V. Основные требования к содержанию курсового проекта




Курсовой проект может быть выполнен в форме гуманитарно-технологического инновационного прикладного проекта.

Гуманитарно-технологический инновационный прикладной проект - это проект, реализация которого позволяет его автору и/или авторам (студенту/творческой группе студентов) приобрести углубленные знания, выработать профессионально значимые навыки и умения, сформировать актуальные общекультурные и профессиональные компетенции, а также внести вклад в развитие соответствующей отрасли знания, сферы профессионального сообщества, области экономики, социальной сферы, образования, поскольку это способствует удовлетворению конкретной потребности, созданию новой ценности и носит инновационный характер.

Разработка и реализация гуманитарно-технологического иновационного прикладного проекта предполагает интеграцию и применение знаний конкретных дисциплин профессионального цикла, профессионально значимых умений и навыков для создания вещественного, осязаемого, материального ПРОДУКТА, что подтверждается письменным отчетом, отражающим процесс его создания и полученные результаты.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ эффективного выполнения гуманитарно-технологического инновационногоприкладного проекта:

- предполагает создание осязаемого продукта, который демонстрирует способности студента, а также приобретенные им в ходе обучения знания, умения, навыки и комплексные компетенции в избранной (в качестве профессии) сфере деятельности. Обязательным требованием подтверждения разработки и реализации гуманитарно-технологического инновационного прикладного проекта является наличие отчета, описывающего и подтверждающего процесс и результат создания ПРОДУКТА. В зависимости от специфики направления подготовки и профиля, в рамках которых реализуется гуманитарно-технологический инновационный прикладной проект, в качестве продукта могут выступать: методика обучения, учебная программа курса, бизнес-план, программа развития, телевизионная программа, социальная практика, сервис (услуга), технология, новый бизнес, гуманитарные и социальные устройства, программы ЭВМ, алгоритмы действий, модели управления и/или поведения, документационные описания, пошаговые инструкции исполнения, базы данных, комплексы способов и методик, аудиозапись, модель, CD-диск, программа экскурсии, результат полевого исследования (в психологии, маркетинге, менеджменте, конфликтологии). При этом в последнем случае до тех пор, пока не создан конкретный конечный продукт, само по себе полевое исследование не может быть признано проектом. Независимо от направления подготовки и профиля, в рамках которых реализуется проект, его результатом должен стать ПРОДУКТ, который может быть использован организациями в реальной экономике, социальной сфере, образовании, в том числе на платной (коммерческой) основе.

- вносит заметный вклад в развитие соответствующей отрасли знания, сферы профессионального сообщества, области экономики, социальной сферы, образования. Выполнение этого условия требует от студента/творческой группы студентов (автора/авторов проекта) глубокого понимания конкретного направления подготовки и профиля.

- дает возможность для организации интеллектуального сотрудничества, выполнения работы в группе, команде при наставничестве и мониторинге со стороны преподавателя. Иначе говоря, позволяет реализовать групповую или коллаборативную форму обучения, которая пока остается слабо распространенной в отечественной системе высшего профессионального образования.

- является достаточно персонифицированным, поскольку выбор темы проекта и методология его осуществления в значительной мере зависят от студента, его целеустремленности, профессиональной подготовленности и инициативы.

Типы гуманитарно-технологических инновационных прикладных проектов по содержанию:

- инновационно-технологические (производственно-услуговые);

- инновационно-управленческие;

- инновационно-предпринимательские.

Основные типы гуманитарно-технологических инновационных прикладных проектов по сферам деятельности:

- Общественно-ориентированные инновационные проекты (сектор публичных услуг: государственных и муниципальных услуг, услуг некоммерческих организаций), как правило, предполагают проведение полевого исследования с последующей разработкой политики или программы радикального совершенствования, инновационного реинжиниринга исследованного направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций некоммерческого сектора, создание и внедрение инновационной технологии, сервиса (услуги), социальной практики, гуманитарного/социального инновационно-технологического устройства, новой (инновационной) государственной (муниципальной) услуги, публичной (некоммерческой) услуги и т.п.

- Образовательные инновационные проекты. В рамках данного типа инновационных проектов студенты могут разработать учебную программу новой дисциплины, комплекс заданий для обучающихся, методику, программное обеспечение и иные инструменты образовательного назначения, а также предложить новую компетенцию или новый комплекс компетенций и иногда – квалификаций.

- Медийные инновационные проекты. Этот тип проектовпредполагает разработку следующих продуктов: веб-сайта по конкретной теме дисциплины, видео или аудио материалов, в которых находят отражение какой-либо социальный феномен, научное исследование, приобретенный опыт и т.д.

- Предпринимательские инновационные проекты обычно представляют рождение бизнес-идеи, проработку вероятности ее реализации, а также разработку и реализацию бизнес-плана, нового бизнес-процесса, целого бизнеса.

- Коммуникативные (коммуникационные), медиативные. Разработка инновационных проектов данного типа состоит в подготовке следующих продуктов: хрестоматии переводов актуальных зарубежных публикаций, создании перевода информации для веб-сайта конкретной организации, разработке моделей и методического сопровождения переговоров в ходе визитов иностранных гостей, коммуникативных моделей разрешения межкультурных и межконфессиональных конфликтов, гражданских, трудовых и иных споров, сопровождения организации образовательной деятельности зарубежных студентов-стажеров и т.д. и т.п.

- Маркетинговые инновационные проекты. В рамках инновационных маркетинговых проектов проводится, как правило, полевое исследование, по результатам которого разрабатываются новый продукт, услуга, комплекс сервисов, рекламная кампания и т.д.

Оформление гуманитарно-технологического инновационного прикладного проекта. Процесс разработки и реализации гуманитарно-технологического инновационного прикладного проекта сопровождается оформлением комплекса документов, которые в своей совокупности образуют портфолио проекта. Обязательными элементами портфолио выступают:

- Собственно научное исследование (цели, задачи, гипотеза, предполагаемые результаты);

- Инновационный результат (продукт), разработанный в ходе реализации проекта;

- Презентация, выполненная с помощью пакета Microsoft PowerPoint;

- Дневник ежедневных достижений или итоговое эссе по результатам реализации инновационного проекта. Данная часть портфолио позволяет студентам осуществить рефлексию, направленную на осмысление своих собственных действий и достижений. В данном разделе портфолио должны найти отражение ответы на следующие вопросы:

1. Какие знания, умения, навыки и комплексные компетенции приобрел студент в результате реализации проекта?

2. Какую инновационную технологию (технологии) он сумел разработать под руководством преподавателя и подготовить к внедрению (использованию, применению)?

3. Как приобретенные знания, умения, навыки и комплексные компетенции могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни?

4. В чем заключаются сильные стороны проекта? Довольны ли авторы проекта его результатами? Является ли проект по своим целям и результатам подлинно инновационным?

5. Есть ли смысл привлекать к разработке и реализации подобных проектов студентов в будущем? Считают ли авторы необходимым привлекать других студентов к продолжению исследований по теме их проекта?

6. Если бы была возможность что-то исправить в самом проекте и процессе его реализации, что бы исправили его авторы?

7. Что нужно сделать, чтобы разрабатываемые проекты всегда в будущем носили подлинно инновационный характер?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: