Тема: Фонология. Понятие фонемы.




Лекция № 1. – 2 часа

Тема: Языкознание и язык

1. Языкознание как наука. Предмет и разделы языкознания.

2. Язык и речь.

3. Знаковый характер языка.

4. Язык как социальное явление. Основные функции языка.

5. Язык как система и структура.

6. Уровни языковой системы.

7. Синтагматика и парадигматика..

8. Синхрония и диахрония.

 

 

Литература

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979.

3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983.

4. Реформатский А.Л. Введение в языкознание. – М., 2000.

5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987.

 

1. Языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Языкознание как наука имеет структуру. Так, различают следующие виды языкознания:

1) практическое – изучает конкретный язык (или языки) с целью его использования как средства общения;

2) прикладное – занимается разработкой и приложением лингвистических данных к конкретным потребностям общества с учетом современных практических задач: машинный перевод, автоматический поиск информации, синтез речи и ее автоматическое распознавание и т.д.

3) теоретическое – изучает теорию языка: сущность языка как системы, языковые единицы и отношения между ними, правила комбинаторики, природу грамматических категорий и т.д. Оно имеет таки подвиды:

а) частное – изучает один или группу родственных языков (напр.: славистика, полонистика, романистика, тюркология и т.д.);

б) общее – изучает язык вообще, его природу, происхождение, структуру, классификации языков и т.д.

Языкознание изучает явления, принадлежащие различным языковым уровням. Обычно выделяют следующие разделы языкознания:

– фонетика – изучает звуки

– фонология – изучает звуковую сторону языка, но с функциональной и системной точек зрения

– лексикология – изучает словарный состав языка и слово как основную его единицу

– грамматика – исследует слова, морфемы, морфы, морфологические части слов и их сочетания.

2. Язык в лингвистической литературе употребляется в двух смыслах: в широком как знаковая система в целом, представляющая собой неразрывное единство идеальной и материальной сторон (т.е. единство кода и все его реализаций); в узком – как идеальная, абстрактная система, код (в отличие от речи как его реализации).

Язык – идеальная сторона, код.

Речь – материальная сторона, реализация языка.

3. Язык – система знаков. Свойства языкового знака:

1)двусторонность;

2)системность;

3)воспроизводимость;

4)способность обобщать;

5) комбинационность.

Языковой знак имеет план выражения (форма) – означающее – звуковой комплекс – материальная часть.

Языковой знак имеет план содержания – означаемое – значение – идеальная часть.

4. Ф. де Соссюр считал, что «язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному». Будучи явлением социальным, язык обладает определенными функциями. Среди его функций важнейшими являются:

1) коммуникативная;

2) когнитивная;

3) функция хранения информации;

4) экспрессивная

5) метаязыковая;

6) эстетическая.

 

5. Элементы языка существуют не изолированно, а в тесной связи и противопоставлении друг другу, т.е. в системе. Под системой понимается внутренне организованная совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, а под структурой – внутренняя организация этих элементов, сеть их отношений.

 

6. Вся система языка имеет следующие языковые уровни:

1) Фонематический. Единица этого уровня – фонема.

2) Грамматический (морфематический). Его единица – морфема.

3) Лексический. Единица этого уровня – слово (лексема).

4) Синтаксический. Его единица – словосочетание и предложение.

7. Между языковыми единицами существуют такие отношения:

– иерархические – это отношения подчинения и включения между языковыми единицами разных уровней,

– парадигматические – это отношения взаимосвязи, противопоставления и обусловленности между единицами одного уровня, объединяющие эти единицы в определенные классы (парадигмы),

– синтагматические – это отношения сочетаемости между последовательно расположенными языковыми единицами одного уровня.

 

8. В основе классификации языкознания используется и временной подход.

Синхрония – изучает состояние языка в определенный момент его развития как системы одновременно существующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Диахрония – историческое развитие системы языковой как предмет лингвистического исследования; исследование языка во времени, в процессе его развития во временной оси.

 


Лекция № 3. – 2 часа.

Тема: Фонология. Понятие фонемы.

1. Фонология как функциональная фонетика.

2. Фонема как звуковая единица языка:

– основные признаки и функции фонемы;

– фонема и звук.

3. Фонологическое содержание фонем (дифференциальные и интегральные признаки фонем).

 

Литература:

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М., 2002. – Гл. 5. – С. 89 – 97.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – Гл. 2. – С. 47 - 52.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – Гл. IУ. – § 22.

4. Маслов Ю.С. Введение в языковедение. – М., 1975. – Гл. II. – С. 44 – 66.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002. – Гл. 3. – §§ 39 – 40.

6. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – Соответствующие статьи. – С. 552 – 554, 555 – 557.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: