От папируса до современной книги




Долог и тернист был путь к современной книге. У разных народов были разные способы письма, разные материалы. Слова высекали на камнях, наносили кисточкой на шёлк, выцарапывали на пальмовых листьях. До наших времён дошли «книги» на папирусе, дощечках, пергаменте, берёсте.

Предшественницей печатной книги была книга рукописная, сделанная сначала на пергаменте, а потом на бумаге. Бумага как материал получила высшее признание.

В разных странах были мастерские по изданию книг. Работа эта была очень важной и почётной. Первыми создателями книг были монахи. Писец тщательно выводил каждую букву. Художник рисовал иллюстрации. Заглавие писали причудливым шрифтом. Потом книгу помещали в переплёт, украшенный драгоценными камнями и серебром. Переплёт имел застёжки, на которые книга закрывалась. Книги были подлинным щедевром, произведением искусства. Но изготавливались они очень долго.

Когда спрос на книги возрос, издатели задумались над тем, как упростить процесс. Попробовали на деревянных досках вырезать текст, а потом сделать оттиски. Единственным недостатком такого способа было то, что можно напечатать только одну какую-то книгу. Вот бы иметь подвижные буквы, чтобы составлять любой текст! Иоганн Гутенберг первым стал отливать металлические буквы. Он собирал из них слова, строки, страницы. Металлические буквы были долговечнее деревянных. Вскоре Гутенберг изобрёл механизированный печатный станок. Первая типография появилась в Европе в середине XV века.

В России были свои мастера книгопечатания – Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. 19 апреля 1563 года они напечатали первую книгу «Апостол». Иван Фёдоров укладывал металлические строки в страницу и фиксировал специальной рамкой. Его помощник Пётр вставлял рамку в станок, смазывал краской шрифт, клал бумагу и плотно прижимал прессом.

Сегодня создана целая полиграфическая промышленность. Чтобы напечатать огромный тираж газеты или книги, требуется времени от нескольких часов до нескольких дней. И – прямым путём в библиотеки, в книжные магазины, к читателю.

Я люблю читать книги разных жанров. Книга, которую я бы прочитала с удовольствием, - это книга о волшебных мирах и их обитателях. Мне нравится мысленно представлять себя частью этих ярких цветных миров. Читая подобную книгу, мне порой кажется, что я иду рядом с принцессой эльфов, взлетаю вместе с ней над цветущим лугом, а вокруг нас кружатся облака крошечных пушистых зонтиков одуванчиков. Изумрудная зелень травы и деревьев окружает нас со всех сторон. Обитатели этого мира приветливы и щедры. Мир наполнен невероятными событиями, чудесными и завораживающими. Здесь дружно уживаются представители разных народов, не враждуют, а сотрудничают друг с другом.

Такая книга еще не написана. Может, её автором стану когда-нибудь я?...

 

 

Изложение № 15

Виды памяти

Памятью называется технический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Благодаря памяти мысли, чувства, стремления или действия не уходят бесследно, а остаются в представлении человека.

У каждого человека память работает по-разному. Она иногда бывает очень капризной. Мы можем помнить пустяк, который был много лет назад, но совершенно забываем на уроке формулы или даты, выученные вчера вечером. Одному человеку достаточно один раз услышать, чтобы запомнить, другому – еще и прочитать. Кто-то с лёгкостью запоминает стихотворения или формулы, но путается в других предметах.

Современная психология делит память на три вида: образную, эмоциональную и логическую. Образная память – это запоминание запахов, вкусов, тактильных ощущений, видимых образов. Эмоциональная – память на чувства и переживания. Она – особая. Когда мы переживаем что-то, то запоминаем и образ переживаемого. Но в одном и том же переживании разные люди увидят и запомнят разные образы. Кто-то опишет людей, кто-то – ход событий, а кто-то расскажет только о том, что поразило больше всего.

Логическая память – память на мысли и слова. Она тоже особая. Однажды студенты спросили у известного ученого-физика, помнит ли он, как тридцать лет назад был на конгрессе. Академик смог рассказать о том, кто присутствовал там, привёл аргументы научного спора, записал формулы на доске, но не смог сказать, где был спор, кто и во что был одет.

Все виды памяти присутствуют в человеке, но одна какая-то преобладает над другими: у детей – образная и эмоциональная, у взрослых – образная и логическая. Образная, в свою очередь, бывает слуховой, зрительной и моторной.

Память развивается благодаря обучению. Одни дети лучше воспринимают и запоминают зрительные образы, другие – на слух, третьим необходим двигательный опыт. Со временем навыки закрепляются, люди привыкают пользоваться одним и тем же типом памяти. При этом остальные типы становятся нерабочими, нетренированными. Их надо обязательно включить в работу, чтобы в развитии памяти была всесторонность.

Значение памяти для человека – очень велико на протяжении всей его жизни. Благодаря запоминанию происходит накопление опыта. Без сохранения опыта человек не узнавал бы окружающих предметов, не мог бы ни представить их, ни мыслить о них, не мог бы ориентироваться во внешнем мире. Без сохранения опыта невозможно никакое обучение и развитие.

Я думаю, у меня больше развиты образная и эмоциональная память. С одной стороны, интересными и легко запоминающимися для меня всегда были уроки, насыщенные демонстрацией фильмов и презентаций. Материал таких уроков врезается в память надолго, мне очень легко воспроизвести информацию на следующем уроке и – в будущем – на экзамене. Зрительные и слуховые образы остаются в памяти целиком и надолго. С другой стороны, не все уроки могут сопровождаться показами и презентациями (я понимаю это). Бывают уроки, на которых учителю нужно дать много серьёзной и многоплановой информации. Каждый учитель по-разному подаёт такую информацию. И на таких уроках лучше запоминается материал, который был рассказан интересно, в какой-то мере эмоционально, учителем, влюблённым в свой предмет.

Изложение № 16

Функции русского языка

 

По словам Н.В.Гоголя, наш язык – необыкновенный, в нём много тайн, в нём есть все оттенки звука – от твердых до нежных и мягких; наш язык беспределен и может обогащаться ежеминутно.

Богатство языка определяется количеством слов. В самом известном словаре С.И.Ожегова около пятидесяти тысяч слов. В «Словаре современного русского литературного языка» - более ста двадцати тысяч слов, только общеупотребительных и нормативных. Этот словарь размещён в семнадцати томах. С 2004 года издательство «Наука» начало публикацию «Большого академического словаря русского языка» в тридцати томах. Издание еще не окончено.

Богатство русского языка не только в словах, но и в выражениях, формах слова, словесных оборотах, синтаксических конструкциях. Есть в русском языке такие обороты, которые в разных ситуациях общения имеют разную стилистическую окраску.

В основе языка лежат две функции: служить средством общения и средством мысли.

Язык – это средство общения. Язык объединяет людей, дарит им возможность взаимопонимания. Люди нуждаются в общении друг с другом. Если бы люди утратили язык, то не смогли бы понимать, писать, читать, разговаривать. Человеческое общество, став на ступень развития животных, перестало бы существовать.

Язык необходим и для мышления. Формируя мысль, мы облекаем её в слова своего языка, слова объединяются в рассуждения. Мышление – это общение с самим собой, внутренний диалог. Мысль рождается в голове и требует жизни, действий. Её надо высказывать, объяснять, уточнять, доказывать и оспаривать, подтверждать и отрицать.

Язык обладает и выразительными функциями. Экспрессивная функция выражается не только словами, но и интонацией, темпом и тембром речи, эмоциями, сопровождающими речь. Множество оттенков: радость, раздражение, приветливость, недоброжелательность и другие, - отражаются в разном языке по-своему.

Поэтическая функция языка предполагает создание произведений. Тогда язык становится художественной ценностью.

Язык выполняет много разных функций, но основные – быть средством общения и средством мысли.

О, Слово! Многолико и всесильно оно. Может разить наповал, как меч рыцаря, а может ласкать и гладить с невыразимой нежностью. В нём и гнев, и обожание, и радость, и печаль, и солнце, и глубокая ночь. Оно может быть глубоким, как Марианская впадина или просторы космоса, а может быть мелким, как весенний ручеёк под тёплым сонцем. Слово может убивать и дарить жизнь.

Слово бывает неопытным, как слепой щенок в поисках матери, и мудрым, как совет аксакалов. Высеченным в камне и брошенным на ветер. Лёгким, как крылья бабочки, и тяжёлым бременем, сгибающим до земли. Оно – мелодично, как звон колокольчика, и призывно зовущее на войну, как набат...

Есть ли что-то еще такое же многоликое? Есть ли что-то всесильнее слова?...

О, Слово......

 

Изложение № 17

Многоликий Куприн

Он был «един и многолик». Был «един»потому, что был Александром Ивановичем Куприным – писателем, художником слова. «Многолик» он был потому, что был еще и землемером, грузчиком, рыбаком, спортсменом, певцом в хоре...

Почему он так часто менял профессии? Что заставляло его надевать пожарную робу, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Может, он решил изучить все ремёсла, чтобы писать более реалистично?

Всё было гораздо проще: он был любопытным и любознательным человеком. Его интересовали и новые виды труда, и новые люди. Он считал, что профессия накладывает отпечаток на человека, делает его не похожим на других.

Когда Куприн решил пойти работать в рыболовецкую артель, ему устроили испытание ловкости и силы. Никто не догадывался о том, что он писатель. Он наравне с другими ловил рыбу, разгружал баркас, мыл палубу после рейса.

Физический труд давал ему разрядку. Куприн не мог сидеть без дела, он страдал в бездействии. Однажды суд присудил ему на выбор десятидневный домашний арест за «опорочивание представителя власти» или денежный штраф. Куприн согласился на домашний арест, но уже через три дня он затосковал и попросил суд заменить арест штрафом.

Александра Ивановича не привлекали представители канцелярского труда. Ему были интересны простые люди. Не наблюдение за работой, а участие в ней было тем источником, который питал его творчество, фантазию.

Из-за своего бурного темперамента Куприн не мог подолгу заниматься даже литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Писатель был способен бросить начатое произведение ради нового интересного человека. Он мог писать в таких условиях, в которых не каждый мог бы писать. Иногда Куприн мог прервать работу, бросить на половине, если понимал, что ему не удается подобрать нужные слова. Каждое меткое слово или афоризм, образ или деталь – всё записывал Куприн в записную книжку для того, чтобы потом с ювелирной точностью чеканить фразы. Со временем всё могло пригодиться.

Проходит год за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит в историю, но книги его не стареют.

У всех есть такие книги, которые хочется перечитывать снова и снова. К ним возвращаешься, как к родным берегам после долгого путешествия. Но они не остаются для нас прежними. Читая их каждый следующий раз, открываешь новые грани, потаённые смыслы, которые не были замечены раньше. И снова, как и в первый раз, они дарят массу незабываемых ощущений. Держать читателя в постоянном напряжении и при этом рассказать поистине достойную историю – искусство, которым владеет далеко не каждый писатель.Но существуют такие книги, которые при малом объёме способны увлечь настолько, что весь мир отходит на второй план.

Лучшее время для сказок – детство. Но взрослым тоже иногда хочется приятно провести время. Книга Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка» является той сказочной историей, которая понравится даже взрослому. В книге рассказывается о Маргарет Ли, работающей в букинистической лавке своего отца. Ей предложили описать биографию таинственной писательницы, никогда не говорившей правды о своей жизни. Маргарет стремится узнать не только тайны писательницы, но и тайну тринадцатой сказки.

Изложение № 18

«Боярыня Морозова»

Художнику, который задумал историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. Перед началом работы над «Боярыней Морозовой» Суриков прочитал много книг, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве, всматривался в храм Василия Блаженного. Он разговаривал с ними: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели».

В создании картины художнику очень помогли воспоминания детства. Суриков родился в Сибири, в Красноярске. Он был потомком казаков, которые пришли сюда с Дона под предводительством Ермака. В детстве он слышал много разных рассказов и преданий. Тогда же впервые он услышал и историю боярыни Морозовой.

В своей картине художник отобразил черты русского быта XVI-XVII веков, использовал изображения людей, которые позволяли себя рисовать. Он всё рисовал с натуры. Чтобы изобразить зиму в картине, Суриков делал зарисовки заснеженных улиц, сугробов, розвальней (саней).

Дольше всего Суриков искал образ самой боярыни. Однажды у старообрядцев он увидел женщину. Её лицо поразило его. Это было то, что он так долго искал. Художник написал с неё этюд за два часа. Этюд – это небольшая картина, изображающая отдельный элемент будущей картины. Окончательный вариант этюда, названный «Голова боярыни Морозовой», хранится в Третьяковской галерее. У женщины суровое лицо, будто освещенное внутренней силой и огнём.

Суриков создал множество этюдов. Большое значение также имеют и накопленный опыт, и воспоминания. И чем больше воспоминаний и впечатлений получит художник от мира, тем ярче и глубже будет его искусство.

Долго искал художник сочетание чёрного цвета платья боярыни Морозовой и белого снега. Ассоциацией этому послужила увиденная когда-то чёрная ворона на ослепительно белом снегу.

При помощи преспективы и композиции на картине уместились все элементы, а светотень и колорит смогли передать живость события.

Если бы я была художником и задумала написать историческую картину, я бы выбрала историю племени амазонок, предположительно населявших территорию города Танаиса, неподалеку от Ростова.

Есть легенда о сарматской женщине по имени Лисиппа, что означало «бесстрашная». С первых дней жизни девочка оправдывала свое имя. Её любимой игрушкой был отцовский меч. В подростковом возрасте она освоила письменность, секреты магии и врачевания, боевое искусство и стратегию ведения боя. В шестнадцать лет Лисиппа стала верховной жрицей нескольких сарматских племён, однако ей не очень нравилось. И тогда отец передал ей бразды правления племенем. Первым государственным делом Лисиппы стал поход в дальние земли для заключения договоров с другими племенами. Придя к греческим землям, Лисиппа и другие женщины ее войска составляли красивую и смелую армию. Но не только красотой и величием отличалась правительница амазонок, греки отметили её искусство дипломатии. Для закрепления договора Лисиппе следовало выйти замуж за высокопоставленного грека. Но брак так и не состоялся, хотя Лисиппа очень любила этого грека. Вскоре у нее родился сын, которого назвали Танаисом...

Мне бы хотелось написать картину переговоров Лисиппы с греками, чтобы приоткрыть тайны истории для любознательной современной молодёжи.

Изложение № 19

Чайковский и природа

Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.

На соседней сосне куковала кукушка. Чайковский встал и подошёл к окну.

Дом стоял на пригорке. Внизу, за лесами, у Чайковского было любимое место – Рудой Яр. Сама дорога туда вызывала волнение. Он вспоминал её даже далеко отсюда, в Риме. Он вспоминал, как шёл по просеке, где цветёт иван-чай возле пней, потом березовым мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей рекой, потом – в корабельный бор.

Чайковскому казалось, что это место – наилучшее отражение русской природы. Красота этого места позднее выливалась в лирические звуки. Он знал это.

В этот день так и случилось. С деревьев капала роса. Свет с неба лился прямыми потоками, всё вокруг блестело. Косые лучи освещали опушку, стволы сосен были мягкого золотистого оттенка, похожего на тонкую сосновую дощечку, освещенную сзади свечой. Сосновые стволы отражают этот свет на траву и на подлесок. Самая последняя травинка была обласкана этим светом. Сила света и разнообразие оттенков вызвали у Чайковского предчувствие чего-то чудесного, необыкновенного. Он испытывал такое раньше. Надо срочно возвращаться домой, садиться за рояль.

Чайковский быстро дошёл до дома, приказал слуге никого не пускать, запер за собой дверь в небольшой зал и сел к роялю.

Он играл. Он добивался такой ясности мелодии, чтобы она была понятна и приятна и Фене, и старому ворчливому леснику Василию. Он играл, не зная, что Феня принесла ему земляники, села на крыльцо и слушает, приоткрыв рот. К ней подсел и Василий. Чайковский сочиняет музыку. Это – святое дело.

Создание музыки – святое дело. Так сказал слуга П.И.Чайковского. Процесс создания музыки невозможно соотносить с математическим расчетом, со станком, штампующим заготовки. Процесс работы над музыкальным произведением напоминает полёт бабочки: то вверх, то не спеша вниз, то паря на месте, то замедляя движение крыльев, то ускоряя... Такое действо подвластно не каждому. Сочинение музыки – это дар богов, и боги наделяют этим даром только того, кто поистине достоин. Это дар рождения невероятного творения, способного влиять на слушателя.

На меня музыка всегда оказывала магическое влияние. Она захватывает и завораживает настолько, что хочется танцевать. Мне легче даются домашние задания, когда в комнате звучит приятная музыка. Делать утреннюю гимнастику гораздо приятнее под музыку – и тогда весь мой день заряжен лёгкостью и оптимизмом.

Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Вряд ли можно придумать какое-то еще воздействие, оказывающее подобное влияние на жизнь человека.

 

 

Изложение № 20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: