Тема4. Субъекты и объекты природоресурсного права




Субъекты природоресурсного права.

 

 

Общая и специальная природоресурснаяправосубъектность.

 

Субъектом природопользования может являться любое физическое и юридическое лицо, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Это определяется правом общего природопользования, включающим в себя, в частности, водные и лесные сервитуты, а также другие права на использование полезных свойств окружающей природной среды, реализация которых не требует получения специального разрешения. Субъектами ресурсопользования, напротив, могут являться только лица, отвечающие требованиям, которые устанавливаются природоресурсным законодательством. Право общего природопользования определяет общую природоресурсную правосубъектность лица, т.е. его способность иметь и осуществлять права по использованию природных ресурсов без специального разрешения. Обычно такое использование ресурса не связано с его добычей. Общей природоресурсной правосубъектностью наделены все юридические лица, а также физические лица вне зависимости от их возраста. Специальная природоресурсная правосубъектность, т.е. способность иметь права и обязанности ресурсопользователя обусловлена тем, что поиск, разведка, добыча природных ресурсов могут осуществляться лицом лишь при наличии у него лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с момента возникновения дееспособности в полном объеме, у юридического лица – с момента его государственной регистрации.

 

 

Активная и пассивная правосубъектность в природоресурсном праве.

 

 

Участники природоресурсных отношений, выступающие на стороне ресурсодержателя, наделены государственно-властными полномочиями. От имени Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в природоресурсных отношениях участвуют их органы в пределах своей компетенции. Поэтому в природоресурсной правосубъектности можно выделить активную и пассивную правосубъектность. Активная правосубъектность – правосубъектность, которой наделены органы, осуществляющие властные полномочия в сфере ресурсопользования, органы государственной власти и управления. Пассивная правосубъектность – правосубъектность субъектов подчинения - ресурсопользователей. Органы, в компетенцию которых входит управление использованием природных ресурсов, их собственники, наделены нормами природоресурсного права активной правосубъектностью. Пассивная правосубъектность принадлежит иным субъектам, осуществляющим использование природных ресурсов.

 

 

Ресурсодержатель и ресурсопользователь.

 

Субъектом природопользования может являться любое физическое и юридическое лицо, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Это определяется правом общего природопользования, включающим в себя, в частности, водные и лесные сервитуты, а также другие права на использование полезных свойств окружающей природной среды, реализация которых не требует получения специального разрешения. Субъектами ресурсопользования, напротив, могут являться только лица, отвечающие требованиям, которые устанавливаются природоресурсным законодательством. Право общего природопользования определяет общую природоресурсную правосубъектность лица, т.е. его способность иметь и осуществлять права по использованию природных ресурсов без специального разрешения. Обычно такое использование ресурса не связано с его добычей. Общей природоресурсной правосубъектностью наделены все юридические лица, а также физические лица вне зависимости от их возраста. Специальная природоресурсная правосубъектность, т.е. способность иметь права и обязанности ресурсопользователя обусловлена тем, что поиск, разведка, добыча природных ресурсов могут осуществляться лицом лишь при наличии у него лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с момента возникновения дееспособности в полном объеме, у юридического лица – с момента его государственной регистрации.

Законодатель выделяет две группы субъектов, участвующих в использовании природных ресурсов: участники природоресурсных отношений, в число которых входят Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица, и ресурсопользователи. Ресурсопользователи - это граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования природным ресурсом. Права ресурсопользователю должны быть предоставлены в порядке, установленном природоресурсным законодательством, т.е. на основании лицензии, договора, соглашения, иных правовых актов.

Субъектов природоресурсного права можно разделить на две группы по их отношению к природным ресурсам. Ресурсодержателем может быть собственник природного ресурса, а также органы, уполномоченные государством, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлять функции управления использованием природных ресурсов. Кроме физических и юридических лиц ресурсопользователями (пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции) могут являться объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

 

Участники природоресурсных отношений.

 

Природоресурсное правоотношение следует понимать как урегулированное нормами природоресурсного права общественное отношение по использованию природных ресурсов, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. В теории права принято считать, что элементами правоотношения являются субъекты, объекты и содержание правоотношения. Юридическое содержание составляют права и обязанности субъектов, а фактическое содержание - их действия.

 

Особенностью природоресурсных правоотношений является участие государства в качестве обязательного субъекта природоресурсных правоотношений

 

 

Обязательное участие государства в природоресурсных правоотношениях не должно приводить к выводу об их административном характере. Государство, предоставляя природопользователю право на использование ресурса, реализует свои правомочия собственника. Вступать в отношения с природопользователями государство может только через свои органы, путем принятия правовых актов, заключения договоров. Такие акты не являются административными, поскольку в них государство реализует не свои властные полномочия, а правомочия собственника природного ресурса. Как собственник, государство взаимодействует с другими собственниками и пользователями природных объектов. Возникающие при этом правоотношения можно охарактеризовать как отношения гражданско-правового типа, строящиеся на началах добровольности, возмездности, диспозитивности, юридического равенства сторон. Основаниями для их возникновения, как правило, являются соответствующие договоры. Однако зачастую заключению договора предшествует издание административного акта, то есть в основании возникновения правоотношения лежит сложный юридический состав.
По этим основаниям договоры, заключаемые природопользователем с государственными органами, не являются нормативными. Приведенная мотивировка использовалась Н.Т. Осиповым для разграничения земельного и административного права. Объектами отношений в сфере ресурсопользования являются материальные блага (природные ресурсы) и права на них, что не характерно для административного права, в котором объектом отношений являются не материальные объекты, а действия, поведение людей, в том числе и по поводу этих объектов.
В природоресурсных правоотношениях государство реализует не только свои правомочия собственника. В необходимых случаях государство должно в отношениях, связанных с использованием природных ресурсов, и «власть употребить», поскольку природопользованием во многих случаях затрагиваются интересы других лиц и целых народов. Прежде всего, это относится к установлению ограничений (лимитов) на использование тех или иных ресурсов, комплексному управлению фондами государственных природных ресурсов.

 

 

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов России.

 

 

Органы местного самоуправления.

 

 

Юридические лица и их объединения, физические лица.

 

 

Иностранные государства и международные организации как субъекты природоресурсного права.

 

Особенности правового статуса коренных малочисленных народов.

 

Природные объекты, природные ресурсы, природные блага и природные условия.

103 cnh

 

 

Материальные и нематериальные объекты природоресурсных отношений.

 

Недра, воды, леса, животный мир, природные лечебные ресурсы как объекты природоресурсных отношений.

 

 

Природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

 

Минеральные ресурсы международного района морского дна.

 

Задачи:

1 В. О.В. обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску от 30.10.2014 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Добыча". В обосновании своих требований В.О.В. указал, что 17.10.2014 принято решение о создании общества, о формировании уставного капитала общества и распределении долей, утверждении Устава, заключения учредительного договора, избраним генерального директора и действий по государственной регистрции.

Решение учредителей было оформлено протоколом от 17.10.2014 N 1, который содержал две страницы печатного текста, был распечатан на принтере на одном листе с использованием двухсторонней печати и подписан учредителями. Таким же образом и в том же объеме текста был распечатан и подписан договор об учреждении общества. Представителем учредителей по нотариально удостоверенной доверенности были представлены в МФЦ по г. Томску документы для государственной регистрации юридического лица, в том числе решение о создании общества и договор о его учреждении.

Решением от 30.10.2014 инспекцией отказано в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления определенных Ф З РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документов.Дополнительно инспекция в данном решении указала на отсутствие протокола и договора об учреждении, оформленных в соответствии с требованиями пунктаПриложения N 20 Приказа Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

Решением Арбитражного суда требование удовлетворено. Апелляционной инстанцией решение арбитражного суда отменено в заявлении отказано. Верно ли поступил суд?

 

 

Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских...

 

 

1.17. Двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством не допускается.

 

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.39).

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.05.2012, регистрационный номер 24139, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44, 29.10.2012, информация размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: https://www.nalog.ru.

Таким образом, Требования изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением установленного порядка принятия нормативного правового акта и его опубликования.

В силу пункта 1.17 Требований (Приложение N 20) двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством не допускается.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Решении от 14.01.2015 N АКПИ14-1297, предусмотренныепунктом 1.17 Требований положения о недопустимости представления в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом с двусторонней печатью, обусловлены необходимостью ускорения технологического процесса государственной регистрации и не могут рассматриваться как нарушающие права лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

При изложенных обстоятельствах представление в рассматриваемом случае соответствующих перечню документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождало от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению конкретных документов при государственной регистрации. При этом нарушение требований к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, поэтому в данном случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

 

ЗАДАЧА 2

2. Общество с ограниченной ответственностью «Агроводснаб» обратилось в Арбитражный суд с иском к Министерству лесного комплекса Республики Бурятия о понуждении последнего заключить договор от 21.11.2008 № 71-з аренды лесного участка на условиях, изложенных Обществом в протоколе разногласий.

Федеральное государственное учреждение "Кондопожский лесхоз", правопредшественник государственного учреждения "Ладвинское центральное лесничество" (арендодатель), и Общество (арендатор) заключили договор от 25.06.2004 № 2 аренды участка лесного фонда общей площадью 23 395 га, являющегося частью участка лесного фонда площадью 458 631 га с кадастровым номером № 10:03:000000:000, с целью заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ.

В соответствии с пунктом 2.1 договора срок его действия определяется с 25.06.2004 по 31.12.2013.Договор зарегистрирован 11.11.2004.

В период действия договора вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ. На основании ФЗ РФ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подобные договоры аренды участков лесного фонда надлежало до 1 января 2009 привести в соответствие с ЛК РФ.

В связи с этим Министерство подготовило новый договор от 21.11.2008№71-з аренды участка лесного фонда площадью 21 614 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:03, и 22.12.2008 направило ее Обществу.

Общество не согласилось со сроком действия договора, изложенным в пункте 7.1 - с момента государственной регистрации по 31.12.2013, - и направило Министерству протокол разногласий от 22.12.2008 № 12/22-1 с требованием установить срок аренды с момента государственной регистрации до 31.12.2030.

Министерство письмом от 25.12.2008 N 5.1 - 4514 отклонило требование Общества об изменении срока действия договора.

Решите дело, представив свое полное, обоснованное решение

 

Ч 3 ст 72 Лк

3. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок от двадцати до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.

Таким образом, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации срок договора аренды лесного участка императивно ограничен только минимальными и максимальными пределами.

Иные сроки аренды, не выходящие за пределы минимального и максимального сроков, устанавливаются по соглашению сторон.

Поскольку ни из Лесного кодекса Российской Федерации, ни из иных законов не следует, что лесной участок для осуществления заготовки древесины предоставляется исключительно до 49 лет, Министерство, как арендодатель добровольно не принимало на себя обязательства предоставить истцу в аренду лесной участок на испрашиваемые последним 25 лет и, более того, возражало против заключения договора на указанный срок, у суда отсутствовали основания для принятия спорного пункта 7.1 договора аренды в редакции истца.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет и арендодатель не согласен предоставить арендатору лесной участок для осуществления деятельности по заготовке древесины на 25 лет, а истец не согласен на заключение договора сроком на десять лет (заявлены требования на 25 лет), исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм процессуального и материального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 72 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 46,пунктом 3 части 3 статьи 74 названного Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса, на срок до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.

С учетом приведенной нормы суд апелляционной инстанции правомерно установил, что спорный договор от 22.12.2008 N 71-з может быть заключен на срок от 10 до 49 лет.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Таким образом, стороны вправе добровольно установить срок действия договора в указанном вЛесном кодексе временном промежутке.

В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке) либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Исходя из этого, суд кассационной инстанции приходит к выводуё что, поскольку ранее при заключении договора от 25.06.2004 N 2 между сторонами было достигнуто соглашение о сроке в 10 лет и арендодатель не согласен изменить этот срок и предоставить арендатору лесной участок на 25 лет, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы о несоответствии новой редакции договора требованиям Министерства и Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, в части установленного срока договора подлежат отклонению. Установленный Министерством срок, равный 10 годам с момента государственной регистрации сделки, находится в допустимых пределах, предусмотренных законом для заключения подобных договоров.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта.

В связи с этим принятые по делу судебные акты следует оставить в силе, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А26-460/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агроводснаб» - без удовлетворения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: