Изотерапия как средство развития воображения у дошкольников и младших школьников




Зорин СС

Декабря – Международный день художника

Художник своими произведениями формирует у людей визуальную культуру

Зорин С С

 

«Каждый ребёнок художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (Пабло Пикассо).

Декабря отмечается Международный день художника, который был учреждён в 2007 году международной ассоциацией «Искусство народов мира».


День художника – это праздник не только профессионалов и любителей живописи. Творчество сохраняет в человеке возможность радоваться миру и любить его. Поэтому сегодняшний праздник – для всех любителей прекрасного.
Профессии художника тысячи лет – еще древние люди создавали картины наскальной живописи. В Древнем Египте художники пользовались большим уважением. Считалось, что написанные изображения обладают магическим эффектом. В Средние века главными направлениями искусства являлись иконопись, фрески и мозаика. Во время эпохи Возрождения развился портретный жанр, который не теряет актуальности и сегодня.
Этот праздник – еще один повод вспомнить художников-творцов истории. Их глазами мы видим мир Древней Греции, представляем жизнь Средневековой Европы, осознаем, насколько прекрасен наш мир.
Знакомство с изобразительным искусством позволяет не только расширить свои знания и кругозор, но и приобщиться к этому замечательному миру. Все мы когда-то пробовали свои силы, взяв впервые в руки карандаш и кисти...
Сегодня в честь праздника …сходите в музей!

 

А вот что говорят художники о своей профессии:

«Художник освободился от всех идей, образов и представлений и проистекающих от них предметов, такова философия супрематизма, выводящая искусство к самому себе» (Казимир Малевич)

«Художник не является интеллигентом, когда изображает обнажённую женщину, он оставляет в нашем сознании мысль, что она собирается сразу одеться» (Одилон Редон)

«Художнику полезно время от времени справляться со скучной работой» (Огюст Ренуар)

«Кто хочет узнать обо мне как о художнике, должен внимательно изучать мои картины и пытаться узнать из них, кто я такой и что я хотел» (Густав Климт)

«Я извращенец, вуайерист, но для художника это совершенно нормально» (Сальвадор Дали)

«Я полагаю, что для художника нет ничего труднее, чем писать розу, но создать свою розу он может, лишь забыв обо всех розах, написанных до него» (Анри Матисс)

«Каждый ребёнок художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (Пабло Пикассо)

История живописи

История живописи берет свое начало в пещерах эпохи палеолита, где первобытные люди изображали на стенах животных, других людей, различные предметы и даже сюжеты. Бывали случаи, когда единственным историческим источником, которым располагали ученные, были примитивные рисунки на стенах древних пещер.

Именно они дали возможность понять образ жизни тех людей, проследить процесс их распространения по континенту. При помощи этих простых рисунков ученые смогли определить, когда именно появилась пустыня Сахара и как древние люди начали одомашнивать животных. В Древнем Египте к художникам и жрецам относились с одинаковым уважением, профессия живописца считалась чрезвычайно уважаемой.

Художники создавали фрески, разукрашивали саркофаги и создавали картины, которые должны были сопровождать умерших в загробный мир. Изобразительное искусство Древнего Египта много рассказало ученым о том, как жили люди в те времена. Благодаря картинам того времени историки смогли узнать о чрезвычайно богатой и интересной культуре Древнего Египта, их мифологии и религии.

Во время эпохи Возрождения искусство живописи достигло своего расцвета, подарив миру таких гениев, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джованни Беллини, Тициан, Мазаччо. Шедевры этих великих художников продолжают жить и в наше время, ежедневно привлекая к себе тысячи туристов и любителей прекрасного.

В это время по всей стране проводятся многочисленные выставки, мастер-классы и интереснейшие инсталляции. В свой профессиональный праздник художники особенно стремятся презентовать себя миру, пообщаться с другими людьми, больше рассказать о своей необычной профессии.

Отмечают День художника не только профессионалы и мастера живописи, но и все люди, которые так или иначе связаны с живописью. В их число входят те, кто только собирается стать профессионалом или просто рисует для собственного удовольствия. Также День художника празднуют все любители живописи, ведь их жизнь тесно связана с этим видом искусства.

Нужно заметить, что есть и другие даты, во время которых празднуется День художника. Курская область, например, отмечает День художника 9 августа, а Липецкая область – 25 декабря. Некоторые отмечают День художника 25 октября, в день рождения одного из величайших художников – Пабло Пикассо.

Зорин С.С.

Изотерапия как средство развития воображения у дошкольников и младших школьников

Воображение - особая форма человеческой психики, является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи практического значения [7, с. 3].

Концепция Д. Дьюи предполагает, что в основе воображения лежат инстинкты. И задача педагога помочь ребенку закрепить полезные для творчества привычки посредством постоянных упражнений [11, с. 121].

Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Он утверждал, что воображение не позитивно влияет на ребенка, а наоборот, может сильно деформировать его представления о реальности. Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребенка, лишь искажая картину действительности.

П. Торренс рассматривал творчество как ин­тегральную характеристику индивидуальных черт личности и творчество как культурное событие, духовно и социально оцениваемый результат жизни.

Е. Торренс изучал воображение и креативность.

Креативность (от англ. creative — творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем [10, с. 136].

Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Образы пассивного воображения возникают без усилия воли. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть[ 31, с. 64].

Дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения. Вначале воссоздающего, затем творческого. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.Условно воображение можно разделить на три типа – мечта, активное воображение и пассивное.

Активное воображение (или с точки зрения психологии – произвольное) подразумевает тот факт, что человек сам вызывает у себя ассоциации с тем или иным фактом или событием. В свою очередь, среди активного воображения выделяется как творческое мышление, так и воссоздающее. Первое является наиболее сложным процессом, ибо человеку приходится придумывать то, чего в природе пока еще не существует. Но это не означает, что индивидуум не может пользоваться каким-то известным ему фактом. Второй же подтип несколько легче, ибо целиком основан на личном опыте и знаниях, полученных из вне [31, с. 334].

Пассивное воображение (или же непроизвольное) подразумевает появление в голове образов без участия воли самого человека. То есть образы появляются сами собой. Именно к этому процессу приписывают наличие вдохновения. Такой тип мышления свойственен писателям, художникам и прочим творческим людям. Определенные события и чувства могут стать источником проявления именно пассивного мышления.

Последний тип самый невероятный и приятный для человека – мечта. При этом психологи четко проводят грань между мечтой и грезами. Последние не несут в жизнь ничего хорошего, лишь расслабляя человека и ограничивая его волю. Мечта же с позитивным настроем является отражением желаемого будущего. Это подвергает человека на поступки, свершения и открытия.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части.

Первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.

Второй способ гиперболизация. Это парадоксальное преувеличение или уменьшение предмета или его отдельных частей.

Третий способ создания образов - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются.

Четвертым способом является типизация-выделение существенных признаков в отношении фактах и воплощении их в конкретный образ [31, с. 146].

При формировании воображения у детей большое значение имеют все познавательные процессы.

Оперирование образами начинается с автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и заканчивается сознательной репродукцией и творческим воображением. Обогащение чувственного опыта, расширения объема памяти ребенка необходимо для создания прочных основ его творческой деятельности. Для развития воображения важна среда, как она понимается, отображается ребенком через творческую деятельность.

Большинство авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский) утверждают, что специфика воображения заключается в особом комбинировании образов, характеризуемом своеобразным отлетом от действительности.

По мнению О.М. Дьяченко, специфика формы организации воображения заключается в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого.

Воображение связано с развитием самих особенностей игры (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко).

В работах этих авторов были показаны возможности развития воображения ребенка по мере овладения им предметной и сюжетно-ролевой игрой.

Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения, которое определяется возможностью вхождения в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий.

Кроме того, Д.Б. Эльконин утверждает, что в игре зарождаются наиболее значительные стороны продуктивного воображения: его направленность на решение самых различных задач и возможность в специфической форме раскрывать существенные характеристики реальности.

В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка.

Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка». Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения)[33, с. 146].

Он полагал, что любой вид детского творчества сходен с игрой по своему характеру (одномоментность творческого акта, отсутствие длительной работы над произведениями) и по связанности с эмоциями ребенка.

Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить перед ребенком творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно). Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал ребенка.

При анализе развития различных видов деятельности выделяются, но специально не анализируются две линии становления творческих способностей:

– овладение специальными средствами деятельности;

– развитие воображения как такового, безотносительно к специфике вида деятельности.

Развитие навыков владения воображением, фантазией, правильное и своевременное использование этих интеллектуальных процессов, приобретенное на соответствующих уроках в детском и школьном возрасте, позволит человеку в дальнейшей «взрослой» деятельности творить и создавать, сочинять и строить, в общем максимально использовать данные нам природой ресурсы.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).[34, с. 404].

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны.

Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения.

Художественное творчество ребенка развивает воображение. Начинает ребенок с беспорядочных штрихов, каракулей, открывая свои способности. Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и деятельностью. Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Она отличается от воображения - психической функции, проявляющейся уже на самых ранних стадиях онтогенеза.

Фантазия - это художественный замысел, основанный на способностях ребенка или взрослого человека, свободно комбинировать образы, возникающие в подсознании. Тогда как воображение - это мыслительный, познавательный процесс.[32, с. 59].

Таким образом, если у ребенка развито творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, это свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне развития личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: