для студентов заочной формы обучения (4 часа)




Тема 1. Политические и правовые учения

европейского Просвещения – 2 часа

План

1. Общие черты политических теорий Просвещения.

2. Политико-правовое учение Ш. Монтескье.

3. Политико-правовые воззрения Ж.-Ж. Руссо.

4. Естественно-правовое учение С. Пуфендорфа.

5. Политико-правовые взгляды Чезаре Беккариа.

6. Европейский социализм XVII – XVIII вв.

 

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.3 /Под ред. Л.Р. Сюкияйнен. М., 1999.

Баскин М.П. Монтескье. М., 1965.

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.

Вольтер Ф.М. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма. В 2-х т. М., 1961.

История правовых и политических учений XVII – XVIII вв. М., 1989.

История политических и правовых учений. Хрестоматия /Отв. ред. Е.А. Воротилин. М., 1996.

История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под ред. В.П. Малахова. М., 2000.

Монтескье Ш. Избранные произведения /Пер. Ф.Б. Шуваевой. М., 1955.

Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права. М., 1938.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты /Под ред. В.А. Алексеева-Попова. М., 1969.

 

Темы докладов и презентаций

1. «Кодекс природы или истинный дух её законов». Теория государственного социализма Морелли.

2. Концепция общинного безгосударственного коммунизма Жана Мелье.

3. «Истина, или Истинная система» Леже-Мари Дешана.

4. Принципы уголовных наказаний в учение Чезаре Беккариа.

5. Учение о юридической технике Шарля Монтескье.

6. Теория разделения властей Шарля Монтескье.

7. Политическое учение Х. Томазия.

8. Политические взгляды Г. Лессинга.

9. Материалистические воззрения К.-А. Гельвеция.

10. Теория и практика в учение Ж.-П. Марата.

11. Политические идеалы М. Робеспьера.

 

Методические рекомендации

Изучение студентами данной тематики следуют начать с выделения общих черт политико-правовой мысли эпохи Просвещения, поддерживающей буржуазные социальные интересы и направленной против феодальных устоев и идеологии. Период Просвещения – это время господства рационализма в политико-правовой сфере и полного отказа от теологических учений об обществе и государстве. Мыслители стремились познать закономерности развития государственно-правовых институтов и отделить их от общих законов развития природы. По-прежнему основополагающими являлись теории «общественного договора» и естественно-правовых идей. Для просветителей было характерно особо выделять роль просвещенных монархов в государственной жизни и значение реформаторских методов управления.

При этом студенты должны учитывать, что мыслители Просвещения придерживались различных точек зрений по ряду вопросов развития государства и права, нередко противоположных, что и следует рассмотреть при их изучении.

Одним из ярчайших представителей политической мысли Просвещения являлся Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755 гг.). Развернуто и последовательно его гуманистически-просветительская позиция представлена в его трудах «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян» (1734 г.), «О духе законов» (1748 г.). Опираясь на рационалистические представления о разуме человека, природе вещей, он стремился познать законы изменчивости государств и позитивного права.

В его учении не давался анализ материально-экономических основ, но он пытался определить иные факторы эволюции политико-правовых институтов. Вслед за Боденом Монтескье искал причины их совершенствования в природной среде обитания общества, и, прежде всего, в климате, размерах государственных территорий материковой или островной зонах.

Далее следует раскрыть такие понятия, как «политическое состояние» и «гражданское состояние». Какую взаимосвязь между ними проводит Монтескье? Что предшествовало образованию государства? Какие причины и факторы подтолкнули людей к разработке законов и формированию политической власти?

Монтескье предложил и свою оригинальную классификацию форм государственного устройства и правления: республиканскую, монархическую и деспотическую. Необходимо охарактеризовать каждую из них. Что понимается под «природой каждого из правлений»? Какое место в своей классификации Монтескье отводит демократии и аристократии? Чем различаются природа правления и принципы правления?

Отдельно следует выделить и обосновать теорию разделения властей. Монтескье проводит разделение не по функциям властей, а по их общественной силе. В его трактовке все три власти: законодательная, исполнительная, судебная равны и независимы. Необходимо дать характеристику каждой из них: цели, полномочия, способы и методы деятельности. Как должно осуществляться взаимное сдерживание властей?

В учении Монтескье много внимания уделено проблеме соотношения закона и политической свободы. Последняя понималась как право делать все, что дозволено законами, а не вседозволенность. Политическую свободу он рассматривал в двух аспектах: институциональном и личностном. Необходимо охарактеризовать каждый из них. Что понималось под фактической и правовой свободой граждан?

Составной частью учения Монтескье о законах является его классификация различных типов законов: естественное право, божественное право, церковное, каноническое право, международное, общее государственное и частное государственное право. Студенты должны дать характеристику каждого из этих типов: их содержание, механизм правового регулирования, взаимовлияние и взаимосвязь.

Ведущим мыслителем эпохи Просвещения являлся Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 гг.). Его социальные и политико-правовые идеи изложены в работах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении неравенства среди людей», «Об общественном договоре, или Принципы политического права».

Студентам следует ознакомиться с взглядами Руссо на процесс складывания государств и правовых основ. Какую оценку он давал догосударственному, «естественному состоянию» человечества?

Почему он называл это время «золотым веком»? Какие факторы способствовали созданию государства и заключению общественного договора?

Ж.-Ж. Руссо отвергал идею исторического процесса человечества. Необходимо проанализировать эту точку зрения. В чем он видел недостатки цивилизации, и какие пути их преодоления он предлагал? Корень всех социальных бедствий и политических конфликтов он видел в существовании неравенства и частной собственности. Преодолеть эти негативные черты человеческого общества он предлагал путем введения «народного суверенитета» и мудрой деятельности «просвещенного государя». В этой связи студенты должны охарактеризовать его проект создания Политического организма или гражданской общины-республики, особо уделяя внимание таким понятиям, как «суверенитет народа», «государство», «граждане», «республика». На каких принципах должна была строиться государственно-политическая жизнь?

Теория общественного договора служит у Руссо для обоснования принципа равенства всех граждан, принципа законности. Соглашаясь на передачу естественных прав государству, люди взамен получают гражданский статус, равный естественному. Они не попадают в гегемонию от государства, а сохраняют общую волю, обязуясь ему подчиняться.

Следует охарактеризовать классификацию форм правления, предложенную Ж.-Ж. Руссо. В чем он видит преимущества республиканского политического строя? Правомочен ли народ по своему усмотрению изменять форму государственного устройства?

Политико-правовая идеология немецкого Просвещения представлена в учениях С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Подробнее следует остановиться на воззрениях Самуила Пуфендорфа (1632 – 1694 гг.), который сумел объединить идеи Ж. Бодена, Г. Гроция и Т. Гоббса, уступая им в радикализме. В его учении нашлось место и рационалистическим и теологическим концепциям.

Автор таких работ, как «Политическое рассуждение о согласии политики истинной с религией христианского», «О должности человека и гражданина», он выступал сторонником общественного договора. В его концепции божественная воля опосредовано воздействует на человеческий разум, внушая ему потребность и полезность формирования государства.

Особое внимание Пуфендорф уделял роли и методам политического управления. В чем состоит смысл предложенной им «политики конформизма»?

Среди представителей политико-правовой мысли периода Французской буржуазной революции студентам следует изучить концепции Максимилиана Робеспьера (1758 – 1794 гг.) и Жан Поль Марата (1743 – 1793 гг.). Их взгляды объединял общий тезис о необходимости революционных преобразований. Только таким способом возможно, с их точки зрения, преодолеть внутренние политические и социальные противоречия, связанные с системой феодализма и установить систему народовластия. При подготовке студенты должны рассмотреть сущность их идеи «о двух правительствах» - конституционном и революционном. Что они вкладывали в понятия «революция», «конституция»? Целесообразно провести сравнительный анализ их идей в отношении народного представительства, суверенитета.

Особо следует выделить их интерпретацию террора, как возможного политического средства борьбы за права трудящихся. Чем они обосновывали свой подход?

В основе воззрений европейских социалистов XVII – XVIII вв. лежала теория государственного и общинного коммунизма, наиболее ярко представленная в работах Морелли, Жана Мелье, Леже-Мари Дешана. Взгляды Морелли целесообразно сравнить с идеями Ж.Ж. Руссо, в частности, на догосударственное состояние, частную собственность, неравенство. Почему Морелли называл естественный период золотым веком человечества? Каковы, по его мнению, причины образования государства? Чем он апеллировал, критикуя теорию общественного договора?

Морелли, как и все социалисты, выступал за отмену частной собственности. Почему частный интерес он называл «всеобщей чумой»? Студентам необходимо ознакомиться с его характеристикой форм правлений в зависимости от видов собственности.

Теорию общинного социализма развивал Жан Мелье (1664 – 1729 гг.). Студенты должны изучить его классификацию естественных прав, как прав трудящегося народа. Чем была обусловлена его критика частной собственности? Почему единственным средством изменения политических и общественных отношений он называл революцию?

 

Практические задания

1. «Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами мира; а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума» («О духе законов»). Проанализируйте данное определение Шарля Монтескье.

Что, по его мнению, являлось источником права и законов? Как он соотносил законы по форме и содержанию со свойствами народов? Можно ли одни и те же законы применять у разных народов? Каким явлениям (природы и принципам) должны соответствовать законы?

2. «Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический». Дайте характеристику классификации форм правления в учении Ш. Монтескье. Проведите разграничение демократической и аристократической республик. Каковы, по мнению Монтескье, положительные и негативные стороны монархического правления? Чем монархия отличается от деспотии?

Какие факторы, по его мнению, влияют на формирование модели государства? Почему он считал, что «власть климата сильнее всех властей»?

3. Ш. Монтескье проводит различия между природой правления и его принципами: «Первая есть его особенный строй, а второй – человеческие страсти, которые двигают им». Охарактеризуйте данные понятия. Соотнесите формы правления и их принципы.

4. «В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть. Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» («О духе законов»). Раскройте концепцию политической свободы в учение Ш. Монтескье. Почему он считал, что политическая свобода может существовать только при умеренных правлениях?

5. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга» («О духе законов»). Проанализируйте сущность теории разделения властей в учение Ш. Монтескье. В чём он видел опасность соединения законодательной и исполнительной, законодательной и судебной власти? На каких принципах должно строиться разделение властей?

6. «Судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости.

Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известным положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать. Невидимой и как бы несуществующей. Люди не имеют постоянно перед глазами судей и страшатся уже не судьи, а суда» («О духе законов»). Проанализируйте данное высказывание. Какую модель суда Ш. Монтескье считал идеальной и наиболее справедливой? Какими способами можно было этого добиться?

7. «Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительными законами. Нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собой» («О духе законов»). Раскройте классификацию законов, данную Ш. Монтескье. Что он считал источником положительного (человеческого) закона? Как соотносятся между собой международное и политическое право?

8. «Законам должна быть присуща известная чистота. Предназначенные для наказания людской злобы, они должны сами обладать совершенной непорочностью». Какие ещё требования предъявлял Ш.Монтескье к составлению законов?

Почему главным принципом законодательства он считал умеренность?

9. «Первый, кто огородив участок земли, придумал заявить «Это моё!» и нашел людей достаточно простодушными, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества» («Об общественном договоре»). Каковы, по мнению Ж-Ж. Руссо, были причины формирования государства? Почему догосударственное состояние он называл «золотым веком человечества»?

10. «…буду здесь рассматривать создание Политического организма как подлинный договор между народами и правителями, которых он себе выбирает, договор, по которому обе стороны обязуются соблюдать законы, в нем обусловленные и образующие связи их союза» («Об общественном договоре»). Как Руссо обосновывал сущность договорного происхождения государств? Какие факторы влияли на складывание той или иной модели государства? Что выступает источником различных видов правлений?

Проведите сравнительный анализ договорной теории формирования государства Руссо с другими воззрениями XVII – XVIII вв.

11. «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах. Иной считает себя повелителем других, а сам не перестает быть рабом в ещё большей степени, чем они». С чем связана, по мнению Ж-Ж. Руссо, такая социальная зависимость? Может ли быть человек полностью свободным в государстве? Каковы границы частной и политической свободы?

12. «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя. Это предполагает со стороны знатных людей умеренность в пользовании имуществом, а со стороны людей маленьких – умеренность в своей жадности и зависти» («Об общественном договоре»). Проанализируйте данное высказывание. Допускал ли Ж-Ж. Руссо социального равенства всех в государстве? Почему он считал неравенство главным бедствием человечества?

13. «Таким образом, я называю Республикой всякое государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им». Дайте характеристику классификации форм правлений в учение Ж-Ж. Руссо. Соотнесите их с классификациями древнегреческих мыслителей, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье.

Какую форму правления Ж-Ж. Руссо считал более идеальной и почему?

14. Просветительское движение в Германии условно подразделялось на два течения: умеренное (С. Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф) и радикальное (М. Кнутцен, Т. Лау, Г. Лессинг). Проведите их сравнительный анализ на примере взглядов конкретных мыслителей.

15. «…человеческая натура устроена таким образом, что вне общества мы не можем ни жить, ни сохранить наш род» (С. Пуфендорф). Проанализируйте данное высказывание. Какие причины, по мнению Пуфендорфа, способствовали формированию элементов государственности? Как этот процесс взаимосвязан с теорией естественного права? Кого он считал «инициатором» создания государств?

16. Какова сущность понятий pactum, decretum в учение С. Пуфендорфа? Сравните трактовку договорной теории образования государства Ж-Ж. Руссо и С. Пуфендорфа.

17. Все властные отношения между людьми С. Пуфендорф подразделял на четыре рода: Власть супружеская, Власть отеческая, Власть господская, Власть гражданская.

Раскройте их содержание, источники и методы реализации властных полномочий.

18. «Первым злом является огромное неравенство между различными состояниями и положениями людей: одни как бы рождены только для того, чтобы деспотически властвовать над другими и вечно пользоваться всеми удовольствиями жизни; другие, наоборот, словно родились только для того, чтобы быть нищими, несчастными и презренными рабами и всю свою жизнь изнывать под гнетом нужды и тяжелого труда. Такое неравенство глубоко несправедливо, потому что оно отнюдь не основано на заслугах одних и на поступках других; оно ненавистно, потому что, с одной стороны, лишь внушает гордость, высокомерие, честолюбие, тщеславие, заносчивость, а с другой стороны, лишь порождает чувства ненависти, зависти, гнева, жажды мщения, сетования и ропот. Все эти страсти оказываются в последствии источником и причиной бесчисленных зол и злодеяний, существующих в мире» (Жан Мелье). Проанализируйте данную цитату. Каковы, по мнению Мелье, главные причины социальных и политических конфликтов? Почему социальные отношения не являются стабильными? Какова роль института частной собственности в этих процессах?

19. «Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле, в равной степени имеют право на свою естественную свободу и свою долю в земных благах, все должны заниматься полезным трудом, чтобы иметь необходимое и полезное для жизни» (Жан Мелье).

Каким способом он предлагал построить справедливое общество и избавиться от «гнета тирании»? Раскройте его теорию «общинного безгосударственного коммунизма».

Проведите сравнительный анализ политических идей Жана Мелье и Габриэля де Мабли.

21. Ф. Энгельс назвал теорию государственного социализма Морелли «прямо коммунистической теорией». Сопоставьте его взгляды с другими представителями социалистического течения.

Почему он выступал противником теории общественного договора? Какое влияние, по мнению Морелли, оказывает собственность на государство, политику, законы? Как взаимосвязаны между собой форма правления и институт собственности?

22. Раскройте содержание следующих понятий в учение Морелли

«законы природы»

«политическая свобода»

«законы основные и священные»

«распределительные и хозяйственные законы»

«власть наблюдательная»

23. «Своим происхождением государства обязаны насилию; почти всегда их основатель – какой-либо удачливый разбойник» (Ж-П. Марат). Каково было его отношение к теории общественного договора?

24. В «хорошо устроенном государстве…подданным – священные права; государству – непреложные законы; правительству – неодолимые пределы власти» (Ж-П. Марат). Какая модель государства, по его мнению, являлась идеальной? Кто должен выступать в качестве суверена и верховного законодателя? Каково было отношение Марата к теории разделения властей?

25. «Никто не питает большего омерзения к пролитию крови, чем я; но чтобы помешать пролитию потоков, я настаиваю на пролитии нескольких её капелью…несколько своевременно отрубленных голов надолго сдержит врагов общества и на целые столетия избавит великую нацию от бедствий нищеты и ужасов войны» (Ж-П. Марат). Какими политическими способами, по мнению Марата, можно изменить существующее общество? Почему новое государство должно иметь форму диктатуры?

Каково было его отношение к институтам неравенства и частной собственности?

Сопоставьте взгляды Ж-П. Марата с идеями М. Робеспьера, что «выносить смертный приговор всякому, кто предложит диктатуру, триумвират или любую другую форму власти, наносящую вред режиму свободы, установленному французской республикой».

26. П.А. Кропоткин в работе «Великая Французская революция» писал, что «Робеспьеру все было ненавистно в Марате: и его революционный пыл, который Робеспьер считал преувеличением, и его ненависть к богатым, и его абсолютное недоверие к политиканам – все вплоть до бедной и грязной одежды человека…». Проведите сравнительную характеристику политических воззрений Жан-Поль Марата и Максимилиана Робеспьера.

27. Соотнесите мыслителей эпохи Просвещения с их трудами (Ш-Л. Монтескье, Ж. Мелье, Ф-М. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Г. де Мабли, Ж-П. Марат, М. Робеспьер, Морелли)

«О духе законов»

«Размышления о причинах величия и падения римлян»

«Персидские письма»

«Кодекс природа или истинный дух её законов»

«Завещание»

«Кодекс природы или истинный дух её законов»

«Философские письма»

«Базилиада»

«Опыт о всеобщей истории, о нравах и духе народов»

«Об общественном договоре»

«Цепи рабства»

«О Конституции»

«Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми»

«Суждения о вечном мире»

 

Тема 2. Европейская политико-правовая мысль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: