ГЛАВА III. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ




III.1. ГИГИЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ III.1.1. Гигиена нервной системы. Режим дня

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не мо-

 


гут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а распространяются по всей коре головного мозга. Следствием такого со-стояния является быстрое утомление нервной системы.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значе-ние имеет правильная организация режима их жизни.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и чет-кое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом воз-растных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельно-сти ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы под-готавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, спо-собствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Режим сна. Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет пра-вильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается (табл. 5).

Таблица 5 Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет

  Возраст Кол-во периодов сна Длительность периода (ч)   Длительность в сутки
2,5мес. – 5 мес. 4–3 2–1,5 17,5–17
5 мес. – 10 мес.   2–1,5 16,5–16
10 мес. – 1 год   2,5–2 15–14,5
1–1,5 года   2–1,5 14,5–14
1,5–2 года     14–13,5
2–3 года   2,5 13,5–12,5
3–4 года   2 ч 20 мин 13 ч 20 мин – 12 ч 20 мин
4–5 лет   2 ч 10 мин 13 ч 10 мин –12 ч 10 мин
5–6 лет   1 ч 50 мин 12 ч 35 мин – 11 ч 35 мин
6–7 лет   1 ч 45 мин 12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин

 

В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни – в одних трусах. Дети здоровые, ранее закаливае-

 

 


мые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16–18 °С, полу-чая при этом воздушные ванны.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с го-ловой, на животе, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Вредно детям долго лежать на одном боку. Длительное пребывание тела ребенка в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности его костей) привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.

Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие раз-говоры, другие шумы. Детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизионных передач, предна-значенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробу-ждению полового чувства.

Режим питания. Для правильного развития ребенка необходим ра-циональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, поступившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.

Частота приемов пищи. Дети первых месяцев жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 2,5 – 3 мес. до 5 – 6 мес. – 6 раз, от 6 мес. до 9–10 мес. – 5 раз, от 9–10 мес. до 1 г – 5–4 раза, от 1 г до 7 лет – 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увели-чивается с 3,5 до 4–4,5 ч.

Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Анорексия нередко возникает в результате кормления ре-бенка против его желания, а также под воздействием какого-либо раздражи-теля (например, ожог рта слишком горячей пищей, резкие замечания взрос-лых во время еды и т. д.). В некоторых случаях анорексия сопровождается тошнотой и рвотой (особенно тогда, когда ребенка кормят насильно).

Во время приема пищи важно создать спокойную, добро-желательную обстановку, поддержать у детей хорошее настроение. Не следует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, запрещать во время еды обращаться с просьбой к товарищу или взрослому, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом. (Навык поведения

 


за столом при приеме пищи вырабатывается в процессе воспитания куль-туры поведения.) Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отри-цательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ.

Режим бодрствования. Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает са-мостоятельно ходить, можно проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2–3 ч). Общая продолжитель-ность прогулок 4–5 ч.

Прогулка при правильной ее организации является одним из важ-нейших моментов закаливания детей.

Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответствии с сезо-ном и погодой, чтобы обеспечить ему свободу движения и необходимый тепловой комфорт.

Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже – 15 °С, а 4–7 лет – при температуре до – 18–22 °С. При низких температурах время прогулки сокращается.

Летом вся жизнь детей должна, по возможности, проходить на воз-духе. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети гуляют в од-них трусах). С раннего детства детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых порах взрослый показывает, как это надо делать, и помогает ребенку.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. Дети получают много впечат-лений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигать-ся. В зависимости от возраста детей, климата, погоды и условий функцио-нирования детского учреждения во время прогулки организуются различ-ные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Поми-мо познавательного значения, прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат.

У детей старше 3 лет, посещающих детское учреждение, свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столо-вой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке.

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но правильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка необходимо строго соблю-

 


дать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности не-значительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способ-ствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчи-вость и работоспособность.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрство-вать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, то есть тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка первого и второго года жизни – его вялости, сонливости или перевозбуждения – игры-занятия следует прекратить.

Следует также хорошо продумать чередование видов деятельности. После занятий, игр, требующих значительного умственного и волевого на-пряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижно-го характера, не связанная с большими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для них отдыхом.

На самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (бли-зорукость), осанки, малокровие. Дети дошкольного возраста значительно бы-стрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном помещении. Объясняется это тем, что благодаря усиленному росту и развитию организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротивляемость не-благоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэтому помещение, где проводятся занятия, должно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 20–21°, относительную влажность – 30–60 %.

 

III.1.2. Гигиена зрения

Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим общим со-стоянием в условиях отличного освещения могут быть слабовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между преломляющей силой опти-ческих сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (дли-ной) глаза бывают различными, и лучи света не всегда фокусируются (со-бираются) на самой светочувствительной части сетчатки – желтом пятне.

Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сет-чатке, в области желтого пятна. При этом отмечается большая контраст-ность (резкость) и самая высокая острота зрения.

При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусиру-ются как бы за сетчаткой. Окружающие, особенно близкие, предметы ка-жутся расплывчатыми, неконтрастными.

 


Маленьким детям свойственна дальнозоркость, так как у них перед-незадний диаметр глазного яблока укорочен. Так, у 95 % новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, она с возрастом компенсиру-ется большой силой преломляющих сред глаза и не требует очков; лишь в сильной степени дальнозоркости ребенку выписывают очки.

Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противопо-ложную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сет-чаткой. При этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; уда-ленные предметы видны как бы в тумане.

Чаще всего близорукость развивается в результате усиленного на-пряжения органа зрения при рассматривании картинок, вышивании и дру-гих занятиях. Напряжение зрения особенно возрастает в тех случаях, когда на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мел-кие, неяркие), с которыми дети имеют дело. В возникновении бли-зорукости имеют определенное значение также общее состояние здоровья ребенка, его режим, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе), наследственные факторы.

Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по величи-не (степени), для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем боль-ше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до 3 диоптрий считается слабой, от 3 до 6 – средней и свыше 6 – высокой.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ре-бенка. Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опущенной головой, на-чинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться жалобы на боль в глазах, головные боли, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, утомлении начинают косить. Ребенка с указанными симптомами надо на-править к врачу-офтальмологу.

Детей с плохим зрением во время занятий обычно сажают ближе к источнику света. Взрослые следят за тем, чтобы дети, которым выписаны очки, обязательно пользовались ими. Очки должны быть правильно по-добраны к глазам ребенка (центры стекол должны точно совпадать с цен-тром глаз, а дужки очков – удобно и плотно держаться за ушами). При по-стоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполез-ными и даже вредными. Если соблюдаются все гигиенические правила, близорукость может не прогрессировать в течение многих лет.

Следует ограничивать зрительные нагрузки детям, у которых имеет-ся даже маленькая близорукость, больше уделять внимания их физическо-му развитию, закаливанию, прогулкам и играм на свежем воздухе.

 


Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушен-ном в дальнейшем строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокулярное) зрение нарушается, пред-меты перед глазами начинают расплываться, двоиться, ребенок не видит их четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором бы предметы были видны четко, больной начинает косить. Снача-ла такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раздражении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, в даль-нейшем оно может усиливаться и становится постоянным. При этом ост-рота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем, пользоваться стереоскопическими приборами.

Обычно косоглазие появляется рано, на втором и третьем году жизни, иногда становясь заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга.

В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить, поэто-му очень важно вовремя обнаружить его и показать ребенка врачу.

Способность здоровых детей различать цвета во многом зависит от того, какое внимание будут уделять этому вопросу взрослые.

Цветоощущение развивается одновременно с совершенствованием остроты зрения, так как оно является результатом деятельности колбочек – фотоактивных элементов, расположенных в центре сетчатки. Считают, что колбочки очень чувствительны к оранжевому, красному, зеленому и жел-тому цветам. Поэтому для развития цветоощущения с раннего возраста на-до давать детям игрушки, окрашенные в эти цвета, использовать также предметы, окрашенные в голубой, синий и фиолетовый цвета. Гирлянды шариков в детской коляске следует развешивать на расстоянии 30–50 см от глаз ребенка. Причем в центре помещать оранжевые и зеленые, а на пери-ферии – красные, желтые, голубые, синие и фиолетовые шары. Обычно при правильном развитии и воспитании детей к третьему году ребенок хо-рошо разбирается в трех основных цветах и может при надлежащем уп-ражнении осваивать и другие. Однако если у него имеется отклонение в функции цветоощущения, он может на занятиях рисованием или в игре с кубиками путать цвета. Зачастую такие ошибки детей принимают за нев-нимание, а иногда и за шалость, делают им замечания, наказывают, сни-жают оценки за работу. Все это может тяжело отразиться на нервной сис-теме ребенка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведение. Поэтому в случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу-специалисту, чтобы выяснить, не являет-ся ли это результатом врожденного дефекта зрения.

 


Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1–1,5 года, сле-дующую – в 3–4 года и, наконец, в 6–7 лет, перед поступлением в школу.

На состояние зрения оказывает влияние просмотр видеофильмов и телевизионных передач. Для охраны зрения у детей необходимо выполнять гигиенические требования к организации просмотра фильмов и телевизи-онных передач. Фильмы подбирают по содержанию в соответствии с воз-растом детей.

Детям дошкольного возраста разрешается смотреть по телевизору ежедневную передачу «Спокойной ночи, малыши». Эта передача продолжает-ся 15 мин, она доступна, интересна детям, настраивает их на то, что день окон-чен, и пора готовиться ко сну. Кроме того, дошкольникам 4–7 лет можно 2 раза в неделю смотреть другие телевизионные передачи, содержание кото-рых соответствует их возрасту и развитию. Продолжительность таких передач не должна превышать 30 мин. Более частые и длительные просмотры телеви-зора перегружают орган зрения и нервную систему детей, способствуют воз-никновению у них близорукости, а иногда и неврозов.

Телевизор устанавливают на столике высотой 1–1,2 м, настраивают и получают хорошее качество изображения. Стулья расставляют так, чтобы первые стояли не ближе 1,5–2 м от экрана. В помещении, кроме светяще-гося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, распо-ложенный за спиной зрителей. Такое дополнительное освещение снижает утомление зрения при просмотре телевизионных передач.

От качества освещения помещения, где находятся дети, зависит не только состояние их зрения, но и состояние организма в целом.

Положительное влияние на организм оказывает естественное осве-щение. Поэтому детские комнаты располагают в помещениях, окна кото-рых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни вы-сокие деревья.

Недостаток света неблагоприятно сказывается на самочувствии ре-бенка, состоянии его зрения, поэтому, когда естественного света в поме-щении мало, следует использовать искусственные его источники.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: