Условия успешности выбора и использования педагогических методов социальной работе




Впрактической деятельности важно выбрать тот метод, кото­рый в конкретных условиях позволяет быстро, с наименьшим рис­ком, доступными средствами решать поставленные задачи.

Поэто­му в первую очередь специалист должен учитывать цели и задачи, характер деятельности.

В одном случае, например, предпочтение отдается приучению и упражнению, в другом - сочетанию убеж­дения и требования, а в третьем - воспитывающей ситуации или методу «взрыва».

При выборе методов не следует игнорировать особенности воз­раста клиентов. Ведь возраст - это определенный уровень соци­ального и психологического развития, приобретенный жизненный опыт, своеобразный взгляд на мир и себя в этом мире.

Например, чтобы сформировать устойчивые навыки и необходимые жизнен­ные привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее они укореняются (К.Д.Ушинский). Следовательно, при работе с пожилыми людьми потребуется боль­ше времени и более длительный период тренировки.

Этическая беседа как метод систематического и последователь­ного обсуждения ситуации и обстоятельств жизни особенно акту­ален в школьные годы, когда формируется «картина мира». В более старшем возрасте те же задачи позволяет решать дискуссия или инструктаж.

Следовательно, возраст и характер поставленных целей и задач являются теми критериями, которыми руководствуются специали­сты при выборе определенного метода работы с клиентом.

У неко­торых клиентов отчетливо снижена выносливость по отношению к нагрузкам внешней среды. О таких говорят: «Если бы этот человек захотел, то мог бы добиться большего». Для такого человека чрез­мерные нагрузки оказываются непосильными. Он теряет уверен­ность в себе, а вместе с ней утрачивает поддержку окружающих. Разного рода требования, ограничения, наказания лишь создают порочный круг, разорвать который самостоятельно клиент не мо­жет. Именно это обстоятельство может привести к асоциальному поведению. Напротив, своевременное использование социальным работником одобрения, переключения, создание благоприятных условий для наилучшего приспособления к деятельности будут способствовать снижению остроты ситуации, минимизации по­следствий.

Каждый человек по-своему реагирует на любое педагогическое воздействие, и это следует учитывать. Кроме того, при выборе педа­гогических методов нужно принимать во внимание тендерные осо­бенности клиента. В частности, общественное положение женщи­ны, утвердившиеся в обществе методы воспитания, отражаются на ее отношении к себе, к окружающим и являются источником жиз­ненных проблем, которые нуждаются в решении.

Важно знать, в каких условиях специалист собирается приме­нять тот или иной метод педагогического воздействия на личность: климат отношений в сообществе, окружении, нравы и традиции социального окружения, образ жизни клиента и т.д.

Эффективность использования того или иного метода во мно­гом зависит от уровня педагогического мастерства, от профессио­нальной квалификации специалиста. Следовательно, результаты воздействия будут выше, если специалист, применяющий конкрет­ный метод, в состоянии предвидеть последствия, понимает его особенности, знает, в сочетании с какими другими методами воз­можно достижение поставленной цели.

Нередко выбор педагогического метода определяется также вре­менным отрезком, которым располагает специалист при работе с клиентом. В условиях, когда требуются решительные действия, воз­можно применение ограничения, наказания, метода «взрыва». В дру­гих случаях желаемые результаты дадут увещевание, беседы, при­учение, метод контрактов.

Используя конкретный метод, специалист социальной сферы должен помнить и о том, что, во-первых, любой метод не тер­пит шаблона, требует гибкости в подборе приемов и средств реа­лизации и, во-вторых, нуждается в логическом завершении.

В-третьих, нельзя забывать о психологическом состоянии кли­ента или группы: метод воздействия не должен ухудшить их само­чувствие, обострить отношения в группе и с группой.

И наконец, в-четвертых, специалист должен понимать, что нет хорошего или плохого, а тем более универсального для всех случаев жизни метода. Социально-педагогическая деятельность стро­ится на системе методов: влияние одного из них дополняется, рас­ширяется и усиливается другими.

Таким образом, подчеркнем еще раз, что выбор педагогического метода подчиняется определенным зависимостям и правилам, среди которых приоритетными будут цель, задачи, состояние субъекта и объекта взаимодействия, возрастные и индивидуальные особенно­сти клиента, уровень квалификации специалиста. Наличие систе­мы методов воздействия, компетентность социального работника в их использовании, творческий подход - важные условия резуль­тативности влияния на личность, оказавшуюся в трудной жизнен­ной ситуации и нуждающуюся в помощи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: