Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет – этапом истории человечества.




История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны, примитивны, а производительность труда была низкой. Чтобы обеспечить свое существование люди должны были объединить средства производства и свой труд. Поэтому в основе жизни первобытного общества лежала общественная собственность на средства производства [11], а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства (первобытный коммунизм). Экономика первобытного общества характеризовалась присваивающим способом производства (охота, рыболовство, собирательство). В первобытном обществе не было частной собственности, все были экономически и политически равны.

Основой организации первобытного общества была родовая община.

Родовая община – это локальная общность людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением, ведущая совместное хозяйство. Численность родовой общины, как правило, составляла 30-50 взрослых особей. Человек в первобытном состоянии не представлял своего существования вне родовой общины. Суть родового устройства состоит в том, что и производство, и потребление продуктов труда, а равно весь уклад жизни людей носят коллективный (общий) характер. Экономической основой первобытного общества являлась общественная или коллективная собственность. Люди в родовой общине объединялись не по признаку территории, а по родственным связям. Власть в родовой общине имела общественный характер и осуществлялась всеми членами рода.

Источником власти в родовой общине была вся родовая община в целом (общественное самоуправление). Управление делами рода носило коллективный характер. Даже вождь (старейшина) – это только представитель рода. Люди сами избирали его в качестве вождя (старейшины) за его мудрость, опыт, силу, храбрость и т.д. Это был период прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли всю полноту власти.

Высшим органом общественной власти в роду было общее собрание (совет) всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Общее собрание решало все основные вопросы жизнедеятельности рода. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д. Власть вождя (старейшины) не являлась наследственной. В любой момент вождь (старейшина) мог быть заменен другим членом рода. Власть вождя (старейшины) основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода и не давала никаких материальных преимуществ. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Старейшины и другие “должностные лица” рода (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. В процессе развития первобытного строя, его отдельные роды объединяются во фратрии, а те в - племена и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Племя управлялось советом старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы жизнедеятельности, например, споры между родами. Совет старейшин племен (куда входили старейшины, вожди объединившихся племен) избирал вождя племени и других должностных лиц. Совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц. Власть также была представлена жрецами, осуществляющими религиозные функции (шаманы, колдуны, священники, знахари). Специального аппарата (полиции, суда и т.д.), который бы занимался на профессиональной основе только управлением общественными делами, в родовой общине не было. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных (карательных, правоохранительных) органов, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени. Принуждение исходило от всего рода, осуществлялось не в интересах какого-либо класса и не преследовало никаких политических целей. Род был не политической организацией, а общественной. Т.о., власть в период родовой организации общества строилась на принципах первобытной демократии, не знавшей каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. Родовая община давала защиту всем своим членам от внешних врагов, как собственной военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича.

Межполовые отношения имели форму групповых браков. В основе родовой общины лежали родственные отношения, передаваемые по материнской линии. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирательство, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный доход, нежели охота мужчин, не всегда удачная. Поэтому женщина играла в первобытном обществе ведущую роль. Это привело к матриархату (от лат. mater – мать и греч. arche – начало, власть), продолжавшемуся несколько тысячелетий. При матриархате родство велось по линии матери.

Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежали всему роду. В целом, социальная структура общества отличалась однородностью, все члены рода выполняли сходные функции. Отношения в первобытном обществе регулировались социальными нормами. Они были направлены на обеспечение присваивающей экономики.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Отечественный этнограф А.И. Першиц назвал существовавшие в первобытном обществе социальные нормы мононормами.

"Мононорма (от греч. monos – один, единый и лат. norma - правило) – это обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: нормы права, нравственности, этикета и т.п." [12]. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм – морали, религиозные и т.д. Мононормы регулировали следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами. Мононормы существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения. Мононормы имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали. Эффективность реализации мононорм была достаточно высока, так как они являлись жизненно – практическими правилами для человека и соблюдались в силу авторитета и привычки. В необходимых случаях они подкреплялись коллективным, общественным принуждением (например, изгнание из рода).

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Дальнейшее развитие человечества было ускорено благодаря экологическому фактору. Примерно 12-10 тыс. лет назад на всей планете возникли экологические кризисные явления - неблагоприятные изменения климата, которые повлекли изменение мегафауны - исчезновение животных и растений, употребляемых человеком в пищу. Это заставляет человека интенсифицировать свою деятельность для того, чтобы уменьшить зависимость от природы. Этот период называют “неолитической революцией”, так как он произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала мягкие цветные металлы – медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Неолитическая революция продолжалась несколько тысячелетий. Неолитическая революция – это процесс перехода от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему – скотоводству и плужному (пахотному) земледелию, к широкому развитию производства металлических и керамических изделий. Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Возникновение ранних земледельческих обществ привело к появлению на их основе первых цивилизаций. Они первоначально возникли в долинах крупных рек – Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы и др., что можно объяснить благоприятными климатическими и ландшафтными условиями этих территорий. Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV-III тыс. до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, других регионов Европы. Позднее с развитием земледелия были связаны увеличение населения Центральной Америки и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (I – II вв. до н.э. – I тысячелетие). Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижений материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры. Занятие сельским хозяйством привело человечество к оседлости. Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могла обеспечить присваивающая экономика. В экономике на базе более совершенных орудий труда происходит рост его производительности и появление прибавочного продукта, который начинает накапливаться, порождает появление различных форм собственности: коллективной, частной. В этот период происходят три знаменитые разделения труда: отделение земледелия от скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление торговли. Как инструмент грабежа, обогащения начинают использоваться войны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло “первое крупное разделение общества на два класса: господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых”. Однако следует учитывать, что далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств.

На этой основе существенно усложняется социальная структура общества. Общество разделилось на разные группы - по имущественному, по профессиональному статусу. Важное место занимали военные вожди, начальники дружин, простые воины. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное влияние на общество. Благодаря развитию торговли и ремесел появились сословия купцов, ремесленников и градостроителей. На смену групповому браку приходит парный брак. А на смену парному браку приходит патриархальная семья, основанная на ведущей хозяйственной роли мужчины в скотоводстве, земледелии, ремесле, торговле. В результате развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, повышения эффективности и значимости мужского труда на смену матриархату приходит патриархат (греч - pater – отец и. arche – начало, власть), в котором родство ведется по мужской линии. Это был качественно новый этап в развитии человеческого общества. Так появилась патриархальная семейная община, которая характерна для заключительной стадии родового строя. Произошел переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. С появлением семьи процесс имущественного расслоения и разложения родовой общины многократно усиливается. Следует также отметить резкий рост численности людей.

Происходят серьезные изменения и в духовной сфере общества. С одной стороны, усложнение общества, изменение роли человека в системе человек – природа, а с другой – появление прибавочного продукта, излишков привели к появлению в обществе людей, занимающихся преимущественно умственным трудом. Это обусловило формирование религии, научных представлений, письменности, появление зачатков искусства.

В результате общество настолько усложнилось, что традиционные институты власти родового строя не могли справиться с управлением. Постепенно формируются новые имеющие публичный характер институты власти. Так появляется государство.

Следует учитывать, что процесс перехода от родовых структур к государственным не был одномоментным, он длился порой сотни лет. Кроме того, отмечаются существенные различия формирования государственных структур у разных народов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: