Глен Доман и его открытие, перевернувшее мир.




Глен Доман – американский врач-нейрохирург, посвятивший свою жизнь реабилитации детей с серьезными поражениями центральной нервной системы. Он является основоположником методики, благодаря которой многие малыши, отстающие в развитии, не только догоняли своих сверстников, но в итоге интеллектуально превосходили их.

Видя такие успехи, родители вполне здоровых детей стали ярыми сторонниками данного метода. И их можно понять: если нездоровые детишки показывают столь поразительные результаты, то что говорить об их здоровых сверстниках?

Вот уже больше шестидесяти лет малыши всей земли познают мир при помощи красочных карточек, подтверждая своими успехами верность идей доктора Домана. В США и Европе его методика, основанная на демонстрации карточек (там это называется flash-cards), пользуется огромной популярностью. В России о Глене Домане узнали после падения железного занавеса, но карточная система сразу стала одной из самых востребованных среди продвинутых родителей.

Схематично выводы ученого можно изложить следующим образом:

· Если стимулировать один из органов чувств, то это приводит к резкому усилению активности мозга в целом.

· Физическое развитие напрямую связано с интеллектуальным. Развивая одно, развиваем и другое.

· Познавательный потенциал детей до трех лет огромен. Но не стоит упускать время: чем старше ребенок, тем хуже он поддается обучению.

Доман и сотрудники его института начинали с обучения больных детей чтению. Ежедневно они показывали им карточки со словами, которые были написаны крупным красным шрифтом. Разумеется, визуальный ряд сопровождался звуковым: слово не только показывалось, но и громко проговаривалось. Длился «урок» недолго: пять – десять секунд. Ученые делали упор на частоту повторений: показ длился секунды, но дублировался по несколько десятков раз в день.

Ольга Ю., 27 лет, г. Саратов.

У моей подруги есть дочь – очень спокойная, уравновешенная девочка. Я всегда завидовала, глядя на Дашу – вот где можно применить все мои педагогические таланты. Она всегда готова учиться: что бы и когда ей ни предложили – паззлы, книги, развивающие игрушки. Мой сын совсем иной: шустрый и подвижный, ни минуту не сидящий на месте. Чтобы его чему-то научить, для начала его нужно поймать. Ну, какое уж тут раннее развитие?!

Примерно так я рассуждала до тех пор, пока не стала изучать методику Глена Домана. Благодаря ему, мною было сделано главное открытие – мой ребенок стремится к познанию точно так же, как и девочка Даша. Просто идет иным, своим путем. Он очень любознательный, всегда (даже когда не умел разговаривать) задавал множество вопросов. Ему, как и любому другому ребенку, интересно ВСЕ. Только он учится через движение. Вот почему нам так подошли карточки Домана: урок в 15-20 секунд способен выдержать даже мой сын. Более того, ему это даже нравится. Ерзать и скучать он начинал, когда я – неопытная еще мамаша - пыталась заставить его заниматься (в традиционном смысле слова) минут по 15-20.

Но что самое потрясающее: методика Глена Домана подходит и Даше тоже. Ведь она-то как раз может высидеть и полчаса, что уж говорить про 10-15 секунд!

В результате таких уроков очень скоро больные дети начинали читать. Причем нередко это происходило в том нежном возрасте, в котором их здоровые сверстники и не помышляли об этом. Но это достижение было не единственным. С ранним чтением связано и второе удивительное открытие ученых: научившись читать, больные дети начинали понемногу двигаться. Продолжая обучение, малыши, еще вчера отстававшие в физическом развитии, вдруг «вырывались» вперед, превосходя на 20% своих здоровых собратьев по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки. Тем самым Доман наглядно доказал, что интеллектуальное развитие неразрывно связано с физическим, и развивая одно, мы неизбежно развиваем и другое.

Вот почему систему, изначально разработанную для больных детей, очень скоро с успехом начали применять и в обучении здоровых.

И тут Доманом было сделано третье – основное его открытие: человеческий потенциал огромен, и использовать его нужно с самого рождения. Дети (как больные, так и здоровые), которым посчастливилось попасть в институт этого ученого, начинали читать в два, три, четыре года. Они показывали настоящие чудеса в развитии математических способностей, а также становились настоящими эрудитами. Но самое главное, вопреки распространенному мнению о том, что интеллектуалы – это чахлые ботаники, малыши из института Домана были прекрасно развиты физически. Но и это не все! Дети, с которыми занимались по методике Глена Домана, были настоящими творческими личностями: талантливые музыканты, художники, рассказчики – потенциал еще вчера отстающих в развитии учеников поражал их педагогов. Сам врач называл их детьми Возрождения. Он говорил, что его целью является «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей».

При этом, несмотря на безграничные способности человеческого интеллекта, идея раннего развития «работает» лишь в случае, если развитие действительно раннее. Ведь учеба эффективна только в период роста мозга, то есть до семи- семи с половиной лет. Причем, самый активный темп развития приходится на первые три года жизни, и именно в это время обучение является наиболее плодотворным. Ведь до 6 месяцев мозг человека достигает 50% взрослого объема, а к трем годам – 80%. Таким образом, заниматься с ребенком лучше всего как раз до школы, а не наоборот.

Еще вчера малыш лежал в кроватке, не умея даже повернуться самостоятельно, но проходит каких-то несколько месяцев, и перед нами - совсем другой человек, который не только двигается без посторонней помощи, но и способен понимать человеческую речь и даже произносить некоторые слова. Проходит еще немного времени, и ребенок говорит сложными предложениями, уверенно ходит, бегает и прыгает. Вместе с тем, дети одного возраста различаются в развитии. Один малыш уже в год неплохо говорит, другой - и в два владеет двумя-тремя простыми словами. Что это? Генетика? Наследственность? Природные задатки? Конечно, и это тоже. Вместе с тем, опыт Глена Домана свидетельствует о том, что природу можно обмануть. И даже тот малыш, которого она «наградила» заболеваниями мозга, вполне может обогнать в развитии своих сверстников.

Итак, придя к выводу о том, что наиболее «отзывчивы» на обучение дети до трех лет, Доман построил свою систему, рассчитывая именно на эту возрастную группу. Конечно, это вовсе не означает, что если ваш малыш перешагнул указанный рубеж, ему не подходит методика Домана. Отнюдь. Красочные карточки способны много поведать и четырех-, и пяти- и шестилетним детям. Просто процесс обучения детей до трех лет проходит намного быстрее и эффективнее.

Как и в любой другой методике, в этой обучение ведется от простого к сложному. То есть, вначале ребенку показываются простые картинки, разбитые на категории и преподносятся несложные понятия. Например, в течение дня вы показываете малышу птиц, громко и четко проговаривая их названия. Со временем вы усложняете подаваемую информацию, рассказывая о местах их обитания, питании, о том, являются ли они перелетными и так далее.

Спортсмен или ученый? А что если все вместе!

Кристина П., 31 год, Киев.

- А ты как-нибудь занимаешься с Богданом? – спросила я свою знакомую.

-У меня не умный ребенок.- Наталья улыбнулась.

-???

-Ну, понимаешь, книжки он не любит, паззлами не интересуется. Не то, что твой.

- А как ты с ним занималась?- поинтересовалась я.

- Нуууу, я купила книжку, пыталась читать. Он не слушает. Еще нам подарили кубик логический – Богдана он не заинтересовал. Паззл как-то покупали – никакого толка. Зато он очень спортивный. Мы с мужем решили не мучить его, отдадим в спортивную школу, пусть развивает то, что лучше всего получается. Каждому - свое. Нельзя все успеть

Пока мы разговаривали, наши двухлетние сыновья активно занимались на домашнем спорткомплексе, демонстрируя друг другу чудеса акробатики. Причем, мой «умный» ребенок не только не уступал «спортивному» Богдану, но даже в чем-то опережал его.

-Наташ, ну ты что?! Как же можно так говорить про своего ребенка! Неумных детей не бывает, просто ко всем нужен свой подход. Понятно, что твой малыш, впрочем, как и мой, очень подвижный, а, значит, ему просто неинтересны те занятия, где требуется долго концентрировать внимание. И вообще, - я «завелась», оседлав любимого «конька», - Глен Доман говорил, что физическое развитие напрямую связано с интеллектом. А, следовательно, хочешь достичь успеха в одном, развивай и другое тоже. А главное, его методика очень подходит для вот таких вот «шилопопых» детей, как наши с тобой.

Я достала карточки. Мой сын, увидев, что сейчас начнется его любимый урок, быстро спрыгнул со шведской стенки, уселся напротив и приготовился. Богдан настороженно застыл наверху. Тема урока была «марки машин». Я не случайно выбрала именно ее, так как понимала, что она будет интересна любому мальчишке.

Позанимавшись, я отложила карточки, и мы пошли с Натальей на кухню, пить чай. Вернувшись, застали наших отпрысков, которые что-то увлеченно разглядывали. Думаю, Вы уже догадались, что именно.

- Мазда, - вдруг отчетливо произнес Богдан, ткнув пальцем в соответствующую карточку.

Изумлению Натальи не было предела.

- Ну вот, - улыбнулась я, - а ты говоришь, спортивный, но не умный. И умный, и спортивный. Так будет правильно!

От нас Богдан ушел, бережно неся комплект карточек (я всегда держу несколько запасных наборов, так как считаю их лучшим подарком).

По мнению Глена Домана нельзя пренебрегать физическим развитием ребенка в угоду интеллектуальному. И наоборот. Ведь развивая одно, мы стимулируем развитие другого.

В первую очередь нужно предоставить малышу свободу движения. С первых дней жизни не стоит ограничивать его в этом. Кстати, во всем мире давно не пеленают детей. Даже те родители, что и не слышали про методику Домана.

Ученый говорил, что если немного помочь ребенку, то уже в первый месяц ваше чадо сможет проползать несколько метров за день. Вроде бы, какая связь с интеллектом, но Доман доказал, что это очень сильно влияет на общие способности ребенка.

Правильность выводов ученого подтверждена временем. Если изучить биографию многих великих спортсменов прошлого и современности, то можно увидеть, что они начали свои занятия спортом в возрасте двух-трех лет. Вернее, именно в этом возрасте они начали занятия профессиональным спортом. Как правило, о том, что было до этого, в официальных биографиях не описывается. Вместе с тем, вполне можно предположить, что родители, которые отдали своего ребенка в три года в спортивную секцию, скорее всего, с самого рождения уделяли физическому развитию своего отпрыска серьезное внимание.

Многие родители во всем мире понимают важность физического развития младенца. Вот почему в последнее время так популярна динамическая гимнастика, плавание и ныряние с рождения (первые занятия все же лучше проводить в присутствии опытного инструктора). Не менее востребована и традиционная гимнастика, которой Вас научат в детской поликлинике.

Олеся Ю., 26 лет, Торонто

Когда родилась моя вторая дочь, в первое время мне было нелегко все успеть. Но потом я нашла выход: занимаясь с младшей гимнастикой, я просила старшую «развлекать ее», показывая карточки. Моя дочурка с удовольствием взяла на себя роль учителя. Тем самым я убила двух зайцев: развивала младшую физически (и, как вы помните, интеллектуально), а старшая «закрепляла» материал и развивала устную речь. Кроме того, в процессе занятий я постоянно дополняла информацию, отвечая на ее вопросы. В итоге, мы все трое получили огромнейшее удовольствие.

Итак, развивая физически своего ребенка. Вы, как уже отмечалось не раз на страницах нашей книги, тем самым стимулируете его умственные способности. И эта теория подтверждена успешным опытом Глена Домана и миллионов родителей, воспитавших своих детей по его методике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: