Раздел 3.Методика самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к основным видам учебных занятий по дисциплине «Иностранный язык»




 

К основным видам самостоятельной работы относятся:

* подготовка к практическим занятиям,

* подготовка рефератов и докладов,

* подготовка к зачетам и экзаменам.

 

3.1 Подготовка к практическим занятиям

Характер подготовки к практическим занятиям зависит от индивидуальных способностей студентов и формы проведения практического занятия. Вместе с тем эта работа предполагает выполнение ряда общих методических рекомендаций.

1.Необходимо внимательно ознакомиться с планом и учебной целью предстоящего занятия, выяснить смысл сформулированных вопросов, определить все ли они рассматривались на практическом занятии. По новым проблемам целесообразно проконсультироваться с преподавателем.

2.Наметить круг необходимой для подготовки к практическому занятию литературы и словарей.

Кроме тематических текстов обязательно использовать учебную и научную литературу, которую необходимо отобрать в библиотеке (читальном зале).

3.Изучить рекомендованную литературу, сделать необходимые выписки и в соответствии с заданиями, составить тезисы для краткого выступления (7-10 мин.) по каждому вопросу. Это даст возможность глубже разобраться в сути изучаемого материала, лучше запомнить его. Кроме того, такие записи окажут помощь и в подготовке к зачетам и экзаменам. Полезно сопровождать записи собственными схемами и диаграммами.

4.Определить форму своего участия на практическом занятии. Выступление с рефератом, кроме общей подготовки требует более углубленного знания отдельных проблем.

 

3.2 Подготовка реферата и доклада


Обычно студент сам предлагает себя в качестве выступающего с рефератом или

докладом. Как показывает практика, мотивами выступления с рефератами и докладами могут быть стремление заслужить высокую оценку, углубить знания по определенной теме, интерес к конкретному вопросу. Вместе с тем, готовясь к выступлению с рефератом (докладом), студент должен иметь в виду, что в данном случае он работает не только на себя, а в интересах всей группы, поскольку может дать коллегам новую для них научно-познавательную информацию. А может произойти и другое: «сырое», непродуманное выступление отнимет у них много ценного времени. При подготовке реферата и доклада студенты должны иметь ясное представление об особенностях этих форм выступления. Существуют два основных вида рефератов:

* краткое изложение содержания научной монографии, статьи, теоретической проблемы или собственной концепции,

* концентрированное сообщение определенной темы на основе обзора (рецензирования), изданной по ней научной и учебной литературы.

Доклад излагается только в устной форме (затем он может быть опубликован) и включает в себя более широкий круг вопросов или комплексную проблему. Он характерен для форм занятий, обладающих значительным ресурсом времени - теоретических конференций, симпозиумов и т.п. При реферативной форме изложения материала нередко назначаются оппоненты. Тогда дискурс принимает более живой и острый характер. Оппонент выступает непосредственно после реферата, отмечает его достоинства и недостатки, научную и практическую ценность, доказательность, делает замечания по содержанию и форме выступления, поднимает вопросы не нашедшие освещения в реферате. Для конкретизации и углубления доклада могут быть выделены содокладчики. Методику подготовки студентов к реферату (докладу) схематично можно изобразить следующим образом

 

 

• Выбор темы реферата и доклада. Она может быть указана в планах семинаров и теоретических конференций, рекомендована преподавателем на лекции и консультации или выбрана самим студентом. В последнем случае целесообразно посоветоваться с преподавателем о цели и содержании выступления. Тема реферата и доклада должна вписываться в круг обсуждаемых проблем, обладать новизной и не дублировать вопросы, рассмотренные на занятии.

• Поиск самой современной по избранной теме литературы и работа над ней. Для реферата и доклада, кроме рекомендованной литературы, привлекается более широкий круг источников. Поэтому важным элементом самостоятельной работы в данном случае является использование справочной литературы, энциклопедий, словарей, научных и общественно-политических журналов', статей, каналов компьютерной информации.

• Анализ и систематизация материала. Эта работа включает: оценку степени важности подобранного материала для раскрытия рассматриваемых вопросов и его структурную компоновку в соответствии с намеченной логикой изложения темы.

• Разработка общего плана реферата (доклада) и плана освещения отдельных вопросов. При решении этой задачи полезно сопровождать элементы плана короткими записями, замечаниями, цитатами, таким образом план превратится в план-конспект, на основе которого будет осуществляться дальнейшая работа над рефератом (докладом).

• Письменное изложение реферата (доклада). Реферат должен быть правильно оформлен и содержать следующие основные структурные элементы: название темы, план, вступление, основную часть, заключение, список используемой литературы. К его содержанию предъявляются три основных требования:

• в нем должна быть изложена теория рассматриваемого вопроса с анализом
соответствующих законов, принципов, научных понятий;

• выдвинутые теоретические положения, основные идеи обязательно доказываются и подкрепляются фактическим материалом.

• рассматриваемые проблемы по необходимости должны быть связаны с профессиональной практикой.

• Подготовка к устному выступлению. Готовый реферат (доклад) целесообразно накануне выступления «озвучить», определить время, затраченное на его чтение, по необходимости сократить текст, разделить его на смысловые отрезки удобные для свободного изложения.

3.3 Особенности самостоятельной работы студентов при подготовке к зачету

Экзамен - заключительный и самый ответственный для студента период в его учебно-познавательной работе. Подготовка к нему в принципе осуществляется в ходе всего изучения дисциплины - с первого практического занятия до последней консультации. Непосредственная работа студентов перед экзаменами включает в себя следующие основные этапы.

1.Выяснение круга вопросов, выносимых на экзамен (как правило, они даются заблаговременно преподавателем, принимающим экзамен) их анализ и предварительная оценка. Важно определить какие вопросы есть, насколько полно они освещены и отработаны, по каким вопросам сохранились записи при подготовке к практическим занятиям и какого их качество. Полезно составить список непонятных вопросов и проблем, по которым нет литературы «под рукой». Это поможет целенаправленно использовать общие и индивидуальные консультации.

2. Повторение экзаменационных вопросов. Основную помощь в этом процессе должен оказать заранее отработанный надежный конспект практических занятий. К нему следует добавить записи, сделанные при подготовке к занятиям, индивидуальным собеседованиям и контрольным работам. Полезно также использовать словари и энциклопедии по изучаемой темы.

При повторении экзаменационных вопросов можно воспользоваться двумя практическими советами:

* составлять краткие планы ответа по изученному вопросу,

* преобразовывать словесный материал в небольшие элементарные схемы и чертежи; (сам процесс графического изображения проблемы активизирует мышление, заставляет задуматься над её внутренней структурой, а «упакованная» в схему сравнительно объемная информация становится удобной для запоминания и воспроизведения).

Однако следует иметь в виду, что вся письменная работа при подготовке к экзаменам не может быть использована на самом экзамене.

3. Посещение общих и индивидуальных консультаций. На них нужно приходить с заранее подготовленными вопросами, в которых студент не смог разобраться самостоятельно. На общих консультациях, как правило, рассматриваются наиболее принципиальные теоретические проблемы, вызывающие ^трудность понимания их смысла и практической значимости, даются конкретные методические рекомендации по изучению определенных вопросов.

Успешной сдаче экзамена в значительной степени способствует и соответствующая внутренняя психологическая установка. Уверенность, уравновешенность, корректность во время экзамена дают возможность студенту мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и, напротив, рассеянность, нервозность, «легкая паника» могут значительно снизить уровень ответа.

Готовясь к экзамену (зачету), студент должен иметь четкое представление и о требованиях, которые будут предъявлены ему на итоговом контрольном занятии. Он обязан:

** выполнить всё программу учебного курса, знать суть и содержание всех его основных проблем; дидактических единиц;

* проработать предусмотренную программой литературу; "" уметь аргументировано, логически связано раскрывать учебный материал;

* понимать практическую значимость изученных вопросов. Таким образом, рациональная организация студентами самостоятельной работы

предполагает овладение ими различными способами и приемами достижения знаний. В основе этого нелегкого процесса лежат желание, целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из рассмотрения различных аспектов самостоятельной работы студентов -мировоззренческого, методологического и методического - можно сделать следующие выводы.

1.Успех в самостоятельной работе студента зависит, прежде всего, от его отношения к ней. Студент, стремящийся к знаниям, специалист, отвечающий современным профессиональным требованиям, должен формировать у себя внутреннюю потребность, морально-психологическую установку на добросовестный постоянный нелегкий самостоятельный поиск знаний. Это веление времени.

2.Эффективная самостоятельная работа должна опираться на теоретически обоснованные, подтвержденные практикой организационные, познавательные и морально-волевые принципы этой работы, которые должен знать и использовать студент. Эти принципы позволяют рационально организовать самостоятельный поиск знаний, использовать в нем необходимые логические средства и духовную энергию. Принципы самостоятельной работы придают ей основательность, системность, теоретическую обоснованность и практическую направленность.

3.Существенное значение для плодотворной самостоятельной работы студента имеет овладение им практическими способами, методами её организации во всех формах учебного процесса. Это не дается сразу. Многое зависит от методологического руководства самостоятельной работой студентов преподавателями и кафедрой. Работа над этим должна начинаться с первого занятия студента в институте.

4.Самостоятельная работа студента как предмет постоянной заботы преподавателя и кафедры требует поиска новых методологических технологий её осуществления, с учетом передового педагогического опыта, перспективных форм подготовки современного специалиста. Конечный результат любой человеческой работы - сам человек. Самостоятельная работа -не исключение. Это работа не только над приобретением знаний, но и важнейших духовных качеств - трудолюбия, настойчивости, честности, уважения к труду. В ней студент формирует самый главный свой капитал - человеческий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: