Органы межотраслевого управления




 

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации[11] занимается осуществлением различных задач общегосударственного значения. Некоторые из них можно отнести к сфере межотраслевого управления. Так, например, наМинистерство, помимо прочихвозложенных на него функций, осуществляет функций по формированию межгосударственных и федеральных целевых программ; по выработке государственной политики в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, формированию межгосударственных и федеральных целевых программ; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций. Следовательно, у него сосредоточены функции как межотраслевого, так и отраслевого характера.

Одной из основных функций МИДа России[12] является координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации. Эта функция имеет межотраслевое значение.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю среди прочих полномочий осуществляет в пределах своей компетенции межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Вместе с тем в системе федеральных органов исполнительной власти определены органы, занимающиеся только межотраслевым управлением.

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом. Таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Основными направлениями деятельности ФАС России являются антимонопольный контроль и надзор, контроль деятельности естественных монополий, контроль рекламной деятельности, контроль в сфере государственного заказа, контроль за иностранными инвестициями, контроль и надзор в сфере торговли, контроль в сфере электроэнергетики.

Главной целью ФАС является защита конкурентной среды, и, как следствие, одним из основных полномочий ФАС является проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами. Для проведения плановых и внеплановых проверок существует ряд различных оснований.

Также Федеральной антимонопольной службой была разработана Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 – 2024 гг., в соответствии с которой миссией ФАС является свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ФАС выполняет ряд важных в условиях современного развития рынка функций, а также ставит перед собой актуальные цели и задачи, которые направлены в большинстве своем на защиту интересов потребителей и бизнеса.

Одним из полномочий антимонопольного органа является возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Например, 5 ноября 2014 года ФАС возбудила дело в отношении ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» по признакам манипулирования на бирже[13].

Ранее ФАС был зафиксирован рост цен в размере 20 % на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 в период с января по сентябрь 2014 года во внебиржевом крупнооптовом сегменте. В биржевом - рост цен составил 34 % на АИ-92 и 35 % на АИ-95.

Было установлено, что одной из причин роста оптовых цен явился рост биржевых цен на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже. Анализ реестра биржевых торгов позволил выявить факт манипуляции на биржевых торгах данными компаниями, в силу чего ФАС возбудила дело.

Одним из важнейших полномочий ФАС также является выдача хозяйственным субъектам обязательных для исполнения предписаний, которые могут касаться ряда различных вопросов. Условно требования, содержащиеся в данных предписаниях ФАС, можно разделить на две группы: требования, направленные на предвосхищение ограничения или устранения конкуренции, и требования, направленные на борьбу с последствиями нарушений антимонопольного законодательства. К первой группе можно отнести следующие требования:

1) о прекращении соглашений, которые ограничивают конкуренцию.

Например, ФАС отклонила ходатайство ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» о приобретении 55 % голосующих акций ЗАО «Аэро-Нефто», которое занимает доминирующее положение на рынке авиационного топлива в аэропорту «Чкаловский» Московской области, т. к. посчитала, что это приведет к ограничению конкуренции на данном рынке[14];

2) о прекращении согласованных действий между хозяйствующими субъектами, которые могут отрицательно сказаться на конкуренции.

Например, 1 апреля 2013 года ФАС России признала, что ООО «Гроссери», ЗАО «ТДС», ООО «Велес Групп», ООО «Соль Брянска», ООО «ТДС Ростов» нарушили п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции» путем заключения соглашения. Данное соглашение могло спровоцировать разделение товарного рынка оптовых поставок пищевой соли по территориальному принципу[15];

3) о прекращении использования хозяйствующим субъектом доминирующего положения в недобросовестных целях.

Например, Спецстрою России было вынесено предписание прекратить нарушение закона о защите конкуренции, которое выразилось в издании распоряжения всем организациям при Спецстрое России приобрести не менее одного автоматизированного программного комплекса «Госстройсмета», что привело к ограничению конкуренции на рынке производства и реализации сметных программ;

4) о прекращении действий, провоцирующих недобросовестную конкуренцию.

Например, недавно X5 Retail Group исполнила предписания ФАС в отношении сети магазинов «Перекресток», которая нарушила закон о торговле, взимая с поставщиков мяса и птицы различную плату за одинаковые услуги по продвижению продуктов, что было выявлено во время плановой проверки с мая по август 2014 года[16]. Разница стоимости возникала в силу того, что поставщики заказывали разный объем услуг. Выполняя предписание ФАС, X5 Retail стандартизировала условия для всех поставщиков;

5) о предотвращении действий, которые могут повредить формированию конкурентной среды или привести к ее устранению;

6) о выполнении экономических, технических, информационных предписаний о предупреждении создания дискриминационных условий;

7) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно обеспечение доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении прав на объекты охраны промышленной собственности, о продаже определенного объема продукции на бирже, а также о предварительном согласовании с антимонопольным органом стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже.

Ко второй группе можно отнести следующие требования:

1) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

2) о восстановлении положения, которое существовало до нарушения антимонопольного законодательства.

3) о заключении договоров, изменении их условий или расторжении в том случае, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых были или могут быть нарушены, подано соответствующее ходатайство;

4) о перечислении дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в федеральный бюджет.

5) об изменении или ограничении использования фирменного наименования, в том случае если было подано соответствующее ходатайство лицами, чьи права были или могут быть нарушены.

Например, 15 мая 2013 г. Комиссией ФАС России было вынесено предписание ФГУП «ВГТРК» (ГРК «Радио России») о прекращении распространения рекламы медицинского прибора «Эректрон», в которой гарантировалось его положительное воздействие, что нарушало п. 8 ч. 1 ст. 24 ФЗ «О рекламе» и соответственно нарушало права физических лиц как потенциальных приобретателей данного товара[17];

6) о выполнении экономических, технических, информационных предписаний об устранении дискриминационных условий.

Также в полномочия ФАС входит выдача предписаний федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, внебюджетным фондам и т. д.

Данные предписания касаются вопросов отмены или изменения актов, прекращения или изменения соглашений, которые могут нарушать антимонопольное законодательство. Также подобные предписания могут содержать требование о возврате имущества, переданного в качестве государственной или муниципальной преференции.

Также в полномочия ФАС входит сотрудничество с ЦБ РФ, а именно направление предложений о приведении принятых им актов или проводимых им действий в соответствие с антимонопольным законодательством, а при необходимости их отмена или прекращение.

ФАС имеет право привлекать к ответственности физические и юридические лица за нарушение антимонопольного законодательства.

ФАС имеет право обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства по ряду вопросов. Например:

1) о взыскании в федеральный бюджет доходов, полученных вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

2) о ликвидации юридических лиц, если это предусмотрено антимонопольным законодательством;

3) о признании торгов недействительными;

4) о понуждении к исполнению предписаний антимонопольного органа; и т. д.

В полномочия ФАС входит ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, а также реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В обязанности ФАС входит публикация на сайте антимонопольного органа решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.

ФАС проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами.

В соответствии со ст. 25.3 закона «О защите конкуренции» должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, имеют право на осмотр территорий, помещений предприятия, а также на истребование необходимых документов и информации.

ФАС также осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц, которые обеспечивают организацию торговли на рынках определенных товаров при условии прекращения государственного регулирования цен на такие товары, например на рынке электроэнергии.

В сфере тарифного регулирования Федеральная антимонопольная служба определила, что решения о введении, изменении или прекращении регулирования тарифов должны приниматься на основе анализа рынка. Там, где нет условий для конкуренции, должна применяться эффективная система тарифообразования: гибкая, ориентированная на стратегические цели, способствующая привлечению инвестиций, защищающая не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане интересы потребителей. В рамках поставленных целей ФАС России уже сделала первые шаги в области нефти и газа, электроэнергетики, лекарственных средств, правотворческой деятельности и т.д. Так, ФАС России не допустила роста цен на лекарственные препараты в рамках процедуры согласования предельных отпускных цен производителей.

Например, ФАС России выявила, что ООО «Озон» заявило на регистрацию предельные цены на лекарственный препарат «Каптоприл» - таблетки 100 мг в количестве 20 шт. и 40 шт. в размере 317,54 руб. и 635,09 руб. соответственно. При этом ООО «Озон» имеет зарегистрированную в конце июля 2015 года цену аналога собственного производства в дозировке 50 мг с ценой 28,35 руб. и 35,93 руб. за 20 и 40 шт. соответственно. То есть регистрация заявленных цен может привести к экономически необоснованному росту стоимости препарата в 5,6 раз (за упаковку 20 шт.) и в 8,8 раз (за упаковку 40 шт.).

ФАС России также предотвратила попытку ОАО «Биосинтез» зарегистрировать лекарственный препарат «Дротаверин», таблетки 40 мг, 20 шт., упакованные в банки, по цене 48,30 руб. при наличии аналога собственного производства, расфасованного в ячейковые контурные упаковки с зарегистрированной в 2015 году ценой - 9,87 руб. Регистрация могла привести к экономически необоснованному росту цены на лекарственный препарат в 4,9 раза.

ФАС России выявлены факты регистрации в 2015 году различных лекарственных форм аналогичных лекарственных препаратов по ценам, необоснованно отличающимся в несколько раз. Так, например, был зарегистрирован лекарственный препарат «Аминазин», драже № 10 по цене 33 руб. и «Аминазин», таблетки в оболочке № 10 - по цене 98 рублей[18].

Следует отметить, что еще в августе 2014 года Федеральная антимонопольная служба открыла у себя на сайте, а также на сайтах территориальных управлений "горячую линию" по вопросам необоснованного повышения цен на продукты питания. В некоторых регионах параллельно заработала телефонная горячая линия.

В апреле 2015 года ФАС России признала за ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» нарушение требования пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле. Нарушение выразилось в создании дискриминационных условий для поставщиков продовольственных товаров (категории «мясо и мясная продукция», «птица») путем определения и взимания различной стоимости за одинаковый объем услуг по продвижению продовольственных товаров в 2014 году. Результатом стало постановление о назначении 14 административных штрафов (ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ) в размере 2 млн. рублей каждый, общая сумма штрафов составила 28 млн. рублей[19].

Подводя итог можно сказать, что Федеральная антимонопольная служба России качественно проводит все мероприятия, которые имеют прямое отношение к их компетенции в сфере ценообразования, обеспечивая защиту граждан и национальных интересов страны в целом.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) – осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – занимается управлением государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) – выполняет функции в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны и контролю за ней.

Вывод.

 

. Выполнение курсовой работы (проекта) способствует:

систематизации, закреплению и углублению теоретических умению применять их для решения конкретных задач;

развитию навыков самостоятельной научной работы (планирование и проведение исследований, интерпретация полученных их правильное изложение и оформление), творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

подготовке к итоговой государственной аттестации (написанию выпускной квалификационной работы).

5. Курсовая работа (проект) должна отвечать ряду обязательных предъявляемых требований:

самостоятельность исследования;

проведение анализа источников литературы по теме исследования;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: