Законодательство СССР периода перестройки




Законодательство Союза ССР периода перестройки можно подраз­делить на два этапа. Первый охватывает 1985—1989 гг., когда вновь принятое законодательство ограничивалось совершенствованием дей­ствующей системы права, устранением пробелов, устаревших либо противоречивых норм. Основ законодательства и иных актов, принци­пиальным образом меняющих нормативно-правовое регулирование той или иной отрасли права, не принималось. Наиболее значительные из­менения были внесены законами СССР, предусматривающими учреж­дение Съезда народных депутатов СССР и изменение системы органов государственной власти и управления СССР и союзных республик, де­мократизацию выборов народных депутатов СССР, а также дальнейшее расширение прав предприятий и усиление кооперативного движения

в СССР.

На втором этапе (1990—1991 гг.) принимались акты, направлен­ные на проведение мер, осуществляемых в соответствии с решениями XIX Всесоюзной партконференции по реформированию всех сфер об­щества. Ядро таких актов составили законы, принятые Верховным Советом СССР как постоянно действующим законодательным орга­ном. Всего им за два года работы было принято более ста законов СССР, значительная часть которых была направлена на проведение правовой реформы, создание правового государства и рыночных от­ношений.

Можно выделить четыре основных направления, по которым осуще­ствлялась законотворческая деятельность Верховного Совета СССР: 1) законы, связанные с проведением экономической реформы и переходом к рыночным отношениям; 2) законы, направленные на реализа­цию политических прав и свобод граждан СССР; 3) законы, регулирую­щие деятельность высших органов государственной власти и управления СССР и органов местного самоуправления; 4) законы по вопросам со­вершенствования деятельности правоохранительных органов.

Первые весьма робкие шаги к рыночной экономике советское госу­дарство сделало в 1990 году, когда 4 июня Верховный Совет СССР принял Закон «О предприятиях в СССР», преследовавший цели обеспечения самостоятельности предприятий в рамках социалистических общественных отношений. Основной упор был сделан на сохранение государственных предприятий и развитие кооперативов, основанных на общественной и тем самым социалистической форме собственности. В личной собственности граждан могло находиться только семейное, малое предприятие, не применяющее наемный труд.

Государственные предприятия наконец-то освобождались от опеки министерств и иных органов управления, в том числе в сфере планирования. Им разрешалось самостоятельно планировать свою деятель­ность исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и вместе с тем выполнять работы и поставлять продукцию для государ­ственных нужд, но такого рода деятельность осуществлялась уже не по административной указке, а на основе договора. Более того, Закон пре­доставлял предприятиям право устанавливать цены на продукцию или тарифы на услуги самостоятельно или на договорной основе. По от­дельным видам продукции допускалась возможность сохранения госу­дарственных цен.

Предоставив предприятиям реальную самостоятельность, государ­ство старалось по возможности отдалить срок этой меры. В постановле­нии о порядке введения Закона в действие специально оговаривалось, что свобода выбора предмета договора, определения обязательств и иных условий хозяйственных взаимоотношений государственным предприятиям может быть предоставлена только через 2,5 года после принятия Закона.

Курс реформаторства и либерализации хозяйственной деятельно­сти не миновал и сельское хозяйство. Основы законодательства Сою­за ССР и союзных республик о земле, принятые Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 г., разрешили гражданам СССР вести кресть­янские хозяйства, основанные преимущественно на личном труде и труде членов их семей. Земли для крестьянских хозяйств предостав­лялись в аренду или пожизненное наследуемое владение в пределах норм, установленных законодательством Союза ССР и союзных рес­публик. Специально оговаривалось, что земля должна обрабатывать­ся преимущественно личным трудом членов крестьянского хозяйства без применения наемного труда. Следовательно, и в области сельско­го хозяйства советское государство надеялось сохранить социалисти­ческие общественные отношения и не допустить эксплуатации чужо­го труда.

В наивности своих желаний создать рынок и одновременно сохра­нить в девственной чистоте социалистические производственные отно­шения, не загрязнить их таким пороком, как эксплуатация наемно­го труда, советское государство убедилось достаточно быстро. Закон «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», приня­тый Верховным Советом СССР 2 апреля 1991 г., уже разрешал пред­принимательскую деятельность граждан как без применения наемного труда, так и с его применением. Предпринимателям, т.е. гражданам СССР и иностранцам, разрешалось осуществлять любые виды хозяйст­венной деятельности, не запрещенные законом. В процессе предприни­мательства разрешалось создавать любые виды предприятий, разре­шенных действующим законодательством. Государство снимало и кон­троль за доходами предприятий, разрешив им получать любой, не ограниченный по размеру личный доход.

Продолжая курс партии и государства на развитие рыночных отно­шений, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г., сняли большую часть ограничений, сковывающих частную инициативу. Гра­жданам разрешалось иметь на правах частной собственности не только мелкое предприятие, но и любое иное предприятие, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли и иной предпринимательской деятельности. Снимались огра­ничения не только с личных доходов предпринимателя, но и находя­щихся в его собственности средств производства, транспорта и иного имущества.

Достаточно весомым оказался блок законов СССР, принятых Вер­ховным Советом СССР в целях гарантированности действия политиче­ских прав и свобод граждан СССР. Это, в частности, законы о печати и других средствах массовой информации, об общественных объедине­ниях, о правах профсоюзов, о свободе совести и религиозных органи­зациях, о гражданстве СССР.

Закон СССР «Об общественных объединениях» разрешал гражда­нам беспрепятственно но своей инициативе создавать любые партии, общественные организации, движения, фонды для участия в управле­нии государственными и общественными делами, защиты их политиче­ских, социально-экономических, личных нрав и свобод, осуществле­ния иной не запрещенной законом деятельности. Устанавливался за­прет на создание и деятельность общественных объединений с целью насильственного свержения или изменения конституционного строя, нарушения единства территории СССР, союзных и автономных рес­публик, пропаганды войны, насилия и жестокости, разжигания соци­альной, национальной и религиозной розни, совершения иных уголов­но наказуемых деяний. Особо подчеркивалось, что участие граждани­на в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его нрав, условием занятости должности в государственной организации, а также основанием для предоставле­ния ему государством каких-либо льгот и преимуществ. Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допускалось.

Изложенная норма была направлена не столько против буду­щих общественных объединений, сколько против реально действую­щей КПСС, которая, как известно, претендовала на руководящую роль в обществе, а ее члены имели преимущественное право на вы­движение в государственный аппарат, занятие высоких государст­венных постов, обладали иными преимуществами перед не членами партии.

Закон устанавливал и гарантировал реальность права граждан на общественные объединения, в том числе закреплял достаточно демократичный порядок регистрации уставов общественных объединений, возможность судебного обжалования отказа органов юстиции в регист­рации устава, невмешательство государственных органов и должност­ных лиц в деятельность общественных организаций и возможность прекращения их деятельности только по решению суда.

Закон «О печати и других средствах массовой информации», при­нятый Верховным Советом СССР 12 июня 1990 г., отменял монополию государства на средства массовой информации. Право на их учрежде­ние предоставлялось не только государственным, кооперативным и ре­лигиозным и иным объединениям, но и гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Закон отменял всякую цензуру, разре­шение компетентных органов государства на распространение продук­ции средств массовой информации. Вся ответственность за распростра­няемые сведения возлагалась на главного редактора или редактора средства массовой информации, давшего разрешение на их выход в свет или эфир.

Допуская плюрализм мнений и оценок, Закон запрещал использо­вание средств массовой информации для разглашения сведений, со­ставляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, призывов к насильственному свержению или изменению существующе­го государственного или общественного строя, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Нарушение этого требования при­знавалось Законом в качестве единственного основания для прекраще­ния выпуска или издания средства массовой информации. Обнародо­вание сведений, не соответствующих действительности, оскорбление чести и достоинства граждан, иных лиц влекло ответственность средст­ва массовой информации в гражданско-правовом порядке и не рассмат­ривалось основанием для его прекращения.

В целях совершенствования деятельности государственных орга­нов власти и управления, приведения их в соответствие с новыми реа­лиями в экономической и политической сферах, помимо законов СССР, внесших изменения в Конституцию СССР в связи с учрежде­нием поста Президента СССР и совершенствованием органов управ­ления, были приняты и другие акты. В их числе Регламент Съезда на­родных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, законы «О ста­тусе народных депутатов СССР», «О порядке отзыва народных депутатов СССР», «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хо­зяйства в СССР» вносил существенные изменения в деятельность мест­ных Советов народных депутатов, предоставлял им полную свободу в решении всех региональных вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей природной среды. Совет­ское государство, будучи ограниченным в материальных средствах, вызванных кризисом экономики, решило хотя бы частично снять с себя ответственность за положение дел в регионах и переложить ее на мест­ные Советы и иные органы местного самоуправления.

Экономическую основу органов местного самоуправления составля­ли природные ресурсы: земля, ее недра, воды, леса, а также комму­нальная собственность на предприятия, организации, учреждения, иные объекты производственной и социальной инфраструктуры. Мест­ные Советы наделялись правом разрабатывать, утверждать и испол­нять местный бюджет. Однако вся их хозяйственная деятельность должна была проводиться за счет имеющихся средств. Государство о своем желании финансировать деятельность местных Советов в Законе ничего не говорило.

С учетом происходящих в обществе и государстве изменений совер­шенствовалась и деятельность правоохранительных органов: милиции, прокуратуры, суда, органов государственной безопасности. Особое значение имел Закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», которым было разрешено гражданам подавать в суд жалобы как на действия отдельных должностных лиц, так и на коллегиальные решения органов управления и тем самым иметь возможность действенно бороться за свои права.

Таким образом, советское государство, начиная с 1990 г., приступило к осуществлению нового курса в хозяйственном, культурном и полити­ческом строительстве. Оно возвращалось к принципам, методам времен нэпа, допуская частнопредпринимательскую деятельность и крестьян­ские хозяйства. Однако определенная часть нововведений выходила за рамки порядков, действовавших во времена нэпа. Это, в частности, сво­бода политических партий, печати и иных средств массовой информа­ции, разрешение предпринимателям иметь в частной собственности без какого-либо ограничения предприятия, средства производства и иное имущество, а также пользоваться наемным трудом. Государство, обла­дая командными высотами в политической и экономической сфере, легкомысленно надеялось на собственные силы и не видело в предпри­нимательстве опасного конкурента.

Между тем нововведения существенно меняли характер экономиче­ских отношений, социальную структуру общества и привели к негатив­ным последствиям: разрушению хозяйственных связей, спаду произ­водства, ослаблению дисциплины труда, расхищению государственно­го имущества и забастовкам.

Государство не смогло удержать общество, население в рамках ус­тановленной им свободы деятельности общественных организаций и средств массовой информации. Созданные партии, народные фронты, движения, их средства массовой информации безнаказанно разжигали национальную рознь, призывали к нарушению единства территории СССР, союзных и автономных республик, к насильственному сверже­нию советского строя. Общественные организации и их средства массо­вой информации поддерживали государственные органы союзных рес­публик. Обвиняя общесоюзное руководство в нерешительности, кон­серватизме, они отказывались исполнять законы СССР. «Война законов» велась во всех союзных республиках, в том числе и в РСФСР (см. следующую главу). В этих условиях законодательная деятель­ность Верховного Совета СССР становилась по преимуществу пустой формальностью и осуществлялась лишь по инерции, без какой-либо надежды изменить ситуацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: