Договор, заключенный королем с Саской из Самубы. 1 Возвышение бога-
Десс лучше всего отражена в словах: “Я буду праздновать божественную Саску providen.ee. Позволь
(каждый) мужчина слышит это и может в будущем мой сын, внук и в дальнейшем королевский де-
потомки почитают Саску среди (всех) богов”. " Текст является бесценным источником
В дискуссии о происхождении генотеизма, которая назревала уже в течение
Некоторое время в религиозном мышлении элит из разных стран Древнего
Ближнего Востока и которая нашла свое первое заметное отражение в реформах
Эхнатон. Связь Хаттусили ИИФс с Саской представляет собой интересную параллель для
Завет между Яхве и Израилем, который лежит в основе генотеизма в
Израильская религия эпохи Моисея. 4 “' 0
Сложные причины были ответственны за изменение религии хеттов в соответствии с
Империя. В результате узурпации власти Муватталли, последовавшей за очередным дворцовым переворотом и
Внутренний конфликт, из которого Туталия I, сын Кантуззили, вышел победоносным, новым
Династия, происходящая из Куммани в Киззуватне, захватила власть в первой половине
427 Хеттская терра для молитвы-аркувар, "мольба" или "защита", как в речи, произнесенной здесь
Суд: ср., Ларош 1984-1965: 13 и далее; Мельхерт 1998: 521.
428 CTH 81, Otten 1981; Otten — Kümmel 1985; van den Hout 1997: 199fr.
429 CTH 81 § 2 (i 5ff.), переведенный Хоффнером 2006b: 267; для немного другого перевода на английский язык,
См. ван ден Хаут 1997: 199,
430 Попко 1995a: 133f.; 2003c. Коллинз (2007: 11) предлагает эонцептуа! особенности Сирая, связывающие Синай
Пакт о хеттских договорах.
Хеттская Анатолия
82 3.
Пятнадцатый век до н. э. 4 ' 11 и правил Хеттским царством до его окончательного падения. Как
В рамках своего династического культа хеттские цари периода империи поклонялись богам
Хурриты, живущие в Киззуватне и северной Сирии, включая сирийских божеств и богов
Месопотамского происхождения (см. 3.2.5). Таким образом, в оффи существовало два пантеона-
Официальная хеттская религия периода империи - династическая, включающая хурритскую и
Божества Киззуватни, которым поклоняется королевская семья (3.2.2), и государственное, в котором
значительные изменения были вызваны убеждениями королевского дома (3.2.1).’’" В
Наиболее важным из этих изменений было включение хурритского бога бури
Тессуб, бог-покровитель династии, как главный бог государственного пантеона. Божества из
Иностранное происхождение проникло также в пантеон Столицы и местные верования (3.2.3).
Государственная культовая практика, о чем свидетельствуют многочисленные фестивали, отмечаемые в. столица
И других городах в присутствии короля, королевской четы и/или принцев, упоминаемых
Более ранняя традиция. В то же время, однако, и в гораздо большей степени, чем
В древнехеттский период государственный пантеон был отражением теоло правителей-
Государственная политика. Новая географическая концепция пантеона формировалась еще в то время, когда
Центр тяжести государства переместился в южном и юго-восточном направлении.
В конце шестнадцатого века до нашей эры хеттские цари потеряли контроль над северным
Территории, оккупированные каскейнами более двухсот лет назад; нианв то время
Центры в верхнем течении Кизилирмака (Верхняя земля со столицей Са-
Муха) возросло значение, а также в Южной Анатолии (Нижняя Земля) и в
Юго-восточный регион (Киззуватна), на землях, населенных культивацией лувийцев-
В соответствии с их религиозными традициями (3.2.4). Божества из этих центров приняли проми
Не место в хеттском государственном пантеоне рядом со старыми хаттскими богами. Их культ был
Выступал в Хаттусе и во многих городах провинции. В период расцвета, после
v
Завоевания Суппилулиумы I (ок. 1360-1332) и Мурсили II (1331-ок. 1290),
Хеттская империя простиралась от западных побережий Азии. Второстепенный для северной Сирии.
Изменения в государственном пантеоне и культе произошли не сразу после
Приход новой династии. Этого не было до Суппилулиумы I или, скорее, его отца
Туталия III (ок. 1380-1360), что государственный пантеон принял свою окончательную типологическую
Форма, отраженная в списках богов, на которых ссылаются в качестве свидетелей государственных договоров (3.2.1). Это
Тарача 2004a ММСП обзор дебатов; фурфер 2008a. Для истории ранней империи
Период, см. сейчас Carruba 2008: 83ff. со ссылками.
Тарача 2005а.
Для дат смерти Суппилулиумы и смерти Мурсии. см. Тарача 2008b.
Период Империи 83
Потребовалось гораздо больше времени, чтобы создать надлежащие условия для поклонения государственным божествам и
Произошло только в царствование Туталии IV (1237-1209), когда Великая Буря в