Лекция 15. Психологическая коррекция детско-родительских отношений




4 часа Содержание темы: Современные представления о семье в психолого-педагогической литературе. Направления коррекционно-развивающей деятельности в семье.

Практические занятия

Занятие 1.

Тема: Теоретические основы психологической коррекции.

Цель занятия: обеспечить понимание студентами психологической сущности психологической коррекции.

Вопросы для обсуждения:

1.) Сущность коррекционного процесса. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции.

2). Отличие психологической коррекции от других видов психологической помощи.

3) Виды психокоррекции.

4.) Актуальность создания психологической службы оказания помощи в воспитании и развитии детей на современном этапе общества. Сущность понятия «психологическое здоровье».

5) Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.

 

Задания для самостоятельной работы.

 

1. Проанализируйте книгу Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ.вузов, обучающ. по напр. и спец. психологии/ Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.. - М.: Academia, 2002. - 409, [5] с.. - (Высшее образование). Раскройте теоретические и практические основы психокоррекции.

2.Проведите анализ современного состояния психокоррекционной работы в сфере образования.

История возникновения психокоррекции как направления деятельности практического психолога. Используйте книги: Битянова, Марина Ростиславовна

Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.. - (Практическая психология в образовании)

 

Литература. Основная 1,3,4

Дополнительная 1,2,4

 

 

Занятия 2,3

Тема: Основные направления в психологической коррекции.

Цель: Обеспечить понимание студентами психологической сущности основных подходов, задач, методов и проблем коррекции в современной отечественной и зарубежной литературе.

Вопросы для обсуждения:

1) Подходы к решению проблемы коррекции психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.

2) Теоретический анализ психодинамического, гуманистически-ориентированного и поведенческого подходов.

3) Когнитивная терапия. История развития психологической коррекции детей с проблемами в развитии.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать содержание подходов в коррекционно-развивающей практике, представив результаты в виде таблицы:

Подход в коррекционно-развивающей деятельности, представители подхода Структурное наполнение подхода
   

 

2. Выделить основные коррекционные технологии в когнитивном направлении и описать их по материалам работы с книгой А.Бэка «Когнитивная терапия депрессий» СПб,2008

 

Литература. Основная 1,4.5 дополнительная 1,10,12.

 

Занятие 4,5

Тема: «Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции»

Цель занятия: сформировать у студентов навык по составлению программ психолого-педагогической коррекции. Овладеть принципами составления и основными видами психокоррекционных программ.

Вопросы для обсуждения:

1) Алгоритм составления психокоррекционных программ.

2) Критерии оценки результативности проведенных психокоррекционных мероприятий.

3) Основные принципы составления психокоррекционных программ.

4) Основные виды психокоррекционных программ.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Разработка программ коррекционно-развивающей работы с обучающимися (по выбору студента не менее 2-х).

2. Разработка развивающей программы для работы с педагогами.

3. Разработка коррекционно-развивающей программы с родителями.

 

 

Литература. Основная 1,2,3,4,5

 

Занятие 6,7

Тема: «Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы»

Цель занятия: сформировать у студентов навык групповой и индивидуальной формы работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Дать определение индивидуальной психокоррекции.

2. В чем специфика индивидуальной психокоррекции?

3. Какова основная цель психокоррекционного воздействия?

4. В чем могут выражаться результаты индивидуальной психокоррекции?

5. В чем заключается специфика групповой психокоррекционной работы по сравнению с индивидуальной психокоррекцией?

6. каковы принципы и правила ведения психокоррекционной группы?

7. Почему понятие «групповая динамика» является основным в данном виде психокоррекции?

 

Задания для самостоятельной работы

1.Проанализировать книгу 1)«Методы эффективной психокоррекции: [Хрестоматия]/ Сост. К.В. Сельченок. - Минск.: Харвест, 2009. - 812,[4] с.. - (Библиотека практической психологии)

2) книгу Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: [Комплексная программа]/ Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - СПб.: Речь, 2007. - 189 с.: ил.. - (Психологический тренинг). Выделить современные методы эффективной коррекционно-развивающей работы.

 

Литература. Основная 1,3,5 дополнительная 1,2, 10

Занятие 8

Тема: «Основные психокоррекционные подходы и технологии»

Цель занятия: сформировать у студентов навык проведения основных психолого-педагогических коррекционных технологий.

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чем специфика основных психолого-педагогических коррекционных технологий?

2. Раскрыть понятия:

- Метод игротерапии.

- метод конгруэнтной коммуникации.

- Метод арт-терапии.

- Метод социальной терапии.

- Метод систематической десенсибилизации (по Дж. Вольпе).

- Метод поведенческого тренинга.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскрыть методическое содержание методов практической психокоррекции:

а) метод игротерапии;

б) метод арттерапии;

в) метод поведенческого тренинга.

2. Привести примеры (подготовить и продемонстрировать) коррекционно-развивающих занятий с участниками образовательного процесса с использованием методов практической психокоррекции.

 

Литература основная 2,3,4,5 дополнительная 5,7,10,12

 

 

Занятие 9,10

Тема: «Психопрофилактика и ее основные принципы».

 

Цель занятия: Сформировать у студентов понятия о психопрофилактике и ее основных принципах.

Вопросы для обсуждения:

1.Комплексный подход к организации психопрофилактической деятельности с разными группами детей и взрослых.

2. Факторы риска нарушения психического здоровья.

3.Дать определение понятиям «Психологическая культура», «Психическое здоровье», «Психологическое здоровье».

Задания для самостоятельной работы

1.Разработать и апробировать программы психопрофилактической работы с участниками образовательного процесса (детьми, педагогами, родителями; по выбору студента, не менее 2-х)

 

Литература основная 2.4,5 дополнительная 7,8,10.

 

 

Занятие 11

Тема: «Психическое недоразвитие и основные особенности его психокоррекции».

 

Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с психическим недоразвитием и основных методов психолого-педагогической коррекции.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с психическим недоразвитием.

2.Задачи психолого-педагогической коррекции для детей Психическим недоразвитием.

3.Организация психокоррекционного процесса. Принципы планирования занятий при работе с детьми с психическим недоразвитием.

Задания для самостоятельной работы

1. По материалам книги Акимова, Маргарита Константиновна Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.К.Акимова, В.Т.Козлова. - 2-е изд., стер.. - М.: Академия, 2007. - 156,[1] с.. - (Высшее образование) раскрыть основные технологии коррекционно-развивающей работы.

2. Используя дополнительные источники из рабочей программы разработать (не менее 2-х) коррекционно-развивающих занятий для детей с психическим недоразвитием.

Литература основная 1,3,4,5 дополнительная 2,3,7,13

 

 

Занятие 12

Тема: «Психологическая коррекция при задержке психического развития у детей».

 

Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с задержкой психического развития и основных методов психолого-педагогической коррекции.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с задержкой психического развития (ЗПР). Классификации ЗПР.

2.Рассказать об основных составляющих нейропсихологического исследования детей с ЗПР.

3.Основные направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР.

4. Перечислить основные приемы коррекции внимания, памяти, мышления детей с ЗПР.

Задания для самостоятельной работы

 

1. Раскрыть и описать технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития по материалам книг:

 

а) Блинова, Любовь Николаевна Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М-во образования Рос. Федерации; Упр. спец. образования. - М.: НЦ ЭНАС, 2007. - 132, [4] с.: ил.. - (Коррекционная школа)

б) Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и специальностям психологии/ сост. О.В. Защиринская. - СПб: Речь, 2008. - 432 с. - (Хрестоматия)

в) Психология детей с задержкой психического развития: Изучение. Социализация. Психокоррекция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов фак. психологии/ Сост. О.В.Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - 432 с.

 

 

Литература основная 1,3,5 дополнительная 4,6.

 

 

Занятие 13

Тема: «Психологическая коррекция при поврежденном и искаженном психическом развитии».

Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с поврежденным и искаженным психическим развитием и основных методов психолого-педагогической коррекции.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с поврежденным психическим развитием.

 

2.Основные требования к организации психокоррекционного процесса у детей с поврежденным психическим развитием.

3. Раскрыть основные психологические характеристики детей с искаженным психическим развитием (детей с ранним детским аутизмом).

4. Основные направления психологической коррекции и психокоррекционные технологии для детей с РДА.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировав современные клинико-психологические исследования (работы В.В. Лебединского, И.И. Мамайчук, О.С. Никольской и др.) разработать коррекционно-развивающие занятия (не менее 2-х) для оптимизации психического развития детей с РДА.

 

Литература основная 1,2,4,5 дополнительная 3,10,12.

 

Занятие 14,15

Тема: «Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте и их психологическая коррекция».

 

Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с эмоциональными нарушениями и основных методов психолого-педагогической коррекции.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с эмоциональными нарушениями. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений.

2.Назвать основные направления психокоррекционной работы детей с эмоциональными нарушениями.

3.Описать индивидуальные формы психокоррекционной работы.

4. Арт-терапия и музыкотерапия как основные методы коррекции эмоциональных нарушений у детей.

Задания для самостоятельной работы

1.Подготовить и реферировать следующие статьи:

а) Коновалов В.Ю. Психосоматические аспекты обучения и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста

// Психологическая наука и образование.- 2006.- - № 1.- С.97-109..

 

б) Линде Н.Д. Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии

// Вопросы психологии.- 2006.- - № 2.- С.68-88..

2. Прочитать книги, подготовить по ним реферативные сообщения:

 

а) Алябьева, Елена Алексеева Психогимнастика в начальной школе: Метод. материалы в помощь психол. и пед.. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 81,[7] с.: ил.

 

б) Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: [Комплексная программа]/ Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - СПб.: Речь, 2003. - 189 с.: ил.. - (Психологический тренинг)

3.Любое издание книг А.И. Захарова, посвященные невротическим нарушениям у детей.

 

4.Составить коррекционно-развивающие тренинговое занятие для детей младшего школьного и подросткового возраста с эмоциональными нарушениями (по выбору).

 

Литература основная 2,4,5 дополнительная 1,3,5,12,13

 

 

Занятие 16

Тема: «Психологическая коррекция при дисгармонии психического развития у детей и подростков».

 

Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с дисгармониями психического развития и основных методов психолого-педагогической коррекции.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с дисгармониями психического развития.

2.Назвать основные формы и методы психокоррекции при дисгармониях психического развития.

3.Описать индивидуальные формы психокоррекционной работы.

4. Описать групповые формы психокоррекционной работы.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Прочитать книги, законспектировать основные главы, практические моменты:

 

а) Подхватилин, Николай Васильевич Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Прак. рук. к провед. тренинга для шк. психол., пед., соц. работников. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 62,[2] с.. - (Практическая психология)

б) Степанов, Владимир Григорьевич Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

в) Тагирова, Гюльнара Сабировна Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: Моногр.. - М.: Пед. о-во России, 2008. - 127 с.. - (Школа в микросоциуме)

 

2.Составить коррекционно-развивающие занятие для детей и подростков с дисгармониями психического развития (по выбору).

 

 

Литература основная 1,3,5 дополнительная 7,9,11.

 

Занятие 17,18

Тема: «Психологическая коррекция родительско-детских отношений».

 

Цель занятия: сформировать у студентов навык психокоррекционной работы с семьей.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Семья как объект психокоррекционного воздействия. Раскрыть основные функции семьи.

2. Фазы жизненного цикла семьи. Нарушения жизнедеятельности семьи.

3. Перечислить основные блоки психокоррекционной работы с подростком и его семьей.

4. Рассказать об основных стилях семейного воспитания, оказывающих негативное влияние на формирование личности подростка.

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

 

1. Создание и защита (на выбор) на практическом занятии собственной психокоррекционной программы по психокоррекции родительско-детских отношений.

2. Раскрыть основные методы в системе психологической коррекции родительско-детских отношений

- «Семейная скульптура»

- «Семейная хореография»

- «Семейный ритуал»

- «Создание аналогичных ситуаций»

- «Честная борьба».

Литература основная 1,2,4 дополнительная 1,12

 

Фонд оценочных средств


компетенция этапы формирования (семестр) дисциплины, практики, НИР, ГИА критерии показатели (по уровням)
ПК-23 - готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;   3 курс, 5 семестр Б1.В. ОД.16 «Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» Знаниевый Деятельностный   Отличный уровень: знает основные методы, используемые в практической психологии принципы ведения психодиагностического интервью этические принципы работы педагога-психолога; психодиагностические методики, используемые для изучения протекания основных психических процессов и состояний; методы математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных. Хороший уровень: знает психодиагностические методики, используемые для изучения протекания основных психических процессов и состояний; методы математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных. Удовлетворительный уровень: знаетосновные функционалы практической деятельности психолога (в зависимости от учреждения); Неудовлетворительный уровень: не знает основные функционалы практической деятельности педагога-психолога (в зависимости от учреждения); психодиагностические методики, используемые для изучения протекания основных психических процессов и состояний; методы математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных. Отличный: умеетотбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов, с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией; Владеет критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками анализа своей собственной деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации данной деятельности; Хороший: умеетпроводить психодиагностическое интервью, опираясь на основные принципы его проведения; подготавливать психологические рекомендации по улучшению социально-психологического климата, профессиональному обучению и развитию персонала, обеспечению комфортной психологической среды саморазвития личности; Владеетосновами методов просветительской деятельности среди населения с целью повышения психологической культуры общества; Удовлетворительный уровень: умеетотбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов, с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией; Владеетосновами методов просветительской деятельности среди населения с целью повышения психологической культуры общества; Неудовлетворительный уровень: не умеетотбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов, с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией; Не владеетнавыками анализа своей собственной деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации данной деятельности, основами методов исследования, применяемыми в практической психологии для оценки состояния, психических процессов испытуемого.  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: