некоммерческой деятельности 577




Маркетинг услуг 578

Природа и основные характеристики услуги 579

Классификация услуг 582
Масштабы распространения и значимость маркетинга в

сфере услуг 583

Маркетинг организаций 584

Оценка образа организации 585

Планирование образа и контроль за его состоянием 585

Маркетинг отдельных лиц 585

Маркетинг знаменитостей 586

Маркетинг политических кандидатов 587

Маркетинг мест 588

Маркетинг жилья 588

Маркетинг зон хозяйственной застройки 589

Маркетинг инвестиций в земельную собственность 589

Маркетинг мест отдыха 589

Маркетинг идей 590

Резюме 591

Вопросы для обсуждения 593

Основные понятия, встречающиеся в главе 20 594

Глава 21. Маркетинг и общество 596

Критика маркетинга со стороны общественности 598
Воздействие маркетинга на индивидуальных

потребителей 598

Воздействие маркетинга на общество в целом 605

Воздействие маркетинга на других предпринимателей 608

Действия граждан по регулированию маркетинга 609

Консьюмеризм 610

Движение за охрану окружающей среды 611

Меры государственного регулирования маркетинга 612

Действия предпринимателей для становления

социально-ответственного маркетинга 613

Моральные принципы маркетинга 616


Резюме 619

Вопросы для обсуждения 620

Основные понятия, встречающиеся в главе 21 621

Приложение А. Арифметика маркетинга 622

Отчет о результатах хозяйственной деятельности 622

Расчет аналитических коэффициентов 626

Наценки и скидки с цены 629

Приложение Б. Карьера в сфере маркетинга 632

Описание занятий в сфере маркетинга 632

Реклама 633
Управление производством обычных и марочных товаров 635

Работа с потребителями 635

Промышленный маркетинг 635

Международный маркетинг 636
Специалисты по организации управления маркетингом и

системному анализу 636

Маркетинговые исследования 636

Планирование новых товаров 637

Система товародвижения 637

Формирование общественного мнения 637

Материально-техническое снабжение 637

Управление розничной торговлей 638

Сбыт и управление им 638

Прочие возможности карьеры в сфере маркетинга 638

Выбор работы и получение места 639

Проведите самооценку 639

Изучите должностные инструкции 639

Сформулируйте цели своего поиска 639
Изучите рынок рабочих мест и оцените его возможности 640

Разработайте стратегию поиска 640
Подготовьте краткую справку о себе и сопроводительное

письмо 640

Добейтесь интервью 641

Доведите дело до конца 642

Предметный указатель 643


Введение

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в мар­кетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

Нам нужно разбираться в маркетинге и в нашей роли потребите­лей, и в нашей роли граждан. Кто-то постоянно пытается нам что-то продать, и мы должны уметь распознавать применяемые методы сбыта. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты, замороженной пиццы, персонального компьютера или нового автомобиля.

Маркетинг — одна из основополагающих дисциплин для профес­сиональных деятелей рынка, таких как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, управ­ляющие по новым и марочным товарам и т.п. Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, за­просы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потре­бительскими свойствами; как посредством цены донести до потреби­теля идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался доступным и хорошо представленным; как реклами­ровать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести. Про­фессиональный деятель рынка должен, без сомнения, обладать об­ширным набором знаний и умений.

Желающие изучать маркетинг могут найти множество книг по данному предмету. Но даже самые толстые учебники едва скользят по поверхности этой науки, ибо о каждом инструменте маркетинга не­обходимо знать огромную массу сведений. Впервые приступающим к изучению маркетинга требуется самое общее представление о его осно­вах, чтобы не утонуть в море конкретных подробностей. Именно с позиций такого подхода и написана предлагаемая книга "Основы маркетинга. Краткий курс".

Вместе с тем книгу "Основы маркетинга. Краткий курс" не следует рассматривать как просто общий экскурс. Тема слишком захваты­вающая, чтобы ограничиться ее схематическим представлением. В кни­ге приводятся случаи из практики, иллюстрирующие драму современно­го маркетинга: неудача системы кабельного телевидения корпорации Си-би-эс; нескончаемое противоборство между "Кока-колой" и "Пепси-колой"; взлет на рынке пива фирмы "Миллер" с седьмого на второе место; влияние женщин-коммивояжеров фирмы "Эйвон" на покупки, совершаемые не выходя из дома; долговременная кампания фирмы "Ко-ламбия рекорде" по популяризации оркестра "Мен эт уорк"; война


цен на рынке бытовых компьютеров и т.д. Каждая глава начинается с описания какого-либо существенного события в сфере маркетинга. Приводимые по ходу каждой главы примеры из реальной действи­тельности наполняют сухие сведения о маркетинге биением жизни.

При работе над книгой я руководствовался несколькими принци­пами. Ее должно быть интересно читать. В ней должны быть освеще­ны все главные моменты, которые необходимо знать и деятелю рынка, и рядовому гражданину. Повествование должно развиваться логически от главы к главе. Изложение должно основываться на данных науч­ных исследований, а не на слухах и домыслах и быть ориентирован­ным на проблемы управления. Моя цель — подготовить читателя к при­нятию более квалифицированных решений в сфере маркетинга.

Филип Котплер

Средства для облегчения усвоения материала

В книге использовано множество специальных приемов, призван­ных облегчить студентам изучение маркетинга. Вот основные.

Изложение целей. Для подготовки к восприятию материала, каж­дой главе предшествует изложение поставленных перед ней целей.

Начальная заставка. Каждая глава начинается с краткого рассказа из практики маркетинга, подводящего к основному материалу.

Цифровые данные, таблицы. Основные положения и принципы, о которых идет речь в книге, иллюстрированы.

Врезки. На протяжении всей книги приводятся выделенные осо­бым образом дополнительные примеры и прочие любопытные сведе­ния.

Резюме. Каждая глава завершается кратким повторением изло­женных в ней основных положений и принципов.

Вопросы для обсуждения. Каждая глава снабжена подборкой во­просов, охватывающих весь объем изложенного в ней материала.

Основные понятия. В конце каждой главы приведены определе­ния новых понятий.

Приложения. В двух приложениях, "Арифметика маркетинга" и "Карьера в сфере маркетинга", приводится дополнительный матери­ал, представляющий практический интерес.


Глава 1

Социальные основы маркетинга: удовлетворение человеческих потребностей

Цели

Ознакомившись с данной главой, вы должны уметь:

1. Дать определение маркетинга и рассказать о его роли в эко­
номике.

2. Сравнить пять подходов к управлению маркетингом.

3. Рассказать, чего именно ждут от системы маркетинга по­
купатели, продавцы и рядовые граждане.

4. Пояснить, как пользуются маркетингом организации.

Повседневное воздействие маркетинга на потребителей

Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Мы просыпаемся, когда радиочасы "Сире" включаются на песне Барбры Стрейзанд, за которой следует рекламный ролик авиакомпании "Юнайтед эйрлайнс" об отдыхе на Гавайях. В ванной мы чистим зубы пастой "Колгейт", бреемся бритвой "Жиллетт", освежаем рот антисептиком "Листерин", опрыскиваем волосы лаком "Ревлон" и пользуемся множеством других туалетных принадлежностей и приспособлений, произведенных в разных частях света. Мы надеваем джинсы "Кальвин Клейн" и ботинки "Басе". В кухне мы выпиваем стакан апельсинового сока "Минит-мейд", насыпаем в тарелку хрустящий рис "Келлог" и заливаем его молоком "Борден". Через некоторое время мы выпиваем чашечку кофе "Максвелл-хаус" с двумя чайными ложками сахарного песка "Домино", одновременно жуя сдобную булочку "Сара Ли". Мы покупаем апельсины, выращенные в Калифорнии, кофе, импортированный из Бразилии, газету, изготовленную из канадской древесины, а новости доходят до нас по радио аж из далекой Австралии. Разбирая почту, мы находим в ней очередной каталог музея Метрополитен, письмо от торгового представителя страховой компании "Пруденшиал" с предложением различных услуг и купоны, позволяющие экономить деньги при покупке наших любимых марочных товаров. Мы выходим из дому и едем в торговый центр "Нортбрук корт" с универмагами "Нейман-Маркус", "Лорд энд Тейлор", "Сире" и сотнями магазинчиков, забитых товарами от пола до потолка. Потом мы занимаемся в


физкультурно-оздоровительном центре "Наутилус", стрижемся в салоне "Видаль Сассун" и с помощью служащих бюро путешествий "Томас Кук" планируем поездку по Карибскому морю.

Все это стало возможным благодаря системе маркетинга, причем с минимальными усилиями с нашей стороны. Она обеспечила нам уровень жизни, о котором наши предшественники могли только мечтать.

Что такое маркетинг


Что же стоит за понятием "маркетинг*? Большинство ошибочно отождествляет маркетинг со сбытом и рекламой.

И неудивительно! Ведь американцев постоянно донимают телеви­зионные рекламные ролики, газетные объявления, отправления пря­мой почтовой рекламы, визиты коммивояжеров. Кто-то все время пытается что-то продать. Кажется, что нам никуда не деться от смер­ти, налогов и коммерции.

Поэтому многие удивляются, узнав, что наиболее важным элемен­том маркетинга является вовсе не сбыт. Сбыт — всего лишь верхушка маркетингового айсберга, одна из многих его функций, причем зачас­тую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствую­щей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко.

Каждый знает о так называемых особо ходовых товарах, за кото­рыми потребители охотятся толпами. Когда фирма "Истман Кодак" создала фотоаппараты типа "Инстаматик", фирма "Атари" — первые видеоигры, а фирма "Мазда" — спортивный автомобиль "РХ-7", они были завалены заказами, потому что предложили именно те товары, которые были в то время нужны. Не товары-подражатели, а изделия, четко отличающиеся от уже существующих и предлагающие потре­бителям новые выгоды.

Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит об этом так: "Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиен­та, что товар или услуга будут точно подходить последнему и прода­вать себя сами".

Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Речь скорее идет о том, что они становятся ча­стью более масштабного "комплекса маркетинга", т.е. набора марке­тинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок.

ri nn ni r: \^хх1ус,цсхс;х1.гхс; ivxgiljxvc; x jtxxix a. Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Вот наше определение маркетинга.

S Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на



Для пояснения этого определения рассмотрим следующие поня­тия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Нужды

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея че­ловеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом.

S Нужда — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиоло­гические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды не создаются уси­лиями Медисон-авеню, а являются исходными составляющими при­роды человека.

Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездолен­ным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нуж­да, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовле­творить нужду, либо попытается заглушить ее.

Потребности

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

S Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в со­ответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды манго, молоденький поросенок и фасоль. Проголодавшемуся жителю США — булочка с рубленым бифштексом, обжаренная в масле кар­тофельная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стиму­лирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропа­гандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфиче­ских нужд. Маркетолог не создает нужду, она уже существует.

Продавцы часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых коронок может считать, что потребителю нужна его корон­ка, в то время как на самом деле потребителю нужна скважина. При появлении другого товара, который сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у клиента появится новая потребность (в товаре-новинке), хотя нужда и останется прежней (скважина).


Запросы

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те това­ры, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

S Запрос — это потребность, подкрепленная покупательной спо­собностью.

Нетрудно перечислить запросы конкретного общества в конкретный момент времени. В конце 1970-х годов 200 млн американцев купили 67 млрд яиц, 250 млн цыплят, 5 млн сушилок для волос, оплатили 133 млрд пассажиро-миль на внутренних авиалиниях страны и свыше 20 млн лекций преподавателей английского языка и литературы в колледжах. Эти и прочие потребительские товары и услуги породили в свою очередь запросы более чем на 150 млн тонн стали, 4 млрд тонн хлопка и множество других товаров промышленного назначения. И это лишь несколько запросов экономики, оцениваемой в 1,5 трлн долл.

Общество могло бы планировать объемы производства на следую­щий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с централизованно планируемой экономикой. Однако запросы — показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообра­зия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. К. Ланкастер отмечает, что това­ры — это, по сути, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги. Так, автомобиль "Фольксваген" воплощает в себе элементарное средство транспорта, невысокую покупную цену, топлив­ную экономичность и европейский ход, а "Кадиллак" — высокий ком­форт, роскошь и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за дан­ную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Товары

Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар мы определяем следующим образом.

S Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку для привлечения внимания, приобрете­ния, использования или потребления.

Предположим, женщина испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, мы называем то­варным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т.д. Не все эти товары желательны в оди-



 


 


Потребность неудовлетворена


Потребность удовлетворена частично


Потребность

удовлетворена

полностью


Рис. 1.1. Три степени удовлетворения потребности

наковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобре­таться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как кос­метические средства, одежда стрижка.

Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность товара удовлетворить эту потребность представить в виде степени их совмещения. На рис. 1 показано, что товар А не удовлетворяет потребность X, товар Б удов­летворяет ее частично, а товар В — полностью. В этом случае товар В будет называться "идеальным товаром".

Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Предположим, изготови­тель мороженого спрашивает своего потребителя, какой именно сте­пени жирности и сладости мороженое тому нравится. Предположим также, что ответ представлен на рис. 1.2 точкой с пометкой "Идеал". После этого потребителя просят попробовать три конкурирующих сорта мороженого и дать определение степени их жирности и сладо­сти. Соответствующие места каждого сорта также представлены точ­ками на рис. 1.2. Сорт Б в большей мере, чем другие, сочетает в себе идеальные уровни желаемых свойств. Если производитель предложит мороженое, стоящее к потребительскому идеалу ближе, чем сорт Б, новинка должна пойти на рынке лучше этого сорта при сопоставимо­сти их цен, степени доступности и прочих условий.

Мораль заключается в том, что производители должны отыски­вать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их по­требности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетво­ряющий эти потребности.

Понятие "товар" не ограничивается физическими объектами. То­варом можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовле­творить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, ка­кие идеи поддержать. И если использование термина "товар" време­нами кажется неестественным, его можно заменить другими — "удовлетворитель потребности", "средство возмещения" или "пред­ложение". Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.


Сладость

Рис. 1.2. Сравнение сортов мороженого по показателям жирности и сладости

Обмен

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удов­летворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

S Обмен — акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Обмен — один из четырех способов, посредством которых отдель­ные лица могут получить желаемый объект. К примеру, проголодав­шийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обес­печить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сбора пло­дов (самообеспечение), у кого-то украсть еду (отъем), выпросить ее (попрошайничество) и, наконец, предложить за предоставление ему еды какое-либо средство возмещения, скажем, деньги, другой товар или какую-то услугу (обмен).

Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами обладает обмен. При нем людям не приходится по­сягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотво­рительности. Не приходится им и производить самостоятельно любой предмет первой необходимости независимо от того, умеют они это де­лать или нет. Можно сосредоточиться на создании вещей, производ­ство которых они хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате совокупное производство товаров в обществе возрастает.

Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий.

1. Сторон должно быть как минимум две.

2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы
представить ценность для другой стороны.

3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять комму­
никацию и доставку своего товара.


4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в приня­
тии или отклонении предложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или
желательности иметь дело с другой стороной.

Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возмож­ность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сде­лать вывод, что в результате обмена все его участники получают вы­году (или по крайней мере не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен либо отклонить, либо принять предложение.

Сделка

Если обмен — основное понятие маркетинга как научной дисцип­лины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

S Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сто­ронами.

Для этого нужно, чтобы сторона А передала стороне Б объект X и получила от нее взамен объект У. Скажем, Джонс дает Смиту 400 долл. и получает телевизор. Это классическая денежная сделка, хотя присутствие денег в качестве коммерчески обмениваемых цен­ностей совсем не обязательно. При бартерной сделке в обмен на теле­визор Джонс даст Смиту холодильник. Вместо товаров в ходе бартер­ной сделки могут обмениваться услуги, например когда юрист Джонс составляет завещание врачу Смиту в обмен на медицинское обследо­вание (врезка 1.1).

Сделка предполагает наличие нескольких условий: по меньшей мере двух ценностно значимых объектов, согласованных условий ее осуществления, согласованного времени совершения, согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Сделку следует отличать от простой передачи. При передаче сто­рона А дает стороне Б объект X, ничего не получая при этом взамен. Передачи касаются подарков, субсидий, благотворительных акций, а также являются одной из форм обмена. Ведь передающий подарок рассчитывает на ту или иную выгоду, такую, как доброе расположе­ние к себе, избавление от чувства вины или желание поставить дру­гую сторону в положение обязанной. Профессиональные сборщики пожертвований в разного рода фонды остро ощущают мотивы "вза­имности", лежащие в основе поведения жертвователей, и стремятся обеспечить выгоды, которые те для себя ищут. Если о жертвователях попросту забывают или не выказывают им признательности, то фонд вскоре лишится их поддержки. В результате профессиональные дея­тели рынка в последнее время стали расширительно толковать кон­цепцию маркетинга, включая в ее сферу не только исследование по­ведения в ходе сделок, но и изучение поведения в процессе передач.


Врезка 1.1. Назад к бартеру

Из-за высоких цен сегодня тысячи людей в Соединенных Штатах Америки воз­вращаются к примитивно простой практике бартера. Многие обнаруживают, что можно совершить коммерческий обмен своих товаров или услуг на нужные им то­вары или услуги других. Юристы, врачи и бухгалтеры обмениваются услугами, а некоторые ловкие приверженцы меновой торговли умудряются стричься, сдавать вещи в химчистку, лечить зубы и пользоваться другими услугами, не расплачиваясь наличными. Ряды членов постоянно растущего числа клубов натурального обмена пополняются множеством будущих практиков товарообменных сделок.

Ряд крупных фирм также прибегает к бартерной торговле. Несколько лет назад фирма "Ксерокс" предложила обменять 200 своих настольных копировальных аппаратов стоимостью около 800 тыс. долл. на нужные ей товары, такие, как ви­лочные автопогрузчики и авиабилеты для своих служащих, командируемых по служебным делам. И нет ничего удивительного в том, что уже появились специали­зированные бартерные компании, помогающие отдельным лицам и фирмам со­вершать товарообменные операции. Одна из таких компаний "Бартер системе, инк/' из Оклахома-сити — располагает 62 товарообменными центрами в разных частях Соединенных Штатов. В одном из писем, разосланных специально ото­бранной группе из 25-тысячного контингента клиентов компании, было и такое обращение: "Требуется: партия сухого молока или кукурузных хлопьев общей стоимостью 300 тыс. долл. в обмен на самолет равнозначной стоимости". Для по­иска клиентов, желающих совершить товарообменную сделку, такие бартерные организации используют ЭВМ, а под будущие сделки, как и при денежных опера­циях, предоставляют кредиты. Зарплату своим служащим они обычно платят день­гами, однако при согласии работников предпочитают расплачиваться с ними това­рами длительного пользования и услугами.

При осуществлении передачи деятель рынка стремится вызвать ответную реакцию на то или иное предложение. Эта реакция не рав­нозначна "покупке" или "коммерческому обмену". Политический кандидат желает получить голоса избирателей, церковь хочет добить­ся роста численности прихожан, группа общественных действий — того, что называется "восприятием идеи". Маркетинг слагается из действий, предпринимаемых с целью добиться в любой форме же­лаемой ответной реакции целевой аудитории в отношении какого-либо объекта, услуги или идеи.

Рынок

Понятие "сделка" непосредственно подводит нас к понятию "рынок".

S Рынок — совокупность существующих и потенциальных поку­пателей товара.

Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитив­ное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака, охотни-


ка, гончара и фермера. На рис. 1.3 представлены три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд. Первый способ — само­обеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимает­ся сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При том эффективность его занятий рыбной ловлей снижается так же, как и эффективность занятий своим основным делом у других. Второй способ — децентрализованный обмен, когда каждый рас­сматривает трех других в качестве своих потенциальных "покупате­лей", составляющих его рынок. Рыбак может посещать охотника, гончара и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары. Третий способ — централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и нахо­дящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названи­ем "рыночная площадь". Каждый из четырех везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо. Та­ким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, ры­бак имеет дело с одним "рынком", а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко снижает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Другими словами, купец и центральный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики. (Более подробно о торгово-операционной эффективности рассказывается в гл. 12.)

По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе рынок — это не обязательно какое-то фи­зическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни зака­зов от клиентов по телефону и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.


Децентрализованный обмен

Самообеспечение Рис. 1.3. Становление централизованного обмена 28


Централизованный обмен


Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда со­стоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учрежде­ния типа контор и консультационных фирм по трудоустройству. Де­нежный рынок — еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих органи­заций, дабы они могли продолжать свою деятельность.

Маркетинг

Понятие "рынок" приводит нас, наконец, к завершающему поня­тию цикла — "маркетингу". Маркетинг — это человеческая деятель­ность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг — это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых — удов­летворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к нашему определению маркетинга как вида человече­ской деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребно­стей посредством обмена.

Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необ­ходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать со­ответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, пере­возить, договариваться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетин­га составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установ­ление цен, развертывание службы сервиса.

Хотя обычно считается, что маркетинг— удел продавцов, зани­маются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный "маркетинг", когда занимаются поисками нужных им товаров по це­нам, которые они готовы заплатить. В поисках дефицитного товара снабженцу фирмы приходится выискивать продавцов и предлагать им заманчивые условия сделки. Рынок продавца — это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активны­ми "деятелями рынка" приходится быть покупателям. Рынок покупателя — это такой рынок, на котором больше власти имеют по­купатели и где наиболее активными "деятелями рынка" приходится быть продавцам.

В начале 1950-х годов предложение товаров стало обгонять рост спроса на них, и маркетинг стали ассоциировать с продавцами, пы­тающимися отыскать покупателей. Автор книги придерживается именно этой точки зрения и разбирает проблемы маркетинга, возни­кающие перед продавцами в условиях рынка покупателя.


Управление маркетингом

С течением времени все, кто занят в процессе обмена, учатся его совершенствовать. В частности, продавцы обретают больший профес­сионализм в управлении своим маркетингом. Мы определяем управ­ление маркетингом следующим образом.

S Управление маркетингом — это анализ, планирование, претво­рение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчи­танных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определен­ных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. В своем наиболее популярном образе управляющий по маркетингу предстает как специалист, изыскивающий столько клиентов, сколько нужно для реализации всего объема продукции, производимой фирмой в данный момент. Однако это — слишком узкое представление о круге его задач. Управляющий по маркетингу занимается не только созданием и расширением спроса, но и проблемами его изменения, а иногда и сокращения. Задача управления марке­тингом заключается в воздействии на уровень, время и харак­тер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Попросту говоря, управ­ление маркетингом — это управление спросом.

Организация вырабатывает представления о желательном уровне спроса на свои товары. В любой отдельно взятый момент времени уровень реального спроса может быть ниже желаемого, соответство­вать ему или превышать его. Со всеми этими состояниями и прихо­дится иметь дело управлению маркетингом (см. врезку 1.2).

Управляющие по маркетингу — это должностные лица фирмы, за­нимающиеся анализом маркетинговой ситуации, претворением в жизнь намеченных планов и/или осуществляющие контрольные функции. Сюда относятся управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы, специали­сты по стимулированию сбыта, исследователи маркетинга, управ­ляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования. (Подробнее обо всех этих должностях службы маркетинга будет рас­сказано в гл. 2 и Приложении Б.)

Концепции управления маркетингом

Мы охарактеризовали управление маркетингом как выполнение ряда задач для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках. Но тут возникают вопросы. Какая концепция должна на­правлять эти маркетинговые усилия? Каково сравнительное значение интересов организации, клиентов и общества? Ведь зачастую эти ин­тересы вступают в противоречие друг с другом. Совершенно очевид­но, что вся деятельность в сфере маркетинга должна осуществляться в рамках какой-то единой концепции.


Врезка 1.2. Состояния спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям

1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спро­
са, если большая его часть недолюбливает т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: