вал-вал- гли-гли; гли-вал; вал-гли




G??

б) P ♀ АА *♂ аа

G??

в) P ♀? *♂?

G А а

г) P ♀? *♂?

G В В

в

е) G А А

F 1?

ж) G А

а А

F 1?

з)G В В

в в

F 1?

е) G??

F 1 Аа

116. Среди следующих признаков укажите парные (альтернативные): желтые семена гороха, темные волосы, карие глаза, светлые волосы, высокое растение, нормальное зрение, дальтонизм.

117. Какие типы гамет образуют особи со следующими генотипами: АА, аа, ААвв, АаВв, вв, Аа, ааввсс, АаВвСс, ВВ, ААВВ, аавв, ААВВСС, ААввСС, АаВВ, АаВвСС, ААВВССDD, MMLl, ААВВССdd, ААввСс, Вв, Сс, RrPp.

118. От скрещивания позднеспелого сорта клевера красного со скороспелым всё потомство оказалось позднеспелым. Определите, какой признак доминирует? Почему вы так думаете?

 

2. Определение генотипа и фенотипа потомков

Общий алгоритм решения задач:

1. Определите доминантный и рецессивный признаки по условию задачи или по результату скрещивания (несколько наиболее распространенных признаков полезно запомнить наизусть).

2. Введите буквенные обозначения доминантного и рецессивного признаков:

признак ген
********* А  
********* а  

3. Сделайте шаблон генетической записи будущего решения задачи, заняв левую половинку страницы. Правая половинка будет отведена под письменный комментарий решения, в котором отразите логику ваших рассуждений.

Образец:

P   ♀   х ♂    
Фенотип        
G          
F 1        
Фенотип          

4. Запишите генотипы тех особей, которые указаны в задаче, а также тех, который проявляет рецессивный фенотип. В комментарии укажите;

а) на каком основании вы выделили доминантный признак:

б) генотипы каких особей вы определили однозначно и почему?

5. Определите гаметы и генотип гибридов первого поколения. Логику рассуждений запишите в виде комментария.

6.Запишите ответы.

119. Определите вероятность рождения светловолосых детей, если один родитель – гетерозиготный темноволосый, другой – светловолосый.

Решение задачи

Признак: Ген:
Темные волосы А
Светлые волосы а

P ♀ Аа * ♂ аа

Фенотип темн. светл.

G А а а

F 1 Аа; аа

Фенотип темн. светл.

Ответ: 50 %

Комментарий: Ген темных волос доминантный, так как он проявляется у гетерозиготы. Генотип одного родителя – Аа, другого – аа, т.к. только в этом случае будет проявляться рецессивный признак. Гетерозигота образует два сорта гамет (по данному гену), гомозигота – один сорт. С учетом равной вероятности слияния женских гамет с мужскими, возможны два варианта гибридов первого поколения.

120. У арбуза зелёная окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания растений, имеющих генотипы: а) АА и аа; б) Аа и Аа; в) Аа и аа.

121. При скрещивании дрозофил с нормальными крыльями получено потомство, 75 % которого имело нормальные крылья, а 25 % – зачаточные. Определите, какой признак доминирует? Определите генотипы родительских особей и потомства F1.

122. Полидактия (шестипалость) у человека наследуется как доминантный признак. Мать – шестипалая, отец и сын – пятипалые. Какова вероятность рождения в этой семье: 1) ещё одного пятипалого ребёнка; 2) шестипалого ребёнка?

123. Способность лучше владеть правой рукой у человека доминирует над леворукостью. Женщина правша, у которой отец был левша, вышла замуж за мужчину-правшу. Можно ли ожидать, что их дети будут левшами? Родословная мужчины по этому признаку не известна.

124. При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтую окраску плодов. Сколько желтоплодных растений получено?

125. У табака пурпурная окраска венчика цветка А доминирует над белой а. Скрещиваются растения с пурпурными цветками. Потомство имеет тот же признак. Какова вероятность появления в F1 гомозиготных растений.

126. У каракульских овец серая окраска доминирует над черной, но гомозиготный доминантный организм погибает в эмбрионе. В стаде были только серые бараны и овцы. В потомстве насчитали приплод 420 ягнят. Сколько среди них серошерстных?

127. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огороды). Признак этот доминирует. Управляющий им ген вызывает одновременно также и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

128. У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Заболевание связано с отсутствием фермента, расщепляющего фенилаланин. Избыток этой аминокислоты в крови приводит к поражению центральной нервной системы и развитию слабоумия. Определите вероятность развития заболевания в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.

129. При скрещивании коричневой норки с серой – потомство коричневое, в F2 получено 45 коричневых и 15 серых норок. Какой признак доминирует? Сколько будет гомозигот среди полученных гибридов?

3. Определение генотипа родителей

Общий алгоритм решения задач:

1. Определите доминантный и рецессивный признаки и введите буквенное обозначение генов.

2. Сделайте схему генетической записи («шаблон») и и внесите генотипы рецессивных особей.

3. Те генотипы доминантных особей, которые однозначно по условию задачи установить нельзя оставьте в виде фенотипических радикалов (А-).

4. Стрелками покажите ход ваших рассуждений на первоначальной генетической записи и внесите их в комментарий.

5. Сделайте повторную, полную генетическую запись задачи.

130. Каковы генотипы родителей и детей, если у голубоглазого отца и кареглазой матери пять детей, из них два ребенка голубоглазых (карие глаза доминируют над голубыми)?

Решение:

Признак Ген:

Карие глаза А

Голубые глаза а.

P ♀ А- *♂ аа

Фенотип карие голубые

G А, а а

F 1 3 Аа; 2аа

Фенотип карие голубые.

Комментарий: Генотип отца – аа, Следовательно, его гаметы содержат ген а. Дети, глаза у которых голубые также имеют генотип аа. Одну гамету они получили от отца, вторую – от матери Значит, в генотипе матери есть ген а. Дети, у которых глаза карие унаследовали этот признак от матери. От отца они получили гамету с геном а.

Ответ: Генотип матери – Аа; генотипы детей – Аа; аа.

Полная генетическая запись:

P ♀ Аа *♂ аа

Фенотип карие голубые

G А а а

F 1 Аа; аа

Фенотип карие голубые

131. Какие генотипы у родителей и детей, если у светловолосой матери и темноволосого отца пять детей и все темноволосые?

132. Какие генотипы у родителей и детей, если у родителей с нерыжими волосами четверо детей, из них два ребенка рыжеволосые?

133. В результате скрещивания с одним и тем же черным быком красная корова Зорька родила черного теленка, черная корова Майка – черного теленка, а черная корова Ветка – красного теленка. Определите генотипы указанных животных.

134. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребёнок. Определите генотипы родителей.

135. Один ребенок в семье родился здоровым, а второй имел тяжелую наследственную болезнь и умер сразу после рождения. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет здоровым?

136. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод 224 особей. Из них 167 – имели коричневый мех, а 57 – голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным. Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства? Составьте схему скрещивания.

137. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 82 потомков из 322 были укороченные крылья, а у 240 потомков нормальные. Какой признак, нормальные или укороченные крылья, является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомства?

4. Анализирующее скрещивание

138. Ген черной окраски у крупнорогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какого потомства можно ожидать: от скрещивания гомозиготной черной коровы и красного быка? от скрещивания гетерозиготной черной коровы и красного быка? При одинаковых фенотипах родителей в данных задачах получилось различное по фенотипу потомство. Дайте объяснение этому явлению.

В селекции, для выяснения чистопородности отобранных особей часто используют анализирующее скрещивание. Пример такого скрещивания и приведен в решенных вами задачах. Как вы считаете, кто в данных случаях может называться анализируемой особью, а кто – индикатором? Выведите в обобщенном виде и запишите в тетрадь принципы (значение) анализирующего скрещивания.

139. У собак черный цвет шерсти доминирунт над коричневым. От скрещивания черной самки с коричневым самцом 4 черных и 3 коричневых щенков. Определите генотипы родителей и потомства.

140. У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная?

141. Были взяты 6 серых кроликов-самок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В пяти случаях все потомство состояло из серых кроликов. В одном случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и потомков во всех случаях скрещивания.

142. Альбинизм у человека наследуется как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет нормальную пигментацию кожи, первый ребенок имеет нормальное развитие пигмента, а второй – альбинос. Определите генотипы родителей и двух детей. Какова вероятность рождения третьего ребенка здоровым?

143. При скрещивании серых и черных мышей получено 30 потомков, из них 14 были чёрными. Известно, что серая окраска доминирует над чёрной. Каков генотип мышей родительского поколения?

144. У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69 134 растения раннего созревания. Определите число позднеспелых растений.

5. Закономерности неполного доминирования

145. При скрещивании серого петуха с серой курицей за сезон были получены цыплята серого, черного и белого цвета, Определить характер наследования этого признака и проанализировать соотношение особей в потомстве.

146. При срещивании красноплодной земляники и белоплодной все гибриды имели розовые плоды. Каким будет потомство при скрещивании розовоплодных растений между собой? При скрещивании розовоплодных растений и красноплодных?

147. При скрещивании горностаевых петуха и курицы получено 46 цыплят, из которых 24 горностаевых, 12 черных и 10 белых. Как наследуется горностаевая окраска? Каких надо брать родителей, чтобы получить только горностаевых цыплят?

148. Серповидноклеточная анемия у человека наследуется как неполностью доминантный признак. Гомозиготы (АА) умирают в детском возрасте. Гетерозиготы жизнеспособны и устойчивы к заболеванию малярией. Малярийный плазмодий не может использовать для своего питания видоизмененный гемоглобин. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии в семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении признака среповидноклеточной анемии, а другой здоров?

149. Фенилкетонурия характеризуется слабоумием при избытке фенилаланина в крови из-за отсутсвия фермента, расщепляющего данную аминокислоту, и наследуется как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

6. Наследование групп крови. Множественный аллелизм

Один из важных признаков человека – группа крови – передается по наследству и определяется генами, которые генетики обозначают IА, IБ, I0. В данном случае мы встретились с явлением множественного аллелизма – когда аллельных гена не два (как обычно – доминантный и рецессивный), а больше. В зиготе содержатся два аллельных гена От их сочетания и зависит группа крови человека:

 

Группа крови генотип  
I (0) I0 I0
II(А) I0I,A IAIA
III(В) I0I,B IBIB
IY(АВ IAIB

 

150. У отца четвертая группа крови, у матери – первая. Какие группы крови могут быть у их детей?

Решение:

P ♀ I0I0 *♂ IAIB

Фенотип I IV

G I0 IA IB

F 1 IAI0 IBI0

Фенотип II III

Ответ: У детей могут быть вторая или третья группы крови.

151. У матери вторая группа крови, у отца – третья. Какую группу крови будут иметь их дети, если известно, что оба родителя гомозиготны?

152. Мужчина, гомозиготный по третьей группе крови, женился на женщине с первой группой крови. Определите генотипы их детей.

153. У мальчика первая группа крови, у его сестры – четвертая. Определите генотипы родителей.

154. У родителей, имеющих третью и первую группы крови, родился ребёнок с первой группой крови. Какова вероятность того, что их следующий ребёнок будет иметь вторую группу крови?

155. Женщина с группой крови В возбудила уголовное дело о взыскании алиментов против мужчины с группой крови О, утверждая, что он отец её ребёнка. Ребёнок имеет группу крови О. Какое решение должен вынести суд?

156. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного имеют первую и вторую группы крови; родители второго – вторую и третью. У одного ребенка первая группа, у другого – четвертая. Определите, кто чей сын.

157. Мужчина со второй группой крови имеет двух сыновей. Плазма одного из них дает реакцию агглютинации с эритроцитами отца, а плазма второго – нет. Какая может быть группа крови у его жены и сыновей?

 

7. Составление и анализ родословных

Лицо, от которого начинают составлять родословную, называют пробандом. Братьев и сестер пробанда называют сибсами.

Символы, применяемые при составлении родословных

 

1 – мужчина; 2 – женщина; 3 – пол не выясненен; 4 – пробанд; 5 – обладатели признака; 6 – рано умер; 7 – аборт и мертворождение; 8 – гетерозиготные носители признака; 9 – носительница признака, сцеп­ленного с Х-хромосомой; 10 – брак; 11 – двойной брак; 12 – родствен­ный брак; 13 – дети и порядок их рождения; 14 – дизиготные близнецы; 15 – монозиготные близнецы.

Анализ родословных*

При анализе родословных следует учитывать ряд особенностей разных типов наследования признаков.

1. Аутосомно-доминантное наследование:

1)признак встречается в родословной часто, практиче­ски во всех поколениях, одинаково часто и у мальчи­ков, и у девочек;

2) если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.

2. Аутосомно-рецессивное наследование:

1)признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;

2) признак может проявиться у детей, даже если родите­ли не обладают этим признаком;

3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.

3. Наследование, сцепленное с полом:

1)Х-доминантное наследование:

♦ чаще признак встречается у лиц женского пола;

♦ если мать больна, а отец здоров, то признак переда­ется потомству независимо от пола, он может прояв­ляться и у девочек, и у мальчиков;

♦ если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.

2) Х-рецессивное наследование:

♦ чаще признак встречается у лиц мужского пола;

♦ чаще признак проявляется через поколение;

♦ если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50 % сыновей;

♦ если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладате­лями признака могут быть и лица женского пола.

3) Y-сцепленное наследование (голандрический тип наследования):

♦ признак встречается только у лиц мужского пола;

♦ если отец несет признак, то, как правило, этим при­знаком обладают и все сыновья.

4. Цитоплазматическое наследование:

1)признак одинаково часто встречается у представите­лей обоих полов;

2) признак передается потомкам только от матери;

3) мать, несущая признак, передает его либо всему по­томству, либо только его части.

Правила составления родословных

1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали или радиусе (для об­ширных родословных). Поколения нумеруются римски­ми цифрами, а члены родословной – арабскими.

2. Составление родословной начинают от пробанда. Распо­ложите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­право), соединив их графическим коромыслом.

4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

5. На линии (или радиусе) родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соот­ветственно их степени родства.

6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.

8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

Общий алгоритм решения задач

1. Внимательно прочитайте задачу и оцените количество поколений («этажей родословной»).

2. При повторном чтении составляйте схему родословной, одновременно заштриховывайте значки тех особей, которые проявляют анализируемый признак. Обязательно проставляйте номера возле всех особей согласно порядку их упоминания в условии задачи.

3. Определите характер наследования признака – доминантный, рецессивный, сцепленный с полом и т.д. Для этого выясните:

1) часто ли встречается изучаемый признак (во всех по­колениях или нет);

2) многие ли члены родословной обладают признаком;

3) имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не прояв­ляется;

4) имеют ли место случаи рождения детей без изучаемо­го признака, если оба родителя им обладают;

5) какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.

2. Определите, наследуется ли признак сцепленно с полом. Для этого выясните:

1) как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;

2) лица какого пола наследуют признак от отца и мате­ри, несущих признак.

3. Проставьте генотипы рецессивных гомозиготных особей и фенотипические радикалы особей с доминантным признаком.

4. Запишите эти рассуждения в виде комментария или ответа.

158. Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

 

Решение:

1. Определяем тип наследования признака. Признак проявляется в каждом поколении. От брака 1–2, где отец является носителем признака, родился сын, имеющий анализируемый признак. Это говорит о том, что данный признак является доминантным. Подтверждением доминантного типа наследования признака служит тот факт, что от браков родителей, не несущих анализируемого признака, дети также его не имеют.

2. Определяем, аутосомным или сцепленным с полом является признак. В равной степени носителями признака являются лица как мужского, так и женского пола. Это свидетельствует о том, что данный признак является аутосомным.

3. Определяем генотипы членов родословной. Введем обозначения генов: А – доминантная аллель, а – рецессивная аллель. В потомстве от браков, в которых один из родителей несет признак, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, что соответствует расщеплению при анализирующем скрещивании. Это свидетельствует о гетерозиготности обладателей признака, то есть их генотип Аа. Лица, у которых признак не наблюдается – генотип аа.

Ответ: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Обладатели признака имеют генотип Аа, остальные члены родословной – аа.

159. Составьте родословную семьи.

Пробанд – женщина правша. Две ее сестры – правши, два брата – левши. Мать – правша. У нее два брата и сестра, все правши. Бабка и дед – правши. Отец пробанда – левша, его сестра и брат – левши, другие два брата и сестра – правши.

Решение:

1. Изображаем символ пробанда. Показываем наличие у пробанда признака.

2. Располагаем рядом с символом пробанда символы ее родных братьев и сестер.

3. Показываем родителей пробанда.

4. Изображаем символы братьев и сестер матери пробанда.

5. Изображаем символы бабушки и деда пробанда.

6. Показываем родственников по линии отца.

7. Определяем генотипы членов родословной. Признак праворукости проявляется в каждом поколении как у лиц женского, так и мужского пола. Это свидетельствует о аутосомно-доминантном типе наследования признака. Обозначим ген, определяющий развитие праворукости А, а леворукости – а. Все члены родостовной, являющиеся левшами, имеют генотип аа. Пробанд – правша, но ее отец – левша. Значит, пробанд и ее сестры гетерозиготны (генотип Аа). Мать пробанда – правша, но среди ее детей есть левши. Следовательно, она гетерозиготна (генотип Аа). Все сибсы матери, ее мать и отец – правши. Точно установить их генотип невозможно. Однако можно утверждать, что либо бабушка, либо дедушка пробанда являются гетерозиготными носителями гена леворукости. Поэтому генотип родственников по линии матери можно обозначить в виде А_. По линии отца определить генотип праворуких сибсов также невозможно – они могут быть как гомо-, так и гетерозиготными. Поэтому их генотип – А_.

Ответ:

 

 

160. Женщина с нерыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие, а брат – рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет рыжие волосы, а отец – нерыжие. От этого брака родились мальчик с нерыжими волосами и девочка с рыжими. Определите генотипы всех упомянутых лиц и составьте родословную.

Решение:

Аа2 ○─┬□ 3Аааа 6●┬─□ 7Аа

┍┻──┓ │

аа4Аа1 ○─┬───■5 аа

┍┻─┓

Аа 8● □9 аа

 

161. В семейной родословной встречается признак – "седая прядь волос", который на­следуется как доминантный. Определите генотипы исходных родителей. Какие потомки ожидаются от бра­ка двоюродных сестер и братьев: а) 1x5; б) 2x6?.

162. Определите характер наследования признака рыжих волос в семье с представленной родословной (на рисунке). Какое потомство следует ожидать от брака: а) 1x5; б) 3x10; в) 7x12.

 

163. По представленной родословной определите характер наследования тяжелого заболевания. Установите возможные генотипы: а) исходных родителей; б) потомков I поколения 1, 2, 3; в) потомков П поколения 4, 5; г) потомков Ш поколения 6, 7, 8.

 

164. В родословной человека особи, отмеченные черным цветом, несут признак полидактилии (шестипалость). Определите по данной родословной, полидактилия является доминантным или рецессивным признаком, и там, где это возможно, установите генотипы особей.

165. Ниже приведена родословная по группам крови для шести поколений людей. Укажите возможный генотип (генотипы) каждого индивидуума, обозначенного здесь строчной буквой в скобках.

 

166. Составьте родословную семьи:пробанд-дальтоник имеет с материнской стороны бабушку с нормальным зрением и дедушку дальтоника. Мать пробанда – дальтоник, отец имеет нормальное зрение.

167. Составьте родословную семьи: пробанд страдает гемофилией. У его матери и отца нормальная свертываемость крови. У дедушки со стороны матери гемофилия, а бабушка здорова. Дети пробанда: две дочери и один сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет.

168. Составьте родословную семьи: молодожёны нормально владеют правой рукой. В семье женщины-пробанда было ещё две сестры, нормально владеющих правой рукой, и три брата – левши. Мать женщины – правша, отец – левша. Бабки и деды со стороны мужа нормально владели правой рукой. Составьте родословную семьи. Определите вероятность рождения в этом семье детей, владеющих левой рукой.

169. Составьте родословную семьи: пробанд (мужчина) страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Брат матери, его жена и дочь здоровы. Сестра матери, ее муж и сын здоровы. Вторая сестра матери и одна из ее дочерей страдают ночной слепотой, а ее муж и вторая дочь здоровы. Второй брат матери, его жена, сын и дочь здоровы. По материнской линии известно, что бабушка больна, дед здоров, сестра бабушки больна, брат здоров. Прадедушка со стороны матери страдал ночной слепотой, его сестра и брат тоже. Прабабушка со стороны матери здорова. Жена пробанда и её родители здоровы.

170. Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

171. Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

172. Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

173. Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

174. Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

175. Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

176. Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

177. В некоторых семьях белая прядь волос наследуется как доминантный признак. По родословной одной семьи (на рисунке особи с таким признаком отмечены темным цветом) определите, какие родственные отношения связывают особей 1 и 2. Предскажите, какие дети будут в браках особей 3, 4, 5 и 6 с неродственными им людьми, не имеющими белой пряди волос. Свои рассуждения подкрепите схемами скрещиваний.

 

178. Составьте родословную семьи. Нормальные в отношении зрения мужчина и женщина имеют сына, страдающего дальтонизмом, и двух дочерей с нормальным зрением. Жена сына и мужья дочерей имеют нормальное зрение. У внука от сына зрение нормальное, внук от одной из дочерей страдает дальтонизмом, а внучка здорова. У другой дочери пять сыновей, имеющих нормальное зрение.

179. Составьте родословную семьи. Пробанд – нормальная женщина – имеет пять сестёр, две из которых однояйцевые близнецы, две – двуяйцевые близнецы. Две сестры имеют шесть пальцев на руке. Мать пробанда нормальна, отец – шестипалый. Со стороны матери все предки нормальны. У отца два брата и четыре сестры – все пятипалые. Бабка по линии отца шестипалая. У неё две шестипалые сестры и одна пятипалая. Дед по линии отца и все его родственники пятипалые. Составьте родословную семьи. Определите вероятность рождения в семье пробанда шестипалых детей при условии, если она выйдет замуж за нормального мужчину.

180. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери глаза голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему родословной.

181. Мужчина страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца мужчин, страдающих ночной слепотой не было. Две сестры и два брата его матери здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии известно, что бабушка больна, дедушка здоров, сестра бабушки больна, а брат здоров, прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой. Сестра и брат прадедушки были больны, прапрадедушка болен, его брат, имевший больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена мужчины, ее родители и родственники здоровы. Составьте родословную семьи.

 

ГЛАВА 3. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

 

Дигибридное скрещивание можно представить как два независимых моногибридных скрещивания. Согласно теории вероятности, вероятность одновременного осуществления независимых событий равна произведению вероятностей каждого из них. Исходя из этого, при дигибридном скрещивании во втором поколении гибридов расщепление по фенотипу будет равно (3+1)х(3+1) = 9 + 3 + 3 + 1, что и доказано экспериментально. Закон независимого наследования признаков гласит: наследование по каждой паре признаков происходит независимо от других пар признаков. С использованием фенотипических радикалов расщепление при дигибридном скрещивании записывается так: 9А-В-; 3ааВ-; 3А-вв; 1аавв.

Генетическая запись дигибридного скрещивания.

Генная форма записи:

Признак Ген
Желтые семена А
Зеленые семена а
Гладкие семена В
Морщинистые семена в

 

 

P ♀ ААВВ х ♂ аавв  
Фенотип   ж. гл.   з. м.  
G АВ     ав
F 1     АаВв    
Фенотип   ж.гл.    
P (изF1) ♀ АаВв х ♂ АаВв  
Фенотип ж.гл.   ж.гл.  
G АВ Ав аВ ав   АВ Ав аВ ав  
F 2   (решетка Пеннета)      
или F 2 (запись фенотипических радикалов:   9А_В_ 3А_вв 3ааВ- 1аавв      

Хромосомная форма записи дигибридного скрещивания:

P ♀ А В х ♂ а в

А В а в

Фенотип ж.г. з.м.

G А Ва в

F 1 А В

А в

Фенотип ж.г.

182. Если кареглазый мужчина-левша, гетерозиготный по первому признаку, женится на голубоглазой женщине, лучше владеющей правой рукой (гетерозиготной по второму признаку), то какие фенотипы можно ожидать у их детей ?

Алгоритм решения.

Ø Согласно третьему закону Г, Менделя наследование по цвету глаз и лучшему владению правой или левой рукой происходит независимо, поэтому можно проанализировать эти признаки отдельно.

Ø По первому признаку ген карих глаз доминирует, т.к. он проявляется у гетерозиготы. В данной задаче скрещивается гетерозигота Аа с рецессивной гомозиготой (анализирующее скрещивание), что приведет у потомков к расщеплению 1:1, т.е. половина потомков унаследует карие глаза, половина – голубые.

Ø По признаку владения рукой в данной задаче ситуация аналогичная: Аа х аа = 50 % потомков левши.

Генетическая запись:

Признак Ген.

Карие глаза А:

Голубые глаза а;

Правша В;

Левша в.

P♀ ааВв *♂ Аавв

Фенотип г.пр. к.лев.

G аВ Ав

Ав ав

F 1 АаВв; ааВв; Аавв; аавв.

Фенотип к.пр. г.пр. к.лев; г.лев.

Комментарий:

Генотипы родителей определяются однозначно по условию задачи. Образуются по два сорта гамет у каждого из них, что дает 4 возможных генотипа у потомков. Расщепление по каждому признаку получилось 1:1, что подтверждает закон независимого наследования.

 

1. Написание гамет

183. Напишите гаметы, которые образуются при мейозе следующих клеток: АаВа; Аавв; ааВВ; ааВв; ААВВ; ААВв; ААВВ; Аавв; аавв.

184. Дополните генетические записи:

а) P ♀ ААВВ *♂ аавв

G??

б) P ♀ АаВВ *♂ аавв

G??

в) P ♀ ааВв *♂ ааВВ

G??

г) P ♀ АаВв *♂ аавв

G??

д) P ♀? *♂?

G АВ Ав

е) P ♀? *♂?

G Ав ав

ав аВ

185. Какие гаметы образует гомозиготное растение гороха с зелеными гладкими семенами? Сделайте запись в хромосомном виде.

186. Какие типы гамет образует растение гороха с желтыми гладкими семенами, гетерозиготное по второй паре генов? Сделайте запись в хромосомном виде.

 

2. Дигибридное скрещивание

187. У человека карий цвет глаз (К ) доминирует над голубым (к), а способность лучше владеть правой рукой (N) – над леворукостью (п). Голубоглазый правша, гетерозиготный по второму признаку, женился на кареглазой левше, гетерозиготной по первому признаку. Каких детей можно ожидать от такого брака?

188. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. К



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: