Выбор и расчет транспортных средств




 

На основе схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов производят выбор транспортных средств и расчет потребности в них.

При выборе транспортных средств необходимо учитывать следующие условия [15, с. 314]:

1) транспортные средства должны удовлетворять всей совокупности показателей данного грузопотока, т. е. мощности грузопотока, расстоянию и трассе грузоперемещения, габаритным размерам и физико-техническим свойствам груза. Грузы в зависимости от их характеристики, способов погрузки и перемещения делятся на следующие группы:

сыпучие (наволочные, формованные материалы, уголь и т. д.);

наливные грузы (нефтепродукты, химические, жидкие и др.);

штучные грузы:

длинномерные (длиной более 3 м) - сортовой и профильный прокат, трубы, крупный лес и др.;

короткомерные (длиной до 3 м) - заготовки, детали и др.; штучные массовые (массой до 50 кг) - болванки, заготовки, детали и др.; тарно-упаковочные - контейнеры, ящики, бочки, рулоны и др.; тяжеловесные - оборудование, поковки, слитки и др.;

2)транспортные средства должны соответствовать техническим и организационным особенностям обслуживаемого ими производственного процесса;

3)транспортные средства должны обеспечивать максимальную производительность труда и наиболее благоприятные условия труда на обслуживаемом участке;

4)технические характеристики транспортных средств, работающих на смежных участках, должны быть согласованы для дальнейшего повышения уровня механизации транспортных и разгрузочно-погрузочных работ;

5)избранные транспортные средства по экономическим показателям должны быть наиболее эффективными среди имеющихся вариантов.

Для руководства всем транспортным хозяйством на крупных предприятиях создается транспортный отдел. Он подчиняется одному из заместителей директора предприятия (например, по маркетингу). Транспортный отдел имеет в своем составе планово-экономическое бюро (группу, исполнителя), осуществляющее планирование перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, техническое бюро (группу, исполнителя), занимающееся организацией и планированием ремонта транспортных средств и путей сообщения, диспетчерское бюро (группу), руководящее эксплуатацией транспортных средств, и бюро (группу, исполнителя) учета, осуществляющее учет транспортных и погрузочных работ и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства. Структура и штаты транспортного отдела зависят от характера и объема транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и от особенностей предприятия. В подчинении транспортного отдела находятся цехи, специализированные по видам транспортных средств (железнодорожный цех, цех автотранспорта, цех безрельсового транспорта и т. п.), и ремонтные цехи.

При небольшом объеме перевозок на предприятиях организуется только один транспортный цех. С целью совершенствования организации производства на небольших предприятиях целесообразно создавать единый транспортно-складской цех, в котором можно было бы объединить рабочих в транспортном хозяйстве, на складах и грузчиков основных цехов.

На практике используется децентрализованная, централизованная и смешанная системы управления транспортными средствами [12, с. 315].

Децентрализованная система предусматривает рассредоточение транспортных средств между цехами и обслуживание ими только тех цехов, в ведении которых они находятся.

Централизованная система основана на сосредоточении всех транспортных средств в ведении соответствующей транспортной службы предприятия, осуществляющей межцеховые перевозки по графику (расписанию) согласно заранее разработанным маршрутам. Децентрализованные перевозки не способствуют повышению эффективности межцехового транспорта. Несогласованность в работе транспорта различных цехов приводит к скоплению машин в грузовых пунктах и, как следствие, к их простою в ожидании погрузки - разгрузки. При этой системе неизбежны низкий коэффициент использования пробега машин, низкий коэффициент технической готовности машин.

При централизованной системе простои транспортных средств в пунктах погрузки-разгрузки благодаря организации его движения строго по графику исключаются, а организация перевозок по кольцевым маршрутам обеспечивает превышение длины пробега груженого над холостым, улучшаются условия для ремонта и обслуживания, повышается техническая готовность транспортных средств, а общая потребность в них уменьшается.

На крупных предприятиях с большим грузооборотом используется специальный транспорт.

При смешанной системе часть внутрицеховых перевозок осуществляется децентрализованно, когда в распоряжение начальника цеха выделяется необходимое количество транспортных средств и на него возлагается ответственность за их эффективное использование.

Планирование работы транспортного хозяйства является неотъемлемой частью стратегического и оперативного планирования предприятия. При разработке годового плана определяются: грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ, потребность в транспортных средствах, объем ремонтных работ, потребность в материале и топливе, потребность в кадрах и фонд оплаты труда, цеховые расходы. Составляются смета затрат по транспортному хозяйству и калькуляции транспортных услуг: себестоимость транспортировки 1 т груза и себестоимость погрузки - выгрузки 1 т груза.

Разрабатывается план организационно-технических мероприятий по совершенствованию работы внутризаводского транспорта. Степень детализации и объем расчетов зависят от масштаба транспортного хозяйства. Оперативно-календарное планирование состоит в разработке планов перевозок на более короткие периоды (месяц, сутки и смену). Эти планы составляются планово-диспетчерским бюро транспортного цеха на основе годовых планов и обосновываются расчетом загрузки транспортных средств. Учитываются также дополнительные месячные заявки на перевозки грузов, поступивших от подразделений предприятия. В условиях работы по твердому графику (в крупносерийном, массовом производстве) основным плановым документом является расписание движения транспортных средств. При планировании работы транспорта по заявкам оперативная работа внутризаводского транспорта организуется на основе сменно-суточных заданий (единичное и мелкосерийное производство). Здесь месячные планы определяют лишь ориентировочный объем перевозок, который уточняется на основе поступивших в транспортный цех заявок от цехов, складов и отделов в процессе сменно-суточного планирования. В соответствии со сменно-суточными заданиями диспетчер выписывает водителям машин путевые листы и наряды. В них грузополучатели и грузоотправители указывают время прибытия и отправки машины.

Планирование ремонтных работ осуществляется методами, используемыми в системе ППР [15, с. 315].

 


1.4 Транспортные издержки в составе издержек обращения торгового предприятия

 

С экономической точки зрения издержки производства и обращения представляют собой стоимость затрат предприятия торговли.

Издержки обращения предприятия торговли учитываются, анализируются и планируются в абсолютном выражении - в денежных единицах, в относительных величинах - в процентах к товарообороту. Относительная величина издержек в процентах к товарообороту называется уровнем издержек. Этот показатель рассчитывается следующим образом [13, с. 48]:

 

УИ = И: ВТ ´ 100 (1.1).

 

Классификация издержек позволяет вскрывать резервы экономии материальных, трудовых и финансовых затрат предприятия торговли, снижать их, увеличивать рентабельность. Кроме того, она имеет важное значение для предприятия, так как позволяет определить эффект операционного (производственного) рычага и на его основе осуществить максимизацию прибыли. Классификация издержек на постоянные и переменные дает возможность рассчитать порог рентабельности предприятия, запас финансовой прочности, экономическую прибыль предприятия.

Издержки и обращения классифицируются по различным признакам: явные и неявные издержки; предельные; альтернативные; в зависимости от функций, выполняемых предприятием питания; по видам затрат; материальные и нематериальные; постоянные и переменные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др.

Существуют два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. В отчетах предприятия торговли отражаются явные (бухгалтерские) издержки. Однако экономисты, кроме явных, учитывают и неявные издержки, а также затраты упущенных возможностей. Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.

Затраты утраченных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы быть получены, если бы был использован более выгодный альтернативный вариант.

По видам затрат (по экономическим элементам затрат) издержки подразделяются на затраты на оплату труда; затраты на капитал; материальные затраты; затраты на оплату услуг других предприятий и организаций.

Издержки предприятий торговли регламентируются "Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг)". Номенклатура издержек состоит из 15 статей:

- расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки.

- расходы на оплату труда.

расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.

амортизация основных средств.

отчисления и затраты на ремонт основных средств.

износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов.

расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд.

расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

расходы на торговую рекламу.

проценты за пользование кредитом и займами.

потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации.

расходы на тару.

отчисления на социальные нужды.

налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки.

прочие расходы.

По отношению к товарообороту издержки подразделяются на постоянные (условно-постоянные), переменные (условно-переменные) и смешанные.

Постоянные издержки - это расходы, которые остаются относительно постоянными в течение определенного времени и не изменяются в связи с колебанием объема товарооборота. Постоянные затраты существуют даже в том случае, если предприятие торговли не работает по каким-либо причинам. К постоянным издержкам можно отнести:

- зарплату работников по должностным окладам и тарифным ставкам;

- расходы на аренду и содержание помещений и инвентаря;

износ основных средств;

расходы на капитальный и текущий ремонт;

износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов;

расходы на рекламу;

часть отчислений на социальные нужды;

часть прочих расходов.

Переменные издержки - это затраты, которые изменяются (пропорционально, дегрессивно или прогрессивно) в связи с колебаниями объема товарооборота. К переменным расходам относят:

- проценты за пользование кредитом и займами;

- расходы на транспортировку товаров;

расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд;

потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации;

расходы на тару;

сдельный приработок, премиальные выплаты, если они зависят от объема реализации;

часть отчислений на социальные нужды;

часть прочих расходов (сбор на инкассацию торговой выручки, расходы на ведение кассового хозяйства, стоимость одноразовой посуды и др.).

Издержки обращения предприятия торговли включают: оплату труда торговых работников; расходы на доставку товаров; амортизацию торгового оборудования; расходы на стирку и починку санспецодежды торгового персонала; расходы на рекламу; другие затраты, связанные с реализацией товаров.

На сумму и уровень издержек предприятия торговли оказывают влияние различные факторы, которые можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относят: экономическую ситуацию в стране; государственную налоговую политику; систему ценообразования; наличие или отсутствие конкуренции; инфляцию; валютный курс; стоимость услуг других отраслей и др. [10, с. 63].

Внутренние факторы, влияющие на издержки предприятия питания, можно подразделить на экономические и организационные.

К экономическим факторам следует отнести: объем, состав и структуру товарооборота; структуру расходуемого сырья и товаров; производственную программу; эффективность и производительность труда; формы и системы оплаты труда, систему премирования; товарооборачиваемость; порядок начисления амортизации и др.

С увеличением объема товарооборота на предприятиях торговли возрастает сумма переменных издержек и снижается уровень постоянных издержек. На крупных предприятиях с большим объемом товарооборота уровень издержек ниже, чем на небольших предприятиях. На предприятиях с большим объемом товарооборота удельный вес издержек снижается по таким статьям постоянных расходов, как аренда и содержание помещений, инвентаря, износ основных средств, заработная плата административно-управленческого и вспомогательного персонала, текущий ремонт.

Большое влияние на издержки оказывает состав товарооборота.

Как показывают расчеты, в составе издержек доля расходов на оплату труда может составлять свыше 30%. Поэтому повышение уровня расходов на оплату труда, система организации оплаты труда на предприятии торговли могут оказать влияние на издержки производства и обращения.

К организационным факторам относятся: размер предприятия, занимаемая им площадь; режим работы предприятия; специализация; оснащенность оборудованием, стоимость оборудования, срок эксплуатации; организация труда работников, составление графиков выхода на работу, совмещение профессий; условия хранения товаров и др.

Интенсивное развитие материально-технической базы предприятия, оснащение современным торгово-технологическим оборудованием увеличивают сумму амортизационных отчислений и текущих затрат на его содержание и эксплуатацию. В связи с этим повышение эффективности использования основных фондов предприятия торговли является фактором уменьшения доли текущих затрат на содержание материально-технической базы в расчете на единицу товарооборота и тем самым снижения уровня издержек. Однако оснащение предприятия питания новым оборудованием способствует повышению производительности труда, что в свою очередь приводит к увеличению объема товарооборота и снижению уровня издержек.

Существенное влияние на издержки оказывает размер предприятия. Экономические преимущества крупного производства заключаются в возможности более рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Важным фактором, способствующим снижению затрат, является использование различных форм обслуживания потребителей.

 


2. Анализ работы транспортного хозяйства на предприятии

 

2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности ООО "МЕТА"

 

ООО "МЕТА" располагается во Фрунзенском районе г. Минска. Численность населения, проживающего на территории Администрации Фрунзенского района г. Минска - 320900 человек., в том числе трудоспособного - 216288 человек. По данным Министерства труда и социальной защиты в регионе проживает 62514 пенсионеров.

Согласно сведениям инспекции по налогам и сборам Фрунзенского района №1,2 на территории района на начало 2013 года зарегистрировано 15993 субъектов хозяйствования: юридические лица -5780, индивидуальные предприниматели - 10213.

В структуре потребительских расходов населения Фрунзенского района наибольший удельный вес в 2012- 2013 годах занимала покупка продуктов питания - 42,4%.

Как следствие роста доходов и расходов населения наблюдается рост розничного товарооборота.

Наибольшая численность населения района приходится на возрастные группы 15-19 и 20-24 лет, а также 40-44 и 45-49 лет.

В последние годы происходит рост благосостояния населения (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 - Реальные денежные доходы населения в 2010-2013 годах, %

       
257,6 267,6 293,8 347,9
104,1 103,9 109,8 109,8

 


В качестве конкурентов ООО "МЕТА" можно рассматривать ряд книжных магазинов, расположенных во Фрунзенском районе: "Методическая книга", "Медицинская книга", а также ряд маленьких магазинов под названием "Книга".

В 2011-2013 годах в связи с улучшающейся экономической ситуацией, повышением количества экономических вузов и снижением количества нужных учебников в библиотеках повышается спрос на продукцию магазина. Среди основных конкурентов магазина следует рассматривать и Интернет, которым пользуются не только молодые люди, но и пенсионеры.

В процессе своей деятельности ООО "МЕТА" решает множество задач, для чего оно соответственным образом организовано. На рисунке 2.1 приведена организационная структура управления предприятием.

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ООО "МЕТА"

 

Это иерархическая структура, построенная по линейно- функциональному принципу. Вся полнота власти при такой структуре принадлежит директору. Это вполне обоснованно, так как директор несет всю полноту ответственности за финансовое состояние предприятия. Директором ООО "МЕТА" является один из его учредителей.

Анализ организационной структуры показывает, что в ней отсутствуют такие подразделения, которые необходимы для ведения коммерческой деятельности в условиях рынка, а именно: служба маркетинга и служба управления финансами. Это обусловлено тем, что ООО "МЕТА" - малое предприятие и менеджеры совмещают функции. Например, маркетинговые исследования осуществляют менеджеры по продажам, а управление финансами - директор предприятия и главный бухгалтер.

Лица, ответственные за финансовую работу ООО "МЕТА" решают следующие задачи:

организация финансовой работы, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

эффективное использование основных и оборотных средств и финансовых ресурсов предприятия;

обеспечение своевременных обязательных платежей в государственный и местные бюджеты, поставщикам, учреждениям банка;

своевременное и полное обеспечение финансовыми ресурсами капитальных вложений;

контроль за правильным и целевым использованием финансовых ресурсов.

Юрист предприятия широко применяет комплекс правовых средств для выполнения договоров, улучшения экономических показателей:

участвует в подготовке договоров, визирует их;

участвует в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности;

совместно с экономическими службами предпринимает меры к ликвидации задолженности;

контролирует соблюдение на предприятии установленного законодательством порядка приемки и сдачи товаров и услуг;

готовит с участием других подразделений материалы о хищениях, растратах, недостачах, принимает меры к возмещению ущерба;

представляет интересы предприятия в судах, других органах при рассмотрении правовых споров;

информирует руководство и работников предприятия о действующем законодательстве;

проводит работу по пропаганде законодательства.

Менеджеры высшего звена, вырабатывают планы предприятия на ближайшую и дальнюю перспективу, а также контролируют их выполнение. Целью контроля является обеспечение запланированных финансовых результатов.

Менеджеры среднего и нижнего звена осуществляют оперативное управление работой вверенных им подразделений.

Работа по управлению персоналом предприятия осуществляется на основе трудового законодательства, а также на основе внутренних документов. На предприятии не разработаны Положения о подразделениях, но составляется штатное расписание.

Численность персонала ООО "МЕТА" по состоянию на 01.01.2014 года составляла 26 человек. На предприятии действует повременно-премиальная система оплаты труда, в соответствии с которой все работники, кроме директора получают ежемесячно премию в размере 30% в том случае, если план по прибыли выполняется и отсутствуют нарушения трудовой дисциплины. В случае недовыполнения плана сумма премии снижается на процент его недовыполнения, а в случае перевыполнения - увеличивается на соответствующую сумму, что в современных экономических условиях является важнейшим материальным стимулом. Предприятие ООО "МЕТА" в настоящее время обеспечено персоналом необходимой численности и квалификации. На предприятии мало возможностей для продвижения работников по службе, однако руководство предприятия учитывает трудовые достижения работников, стимулируя добросовестный труд материально.

Основными составляющими корпоративной культуры предприятия ООО "МЕТА" являются:

) Справедливость при распределении работ и заработков в коллективе предприятия;

) Непримиримость к вредным привычкам, препятствующим эффективной работе.

) Надлежащий уровень организации труда, способствующий своевременному и качественному выполнению работ.

) Порядочность во взаимоотношениях с клиентами и соблюдение договорной дисциплины.

Организационная культура предприятия способствует сплочению коллектива, достижению целей предприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: