Учиться говорить и писать




Изложение № 1

Коллекционер Бахрушин

 

Целеустремлённым коллекционером, который оставил значительный след в русской культуре, был Алексей Александрович Бахрушин. Его главным достижением является создание единственного в России театрального музея.

Алексей Бахрушин был высоким, худым, немного сутулым человеком. У него было плохое зрение, поэтому носил пенсне, постоянно поправляя его рукой. Разговаривал образно, на простом русском языке густым баском. Будущий коллекционер был сыном известного заводчика, крупного московского миллионера, однако в юности был стеснён в средствах благодаря жёсткому контролю со стороны своего отца.

Алексей очень интересовался театром, поэтому постепенно увлёкся и собирательством театральных экспонатов. Музей он обустроил в полуподвальном этаже. В его экспозиции были собраны портреты деятелей театра в масле, в гравюре, в рисунке, фото русских и иностранных театров, материалы по оформлению спектаклей, эскизы, письма и другие предметы.

Балет также интересовал Алексея Бахрушина. Он покупал туфли, слепки ступней балерин, парики, письма, афиши и билеты.

Все свои силы, энергию, средства Бахрушин отдал этому важному делу – служению театру.

... Когда гости рассматривали экспонаты музея, коллекционер вынимал из витрины туфли знаменитой балерины пятидесятых годов девятнадцатого столетия Асёнковой и говорил: «Вот, нашёл, долго искал», - после чего рассказывал историю приобретения, постепенно переходя на другие темы, связанные с артистами или театром. Нового посетителя Бахрушин усаживал в кресло и просил оставить памятную запись о себе в специальном альбоме.

В 1913 году Алексей Бахрушин передал свою коллекцию Российской Академии наук, посчитав, что его собрание достигло определенных пределов и должно быть передано «на пользу народа». Бахрушин был назначен почётным попечителем и директором музея до конца своих дней.

Каждый из живущих в этом мире людей хотел бы стать или стал коллекционером. Одни люди коллекционируют марки, другие – монеты, третьи – фарфоровых кукол. Этот список можно продолжать очень долго.

Я тоже не исключение. Мне очень нравится собирать игрушечных медвежат. В моей коллекции мягкие медведи разных цветов, разных размеров, говорящие, поющие... Мои мишки приносят мне много тепла и радости, окружая меня со всех сторон.

Я не скрываю ни от кого своё увлечение, поэтому самыми частыми зрителями являются мои родители и все, кто приходит к нам в гости.

Моя коллекция постоянно пополняется новыми игрушками, подаренными мне родителями и друзьями или купленными мной самостоятельно.

 

 

Изложение № 2.

Айвазовский в Феодосии

 

Набережная Феодосии, крошечного городка Крымского полуострова, была полна гуляющих. Лето 1897 было жарким. Впрочем, климат в этом благословенном краю редко разочаровывал любителей морских купаний и солнечных ванн. Гуляющие напоминали яркое, многоязыкое, весёлое и беспокойное течение, которое медленно плыло по набережной вдоль моря, претекало и вливалось в городские улочки.

По набережной шёл старик лет восьмидесяти с тростью в руке. Его походка была медленной, неторопливой. Одет он был в белый свободный костюм и соломенную шляпу. Время от времени его узнавали и здоровались с ним. Старик выделялся из толпы тем, что не стремился к лежанке у воды. Старик, прищурившись, смотрел на море, как будто никогда его не видел.

Это был Айвазовский, знаменитый художник-маринист. Он вырвался из петербургской круговерти и вернулся в свой родной город., город своего детства. Здесь и песок, и камни помогают творчеству.

Айвазовский был доволен тем, что имел достаток. На свои средства он построил несколько зданий в родном городе, обзавёлся домом-мастерской, который был также и картинной галереей. Иван Константинович помог постройке порта и железной дороги, низкого и уютного здания вокзала. Айвазовскому хотелось, чтобы море разливалось прямо перед окнами вокзала, чтобы из вагонного окна были видны заросли южной зелени, невысокие южные домики и закусочные, чтобы к морю можно было выскочить прямо из тамбура поезда, окунуться в морскую волну и потом броситься на гальку и вдыхать пропитанный запахами кофе, рыбы, жареного мяса, моря воздух.

Айвазовский удовлетворенно улыбнулся. Он отблагодарил свой родной город, где родился Ованесом Гайвазовским (Айвазян – как узнал он, уже будучи взрослым), а стал самым первым и самым известным маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.

Старик отвернулся от полосы прибоя и неспешно пошёл к стоящему неподалёку дому. Он отметил для себя, что город – пёстрый и колоритный: красно-коралловые черепичные крыши, изумрудная зелень, серые камни древних крепостей, синее море, босоногая детвора во дворах, пёстрая гуляющая толпа. Тут поневоле станешь художником, если Феодосия сама просится на кончик кисти.

Настоящим открытием для меня стало знакомство с творчеством Михаила Врубеля. Русский художник был одержим изображением демона. Как ни странно, но демон в понимании Врубеля являл собою идеальную личность, свободную, сильную, достойную героев классики. Образ демона требовал от художника своего воплощения, заставляя искать новые техники, использовать новые материалы. Щедевром творчества Врубеля можно назвать картину «Демон сидящий». Молодой черноволосый юноша сидит на камнях, тревожно, задумчиво и грустно смотрит вдаль. На щеке блестит одинокая слеза. Демон любил земную девушку, но люди не позволили ему быть с ней. На лице юноши – настороженность к людям, потухшая навсегда улыбка. Он тоскует по миру живых, но этот мир отрекся от него.

 

Изложение № 3.

Ландыш

 

Весёлый месяц май! Солнце с каждым днём поднимается всё выше, заглядывает во все уголки, начинает припекать. Между кустов расцвели крупные ярко-жёлтые бубенцы купальницы. Золотыми пуговками рассыпались по зелёной траве лютики. Но красивее и нежнее всех весенних цветов – ландыш. Небольшой, нежный, скромный, удивительно пахнущий, он притягивает к себе.

Многие народы с давних времён почитают ландыш. В Египте, к примеру, две тысячи лет назад ландыши высаживали в садах. Вместе с розами они цвели там круглый год. В средние века ландыш появился в Европе. Садоводы пытались вывести новые сорта ландышей: с розовыми или красными цветками, с листьями в белую или золотистую полоску.

Встретить ландыш весной можно в мае. Деревья покрыты густой зеленью, дают тень и прохладу, а ландыш очень любит тень и прохладу, в отличие от подснежников, ловящих первое весеннее солнечное тепло. Островки темно-зеленых листьев, похожих на заячьи или оленьи уши, встречаются в садах, палисадниках и лесах. Они сначала похожи на остроконечные копья. Потом копья разворачиваются, превращаясь в зелёную воронку, ловят капли дождевой воды, которая стекает потом прямо к корням.

Позже между зелёными ушками появляется тонкий стебелёк с бело-зелеными бусинами бутонов, которые постепенно превращаются в маленькие белые колокольчики. Цветение длится недолго. Колокольчики сменяются красными ягодками, которые очень нравятся птицам.

Ландыш – растение ядовитое полностью. Но и целебное. Медицина применяет его как лекарство от разных болезней.

Колонии ландышей довольно многочисленны. Однако люди наносят непоправимый вред растениям. Они рвут цветы в букеты, уменьшая и губя большие участки колонии, часто повреждают корневища, что уничтожает возможность цветка возродиться, грубо и неумело вырывают растения для заготовки лекарственного сырья. В конце концов мы можем лишиться такой красоты и ценного лекарственного средства. Ландыш взывает о спасении!

Такая же участь постигает и другие растения. Влияние человека на природу, к сожалению, чаще всего губительное. Следы, оставленные человеком, – вырванные с корнями первоцветы, сломанные ветки деревьев, разоренные муравейники, убитые на охоте животные, горы мусора вдоль берегов рек и озёр, вдоль полян, в рощах и лесах, загрязнённые промышленными выбросами вода, земля и воздух...

Природа пытается приспособиться к новой реальности: меняются земные и водные рельефы, появляются новые виды живых существ взамен вымирающим, пустыни «пожирают» плодородные земли, даже болезни у людей появляются новые и более опасные... Гладя на всё это, я соглашаюсь со словами Ралфа Уолдо Эмерсона: «Природа – вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остаётся сама собой».

 

Изложение № 4

Подвиг Миклухо- Маклая

 

Зимой 1872 года все газеты мира облетело известие, что молодой русский учёный, отважный исследователь берегов Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай был убит и съеден дикарями. Русское правительство, обеспокоенное этим известием, поручило экипажу клипера «Изумруд», которое совершало кругосветное плавание, выяснить, правда ли это.

19 декабря клипер прибыл к берегам Новой Гвинеи. Моряки увидели высокие горы, затянутые облаками. На склонах гор чернел лес. Корабль осторожно вошёл в залив. Его встретили папуасы в пирогах, разукрашенные оружием и головными уборами. Среди них на возвышении сидел похудевший и обросший Миклухо-Маклай. Он был одет во фланелевую рубаху и гамаши, наряд завершали кинжал на боку и сумка через плечо. Он был похож на Робинзона Крузо. Русские моряки поняли, что учёный цел и невредим, ему даже ничего не угрожает, папуасы чтут и уважают его как лучшего друга и слушаются его.

Николай Миклухо-Маклай прожил среди папуасов Новой Гвинеи несколько лет. У него было оружие, но он ни разу не применил его против дикарей. Более того, Миклухо-Маклай заслужил уважение папуасов тем, что лечил их от лихорадки и ран, учил пользоваться металлическими орудиями, помогал садить полезные растения. Он был с ними настолько честен и правдив, что дикари придумали поговорку: «Слово Маклая – одно». Папуасы настолько уважали Маклая, что стоило ему сказать «войне не бывать» - и туземцы прекращали междоусобные распри.

В то же время учёные, изучавшие происхождение человека, отчаянно спорили, утверждая, что все племена произошли от одного корня и разные пути развития зависят от пройденного исторического пути. Другие настаивали, что все племена произошли от разных корней, что подтверждается разным цветом кожи, разным уровнем развития. Эти ученые поделили людей на «белых», созданных самой природой для господства, и «цветных», созданных для подчинения.

Папуасы Новой Гвинеи были людьми каменного века. Они не знали, что такое железо, что такое стекло; они не умели разводить огонь, а спички казались им чудом. Наблюдая и изучая жизнь туземцев, Миклухо-Маклай познавал раннюю стадию развития человечества: возделывание земли, обустройство быта, охоту. Благодаря запискам учёного наука имеет подробное описание климата, животных, растений и населения Новой Гвинеи. Он не только изучал папуасов, он пытался спасти их от порабощения. Учёного волновало не только прошлое и настоящее, но и будущее. Поэтому он и был великим учёным.

Миклухо-Маклай – не единственный учёный, который думал о будущем народа. Дмитрий Иванович Менделеев – русский учёный-химик и замечательный педагог. Мечта приносить пользу народу была заложена в нём еще в детстве. Отец Менделеева был директором гимназии сибирского городка Тобольск и дружил со ссыльными революционерами-декабристами. Их любовь к родине и народу оказала большое влияние на характер будущего учёного.

Д. И. Менделеев был трудолюбив и имел способности к химии, физике, математике, а также увлекался литературой. В 1869 году русский учёный открыл периодический закон химических элементов. Это принесло ему мировую славу. Менделеев старался использовать достижения науки для экономического развития государства. Учёный всегда думал о будущем России – о молодёжи. Он был прекрасным педагогом. Его лекции по химии студенты встречали аплодисментами. Дмитрий Иванович отдал свою жизнь науке. Его именем названы институты, заводы, научные общества.

 

 

Изложение № 5

Ф.М.Достоевский

Ф.М.Достоевский любил всматриваться в лица людей, фигуры, походку, жесты. У него был пытливый взгляд художника. Разговаривая, Достоевский пристально смотрел в глаза собеседника, как будто изучая его. Федор Михайлович любил изучать людей, не упускал случая познакомиться с интересным человеком.

Писателя волновали социальные и политические процессы. Он интересовался также психологией людей разных слоёв общества, медицинскими вопросами. Поэтому наблюдал быт простых людей, иногда приглашая какого-нибудь бедняка к себе пообедать или поужинать. При этом Достоевского интересовал не человек вообще, а его современник, человек, работающий, служащий, гуляющий по Невскому проспекту, встречающийся в глухих переулках или подвалах. Такие наблюдения помогали живому восприятию жизни вокруг, помогали писать достоверно и реалистично. Один из своих романов он назвал «Униженные и оскорблённые».

Работая над сюжетами, Достоевский углублялся в себя. Возникавшие в памяти обрывки фраз, яркие события и отдельные слова, давние эпизоды и впечатления приводили к тому, что писатель забывал о еде и сне. Он был наедине со своими мыслями, его окружали те образы, о которых завтра узнают все. Но сейчас он их хозяин, он им судья. Как мифический бог, сотворивший мир и заселивший его. Он жил в своих образах, и они жили в нём.

Достоевский любил писать в уединении, ночью. Такая привычка напугала лакея, когда писатель поселился в Люблине на уединенной даче. Лакей отказался служить ему, рассказав родственникам писателя, что Федор Михайлович ходит всю ночь по комнате и сам с собой разговаривает, наверное, замышляет кого-то убить. В это время писатель работал над романом «Преступление и наказание», обдумывая действия и замыслы Раскольникова.

У Достоевского была еще одна особенность. Написав несколько глав романа, он уничтожал их и начинал писать заново. А некоторые романы подвергались сокращению. «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие романы попали в жернова высокой требовательности к себе Федора Достоевского. Много раз меняя варианты сюжетов, переписывая диалоги и главы, он добивался совершенства.

Писатель не сохранял черновики своих произведений. Он хранил как зеницу ока только окончательный, последний вариант рукописи. В редакцию он предпочитал относить сам, не доверяя ни посыльному, ни прислуге плод своего труда, своей мысли...

Я сижу перед зеркалом. Смотрю в него и вижу современную юную девушку с длинными русыми волосами и правильными чертами лица. Ровная спина и расправленные плечи говорят о том, что эта девушка спокойная и уравновешенная. Она любит танцевать, любит ощущать легкость и красоту, которую рождает танец. Глаза девушки выделяются на лице своим серым блеском, взглядом, который хочет словить каждый чудесный момент окружающей жизни: солнечные лучи, весеннее пробуждение природы, высокий полёт и радостное пение птиц, разлив аквамарина моря по золотому песку пляжа, изумрудную зелень деревьев и трав. (попробуй написать еще что-нибудь о себе. Если этот вариант в 3 лице не нравится, опиши себя, как захочешь!)

 

 

Изложение № 6

Учиться говорить и писать

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, культурным, образованным человеком, то надо обращать внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно.

Есть несколько правил успешной речи. Не надо заставлять людей выслушивать ваши длинные речи, не нужно самовлюблённо болтать. Особенно, если вам приходится выступать публично. Следите за временем. Это нужно не только из уважения к людям – это нужно и важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут вас внимательно слушают; следующие 5 минут слушатели ещё слушают; через 15 минут внимание аудитории ослаблено, поэтому люди делают вид, что слушают; на двадцатой минуте перестают делать вид, некоторые перешёптываются, а отдельные личности могут даже демонстративно шуметь.

Второе правило: ваше выступление должно быть интересным прежде всего вам. Если вы читаете свой доклад или что-то рассказываете с интересом для себя, то и слушателям будет интересно. Важна также и тема выступления. Если она не интересует слушателей, то выступление обречено на провал.

Не стоит совмещать в одном выступлении цепи разных мыслей. Пусть будет одна мысль, главная, а другие - второстепенными. Тогда слушателям будет легче воспринимать информацию, в вашем выступлении появится интрига, «ожидание конца». Слушатели будут догадываться и размышлять, с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете основную мысль. «Ожидание конца» очень важно. Оно помогает поддерживать интерес к вашему выступлению. Когда вы произносите: «Мы еще вернемся к этому», «Обратите внимание на...» и др., вы привлекаете к докладу внимание слушателей.

Не только умение хорошо говорить, но и умение хорошо писать поможет вам быть интересным окружающим. Свободно и с юмором написанное письмо другу покажет вас с хорошей стороны. Чтобы научиться хорошо писать, нужно обращать внимание на свою и чужую речь, пользоваться удачными выражениями, точно выражающими мысль. Чтобы хорошо писать, нужно писать, писать письма, дневники. Как говорится: «Чтобы ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Д.Лихачёв высказал мысль, что «язык человека – это его мировоззрение и его поведение». Я согласна с его словами. Когда мы слушаем, что и как говорят люди, мы безошибочно угадываем, кем является тот или иной человек, какую культуру он несет в мир, чем наполнена его душа. Язык отражает внутренний мир человека, предопределяет его поведение.

С первых минут своей жизни человек слышит звуки своего будущего родного языка. Язык знакомит его с окружающей действительностью, наделяя теми знаниями и умениями, которые появились до него и без него. Через язык человек познает правила того общества, в котором ему предстоит жить, систему ценностей и нормы поведения.

(Здесь в нескольких предложениях напиши самое яркое впечатление этого учебного года. Я не знаю, что у вас в школе интересного, поэтому не могу сформулировать).

 

 

Изложение № 7

Подвиг Ивана Фёдорова

 

Время- лучший судия. Сегодня, из исторического далёка, нам сосбенно хорошо видны невероятные масштабы достижений «друкаря книг, пред тем невиданных». Иван Фёдоров занимает почётное место в истории и культуре, литературе и искусстве наряду с Андреем Рублёвым, Феофаном Греком и автором «Слова о полку Игореве».

Иван Фёдоров – мастер на все руки. Он и типограф, и художник, и редактор, и учёный, и писатель, а также энциклопедист-просветитель. Всё говорит о том, что как личность Фёдоров был выдающимся, даже в чём-то таинственным. Он был истинным патриотом, храбрым и решительным человеком.

Ивана Фёдорова называют первопечатником, хотя печатные издания уже появлялись раньше. «Апостол» и другие книги, напечатанные Фёдоровым, были предназначены для чтения, обучения и для справок. Оформление книг соответствовало назначению. Читая книгу «Апостол» 1564 года, читатель понимает, что Иван Фёдоров и Петр Мстиславец сздавали книги не ради доходов, а стремились достичь совершенства, эталонности русского книгопечатания. Наличие послесловия подтверждает значимость книги как эталона, образца.

Оформление и содержание книги пронизаны заботой о читателе. Пронумерованные страницы и ссылки способстсвуют лёгкости поиска нужного текста. Первая печатная книга была настолько совершенна, что создавалось впечатление, что она – продукт многовековой типографской практики, ведь в ней нет ни одной опечатки или погрешности.

Иван Фёдоров – человек титанического, но вместе с тем бескорыстного и саоотверженного труда. Несмотря на трудности и лишения, он создавал великие культурные щедевры. Его дело можно назвать подвигом. Иван Фёдоров - великий сеятель славянской культуры, создатель книжной печатной культуры.

Книжная печатная культура – это совокупность материальных и духовных достижений книгопечатного процесса. Совершенство технической стороны русского книгопечатания, высокое качество созданных образцов соизмеримы с высококультурным, филологически грамотным, познавательно богатым содержимым печатных изданий великого первопечатника. Книжная печатная культура – это система качественных норм, установленных для того, чтобы возвысить значение книги, образованности, вызвать стремление человека читать и испытывать уважение к создателю книги.

Время – лучший судия. Проходят годы, напечатаны миллионы книг, но уважение к той, первой, не ослабевает. Используя современные средства книгопечатания, издатели не всегда ответственно относятся к содержимому книги – читатели обнаруживают опечатки, погрешности. Красивая обложка современной книги совсем не означает, что содержание тоже будет красивым.

 

 

Изложение № 8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: