей привычки мыть руки после туалета.

Прием пищи. Обучение детей поведению во время еды: пользо­ваться столовыми приборами, брать в ложку необходимое количе­ство пищи, есть аккуратно, жевать медленно, пользоваться салфет­кой (во время еды и после приема пищи) по подсказке взрослого и самостоятельно. Беседы с детьми о соблюдении правил пове­дения во время еды (интеграция с логопедической работой, образо­вательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раз­дел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Игровая деятельность. Совместные с детьми игры с сюжетны­ми игрушками (большого размера), в процессе которых выпол­няются действия, отражающие последовательность раздевания и одевания.

Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-за­местителями с ориентацией детей на самостоятельное их исполь­зование в сюжетных играх на темы самообслуживания, гигиены и т. п. В игровых ситуациях побуждение детей выражать с помо­щью вербальных и невербальных средств радость от достижения своих целей, вступать в общение со сверстниками (парное, в ма­лых группах) (интеграция с образовательной областью «Социально- коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Труд»),

Совместные с детьми игры с сюжетными игрушками, игры- имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц, выполняющих различные гигиенические процедуры и действия по уходу за собой) (интеграция с образовательной областью «Со­циально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Совместные с детьми игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых дети отвечают на вопросы «Кто это?», «Что болит у мальчика?», «Что это?» и др. (интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра», «Речевое развитие»).

Организация игровой предметной среды, побуждающей детей дополнять игровую обстановку, самостоятельно разворачивать игру в игровом уголке, соблюдая последовательность действий в разных бытовых ситуациях, выполняя правила гигиены и безопас­ности.

Ознакомление со свойствами воды в играх с использованием стола-ванны, различных бытовых предметов, игрушек, природного материала. Совместные с детьми игры, в ходе которых де­монстрируются образцы взаимодействия с теплой, холодно: горячей водой (в пределах допустимых температур): играть гак, чтобы не мешать остальным (не обливаться, не брызгаться) (ин­теграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Проигрывание вместе с детьми сюжетов (2—3 игровых дей­ствия) с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские тех­нические приборы: пылесос, микроволновая печь, детский теле­фон и др.): игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц и демонстрирующие основные эмоции человека, выполняющего те или иные гигиенические процедуры («Заика серый умывается» и др.); игры, имитирующие образы хорошо знакомых сказочных персонажей (косолапый мишка умывается и делает гимнастику, чтобы быть чистым и здоровым; Машенька убирает в домике медведя, моет посуду, чтобы у него было чисто, и др.); игры-импровизации по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, отражающих тематику здоровья и здорового образа жиз­ни (интеграция с образовательной областью«Социально-коммуни­кативное развитие» — раздел «Игра»),

Игровые упражнения на сенсорных дорожках и другом обо­рудовании с разной фактурой поверхности дляпрофилактики и коррекции плоскостопия (интеграция с разделом « Физическая культура»).

Игровые закаливающие процедурыи упражнения с использованием полифункционального оборудования (сенсорные дорож­ки, сухой бассейн), улучшающие венозный оттоки работу сердца, тактильную чувствительность тела, повышающие силу и тонус мышц, подвижность суставов, связоки сухожилий,расслабляющие при гипертонусе мышц (интеграция с разделом «Физическая культура»).

Игры и игровые упражнения с шариками из сухого бассейна развития тонкой моторики рук (интеграция с логопедической работой и разделом «Физическая культура»).

В качестве кинезиотерапевтических процедур игры с сенсор­ными (набивными) мячами (интеграция с разделом «Физическая культура»).

Игровые ситуации, позволяющие детям выражать с помощью вербальных и невербальных средств радость от достижения своих целей, общаться со сверстниками, поддерживать положительный эмоциональный настрой (психологическое здоровье) (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).

Чтение детям художественной литературы о здоровье и гигиени­ческих процедурах. Чтение детям потешек и стихотворений о ги­гиенических процедурах, режиме дня, об опасных для здоровья и жизни ситуациях и правильном поведении в случае их возник­новения (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное раз­витие»).

Совместные с детьми игры-импровизации, театрализованные игры по сюжетам литературных произведений, в ходе которых дети проигрывают ситуации умывания, чистки зубов, внешней опрятности (интеграция с образовательной областью «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Игра»), Воспитание эмо­циональной отзывчивости у детей в процессе слушания и сов­местного проговаривания и проигрывания ситуаций по литера­турным произведениям.

Воспитание у детей умения слушать (аудиальное чтение) зву­ковые книжки-игрушки о гигиенических процедурах, различных Режимных моментах («Вечерние сказки», «Аленушка» и др.) и т. п. (интеграция с логопедической работой, образовательной областью Речевое развитие»).


 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

(Средний дошкольный возраст)

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: