Анализ расходов на реализацию и рентабельности по предприятию




 

В таблице 2.2. представлена динамика финансовых результатов деятельности предприятия за 2010-2013 гг.

 

Таблица 2.2 - Основные показатели работы предприятия в 2010-2013 годах.

ПОКАЗАТЕЛИ 2010 (млн. руб.) 2011 (млн. руб. 2012 (млн. руб.) 2013 в текущих ценах ОТКЛОНЕНИЕ (2013 от 2012)
        (млн. руб.) Млн. руб. %
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг       32359,4 19454,4 150,75
2. Расходы на реализацию       31029,3 18418,3 146,05
3. Прибыль от реализации (гр1-гр2)       1330,1 1036,1 352,42
4. Внереализационные доходы 11,1 12,3       5,56
5. Внереализационные расходы   2,3   2,9 -0,1 -3,33
6. Валовой доход (гр3+гр.4- гр5) 11239,1     1346,2 1037,2 335,66
7. Прибыль от внереализационных доходов и расходов (гр4-гр5) 9,1     16,1 1,1 7,33
8. Налоги 1685,865 1601,85   367,7 293,7 396,89
9. Рентабельность продаж (гр3/гр1*100%) 10,00 9,44 2,28 4,11 1,83 80,42
10. Нераспределенная прибыль 98,1     978,5 743,5 316,38

 

Как видим из приведенных данных, в 2013 году наблюдается рост прибыли предприятия по сравнению с 2011 годом на 352,42%. Это связано с увеличением объемов реализации продукции.

Проанализируем расходы предприятия на реализацию продукции (таблица 2.3.)

В 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается рост:

материальных затрат на 231,56% (на 19111,2 млн. руб.);

расходов на оплату труда на 7,19% (или на 141,2 млн. руб.);

отчислений на социальные нужды на 129,8%;

прочих расходов на 35,35%.

Ценовая политика ООО "МЕТА" состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить определенную прибыль.

 

 

Таблица 2.3 - Динамика расходов предприятия за 2010 - 2013 годы

ПОКАЗАТЕЛИ 2010 (млн. руб. 2011 (млн. руб.) 2012(млн. руб.) 2013 в текущих ценах ОТКЛОНЕНИЕ
        (млн. руб.) Млн. руб. %
Материальные затраты 6523,4 7563,2 8253,1 27364,3 19111,2 231,56
Расходы на оплату труда 1563,3 1854,1 1962,2 2103,4 141,2 7,19
Отчисления на социальные нужды 562,79 667,48 321,1 735,9 414,8 129,18
Амортизация основных средств и нематериальных активов 198,6 215,6 292,3 714,3   144,37
Прочие расходы 69,1 78,2 82,3 111,4 29,1 35,35

 

 

Процесс продаж на предприятии содержит следующие шаги:

) изучение рынка;

) определение целей ценовой политики;

) определение спроса;

) оценка издержек;

5) анализ предложения и цен конкурентов;

6) выбор метода ценообразования;

7) установление окончательной цены;

8) выбор деловых партнеров;

9) заключение длительных договоров на поставку книжной продукции потребителям.

Как уже отмечалось, предприятие ООО "МЕТА" осуществляет оптовую и розничную торговлю, однако основной упор осуществляется именно на мелкооптовую торговлю.

Предприятие ООО "МЕТА" вынуждено принимать решения относительно цены книжной продукции, размещения избытков книг, заключения договоров с мелкими оптовиками на поставку продукции.

Продукция предприятия в основном реализуется индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю книжной продукции в Республике Беларусь. В 2011 году заключены договора на поставку продукции в библиотеки учебных учреждений нашей страны. ООО "МЕТА" является оптовым закупщиком книжной продукции в России.

Что касается набора книжной продукции, то фирме приходится решать, иметь ли в наличии постоянно стандартный набор книг или приобретать их по факту заключения контракта, специализироваться на какой-либо определенной тематике или предоставлять потребителям весь спектр тематик.

ООО "МЕТА" не прибегает к рекламе, а продвигает продукцию преимущественно посредством личных продаж.

Предприятию приходится принимать решения о месте расположения складов и распределительных центров, которые необходимо размещать так, чтобы минимизировать расходы по доставке грузов потребителям.

 

2.3 Состояние транспортных расходов ООО "МЕТА"

 

Предприятие осуществляет оптовую и розничную торговлю печатной продукцией. Предприятие "МЕТА" осуществляет доставку книг из Российской Федерации собственным автомобильным транспортом. Экономист магазина подсчитал, что при существующих условиях товароснабжения для постоянного поддержания полного торгового ассортимента и бесперебойного удовлетворения спроса покупателей необходимо увеличить товарные запасы, что приведет к увеличению среднегодовой суммы оборотных средств на 12%. Это позволит увеличить годовой товарооборот на 11,3%, но вызовет общий рост суммы издержек обращения за счет привлечения заемных средств на 8,8%.

Средний уровень валового дохода и транспортных расходов при этом существенно не изменится. Первоначальные плановые показатели магазина розничной торговли на 2014 год представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Первоначальные плановые показатели магазина на 2014г.

Показатели Единица измерения Первоначальный вариант плана
Розничный товарооборот млн. руб.  
Средний уровень валового дохода в % к обороту в розничных ценах %  
Расходы на реализацию к товарообороту, В том числе транспортные расходы к товарообороту % % 14,8% 1,6
Среднегодовая сумма оборотных средств В том числе собственные оборотные средства млн. руб. 180 93,6

На основании приведенных данных определим, как уровень товарных запасов отразится на показателях эффективности использования оборотных средств и других показателей хозяйственной деятельности универсама и есть ли экономическая целесообразность осуществления таких мероприятий?

. Рассчитаем розничный товарооборот по новому варианту плана:

 

РТ п = РТ*IРТ, (2.1)

 

где РТ - розничный товарооборот плановый;

РТп - розничный товарооборот по новому плану;РТ - индекс розничного товарооборота.

 

РТ п = 5600*1,113 = 6232,8 (млн. руб.)

 

. Валовой доход по первоначальному варианту плана:

 

ВД = РТ*УРВД, (2.2)

 

где ВД - валовой доход плановый;

УРВД - уровень валового дохода.

 

ВД = 5600*0,18 = 1008 (млн. руб.)

 

. Валовой доход по новому варианту плана:

 

ВД п = РТп*УРВД, (2.3)

 

где ВД п - валовой доход плановый;

 

,8*0,18 = 1121,904 (млн.руб.)


4. Транспортные расходы по первоначальному варианту плана:

 

ТР = РТ*УРТР, (2.4)

 

где ТР - транспортные расходы по первоначальному варианту;

УРТР - уровень транспортных расходов.

 

ТР = 5600*0,016 = 89,6 (млн. руб.)

 

. Издержки обращения по новому варианту плана:

 

ИО = 828,8*1,088 = 901,7344 (млн.руб.)

 

. Транспортные расходы по новому варианту плана:

 

ТР =6232,8*0,016 = 99,7248 (млн.руб.).

 

. Среднегодовая сумма оборотных средств по новому варианту плана:

 

ОС = 180*1,12 = 201,6 (млн.руб.)

 

Ежегодно в магазине продается до 60 тыс. экземпляров книг. Что в эквиваленте составит 55 000 кг.

Данный объем продукции на автотранспорте предприятия можно перевезти за:

 

/2 = 27,5 (28) рейсов, что может быть осуществлено одной машиной "Газель".

 


При увеличении товарных запасов на 11,3% необходимо будет перевезти:

 

*1,113 = 61,125 тонн

 

Данный объем продукции на автотранспорте предприятия можно перевезти за:

 

,125/2 = 30,6 (31) рейс, что также может быть осуществлено одной машиной.

 

Таким образом, дополнительных транспортных средств предприятию привлекать не понадобится.

Одним из показателей эффективности работы торгового предприятия является размер изменения уровня расходов на реализацию к товарообороту. С целью анализа построим таблицу 2.5.

 

Таблица 2.5 - Оценка издержек обращения за 2014 год

Показатель Первоначальный вариант плана (2013) Новый вариант (план) Отклонение (-,+) Процент отклонения, %
1. Товарооборот, млн. руб.   6232,8 632,8 11,30
2. Расходы на реализацию, млн. руб. 828,8 901,7344 72,9344 8,8
3. Уровень расходов, % 14,8 14,46 -0,34 -
4. Транспортные расходы млн. руб. 89,6 99,7248 10,1248 0,126
5. Уровень транспортных расходов, % 1,6 1,6   -

 

Из таблицы 2.5 следует, что по новому варианту плана товарооборот возрастает на 11,3%, а издержки обращения возрастают на 8,8%. Уровень издержек обращения снижается на 0,34.

Транспортные расходы возрастают незначительно - лишь на 0,126%, а их уровень не изменяется.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что новый вариант плана является более эффективным.

Рассчитаем относительную экономию издержек по новому плану (ОЭ):

 

ОЭ= Тп *РИ: 100,

 

где Тп - товарооборот по первоначальному варианту плана,

Ри - размер повышения или снижения уровня издержек.

 

ОЭ = 5600*0,34/ 100 = 19,04 (млн.руб.)

 

Рассчитаем коэффициент эффективности использования оборотных средств

прибыль на рубль оборотных средств.

Прибыль (П):

 

П = ВД - И

 

Где ВД - валовой доход

И - издержки

 

ВД = Тдсвд

 

Где Увд - уровень валового дохода в товарообороте

Валовой доход по первоначальному варианту плана:

 


ВД = 5600*0,18=1008(млн.руб)

 

Валовой доход по новому варианту плана:

 

ВД=6232,9*0,18=1121,904(млн.руб)

 

Прибыль по первоначальному варианту плана:

 

П=1008 - 828,8 = 179,2(млн.руб)

 

Прибыль по новому варианту плана:

 

П=1121,904 - 901,73=220,17(млн.руб)

 

Коэффициент эффективности использования оборотных средств (Кэф.)

 

Кэф. = П/ОАср

 

Коэффициент эффективности использования оборотных средств по первоначальному варианту:

 

Кэф.=179,2/180=0,99

 

Коэффициент эффективности использования оборотных средств по новому варианту:

 

Кэф.=220,174/201,6=1,092

 

Рентабельность товарооборота (Рт.о)


Рт.о.=П/ВТ

 

Где ВТ - валовой товарооборот

Рентабельность товарооборота по первоначальному варианту плана6

 

Рт.о.=179,2/5600*100%=3,2

 

Рентабельность товарооборота по новому варианту плана:

 

Рт.о.=220,174/6232,8*100%=3,53%

 

Рентабельность продаж (Р)

 

Р=П/ВД

 

Рентабельность продаж по первоначальному варианту плана:

 

Р=179,2/1008*100%=17,77%

 

Рентабельность продаж по новому варианту плана:

 

Р=220,174/1121,904*100%=19,63%

 

Показатели эффективности управления оборотными средствами сведем в таблицу 2.6.

 


Таблица 2.6 - Показатели эффективности управления оборотными средствами на 2014 год

№ п/п Показатели Первоначальный вариант плана (2013) Новый вариант (план)
1. Коэффициент фондоотдачи оборотных средств 31,11 30,92
2. Коэффициент закрепления оборотных средств 0,0321 0,0323
3. Коэффициент эффективности использования оборотных средств 0,99 1,092
4. Рентабельность товарооборота 3,2 3,53
6. Рентабельность продаж 17,77 19,63

 

Данные, приведенные в таблице 2.6, свидетельствуют о том, что эффективность использования оборотных средств по новому варианту выше, чем по первому.

Таким образом, увеличение транспортных расходов не отразилось на эффективности использования оборотных средств, так как их уровень в товарообороте не изменился.

Предприятие ООО "МЕТА" не может оптимизировать транспортные расходы, так как объемы и частота перевозок грузов зависят от спроса на рынке книжной продукции. Однако, в связи с тем, что уровень транспортных расходов в товарообороте не увеличивается, эффективность предприятия от увеличения транспортных расходов не снижается.

Однако не всегда так бывает, поэтому требуется вырабатывать мероприятия по снижению транспортных расходов.

 


3. Основные направления совершенствования организации транспортного хозяйства предприятия

 

Значительный удельный вес в издержках обращения торговых предприятий занимают транспортные расходы. Они учитываются на статье "Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки".

Расходы на перевозки железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным и гужевым транспортом прежде всего зависят от правильного выбора транспорта. При перевозках товаров народного потребления на большие расстояния наиболее дешевыми и экономичными видами транспорта являются железнодорожный и водный, наиболее дорогим - воздушный. Однако воздушный транспорт производит доставку грузов во много раз быстрее железнодорожного или водного. Поэтому исходя из установленных тарифов за весь цикл перевозочных работ, включая погрузочно-разгрузочные операции, и с учетом скорости доставки грузов следует установить, какой вид транспорта в условиях деятельности торгового предприятия экономически целесообразен для перевозки отдельных партий товаров.

Перевозка товаров на небольшие и даже средние расстояния в основном производится автомобильным транспортом, который имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта. Он обеспечивает перевозку грузов без излишних перевалок и значительно ускоряет их доставку грузополучателям. Завоз товаров автомобильным транспортом в торговую сеть может производиться в порядке централизованной их доставки промышленными предприятиями и другими поставщиками или самостоятельно каждым торговым предприятием.

Наиболее экономичной формой доставки товаров на предприятия розничной торговли является централизованный завоз. Он улучшает процесс товародвижения, обеспечивает более производительное использование транспортных средств, снижает себестоимость перевозок грузов, сокращает численность работников, занятых транспортным процессом, и т.д.

Основные направления совершенствования транспортного хозяйства предприятия:

внедрение единых транспортных систем с автоматической адресацией грузов, автоматизацией складов, сортирующих и выдающих грузы с помощью специальных устройств с програмным управлением, телеуправлением транспортных средств, автоматизированных контейнерных площадок, гидравлического пневматического и канатно-подвесного транспорта непрерывного действия;

проектирование технологии транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, ее оформление в единой технической документации4

улучшение системы плановых перевозок и дичспетчерского руководства (работа по твердому графику, создание нормативной базы, улучшение сменно-суточного планирования);

создание современных депо, автогаражей, станций технического обслуживания, организация систематического надзора за состоянием трасс и их ремонтом.

Рациональная организация погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, их механизация и автоматизация является важнейшим фактором повышения эффективности работы предприятия, что достигается применением специальной тары, пакетного (контейнерного) метода транспортировки изделий, стандартной тары; прицепов, средств малой механизации; комплексной автоматизации и механизации производственных процессов; сокращением простоев и потерь времени на ремонт; максимальным использованием грузоподъемности транспортных средств; улучшением системы планирования перевозок и диспетчерского руководства (работа по твердому графику, создание нормативной базы, объективным учетом и контролем затрат); организации надзора за эксплуатацией и ремонтом подъемно-транспортного оборудования; внедрения эффективных видов транспорта (толкающих конвейеров с автоматической одресной доставкой грузов, подвесного транспорта, транспортных средств непрерывного действия).

 


Заключение

 

В заключение данной работы необходимо сделать следующие выводы:

. Бесперебойная, хорошо организованная работа транспортного хозяйства предприятий играет важную роль в высокопроизводительном функционировании основного производства. По территориальному признаку обслуживания транспорт предприятия подразделяется на внешний и внутренний. Внешний транспорт предназначен для доставки грузов на предприятие и вывоза из него готовой продукции и отходов. Внутренний транспорт предназначен для перевозки грузов между цехами и складами.

. Структура транспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т.д.

Можно сделать вывод, что для любого предприятия: большого или среднего, с любым уровнем и видом производства особенное внимание следует уделять транспортному хозяйству.

. В курсовой работе исследуются транспортные расходы предприятия ООО "МЕТА", осуществляющего оптовую и мелкооптовую торговлю книжной продукцией в городе Минске.

Предприятие осуществляет доставку книжной продукции из Российской Федерации. Перевозки осуществляются автомобильным транспортом, размер партии зависит от спроса на рынке книжной продукции. Уровень транспортных расходов пропорционален товарообороту. Эффективность предприятия практически не зависит от величины товарооборота, поэтому оптимизации транспортных расходов не требуется. Но обычно предприятия вырабатывают мероприятия по оптимизации транспортных перевозок. Это следующие мероприятия:

1. Правильный выбор транспорта.

2. При перевозках железнодорожным и водным транспортом особое внимание уделяют выявлению и реализации резервов сокращения расходов за счет правильного планирования завоза и вывоза товаров, выбора рациональных форм товародвижения, расширения транзитного завоза товаров, прямых связей промышленных предприятий с торговыми и т.п. Значительного сокращения транспортных расходов можно также достичь рациональным использованием транспортных средств, ликвидацией чрезмерно дальних, встречных, повторных и других нерациональных перевозок товаров.

. При перевозках автомобильным транспортом необходимо правильно рассчитывать остатки товаров и планировать их завоз. Наиболее экономичной формой доставки товаров на предприятия розничной торговли является централизованный завоз. Он улучшает процесс товародвижения, обеспечивает более производительное использование транспортных средств, снижает себестоимость перевозок грузов, сокращает численность работников, занятых транспортным процессом, и т.д.

 


Список использованных источников

 

1 Акмаева Р.И. Экономика организаций (предприятий) / Р.И. Акмаева. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 2010. - 494 с.

2 Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2009. -432 с.

3 Афанасьева Л.П. Экономика предприятия (фирмы): практикум / Л.П. Афанасьева, Г.И. Болкина, Л.Ф. Быстров. - М.: Изд-во: Инфра-М, 2010. - 319с.

4 Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 412с.

Гелета И.В. Экономика организации (предприятия)/ И.В. Гелета, Е.С. Калинская, А.А. Кофанов. - М.: Магистр, 2010 - 303 с.

Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А.С. Головачев. - Минск: Выш. шк., 2008. - 464 с.

Елисеева Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности/ Т.П. Елисеева. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 944 с.

Кобец Е.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли/ Кобец Е.А., Корсаков М.Н. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 578 с.

Коноплев С.П. Экономика организаций (предприятий). Учебник/ С.П. Коноплев. - М.: Проспект, 2010. - 160 с.

Крум Э.В. Экономика предприятия / Э.В. Крум. - Минск: ТетраСистем, 2010. - 192 с.

Мухина И.А. Экономика организации (предприятия)/ И.А. Мухина. - М.: Изд-во: Мпси, флинта, 2010. - 320 с.

Производственный менеджмент. Управление предприятием / Под ред. проф. С.А. Пелиха. - Минск: БГЭУ,2008. - 555с.

Раздорожный А.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/ А.А. Раздорожный. - М.: Изд-во РИОР, 2010 - 95 с.

Сергеев И.В. / Экономика организаций (предприятий). Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.

Синица Л.М. Организация производства. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006. - 521 с.

Тычинский А.В. Экономика,организация и управление на предприятии: учебное пособие / А.В. Тычинский. - М.: Изд-во "Феникс", 2010 - 475 с.

17 Чечевицына Л.П. Экономика предприятия. Учебное пособие. 10-е изд., допол. и перераб / Л.П. Чечевицына. - Ростов -на - Дону, "Феникс", 2010. - 384 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: