Основные свойства и качества материальной субстанции




 

Основное свойство материальной субстанции - протяжение.

Сознание - это свойство материальной субстанции, то есть той объективно существующей сущности, которая самая из себя порождает все бесконечное разнообразие своих качеств, форм и отношений. Сознание - это функция чрезвычайно сложной, высокоорганизованной материальной системы - человека, человеческого мозга. Существа, которые имеют сознание, возникают вследствие продолжительной эволюции космической материи, на определенном этапе этой эволюции, там, где для этого составляются все необходимые и достаточные предпосылки. Возникновение сознания - это реализация внутренне присущих материальной субстанции потенций.

а содержанием сознание в конце концов является отображением внешней относительно нее, объективно существующей действительности. Это не простое, не страдательно-зеркальное, а активное, творческое отображение. Однако исходный материал для него не порождается самым сознанием, а должны быть ей данный. Итак, сознание зависит от объективной, материальной реальности - как в плане своего возникновения и существования, так и по своему смыслу, который представляют наши ощущения, восприятие, представление, мысли, чувство и т.п.

В конце концов, надо сказать, что сознание - не просто естественная, а социально обусловленное свойство человека как члена общества и участника общественной жизни. Сознание имеет свои естественные, в частности биологические, предпосылки, но она возникает, формируется, развивается на основе коллективной предметно-практической деятельности и процессов межлюдского общение. Человек со своим сознанием выходит за пределы животного бытия, биологической эволюции, она начинает существовать в историческом пространстве и времени. Для нее сверхъестественной наследственностью надстраивается и становится определяющей культурная преемственность.

Процесс проявления инерционных свойств состоит из инерционного воздействия и сопротивления ему среды, подверженной воздействию. Если говорить об инерции как об основном свойстве материи, то следует отметить, что инерция это вообще свойство материальной субстанции оказывать сопротивление переходу из одного состояния движущейся материи в другое состояние. Это сопротивление выражается в том, что изменение внешнего воздействия не является мгновенным. Чем больше инерция, тем больше времени требуется для перехода.

Единственным атрибутом сотворенной материальной субстанции является протяженность. Протяженность есть некое первичное качество, присущее предметам, а есть вторичные качества, которые присущи не самим вещам, а возникают в процессе нашего познания вещи. То есть протяженность есть атрибут материи, основной ее принцип; все остальные ее свойства есть акциденции.

Таким образом, есть две сотворенных субстанции: мышление и протяженность. Именно поэтому, поскольку главное свойство материи есть ее протяженность, возникает геометрический и математический подход к познанию материи. Для Декарта это весьма важно, чтобы подвести прочную основу для физики и математики.

Отсюда возникает и другой принцип Декарта, характеризующий науку Нового времени: поскольку протяженность есть атрибут материи и ее субстанциальное свойство, материя везде одна. Мы не можем говорить, что материя на земле и на небесах - это разная материя, что у них разная сущность. Везде есть одна материя, поскольку у нее один атрибут - протяженность, поэтому все свойства всего мира одинаковы.

Декарт настаивает на том, что именно протяженность является единственным атрибутом материи, и по очереди рассматривает различные другие свойства материи, утверждая, что они не могут быть субстанциальными свойствами. Движение не есть субстанциальное свойство материи, поскольку можно представить себе вещь и недвижущейся. Но, тем не менее, движение в мире существует постольку, поскольку мир был приведен в движение Богом.

Дуалистическое учение о субстанции Декарта было преодолено голландским философом Бенедиктом Спинозой, который разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа - творящая и природа - сотворенная. В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление.

Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции - модусам. Он их разделил на две группы: модусы - вечные, бесконечные и модусы - временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции - мышлением и протяженностью, а конечные - всеми остальными явлениями и вещами.

Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение все же у Спинозы не атрибут, а модус. По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Спиноза не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как «причину самой себя»: источник движения, хотя и не Бог, но лишь взаимные внешние толчки модусов.

Вместе с тем Спиноза - последовательный детерминист. Он считает, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. Он учил о причинности двоякого рода: внутренней и внешней. Первая присуща субстанции, а вторая - модусам. С позиций детерминизма он рассматривает не только причинно-следственные отношения, но и отношения случайности, необходимости и свободы. В своей «Этике» Спиноза настаивает на безраздельном господстве необходимости, исключая объективность случайности при рассмотрении субстанции. Но тогда, когда он обращается к анализу мира модусов или конкретных состояний вещей, его детерминистская концепция становится более содержательной и глубокой. В ней признается случайность как объективное явление, существующее наряду с необходимостью.

Спиноза не мог увидеть случайность и необходимость в их единстве, однако его идеи были направлены против господствовавшего в науке телеологизма (порожденной Богом целесообразности в природе).

Немецкий ученый и философ Готфрид-Вилъгельм Лейбниц к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы, или «самодеятельности». В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад. Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, так как пространство бесконечно делимо. Монада - это нематериальный, духовный центр деятельной силы. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада - это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число.

Деятельность, движение - свойство монады. Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Ибо каждая монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Душа - это цель тела, то, к чему оно стремится.

Взаимодействие души и тела монады - это Богом «предустановленная гармония».

Для монад всегда характерна множественность состояний, в них постоянно что-то изменяется, но кое-что и остается прежним. Монада - это микрокосм, бесконечно малый мир. Монады Лейбниц подразделял на три категории: монады жизни, монады души и монады духа. Отсюда и все сложные субстанции он делил на три группы: из монад-жизней возникает неорганическая природа; из монад-душ - животные; из монад-духов формируются люди.

Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например, растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение. Он отрицает в развитии скачки, прерывность постепенности.

 

Материя и движение

 

Материя <https://www.tryphonov.ru/tryphonov4/terms4/mattr.htm> и движение <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/motio.htm> - это философские <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/philos.htm> категории <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/categ.htm>, являющиеся основаниями науки <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/6int.htm>. Материя - это объективная <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/impers.htm> реальность <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/rlty.htm>, данная нам в ощущениях <https://www.tryphonov.ru/tryphonov1/terms1/sensat.htm>. Движение - способ существования материи.

Материальный мир <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/peace.htm> рассматривается как иерархия <https://www.tryphonov.ru/tryphonov3/terms3/hierar.htm> взаимодействующих <https://www.tryphonov.ru/tryphonov4/terms4/interac.htm> развивающихся <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/devel.htm>, движущихся материальных систем <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/system.htm>. Всеобщими формами <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/form.htm> существования материи являются пространство <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/spac.htm> и время <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/time.htm>, выражающие соответственно порядок <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/order.htm> сосуществования и движения отдельных материальных образований.

В научной <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/6int1r.htm> литературе термин <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/term.htm> «материя» нередко используется для обозначения вещества <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/subst.htm>, которое является лишь одним из видов материи. Этот вид не исчерпывает собой всего многообразия видов материи.

Аналогично <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/analg.htm>, термин «движение», нередко понимается только как изменение положения в пространстве с течением времени, т. е. только как механическое <https://www.tryphonov.ru/tryphonov4/terms4/mechl.htm> движение.

Представления <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/represe.htm> о материи и движении в современной физике <https://www.tryphonov.ru/tryphonov4/4int.htm> значительно шире этих элементарных представлений.

Картину мира, отражающуюся в современных физических <https://www.tryphonov.ru/tryphonov4/terms4/physl.htm> представлениях, называют квантово-релятивистской, поскольку её основой служат принципы <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/princ.htm> специальной (частной) и общей теории <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/theory.htm> относительности и квантовой теории: нерелятивистской (квантовой механики <https://www.tryphonov.ru/tryphonov4/terms4/mech.htm>) и релятивистской (квантовой теории поля <https://www.tryphonov.ru/tryphonov4/terms4/field.htm>).

Некоторые основные отличия новых представлений о материи и движении заключаются в следующем.

Специальная (частная) теория относительности установила физическое равноправие всех инерциальных систем отсчёта и этим показала невозможность <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/possib.htm> обнаружения равномерного и прямолинейного движения относительно абсолютно <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/abso.htm> покоящегося эфира. Электромагнитное поле стало трактоваться как самостоятельный вид материи, не нуждающийся в носителе. На основе исследования <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/resear.htm> электромагнитных (световых) сигналов <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/signal.htm>, распространяющихся с максимально возможной в природе скоростью была установлена связь <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/interco.htm> вещества и поля (как видов материи) с их движением.

Квантовая механика ввела представление о минимальном действии <https://www.tryphonov.ru/tryphonov4/terms4/least.htm> как характеристике <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/charct.htm> взаимодействия <https://www.tryphonov.ru/tryphonov4/terms4/interac.htm>, показала единство дискретности <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/discre.htm> и непрерывности <https://www.tryphonov.ru/tryphonov3/terms3/cd.htm> (корпускулярно-волновой дуализм) в структуре элементарных частиц вещества и электромагнитного поля и установила бестраекторный характер движения микрочастиц.

Квантовая теория поля позволила трактовать возникновение и уничтожение элементарных частиц как специфический <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/specif.htm> вид движения, взаимодействие частиц - как обмен квантами соответствующих полей, вещество и поле - не как отдельные виды материи, различающиеся дискретной и непрерывной структурой (что справедливо для макроуровня <https://www.tryphonov.ru/tryphonov3/terms3/layer.htm>), а как две противоположных ипостаси <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/pnpsso.htm> единого квантового поля. Введено представление о специфической форме <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/form.htm> бытия <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/ens.htm> материи - виртуальных частицах и физическом вакууме как специфическом виде материи.

Эти представления реализуют в физике философскую категорию возможности <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/possib.htm>. Квантово-релятивистская картина мира отображает в себе не только характеристики физических объектов (пространственные, временные, энергетические, импульсные и др.), но и материальные характеристики средств познания <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/cognit.htm> (систем отсчёта и приборов) видов материи и форм движения, а также объективные характеристики человека <https://www.tryphonov.ru/tryphonov1/terms1/man.htm> как субъекта <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/subject.htm> познания.

Как в нерелятивистской, так и в релятивистской квантовой теории вероятность <https://www.tryphonov.ru/tryphonov3/terms3/probab.htm> является объективной характеристикой сущности элементарных частиц вещества, поля и их движения, а не мерой <https://www.tryphonov.ru/tryphonov3/terms3/measur.htm> нашего незнания точных особенностей движения, как это было в классической физике. Эти представления о микромире послужили основой для создания вероятностной методологии <https://www.tryphonov.ru/tryphonov2/terms2/probme.htm> наук о макромире и, в частности, вероятностной методологии психофизиологии <https://www.tryphonov.ru/tryphonov2/terms2/humpph.htm>. С этой методологией связаны надежды на коренной перелом в представлениях о живых <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/animt.htm> системах, организации <https://www.tryphonov.ru/tryphonov6/terms6/organiz.htm> их структуры и функции <https://www.tryphonov.ru/tryphonov3/terms3/funct.htm>.

Философия марксизма не только обосновывает и утверждает первичность материи, материальность мира, но и рассматривает материю как находящуюся в движении, изучает ее важнейшие внутренние свойства, ее формы существования - движение, пространство и время. Последовательно диалектико-материалистическое решение вопроса о связи материи и движения, движущейся материи и форм ее существования - пространства и времени- раскрывает перед нами материю как категорию действительности.

Установив предельно широкую научную абстракцию- материю как объективную реальность, данную в ощущениях, и тем самым охарактеризовав мир как материальный, диалектический материализм в своем движении от абстрактного к конкретному развивает понятие материи, переходит к.более обогащенному представлению о материи как находящейся в движении.

Объективный мир, все его вещи и процессы находятся в движении, изменении и развитии, поэтому марксистская философия рассматривает мир как движущуюся материю. Характеристика материи как вечно движущейся отличает диалектико-материалистическую концепцию материи от метафизической.

Материя, лишенная движения, писал Энгельс, представляет собой мысленное ничто, мысленную абстракцию. Признавая материю первичной, а сознание вторичным, метафизический материализм не всегда мог оставаться последовательным, ибо он не знал действительной связи между материей и движением.

«Метафизический, т.е. антидиалектический, материалист,- писал В.И. Ленин,- может принимать существование материи (хотя бы временное, до „первого-толчка" и т.п.) без движения. Диалектический материалист не только считает движение неразрывным свойством материи, но и отвергает упрощенный взгляд на движение и т.д.».

Марксистская философия считает движение неотъемлемым свойством материи. Это положение диалектического материализма выражено в определении движения как формы, способа существования материи. Движение- особое свойство материи, отличное от других бесчисленных свойств, присущих материальным телам; оно есть основное свойство, атрибут материи. Нет ни в природе, ни в обществе таких явлений, предметов, которые не находились бы в состоянии движения. Движение абсолютно, а покой, равновесие относительны.

Под движением понимается всякое изменение материи, превращение одних форм ее в другие, качественно отличные. Причины и источники движения заложены во внутренних противоречиях вещей, явлений, процессов. Движение материи есть ее самодвижение, саморазвитие. Именно этот вопрос, вопрос о соотношении материи и движения, о понимании природы последнего играет существенную роль в различии диалектического материализма от метафизического.

В.И. Ленин указывал: «При первой концепции движения остается в тени самодвижения его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне - бог, субъект). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника самодвижения. Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая - жизненна».

 


 

Список использованной литературы

 

1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний.М.: Общество «Знание» России, 2007. - 516с.

2. Иванов Е.М. Материя и субъективность. - Саратов: Издательство СГУ,2007. -168с

. Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие - Томск: Изд. Том. ун-та, 2005. -204 с.

. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. - М.: Филологическое общество «Слово», 2005. - 670с.

. Кучевский В. Б. Анализ категории “материя”. - М.: Наука, 2005. - 255 с.

. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 29: Философские тетради. - М.: Политиздат, 2000. - 782 с.

. Материалистическая диалектика как общая теория развития: Диалектика развития научного знания. Под общ ред. Л. Ф. Ильичева. - М.: Наука, 2003. -464с.

. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 800с.

. Смирнов И.Н. Философия. Учебник. - М.: РЭА, 2005. -287с.

. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М. Галкина. -М.: МЭСИ, 2006. - 125сю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: