На второй ступени обучения




Важнейшая задача второй ступени обучения детей с тяжелыми нарушениями речи состоит в формировании у них способность к усвоению элементарных языковых закономерностей.

Содержание логопедических занятий в этот период направлено на актуализацию и систематизацию речевого материала, усвоенного на предыдущей ступени обучения, совершенствование ме­ханизмов сенсомоторного уровня и формирование механизме языкового уровня речевой деятельности в процессе расширения импрессивного и экспрессивного словаря детей, развитие навыков понимания и употребления грамматических форм слова словообразовательных моделей, а также различных типов синтаксических конструкций.

Продолжается работа по развитию у детей понимания речи, накоплению и уточнению понятий, дифференциации значений слова, закрепляются умения детей правильно и отчетливо назы­вать предмет, действия, признаки, качества и состояния, отвечать на вопросы, самостоятельно моделировать собственные речевые высказывания.

В ходе логопедической работы употребляемые детьми слова по своей звукослоговой структуре приближаются к нормативно произносимым (с учетом произносительных возможностей детей. Совершенствование импрессивного и экспрессивного словаря звукопроизношения, фонематического восприятия способствует усвоению детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, формированию понимания и различения значений измененных форм слова, выделению звуковых и морфоло­гических элементов слова, образующих новую форму (слово).

На основе дальнейшего развития фонематического восприятия, отработки правильного произношения звуков и правиль­ного воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется обучение детей элементарным формам фонематического анализа с опорой на материализованные действия. В логопедиической работе с детьми с дизартрией развитию фонемати­ческого восприятия предшествует работа по формированию сенсорно-перцептивного уровня восприятия в процессе имита­ции слогов, поскольку при дизартрии первичные расстройства возникают на гностико-праксическом уровне, который с невро­логической точки зрения обусловливает механическую имита­цию звуков речи.

Одним из основных направлений логопедической работы на данной ступени обучения является развитие коммуникативной функции речи, расширение возможностей участия детей в диа­логе, формирование связной монологической речи. Детей учат вести беседу на близкие и хорошо знакомые темы, описывать предмет, используя словосочетания, простые нераспространен­ные и распространенные предложения.

Ведущим на второй ступени работы с детьми по данной программе остается принцип «логопедизации». Сформированные на логопедических занятиях речевые умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности, при обучении элементарным трудовым навыкам, а также в условиях семейного воспитания.

Педагогические ориентиры:

¾ развивать произвольность мыслительной деятельности детей и формировать ее основные компоненты;

¾ способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, достаточных для решения поставленных задач, формированию навыка самоконтроля; поддер­живать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;

¾ совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

¾ расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

¾ обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и семасиологическом (обращается внимание на семантику слова) аспектах;

¾ формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

¾ формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;

¾ расширять возможности участия детей в диалоге, формиро­вать их монологическую речь;

¾ учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания;

¾ осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голо­совой функций;

¾ создавать благоприятные условия для последующего фор­мирования функций фонематической системы;

¾ осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: