Государственные органы Российской Федерации




Введение

 

Во все времена государственная власть осуществлялась разными способами и методами. В тот или иной промежуток времени использовались своеобразные интерпретации властного веления. Наиболее распространенной в древние и Средние века была форма насилия. Но она «живет» лишь в руках сильного и независимого лидера, со смертью которого исчезает режим. После насилия использовалась религия. Она господствовала достаточно долго. Однако во времена Просвещения люди осознали, что слепая вера ничем не лучше насилия. Последней формой реализации государственной власти стало право. Она используется во многих государствах по сей день. Но её фактическое действие может осуществляться лишь посредством специальных государственных структур, действующих на общеправовых принципах и использующих свои методы регулирования. Такие системы на сегодняшний день можно найти в любой стране. Они называются органами государственной власти. В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Казалось бы, эти общеизвестные структуры являются всего лишь банальными исполнителями требований правового поля. Однако их сфера распространяется далеко за пределами исключительного «исполнения». Таким образом, анализ Государственных органов в РФ их структуры и компетенции представляется в настоящее время очень актуальным

Степень разработанности темы. Над рассматриваемой проблемой достаточно активно и в течение многих лет работали профессора С.А.Авакьян, С.С.Алексеев, Г.В.Атаманчук, К.С.Вельский, И.Л.Бачило, Д.Н.Бахрах, П.Т.Василенков, В.Г.Вишняков, А.В.Васильев, Р.Ф.Васильев, Б.Н.Габричидзе, Ю.М.Козлов, О.С.Колбасов, Н.Г.Кобец, Б.М.Лазарев, В.В.Лазарев, Ю.И.Лейбо, Г.В.Мальцев, М.И.Пискотин, И.Н.Пахомов, В.С.Пронина, С.В.Соловьева, Ю.А.Тихомиров, С.Э.Жилинский, Т.М.Шамба, Я.Н.Уманский, Н.В.Черноголовкин, А.И.Экимов, Б.С.Эбзеев, Ц.А.Ямпольская и другие авторы. Их труды заложили теоретические основы, фундамент для современного понимания характера и специфики государственного органа, системы органов государственной власти.

Вместе с тем эта проблематика остается актуальной, а интерес к ней в связи с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в России не только не снижается, а непрерывно возрастает, о чем свидетельствуют исследования и работы последних лет.

Цель работы теоретический анализ государственных органов в РФ их структуры и компетенции

В соответствии с выбранной целью поставлены следующие основные задачи:

– уточнить понятие Государственные органы Российской Федерации;

– проанализировать структуру и компетенции государственных органов;

-рассмотреть государственные органы субъектов РФ;

-изучить разграничение компетенции между РФ и субъектами в соответствии с конституцией РФ;

Объектом исследования выступают общественные отношения, составляющие сферу организации и деятельности государственных органов.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области государственной власти.

Нормативной базой послужили Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Конституции (уставы) субъектов РФ, отдельные подзаконные акты, как действующие, так и утратившие силу, также использованы постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Поставленные задачи решаются общими и специальными методами исследования. Широко используются логический методы, структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование, сравнительный анализ.

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.

 

Государственные органы Российской Федерации

 

Государственный механизм, как сложная система народовластия, определяет важное место каждому отдельному элементу, которым выступает государственный орган. Процессу управления страной свойственна предметно-материальная составляющая, которой удалось найти свое воплощение в инструментах власти, включенных в главный аппарат администрирования и координации государством.

В литературе имеются различные определения государственного органа.

«Ю. М. Козлов полагает, что орган государства представляет собой основную часть механизма социалистического государства, непосредственно и от имени государства осуществляющего его задачи и функции посредством определенного конституционного вида государственной деятельности; в этих целях орган наделен государственно-властными полномочиями».[1]

Как считал Я. Н. Уманский, орган осуществляет «государственное» руководство в определенной сфере общественных отношений[2]. Это правильно. Но вместе с тем любой государственный орган участвует в большей или меньшей степени в реализации задач и функций государства.

В определение государственного органа, данное Ю. М. Козловым включен такой элемент, как осуществление органом задач и функций посредством определенного конституционного вида государственной деятельности»[3].

Оригинально, хотя и бесспорно, характеризует орган Советского государства Б. М. Лазарев: «Орган – это такая часть организации, которая призвана представлять ее, выступать по ее поручению и в ее интересах». Исходя из данного положения, Б. М. Лазарев дает вывод: «Органы государства – это, прежде всего, определенная государственная институция (установление). Орган учреждается государством, образуется в установленном им порядке. Выступает по уполномочию его вовне».[4]

В Основах государства и права О.Е. Кутафина дается следующее определение государственного органа - «это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке»

На основе приведенных данных сформулируем базовые положения относительно понятия, характера и общего определения категорий «государственный орган»

В целом же государственный орган или орган государства – это особая, специфическая категория из числа государственно-правовых институтов и понятий.

Государственный орган (орган государства) – это организационно выделенная, самостоятельная государственная институция, действующая от имени и по уполномочию (поручению) государства, обладающая соответствующими властными полномочиями и компетенцией, исключая свою структуру, и применяющая адекватные формы и методы деятельности в процессе осуществления возложенных задач и функций.

Все основные виды государственных органов исходят из теоретического начала власти в стране. Подобного рода организации являются одним из признаков существования государственной воли. Поэтому их необходимо рассматривать с позиции исходящей от власти категории. Таким образом, государственные органы – это специфические организации, целью которых является управление государством на разных уровнях. Они, как правило, имеют объект, на который направлена их деятельность, а также субъектный состав лиц, реализующих функции данных структур.

Виды государственных органов можно рассматривать на основе разных классификационных особенностей. Как показывает практика, в каждой стране выделяются совершенно разные официальные структуры. Однако в соответствии с ключевыми нормативными актами, а именно Конституциями, любые органы, вне зависимости от своей территориальной или функциональной принадлежности, отвечают главным образом за повышенный уровень контроля над гражданами государства. Что касается несоответствия понимания принадлежности тех или иных структур, то наиболее ярким примером является прокуратура. Вот уже много лет ученые спорят по поводу того, является ли она органом государственной власти, или нет.

Одни теоретики придерживаются данного мнения, другие нет. В Российской Федерации прокуратура – это надзорная структура, не принадлежащая ни к одной ветви власти.

Система и виды государственных органов, как правило, представляют собой единую иерархичную структуру. То есть реализация задач страны происходит посредством центрального аппарата. Последняя категория представляет собой систему органов власти. Следует отметить, что она имеет свою структуру, особенности и специфику работы. Поэтому система органов государственной власти – это фактическая совокупность органов, существование которых обусловлено основными функциями и государственными традициями. Понятие указывает, что эта категория производит свою деятельность комплексно. Поэтому виды государственных органов РФ всегда делятся между собой совершенно по разным критериям. Потому что не существует в России совершенно идентичных по своей сути организаций. «Тавтология» в этой сфере общественной жизнедеятельности может губительно сказаться на всем государстве в целом.

Виды органов государственной власти классифицируются посредством разных признаков. В данном случае не следует путать эту градацию с системой государственных органов, которую составляют всего лишь 3 основных элемента. Классификационная работа производится несколько иначе. Как правило, виды органов государственной власти выделяются на основе различных критериев, а именно:

1.По иерархической ступени во власти в целом (высшие, низшие и центральные).

2.По способу фактического формирования действующего состава (выборные, избираемые, назначаемые).

3.По нормативной деятельности органов (учреждённые положениями уставов, подзаконных актов, законов, Конституции РФ).

4.По составу кадров (единоличные, коллективные).

По способу изъявления воли (коллегиальные, единоначальные). Все представленные виды органов государственного управления очень часто признаются учеными дополнительными. Это значит, что основная классификация производится на основе иных критериев.

Под структурой государственного органа обычно понимается совокупность его подразделений, а в них должностей, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей. Структура государственного органа зависит от места органа в организационной структуре государственного управления, объема и содержания его компетенции и, соответственно, роли в управлении общественными процессами. Она всецело подчинена реализации компетенции государственного органа и строится сверху вниз. Для нее часто используется синоним "штатное расписание".

В построении структуры государственного органа используются те же основания, что и в построении организационной структуры государственного управления с модификацией применительно к особенностям органа: линейное, функциональное, линейно-функциональное, программно-целевое. Добавляется линейно-штабное, при котором в органе при руководящем звене создается специальное подразделение для его интеллектуально-информационного обеспечения.

Признаки государственного органа пропорциональны основной задаче и цели его функционирования. Поскольку именно с его помощью и происходит управление государством, проблемы существования всей системы государственных органов, как жизненно необходимого механизма, изучаются в рамках нескольких юридических наук.

В частности, теория государства и права обозначает понятие и признаки государственного органа, акцентируя внимание непосредственно на его сущности в качестве инструмента реализации власти в стране. Такая отрасль юриспруденции, как административное право, отдает внимание рассмотрению структуры исполнительных органов, их правоотношений с гражданами, сферы полномочий и компетенции.

В институте гражданского права понятие и признаки государственного органа предопределены правоотношениями имущественной природы, где отдельный элемент государственного механизма рассматривается, как юридическое лицо.

Так же, как и любая организация, структурные единицы аппарата государственного управления представляют собой человеческий коллектив, осуществляемую каждым его представителем профессиональную деятельность, установление общих целей и достижение их по разработанному регламенту. По сути, данные признаки государственного органа можно по праву отнести к принципам функционирования всех учреждений, независимо от формы собственности. Поскольку кроме общих признаков, именно государственный аппарат обладает специальными показателями, это и выделяет органы державного управления среди всех организаций.

Государственный орган, понятие, признаки, виды которого обусловлены политико-правовой направленностью страны, как таковой, является организацией, представляющей общественные и общемасштабные интересы государства. Отсюда выступает и надобность законного регулирования, устанавливающего модель функционирования и конкретное положение отдельного органа.

Специфические признаки государственного органа[5]:

Только государственный орган способен осуществить задания, поставленные перед ним государством. Особенности державных структур, в первую очередь, вытекают из их социального предназначения, а затем и из своеобразия процедуры формирования, избрания. Например, Конституция РФ гласит о том, что Президент РФ является гарантом не только действующего законодательства, но и соблюдения в соответствии с ним прав и свобод граждан на всех общественно-политических уровнях.

Образование конкретной государственной структуры в обязательном порядке сопровождается утвержденными положениями и правилами. Как правило, Конституция и принятые в соответствии с ней нормативно-правовые акты, приказы и распоряжения уполномоченных органов устанавливают тот самый регламент появления государственного органа и наделения его конкретными функциями. Согласно Конституции РФ, присвоение властных полномочий вне прохождения должной процедуры формирования органа, является наказуемым.

Признаки органа государственной власти, в отличие от основных характеристик организации, содержат такую позицию, как наличие государственно-властных полномочий.

Благодаря особой форме осуществления деятельности, данная категория складывается из нескольких подпунктов, взаимосвязанных между собой, среди которых: - полномочие на прямое решение вопросов, касаемых общественных и государственных интересов внутри страны; - законодательное право (полномочие на составление, утверждение и издание нормативно-правовых и подзаконных актов, обязательных для выполнения другими органами государства, местными властями, самоуправлением, отдельными должностными лицами, общественными объединениями, гражданами страны и иностранцами; документов, которым свойственна индивидуальность действия); - право на осуществление законных действий, имеющих правовое значение (выдача справок, регистрация юридических фактов и т. д.). Так же, как и основные признаки государственного органа, обеспечение исполнения законодательных актов и подзаконных нормативно-правовых документов, в том числе, с помощью инструментов государственного принуждения, и контроль над ним, служит его характерной особенностью.

Властные полномочия государственного органа реализуются в рамках его компетенции, под которой понимается совокупность полномочий (прав и обязанностей) в отношении определенных предметов его ведения.

Это комплекс прав и обязанностей в определенной сфере деятельности. Государственный орган, понятие, признаки, виды которого играют в данном вопросе решающую роль, и предметы его ведения определяют соответствующие функции для полноценной организации государственной властной деятельности.

Кроме того, каждому государственному органу свойственна постановка конкретной задачи, выполнение которой и предназначает дальнейшие направления деятельности, специфику осуществления собственных функций, прав, обязанностей. Все это можно свести воедино в конкретную организационно-правовую форму деятельности.

Деятельность органов власти, утвержденная на государственном уровне - эти признаки органа государственной власти нашли свое отражение в главном законе РФ – Конституции, множестве федеральных законов, президентских указах, подзаконных актах. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно обратиться к статье 99 Конституции Российской Федерации, которая определяет Федеральное Собрание в качестве регулярно действующего органа. Затем, регламент определяет порядок и организационные моменты работы Государственной Думы и Совета Федерации. Известно, что сессия – единственная форма деятельности каждой палаты Федерального Собрания. Также установлено на законодательном уровне и значение Правительства, судебных органов.

Понятие органов государственной власти, признаки каждого из них, не могут идти вразрез с общим определением термина «государство». Поэтому ничего нет удивительного в том, что характерным свойством данных структур является ответственность.

Перечислив несколько основополагающих признаков государственного органа, можно сформулировать его значение. По сути, это часть госаппарата, механизма, действующая от имени державы, наделенная обозначенным объемом полномочий в рамках компетенции и реализующая руководящие функции в предопределенной области общественных отношений. При этом форма и методы осуществления данной деятельности являются специфическими и свойственными лишь данному органу.

Итак, вышеописанные признаки органов государственного управления позволяют полагать, что государственным органом являются далеко не все учреждения, предприятия и организации. Несмотря на то, что все они могут иметь государственную форму собственности, друг от друга их отличает существенная разница. В первую очередь, предприятия не могут называться органом государства, поскольку ни одно из них не наделено государственно-властными полномочиями. Любая организация является прямым объектом, на которую распространяются полномочия органов власти.

Структура органов государственной власти РФ – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит той или иной ветви власти.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Прежде чем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что такое исполнительная власть.

Исполнительная власть нужна для реализации и контроля права. Существует мнение, что данная ветка власти полностью зависит от законодательной и находится под её полным контролем, однако этот вопрос спорный, так как органы исполнительной власти самостоятельны во многих вопросах. Структура исполнительных органов государственной власти строится по принципу нерушимой иерархичности, что позволяет максимально оперативно производить реализацию отдельных норм права, законов, конституции, иных нормативных актов.

Структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.

Федеральные министерства и службы, координируемые Президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).

Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).

Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).

Исполнительные федеральные органы наделены особыми полномочиями. Они реализуются в специальных формах. Институты обладают конкретной компетенцией, закрепленной в нормативных актах. В нее, как правило, входят права, обязанности, задачи, ответственность и полномочия. В содержание последних включены[6]:

- контрольно-надзорные функции;

- исполнительно-распорядительная работа;

- юридические действия, принятие решений, которые вызывают важные последствия правового характера;

- нормотворческая и юрисдикционная (правоохранительная) деятельность.

Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.

Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание[7].

Федеральное собрание наделено правом издавать законы (законодательной властью) и также является представительным органом, так как депутаты назначаются народным голосованием. Парламент РФ состоит из двух палат – верхней и нижней. Совет Федерации состоит из 170 сенаторов, которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона, направление и реализация стратегических целей дальнейшего развития государства. Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, достигший избирательного возраста.

Полномочия и роль в повседневной жизни государства у Думы намного выше, чем у Собрания Федерации. Именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, формировать Счётную палату, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. П

Ветвь судебной власти является наиболее самостоятельной отраслью. Судебная система не зависит ни от каких других органов власти. Согласно данному принципу построена структура федеральных органов государственной власти. Это позволяет говорить о справедливом рассмотрении дел в судебных инстанциях, потому что давления со стороны других органов не производится. Органами судебной системы или же судебной власти реализуются следующие функции:

- применение уголовно-или административно-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения права.

- разрешение споров между гражданами.

- проверка и контроль законов на предмет соответствия с конституцией России.

Структура органов государственной власти в России основана на демократических принципах. То же самое можно сказать и о судебной власти. Она имеет ряд характерных признаков, а именно:

- судебная власть может быть осуществлена исключительно судами;

- судебная власть ни от кого не зависит;

- для судебной власти характерно наличие единой судебной системы, которая функционирует по принципу верховенства права.

Представленные признаки имеют основополагающий характер. Они проявляются в построенной системе судебных инстанций, которые на сегодняшний день функционируют в России.

Сам по себе термин «судебная система» означает совокупность специальных учреждений (судов), которые уполномочены осуществлять правосудие. В каждой стране система судов может быть разной, потому что везде существует основной закон, обычаи и ряд других факторов, влияющих на построение данной системы. Всего существует четыре вида судов: общей юрисдикции, военные, арбитражные и Конституционный суд.

Каждая инстанция уполномочена рассматривать только подведомственные ей дела. Отдельным видом является Конституционный суд. Он уполномочен следить и проверять нормативные акты на соответствие с Конституцией РФ, а также рассматривать конституционно-правовые деликты. Судьями, вне зависимости от инстанции, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.

Структура высших органов государственной власти является индикатором политического режима. Принципы структурирования органов, их взаимосвязь – это все характеризует политический режим государства. Как мы знаем, с распадом СССР Российская Федерация идет по пути построения демократической страны. Отсюда следует, что структура государственной власти, и в частности органов, должна основываться на демократических началах. На сегодняшний день Россия добилась позитивных результатов, так как органы власти функционируют относительно самостоятельно с учётом взаимного регулирования. Вследствие этого царит верховенство права, в конституции закреплены и защищены права, свободы человека и гражданина. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России демократический режим правления.

Итак, подводя итоги первой главы отметим, что Государственный орган – это организационно выделенная, самостоятельная государственная институция, действующая от имени и по уполномочию (поручению) государства, обладающая соответствующими властными полномочиями и компетенцией, исключая свою структуру, и применяющая адекватные формы и методы деятельности в процессе осуществления возложенных задач и функций. Под структурой государственного органа обычно понимается совокупность его подразделений, а в них должностей, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей. Структура государственного органа зависит от места органа в организационной структуре государственного управления, объема и содержания его компетенции и, соответственно, роли в управлении общественными процессами. Она всецело подчинена реализации компетенции государственного органа и строится сверху вниз.

Структура государственной власти РФ это сложный и довольно разветвлённый механизм призван регулировать и координировать общественные отношения внутри государства, основываясь в своей деятельности на конституции и федеральных законах. В заключение можно сделать вывод, что абсолютно вся структура органов государственной власти РФ создана путём имплементации демократических институтов в правовую систему страны.

Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством (правовыми нормами). Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, и при этом он является составной частью единой системы органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации.

Признаки государственного органа имеют некоторую схожесть с органами местного самоуправления. Действуя на территории России и функционируя наряду с органами государства, местное самоуправление наделено особыми полномочиями в силу специфической правовой природы. В механизме госаппарата данная система не участвует. Однако черты государственных органов, описанные выше, во многом совпадают с признаками местных негосударственных органов. В частности, порядок формирования и образования их обозначается регламентом, обусловленным также задачами и интересами государства. Реализующие свою деятельность в конкретной организационной форме, и обладающие некоторыми властными полномочиями, органы самоуправления нельзя назвать представителями власти. При этом их наличие необходимо, поскольку качественного самостоятельного управления на местах без него добиться не удастся.

Рассмотрим государственные органы субъектов Российской Федерации более подробно в следующей главе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: