Виды учебной деятельности




Рабочая программа дисциплины

Б1.В. ОД.4 «Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»

 

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое направление

Направленность (профиль): Психология в образовании

Форма обучения – очная

Курс: – 3

Семестр – 5

Всего зачетных единиц – 4, часов – 144

Лекции – 18 час.

Практические занятия – 36 час.

Самостоятельная работа – 63 час.

Форма отчетности: экзамен – 5 семестр

 

 

Программа составлена на основе ФГОС ВО по направлению подготовки

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 

Программу разработал:

Кандидат психологических наук, доцент Терещенко В.В.

 

Программа одобрена на заседании кафедры общей психологии

«30» августа 2017 г., протокол № 1

 

 

Смоленск

 

Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ» (Б1.В.ОД.16) является обязательной дисциплиной вариативной части. Это прикладная дисциплина, позволяющая реализовать психолого-педагогические компетенции в области психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Дисциплина обеспечивает профессиональную компетенцию практических психологов, позволяющую им эффективно организовывать и проводить психокоррекционные мероприятия с разными категориями клиентов. Данная дисциплина базируется на предшествующем изучении дисциплин базовой части Психология подросткового возраста, Диагностика психического развития ребенка.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате преподавания дисциплины у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

ПК-23- готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать развивающие задачи;

 

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать: иметь представление о теоретических основах психокоррекционных подходов;

· методы и приемы психолого-педагогической коррекции;

· различия современных психотерапевтических школ в психокоррекции.

 

Уметь:

· диагностировать проблемы в поведении и развитии учащихся, личности клиента и выбора психокоррекционного метода;

· распознавать основные симптомокомплексы;

Владеть:

· владеть навыками психокоррекционной работы с основными психическими состояниями;

 

Содержание дисциплины

Содержание дисциплины представлено в четырех разделах.

В первом разделе – "Теоретические аспекты психокоррекции" - рассматриваются теоретические основы психокоррекции, дается общая характеристика психокоррекционного процесса, принципы его организации и составления программы.

Во втором разделе рассматриваются основные коррекционные подходы и технологии.

В третьем разделе - "Методы и средства психолого-педагогической коррекции" - уделяется внимание практическим формам и методам коррекции: тренингам, психогимнастике, игровой терапии, суггестивным методам, арттерапии и другим.

В четвертом разделе описываются основные симптомокомплексы неблагополучного развития личности детей разного возраста и общие пути их коррекции.

Программа предусматривает проведение практических занятий, где на конкретных примерах разбираются организация и проведение коррекционных мероприятий. Для каждого практического занятия предусмотрен план проведения, литература, рекомендации по подготовке.

Важной задачей практических занятий является овладение технологией коррекционной работы через участие в различных тренинговых группах. Данная форма работы позволит будущим психологам расширить свои представления о сущности психокоррекционного процесса.

Программа также предусматривает обязательную самостоятельную работу по разработке программы коррекции на выбранную тему.

В психолого-педагогической литературе, обсуждающей проблемы профессиональной деятельности консультанта, выделяются следующие компоненты готовности к оказанию такого вида помощи, как психологическая коррекция: теоретический, практический и личностный.

Теоретический компонент предполагает знание об основных теориях, моделях, типах личности применительно к ситуации психокоррекции; знания о процессе коррекции, ее содержании, направлениях и формах.

Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и техниками коррекции, что позволяет избежать как непрофессионализма, так и профессиональной деформации личности.

Личностная готовность подразумевает психологическую проработанность у консультанта собственных проблем, личностную рефлексию.

Материалы предложенного комплекса помогут осуществить целостную, многомерную подготовку студентов к коррекционной деятельности.

Освоение студентами материала курса выстраивается по следующей схеме:

· прослушивание лекций, которые позволяют осознать научное содержание основных понятий темы, их существенные взаимосвязи и взаимоотношения, соподчиненность; конспектирование лекций;

· самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: чтение, комментирование;

· самостоятельная работа с научной литературой: чтение, конспектирование, анализ;

· подготовка и участие в семинарах-дискуссиях;

· «проживание» опыта консультанта на практических занятиях;

· выполнение контрольных работ, промежуточных тестов, написание рефератов;

· самостоятельное совершенствование навыков коррекционной работы с помощью заданий «Практикума»

 

Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления является дисциплиной специализации и относится к прикладной психологии и психологии воздействия. Содержание данного курса предусматривает: Понятие и критерии нормы психического развития. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Предмет психолого-педагогической коррекции. Формы психокоррекции. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Принципы организации психокоррекционного процесса. Психолог и клиент в психокоррекционном процессе. Критерии эффективности психокоррекции в работе практического психолога. Основные психокоррекционные технологии. Проблема коррекции в зарубежной психологии. Схема обследования ребенка в практике психокоррекции. Психологические проблемы дошкольников. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Пути коррекции психологических трудностей дошкольников. Детерминация общей неуспеваемости школьников. Психологические проблемы подросткового возраста Коррекция умственного развития. Коррекция навыков чтения у слабоуспевающих учащихся. Коррекция страхов и тревожности у детей. Коррекция социальной и педагогической запущенности. Коррекция застенчивости. Диагностика и коррекция детей с аффективным поведением. Психолого - педагогическая коррекция детей с аутичным поведением. Коррекция агрессивности. Коррекция отклонений в психическом развитии детей (минимальная мозговая дисфункция). Тренинг профессионально важных качеств учителя. Тренинг общения для старших школьников. Диагностика и коррекция родительской компетентности. Психокоррекционные техники в групповой психотерапии неврозов. Игротерапия поведения. Коррекция произвольности поведения. Дисциплина дает представление студентам о теоретических основах психологической коррекции: возрастная психология как теоретическая основа психокоррекции, проблема теоретического и методического обеспечения психокоррекционной практики, понятие нормы психического развития, характеристики возрастных периодов личности. На практических занятиях используются активные методы обучения (ситуативные задачи, моделирование психологической схемы «психолог-клиент»), которые способствуют всестороннему развитию и самораскрытию студентов

 

 

4. Тематический план

Разделы и темы Количество часов
  Курс Б1.В.ОД. 16 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ   Лекции Практические занятия Сам. работа
  ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ Теоретические основы психологической коррекции. Сущность коррекционного процесса. Цели и задачи психологической коррекции.      
12. Основные направления в психологической коррекции. Подходы к решению проблемы коррекции психического развития ребенка в отечественной и зарубежной психологии: психодинамический, гуманистически- ориентированная психология, поведенческий подход. Когнитивная терапия. 2 часа    
13. Анализ психодиагностической информации и составление программы психологической коррекции. 2 часа    
14. Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей и подростков. История развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии.        
15. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы.     2 часа 2 часа  
16. Основные психокоррекционные подходы и технологии. Метод игротерапии. Метод арт-терапии. Метод поведенческой психотерапии. Классический психоанализ.     2 часа 4 часа  
17. Психопрофилактика и ее основные принципы. Специфика, цели, значение психопрофилактики.   4 часа  
88. ЧАСТНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ Психическое недоразвитие и основные особенности его психокоррекции.     2 часа  
99. Психологическая коррекция при задержке психического развития у детей.   2 часа 2 часа  
110. Психологическая коррекция при поврежденном и искаженном психическом развитии.   2 часа 2 часа  
111. Эмоциональные нарушения у детей и подростков и их психологическая коррекция.   2 часа 4 часа  
112. Психологическая коррекция при дисгармонии психического развития у детей и подростков.     2 часа 2 часа  
113. Психологическая коррекция родительско-детских отношений.     4 часа  
  Экзамен 27 часов
  Итого: всего 144      

Виды учебной деятельности

Лекции



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: