Впрактической деятельности важно выбрать тот метод, который в конкретных условиях позволяет быстро, с наименьшим риском, доступными средствами решать поставленные задачи.
Поэтому в первую очередь специалист должен учитывать цели и задачи, характер деятельности.
В одном случае, например, предпочтение отдается приучению и упражнению, в другом - сочетанию убеждения и требования, а в третьем - воспитывающей ситуации или методу «взрыва».
При выборе методов не следует игнорировать особенности возраста клиентов. Ведь возраст - это определенный уровень социального и психологического развития, приобретенный жизненный опыт, своеобразный взгляд на мир и себя в этом мире.
Например, чтобы сформировать устойчивые навыки и необходимые жизненные привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее они укореняются (К.Д.Ушинский). Следовательно, при работе с пожилыми людьми потребуется больше времени и более длительный период тренировки.
Этическая беседа как метод систематического и последовательного обсуждения ситуации и обстоятельств жизни особенно актуален в школьные годы, когда формируется «картина мира». В более старшем возрасте те же задачи позволяет решать дискуссия или инструктаж.
Следовательно, возраст и характер поставленных целей и задач являются теми критериями, которыми руководствуются специалисты при выборе определенного метода работы с клиентом.
У некоторых клиентов отчетливо снижена выносливость по отношению к нагрузкам внешней среды. О таких говорят: «Если бы этот человек захотел, то мог бы добиться большего». Для такого человека чрезмерные нагрузки оказываются непосильными. Он теряет уверенность в себе, а вместе с ней утрачивает поддержку окружающих. Разного рода требования, ограничения, наказания лишь создают порочный круг, разорвать который самостоятельно клиент не может. Именно это обстоятельство может привести к асоциальному поведению. Напротив, своевременное использование социальным работником одобрения, переключения, создание благоприятных условий для наилучшего приспособления к деятельности будут способствовать снижению остроты ситуации, минимизации последствий.
Каждый человек по-своему реагирует на любое педагогическое воздействие, и это следует учитывать. Кроме того, при выборе педагогических методов нужно принимать во внимание тендерные особенности клиента. В частности, общественное положение женщины, утвердившиеся в обществе методы воспитания, отражаются на ее отношении к себе, к окружающим и являются источником жизненных проблем, которые нуждаются в решении.
Важно знать, в каких условиях специалист собирается применять тот или иной метод педагогического воздействия на личность: климат отношений в сообществе, окружении, нравы и традиции социального окружения, образ жизни клиента и т.д.
Эффективность использования того или иного метода во многом зависит от уровня педагогического мастерства, от профессиональной квалификации специалиста. Следовательно, результаты воздействия будут выше, если специалист, применяющий конкретный метод, в состоянии предвидеть последствия, понимает его особенности, знает, в сочетании с какими другими методами возможно достижение поставленной цели.
Нередко выбор педагогического метода определяется также временным отрезком, которым располагает специалист при работе с клиентом. В условиях, когда требуются решительные действия, возможно применение ограничения, наказания, метода «взрыва». В других случаях желаемые результаты дадут увещевание, беседы, приучение, метод контрактов.
Используя конкретный метод, специалист социальной сферы должен помнить и о том, что, во-первых, любой метод не терпит шаблона, требует гибкости в подборе приемов и средств реализации и, во-вторых, нуждается в логическом завершении.
В-третьих, нельзя забывать о психологическом состоянии клиента или группы: метод воздействия не должен ухудшить их самочувствие, обострить отношения в группе и с группой.
И наконец, в-четвертых, специалист должен понимать, что нет хорошего или плохого, а тем более универсального для всех случаев жизни метода. Социально-педагогическая деятельность строится на системе методов: влияние одного из них дополняется, расширяется и усиливается другими.
Таким образом, подчеркнем еще раз, что выбор педагогического метода подчиняется определенным зависимостям и правилам, среди которых приоритетными будут цель, задачи, состояние субъекта и объекта взаимодействия, возрастные и индивидуальные особенности клиента, уровень квалификации специалиста. Наличие системы методов воздействия, компетентность социального работника в их использовании, творческий подход - важные условия результативности влияния на личность, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации и нуждающуюся в помощи.