Статья на сайте группы «Музыкальный театр - Зримая сказка»
Консультация для родителей
Развитие художественно-творческих способностей
дошкольников в театрализованной деятельности
по средством кукольного театра.
Кукольного театра как игра это наиболее доступный, маленькому ребенку и интересный для него, способ понимания и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Это эффективный метод социализации малыша в раннем и в дальнейшем, старшем дошкольном возрасте. Где уже включаются процессы осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Театрализация - это в первую очередь хорошо организованная взрослым импровизация - оживление предметов и звуков.
Кукольные спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.
Инсценирование потешек, небольших сказок, песен, небольших литературных текстов, а в результате —безграничное творчество малышей. Большое и разностороннее влияние театрализованных действий на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, пытаются понять причины того или иного настроя.
Кукольный театр - это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.
Театрализованная игр это:
· Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.
· Создание атмосферы творчества.
· Социально-эмоциональное благополучие.
Кукольного театра как игра это наиболее доступный, маленькому ребенку и интересный для него, способ понимания и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Это эффективный метод социализации малыша в раннем и в дальнейшем, старшем дошкольном возрасте. Где уже включаются процессы осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
В раннем возрасте театрализация - это в первую очередь хорошо организованная педагогом импровизация - оживление предметов и звуков.
Кукольные спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.Инсценирование потешек, небольших сказок, песен, небольших литературных текстов, а в результате —безграничное творчество малышей. Большое и разностороннее влияние театрализованных действий на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,осваивают способы их внешнего выражения,пытаются понять причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры в которую вовлекает малышей кукольный театр и для речевого развития - освоение выразительности речи. Она является средством эмоционального самовыражения ребенка младшего дошкольного возраста.
Театрализованные игры используемые в кукольном театре, можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские, где каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.
Видами драматизации являются:
· игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
· ролевые диалоги на основе текста;
· инсценировки сказок по одному или нескольким сказкам произведениям;
· игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре - «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в группе: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый) и т. д.
Кукольного театр для самостоятельной деятельности доступный в раннем и младшем возрасте это - Настольный театр, Театр на руке и Стендовый театр.
Особенностью театрализованных игр этого возрастного периода является литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.
Требованием к театрализованной игре это - разнообразие тематики содержания, систематическое включение театрализованных игр в различные формы организации педагогического процесса, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр и сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.
Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:
· Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.
· Создание атмосферы творчества.
· Развитие музыкальных способностей.
· Социально-эмоциональное благополучие.
Театрализованное занятие включает в себя
· Просмотр кукольных спектаклей показанных взрослыми.
· Театрализованной игры.
· Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
· Беседы о театре.
· Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.
· Упражнения по эмоциональному развитию детей.
Просмотр спектакля развивает речь малыша, насыщая ее эмоционально выразительными оттенками; малыш легко запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка.
А главное что благодаря Кукольному театру перед малышом открывается удивительный мир сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.
Приложение № 1