Диагностическое значение




Лодыжечно-плечевой индекс является независимым фактором риска и предиктором развития инфаркта миокарда и ишемического инсульта.

Применение ЛПИ в рамках системы первичной медико-санитарной помощи может использоваться как часть скрининга и оценки риска заболеваний сердечно- сосудистой системы.

Биоимпедансметр для анализа внутренних сред организма

(процентное соотношение воды, мышечной и жировой ткани).

Биоимпедансметр АВС-01 МЕДАСС

• Биоимпедансный анализ состава тела позволяет на основе определения параметров водного, белкового и липидного обмена организма оценивать развития целого ряда заболеваний и метаболических нарушений.

Так, повышенные значения общей гидратации тела могут указывать на наличие отечных явлений, связанных с кардиологическими и нефрологическими нарушениями

• Пониженные значения активной клеточной массы могут свидетельствовать о недостаточности белкового компонента питания.

• Доля активной клеточной массы в безжировой массе при пониженных значениях является маркером гиподинамии, а при повышенных значениях – высокого уровня метаболизма. Низкие значения доли активной клеточной массы и фазового угла часто указывают на наличие хронических заболеваний катаболической направленности, таких как онкологические заболевания, ВИЧ-инфекция, туберкулез, гепатит и цирроз печени.

• Биоимпедансная оценка жировой массы позволяет более точно по сравнению с общепринятыми антропометрическими индексами судить о степени ожирения и оценивать риски развития атеросклероза, гипертонической болезни, сахарного диабета 2 типа, желчнокаменной и почечно-каменной болезни, заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Пониженные значения жировой и тощей массы могут указывать на пониженный статус питания или белково-энергетическую недостаточ

Выявленные дифференцированные нарушения водного обмена:

• указывают на развитие патологии работы мочевыводящей системы;

• указывают на развитие патологии работы сердечно-сосудистой системы.

Выявленные нарушения липидного обмена указывают на наличие рисков:

• развития гипертонической болезни;

• диабета второго типа;

• заболеваний опорно-двигательного аппарата;

• развитие мочекаменной болезни;

•белково-энергетической недостаточности (при несбалансированном питании, в том числе у лиц призывного возраста).

Выявленные нарушения белкового обмена:

• являются неспецифическими маркерами развития хронических заболеваний катаболической направленности (цирроз печени, онкологические заболевания, гепатит, СПИД);

• позволяют оценить достаточность уровней общей физической подготовки контингентов разных половозрастных категорий (в том числе у лиц призывного возраста);

• сбалансированность рациона питания по белковому компоненту (в том числе у лиц призывного возраста).

Тощая масса (безжировая) составляет примерно 75-85% от веса. К ней относится все то, что не является жиром: мышцы, все органы, мозг и нервы, кости и все жидкости, находящиеся в организме. Тощая масса является необходимым показателем для оценки основного обмена веществ, потребления энергии организмом для расчета суточного рациона питания.

Методика исследования проста, неинвазивна и безопасна.

• За 1 час до диагностики необходимо исключить прием пищи и воды, за сутки - алкоголя.

• Возраст, пол, рост, вес, объем талии, бедер и запястья заносятся в компьютер со специальной программой.

• Исследование проводится в положении лежа на кушетке.

• К руке и ноге подсоединяются электроды, подключенные к анализатору.

• После окончательных замеров программа обрабатывает данные.

По измеренному электрическому сопротивлению - биоимпедансу - количественно оцениваются различные составляющие тела (содержание жира, безжировой массы, мышечной ткани, жидкости, наличие скрытых отеков; соотношение внутреннего и внешнего жира и других важные показатели), вычисляется индекс массы тела,

Школа здоровья – это организационная форма профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания). При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.

Школа здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиеническое обучение и воспитание – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения. Школы здоровья для пациентов включены в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 268 «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Основная идея обучения – обучить не болезни, а тому, как сохранить здоровье, как уменьшить ее проявление, снизить риск развития осложнений, обучить практическим навыкам по самоконтролю за состоянием здоровья, по оказанию доврачебной самопомощи при обострении заболевания.

Цели школы здоровья:

- повышение информированности пациентов о заболеваемости и факторах риска развития заболеваний и осложнений;

- повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;

- формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;

- формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях;

- формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку. Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и прочие.

Школа здоровья, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих навыков.

Основные принципы проведения Школ здоровья:

- формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неотложным течением артериальной гипертонии, ишемической болезнью сердца, пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такие формирования групп создают атмосферу социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата;

- для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику (план и график утверждается руководителем лечебного учреждения); одно из основных требований – посещение всех циклов занятий;

- численность целевой группы пациентов не должна превышать 10- 12 человек;

- Организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал и т.д.).

При организации Школы здоровья необходимо избегать наиболее распространённой ошибки. Школа здоровья – это не лекторий, где врач читает пациентам лекции, чаще всего с непонятными медицинскими терминами, это цикл структурированных занятий. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие навыков и умений у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.

Информационная часть проводится в течение каждого занятия дробно, не более 10-15 минут, что бы избежать лекционной формы обучения (психологи считают, что материал, который читается одним человек более 20 минут перестает усваиваться слушателем, а воспринимается как монотонный фоновый звук).

Активная часть занятий содержит активную часть работы с пациентами, которая может проводиться в разных формах:

- вопросы, ответы;

- тестирование;

- проведение расчетов и оценок;

- обучение практических навыкам – измерение артериального давления, подсчета пульса и др.

- знакомство со справочными таблицами.

Домашнее задание:

1. Школа сахарного диабета - как сохранить здоровье, как уменьшить его проявление, снизить риск развития осложнений, обучить практическим навыкам по самоконтролю за состоянием здоровья, по оказанию доврачебной самопомощи при обострении заболевания.

2. Тест («Организация и функционирование Центров здоровья»).

1 В функцию Центра здоровья входит информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах:

А. Да, как индивидуальная, так и массовая информация,

Б. Нет, не входит,

В. Только индивидуальная работа с пациентами.

2 В функцию Центра здоровья входит оценка функциональных и адаптивных резервов

организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья;

А. Да, входит оценка функциональных и адаптивных резервов организма с

учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья,

Б. Только оценка функциональных резервов организма,

В. Нет, эти параметры не оцениваются.

3 Контингенты граждан, получающих медицинские услуги в центрах здоровья:

А. Взрослые с 18 лет,

Б. Взрослые и подростки 15-17 лет,

В. Взрослые и дети.

4 В Центре здоровья обслуживается население

А. Только по направлению ЛПУ,

Б. По направлению врача (в т.ч. предприятий), либо самостоятельно,

В. По направлению с прикрепленных предприятий.

5 К структуре оснащения Центра здоровья относятся

А. Только кабинеты и оборудование Центра здоровья,

Б. Оснащение центров здоровья, а так же могут быть частично использованы

возможности ЛПУ, в структуру которого входит ЦЗ,

В. Клинико-диагностические центры.

6 В работе Центра здоровья участвуют:

А. Только специалисты Центра здоровья,

Б. Возможно совместительство специалистов по основному месту работы,

В. Консультанты из других ЛПУ.

7 На пациента в Центре здоровья заполняется:

А. Статистический Талон амбулаторного пациента,

Б. Статистический талон пациента Центра здоровья,

В. Верны оба предыдущих ответа.

8 «Карта здорового образа жизни» после заполнения находится

А. Только в Центре здоровья,

Б. Может быть отдана на руки пациенту,

В. Передается в профильное лечебное учреждение.

9 Входят ли процедуры биоимпедансометрия и анализ карбоксигемоглобина и СО

А. В обязательный перечень,

Б. В рекомендуемый,

В. Не входит в перечень обследований.

10 Является ли обследование в Центре здоровья единоразовым или динамическим

А. Единоразовым,

Б. Динамическим,

В. 2 раза в год.

11 Предполагается ли передача данных обследования при выявлении заболеваний врачу-

терапевту

А. Да, с согласия пациента

Б. Нет,

В. На базе ЦЗ проводится дальнейшее лечение.

12 Предусмотрены ли в Центре здоровья проведение выездных осмотров

А. Нет, центр работает стационарно,

Б. Да, возможно,

В. Возможно на договорной основе.

13 Оплата работы Центра здоровья осуществляется

А. о ОМС,

Б. По ДМС,

В. Платные услуги.

14 Оценка эффективности работы Центра здоровья включает - смертность населения от

отравления алкоголем, случаев на 1000 населения.

А. Да,

Б. Нет, это показатель не учитывается,

В. Смертность от отравления алкоголем на 10 000 населения.

15 Просветительская деятельность является для Центра здоровья

А. Рекомендуемой,

Б. Обязательной,

В. Не входит в сферу деятельности ЦЗ.

16 Лекции и беседы по вопросам формирования здорового образа жизни в Центре здоровья

проводят

А. Врачи Центра здоровья,

Б. Приглашенные лектора,

В. Не входит в сферу деятельности ЦЗ.

17 Работа Центра здоровья ориентирована

А. На выявление факторов риска у здоровой части населения,

Б. На динамическое наблюдение за здоровьем пациентов с хроническими

заболеваниями,

В. На лечение хронических заболеваний.

18 Входит ли в цели Центра здоровья постановка первичного диагноза

А. Нет, проводится только экспресс диагностика,

Б. Да, врач Центра здоровья должен провести дообследование пациента,

В. Должен поставить диагноз и назначить лечение.

19 Предполагается ли выездная форма профилактической работы Центра здоровья

А. Нет, профилактические беседы проводятся только в центре здоровья или в школах здоровья на базе ЛПУ,

Б. Сотрудники Центра здоровья выезжают в школы, детские сады, на

предприятия с популяризацией профилактики,

В. Профилактическая работа не входит в сферу деятельности ЦЗ.

20 Заменяет ли обследование в Центре здоровья диспансеризацию

А. Да, т.к. включает разностороннее обследование,

Б. Нет, т.к. является скрининговым обследованием,

В. Может быть частью диспансеризации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: