В методических рекомендациях используются следующие




Содержание

1. Назначение и область применения  
2. Нормативное обеспечение  
3. Определения и сокращения  
4. Общие положения 5. Структура и содержание образовательных технологий и оценочных средств 5.1. Образовательные технологии 5.2. Оценочные средства 6. Лист согласования методических рекомендаций 7. Лист регистрации изменений  
   
   

Назначение и область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации по содержанию, оформлению и применению образовательных технологий и оценочных средств в учебном процессе, основанном на Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по системе менеджмента качества образования в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств».

1.2. Методические рекомендации подлежат применению профессорским-преподавательским составом и структурными подразделениями, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств».

 

Нормативное обеспечение

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- ГОСТ Р 1.5-2004. СС РФ. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

- ГОСТ Р 6.30-2003. УСД. Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

- ГОСТ Р ИСО 10005:1995. Менеджмент качества - Руководящие указания по программам качества.

- ГОСТ Р ИСО 15489-1:2001. Информация и документация. Управление записями. Часть 1. Общие требования.

- ГОСТ Р ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования.

- ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

 

 

- ГОСТ Р ИСО/ТО 10013:2001. Рекомендации по документированию систем менеджмента качества.

- ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация. Общие требования (ИСО 214-76)

- Закон Российской Федерации «Об образовании».

- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ с изменениями и дополнениями.

- Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы.

- Типовое положение «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71.

- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 30.09.2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак.

- Устав Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств».

- Основная образовательная программа высшего профессионального образования Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» по направлению подготовки (специальности), разработанная соответствующей выпускающей кафедрой и утвержденная Ученым советом академии.

- Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств».

- Методическая инструкция. Общие требования к построению, содержанию, оформлению и утверждению рабочей программы учебной дисциплины ФГОС ВПО.

 

 

- Методическая инструкция. Общие требования к построению, содержанию, оформлению и утверждению методических рекомендаций для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ФГОС ВПО.

- СМК ДП 4.2.3-1-10 Система менеджмента качества. Документированная процедура. Управление документацией.

- СМК СТ «ФГОУ ВПО АлтГАКИ» 3.1-1-09. Система менеджмента качества. Стандарт. Управление документацией. Построение, изложение, оформление и управление.

 

Определения и сокращения

В методических рекомендациях используются следующие

определения:

Академия – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств»;

Активный метод обучения – это способ активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Зачет – отметка, удостоверяющая удовлетворительные познания студента по какому-нибудь предмету в вузе.

Игровые имитационные методы – проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п.

Имитационный метод – имитация профессиональной деятельности.

Интерактивное обучение – обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации студентов, образовательный процесс для которых проходит в групповой совместной деятельности.

Коллоквиум – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя со студентами для выяснения знаний; научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему.

Контрольная работа – определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности.

 

Курсовая работа – самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов вузов, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана.

Метод ­– способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Методы активного обучения – совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Неигровой имитационный метод – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др.

Неимитационный метод – мотивация познавательной деятельности; сообщение учебной информации; формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков; освоение передового опыта; контроль результатов обучения; стажировка на рабочем месте; программированное обучение; проблемная лекция, выпускная работа.

Образовательные технологии – системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

Оценочные средства – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала.

Промежуточная аттестация – аттестация студентов по дисциплинам, изученным в течение семестра. Формы аттестации по каждой дисциплине определяются учебным планом.

Реферат – краткий обзор основного содержания нескольких источников по проблеме исследования;

Синектика (греч. «совмещение разнородных элементов») - система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы.

Собеседование – беседа на научные, политические и т. п. темы.

 

 

Текущая аттестация – проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении семестра.

Тест – проверка какого-либо объекта с эталоном.

Устный опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Экзамен – проверка знаний при завершении определенного этапа обучения.

Эссе – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики в непринужденной форме, излагающей личное соображение автора по какому-либо вопросу.

В методические рекомендации введены следующие сокращения:

АлтГАКИ – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств»;

ГОС ВПО ­– государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ООП ВПО АлтГАКИ – основная образовательная программа высшего профессионального образования Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств»;

ППС – профессорско-преподавательский состав;

СМК – система менеджмента качества;

ФГОС ВПО – Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

 

Общие положения

Федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, владений, моделей поведений и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализоваться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Компетентностно-ориентированный образовательный процесс студентоцентричен. Он подразумевает отношение студента к процессу и результатам собственного обучения.

 

5. Структура и содержание образовательных технологий и

Оценочных средств

 

Стоящая перед академией в ближайшие годы задача – выработать образовательные технологии и разработать оценочные средства, которые позволяют: формировать у обучающихся требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции; проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.

5.1. Образовательные технологии

 

Пункт 7.3. ФГОС ВПО определяет, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов».

Инновационные методы и технологии обучения должны быть ориентированы не на знаниевый, а на деятельностный подход. Они направлены на воспитание творческой активности и инициативы студентов. Среди активных инновационных методов обучения выделяют:

 

- неимитационный метод;

- неигровой имитационный метод;

- игровой имитационный метод.

К неимитационному методу относят:

Проблемная лекция вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов. Данная лекция учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются обучающиеся. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий. При этом важна логика и ритм подачи учебного материала. Данный тип лекции хорошо использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

Лекция-вдвоем (бинарная лекция) представляет разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика).

Необходимы: демонстрация культуры дискуссии, вовлечение в обсуждение проблемы студентов. Моделируются профессиональные дискуссии разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определенной концепции. Диалог преподавателей демонстрирует культуру совместного поиска решений задач. Студенты могут высказывать собственную позицию.

 

Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). Подбираются наиболее распространенные ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели во время чтения лекций. Студенты во время лекции должны обнаружить ошибки и занести их в конспект. В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-пресс-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. Если подобная лекция проводится в начале изучения темы или раздела, то она выявляет круг интересов студентов и степень их подготовленности к работе. Если она читается в середине курса, то направлена на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя и уточняя предложенную информацию, и формирует основные выводы.

Лекция-беседа, лекция-дискуссия может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка

вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы».

 

К неигровому имитационному методу относят:

Кейс-study представляет собой имитацию реального события, сочетающую в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее

 

анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Контекстное обучение направлено на формирование целостной модели будущей профессиональной деятельности студента. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач. Учение и труд понимаются не как разные виды деятельности, а как два этапа развития одной и той же деятельности в генезисе.

Этапы организации занятия по кейс-методу:

Этап погружения в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа: организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других

групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации.

В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения

групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа: проявить образовательные и учебные результаты

 

работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Тренинг представляет особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому, что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена группы в трех плоскостях:

· познавательная – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуациях, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуациях;

· эмоциональная – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к

себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка;

· поведенческая – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.

Конкурс профессионального мастерства предполагает занятия с применением затрудняющих условий (временные ограничения; внезапные запрещения на использование определенных методик, механизмов и т.п.; информационная недостаточность; метод абсурда, заключающийся в предложении решить заведомо невыполнимую профессиональную задачу).

Занятия с применением затрудняющих условий (временные ограничения; внезапные запрещения на использование определенных методик,

 

механизмов и т.п.; информационная недостаточность; метод абсурда, заключающийся в предложении решить заведомо невыполнимую профессиональную задачу).

Методы группового решения творческих задач:

- метод Дельфи помогает выбрать из предлагаемой серии альтернативных вариантов лучший: от членов требуется дать оценку каждого варианта в определенной последовательности;

- метод дневников. Участники решения проблемы записывают появившиеся в определенный период времени (день, неделя и т.п.) идеи – с последующим коллективным их обсуждением;

- метод 6-6. Не менее 6 членов группы в течение 6 минут формируют идеи решения проблемы. Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе. После этого проводится обсуждение всех подготовленных списков, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам. Задача – отобрать несколько наиболее важных вариантов (их количество должно быть меньше количества участников дискуссии).

- метод развивающей кооперации. Для него характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке, и для которых нужна кооперация, объединение обучающихся с распределением

внутренних ролей в группе (6-8 человек). В группе должен быть «лидер», «генератор идей», «функционер», «оппонент», «исследователь». Смена

лидера происходит через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие организаторских способностей у студентов. Творческие группы могут быть постоянными и временными. Они подвижны, т.е. студентам разрешается переходить из одной группы в другую, общаться с членами других групп. После того, как каждая группа предложит свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения. При этом обучающиеся должны проявить эрудицию, логические, риторические навыки и т.п. Если имеющихся знаний у студентов недостаточно, преподаватель прерывает дискуссию и дает нужную информацию в лекционной форме.

Игровые имитационные методы:

- мозговой штурм относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы.

Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а

именно: условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих чертах; группа «генераторов идей» за отведенное время (20-40 мин.) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2-х мин., доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на магнитофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Для повышения продуктивности «мозгового штурма» полезно предварительно ввести его участников в состояние мышечной и психической релаксации, снять у них психическую напряженность и мышечные зажимы тела.

Методика, которая представляет собой логическое развитие «мозгового штурма», называется синектикой. Отличие состоит в том, что последний проводится с людьми, которые могут не иметь опыта творческой деятельности. Синектика же предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы и т.д.

Синектические группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, возраста и т.д. Оптимальная численность группы – 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.

Сессия синекторов решает задачу вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Постепенно для решения сформулированной про

 

блемы проводится «экскурсия» по различным научным областям с целью выявления возможных решений, проблем в них. В процессе экскурсии используют 4 вида аналогий (прямую, личную, символическую, фантастическую), с помощью которых производится перенос новых гипотез на проблему, выявляют состоятельность гипотез. Большое значение придается анализу магнитофонных записей заседания.

Деловые игры: имитационные, операционные, ролевые.

Разыгрывание ролей (ролевая игра ) - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:

· Наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения.

· Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.

· Ввод преподавателем в процессе занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.п.

· Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками. Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом решения организационных, управленческих и культурных задач цикла социально-культурных дисциплин и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры.

· Существуют следующие варианты ролевой игры:

Спонтанная ролевая игра Игра развивается спонтанно, исходя из определенных ситуаций. Играющие сами управляют процессом игры и свободно переходят от игры к процессу управления и наоборот.
Краткая инсценировка Студенты сознательно подхватывают события из жизни, которые разыгрываются в коротких сценках и таким образом с незначительной затратой времени становятся предметом обучения.
Дидактическая ролевая игра Отображенные в игре конфликты и ситуации принятия решений включаются в систематический процесс обучения. Важными элементами такой ролевой игры являются: критика, вариации, смена ролей, дискуссия и подведение итогов (рефлексия).
Социодрама Для конфликтов и проблем, возникающих внутри группы, пытаются найти решение путем драматического переживания.

Имитационные деловые игры применяются для развития у студентов навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний. Имитационные деловые игры можно охарактеризовать как имитацию процессов принятия решений в рамках разделенного на периоды времени. Так как игроки не всегда могут полностью оценить последствия своих действий, возникает необходимость в конце каждого игрового периода определять и фиксировать результаты действий игроков. На основе зафиксированных данных в фазе рефлексии проводится критический анализ принятых в ходе игры решений и примененных стратегий.

Таким образом, могут возникнуть новые перспективы и альтернативы для действий, которые можно испытать в последующей фазе игры. В игре различаются область действий игроков и область реакции модели. Игровая модель ограничивается правилами игры, которые сужают диапазон действий игроков, и реагирует на действия игроков. Таким образом, ход игры соответствует кругообороту.

 


игры - это игры с разной целевой направленностью, для которых не свойственны некоторые из перечисленных характерологических признаков ролевых игр:

  • В такой игре может быть только одна роль ("Робинзон"), которая тиражируется каждым участником, который в свою очередь готовит свое решение.
  • Отсутствует модель управленческой системы и объект управления, остается только модель среды, в которой необходимо принять решение. Здесь моделируется деятельность конкретных руководящих работников или специалистов.
  • Отсутствие конфликтной ситуации.

 

Обобщая, можно отметить, что модели деловых игр, имитирующих процессы принятия решений, состоят из следующих компонентов:

1. Правила игры ограничивают модель в целом, они определяют диапазон действий игроков. Это происходит путем определения формы и объема потока информации между действиями и реакцией.

2. Сюда относятся действующие лица, которые играют определенную роль и приводят в движение кругооборот.

3. Реакция имитационной модели может произойти за счет простых правил, определения реакции, решения судьи или руководителя игры или же вычисления с помощью компьютера.

Если исходить из предположения, что деловые игры делятся на несколько периодов, и необходимы подготовка к игре и подведение итогов игры, то мы получаем следующую основную структуру протекания игры:

1. В фазе подготовки игры участники знакомятся с исходной ситуации игры, обсуждаются содержательные аспекты, основная проблема игры, а также интересы игроков. Участники должны также знакомиться с формальными рамками деловой игры, с ее построением, предписаниями модели, а также с целями подведения итогов игры. В этой фазе проводится и распределение ролей.

2. Так как первая игровая фаза в комплексных деловых играх, как правило, служит прежде всего или даже исключительно ознакомлением с игрой, то обычно после проведения первой игровой фазы проводится углубляющее введение в деловую игру или же выяснение открытых вопросов, возникших при работе с моделью и имеющих значение для дальнейшей стратегии проведения игры.

3. Фаза рефлексии (подведения итогов) в зависимости от хода игры может иметь различные акценты. Как правило, основной упор делается на обсуждение хода и результатов игры. в этой фазе заодно можно анализировать причины и следствия поведения игроков и игровых групп в процессе принятия решений, а также разрабатывать стратегии поведения в последующей фазе игры. В фазе подведения итогов следует раскрыть предположения, включенные в модель, а также провести сравнение модели с действительностью. Кроме того, обычно целесообразно и желательно проводить критическую оценку и иногда и модификацию модели.

Операционные игры помогают обрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Проектирование содержит совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов. В работе над проектом предполагаются следующие этапы:

1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.

2. Планирование. Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды.

3. Исследование. Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

4. Анализ и обобщение. Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

5. Представление проекта. Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчет.

6. Подведение итогов. Оценка результатов и самого процесса проектной деятельности студентов.

5.2. Оценочные средства

 

Оценочные средства являются неотъемлемой частью вузовской основной образовательной программы. Разработка фонда оценочных средств начинается сразу же за определением целей ООП и компетенций выпускников, составлением учебного плана и разработкой программ входящих в него дисциплин.

Согласно Положению «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ № 71 от 14 февраля 2008 года, высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.

 

Система оценок при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в Положении «О проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации» в ФГОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусств».

В рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут быть задействованы такие виды контроля, как: устный опрос; письменные работы; контроль с помощью технических средств и информационных систем.

Каждый из данных видов выделяется по способу выявления формируемых компетенций: в процессе беседы преподавателя и студента; в процессе создания и проверки письменных материалов; путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.

Каждый из видов контроля имеет собственные преимущества и недостатки.

Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Устный опрос обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, т.к. при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения студентом. Обучающая функция устного опроса состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачету или экзамену. Устный опрос обладает также мотивирующей функцией: правильно организованные собеседование, коллоквиум, зачет и экзамен могут стимулировать учебную деятельность студента, его участие в научной работе. Устный опрос как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций задействован при применении следующих форм контроля:

- собеседование (УО – 1);

- коллоквиум (УО – 2);

- зачет (УО – 3);

- экзамен по дисциплине (УО – 4).

Собеседование включает специальную беседу преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанную на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Коллоквиум может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. Проводятся коллоквиумы по конкретным вопросам проблемно-тематического курса в форме беседы преподавателя со студентами. От семинара эти занятия отличаются в первую очередь тем, что во время коллоквиума в работе может участвовать значительная часть студенческой группы.

В процессе занятия выясняется степень усвоения студентами базовых понятий и терминов по важнейшим темам и умение студентов применять полученные знания для решения конкретных проблемно-поисковых заданий.

Проводятся коллокви



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: