ОТРИЦАНИЕ
МЕЛОДИ БИТТИ
Первое издание, январь 1986.
© Авторское право 1986.
Все права сохранены. Никакая часть этой публикации не может быть воспроизведена в любом виде без письменного разрешения издателя.
ISBN: 0-89486-343-6
Перевод и подготовка русской версии: Виктор Васильев Оформление: Вячеслав Осадчий (so77up@mail.ru)
Информационно-консультативный центр Школы Независимости Валентины Новиковой предлагает разнообразные материалы по вопросам химической зависимости. Мы находимся по адресу: 199034 С-Петербург, В.О. 2-я линия д.З «а». Тел. 812-328-3252Г, факс 812-328-3293
ПРЕДИСЛОВИЕ
В этой брошюре представлено мнение отдельного человека, - человека, постоянно борющегося с отрицанием. Но я также включила цитаты экспертов, чтобы показать то, что они думают по этому поводу. Я, также, процитировала случаи и примеры того, как другие люди сталкивались с этой проблемой или решали её. Случаи истинны, но мной использованы фиктивные имена, чтобы защитить анонимность клиентов и друзей.
Я надеюсь, что брошюра будет полезна.
Мелоди Битти.
ВВЕДЕНИЕ
Будучи уже несколько лет участницей программы выздоровления от алкоголизма, - Марджори повстречала мужчину и вышла за него замуж. После семи лет хаоса, она поняла, что её муж является - и был, с тех пор как они поженились, - алкоголиком, и, что у неё были неприятности с её собственным компульсивным, созависимым поведением. Она снова была под воздействием алкоголизма, но на сей раз иным способом.
«Это понимание пришло внезапно, - рассказывала она, - как будто кто-то включил свет у меня в голове». Несколько следующих месяцев она прожила угнетённая, воспалённая и сытая собой по горло. «Я и подумать не могла, что мне потребуется семь лет для того, чтобы увидеть правду. Я знала всё об алкоголизме. Как я могла так долго отрицать это? - Спрашивала она. - Что со мной не так?»
У Вас тоже могло быть нечто подобное. Вы могли жить, забывая на некоторое время о проблеме, а затем в голове у Вас включался свет. Всё становилось ясно, - настолько ясно, что становилось удивительно, как и почему Вы не замечали этого прежде. Или Вы знаете, кого-то, кто, как и Марджори, просто отказывался признавать или воспринимать действительность. Она, казалось, не видела вещей, находившихся у неё прямо перед глазами. И никакое количество обсуждений, уговоров, или настаиваний не помогало удалить повязку у неё с глаз. «Люди пытались говорить мне», - рассказывала Мардж. «Они предупреждали меня, но я не слышала их. То, что они говорили, никак мною не воспринималось».
У Вас может иметься опыт, подобный опыту Мардж. Вы могли чувствовать неловкость, беспокойство, боязнь или просто безнадёжность. Что-то было неправильно, но Вы не могли вычислить, - что. У Вас могли быть неопределённые мысли, о том, что у Вас, возможно, есть проблемы; иногда Вы говорили об этом вслух. Другие, может быть, пытались, время от времени, указывать Вам на это. Но Вы не слышали ни их, ни себя. Вы не могли в это поверить!
Для Вас или кого-то ещё, кто попал под воздействие отрицания, этот опыт может быть пугающим и обескураживающим. Вы можете глубоко переживать за людей, которые кажутся безнадёжно запутавшимися в собственном отрицании действительности. Вы можете истолковывать их отклонения от правды как упорство, глупость, нелепость или безумие. Вы можете считать эти отклонения попыткой отвергнуть лично Ваше ясное видение и готовность помочь. Вы можете называть это ложью. Как и Мардж, Вы можете задаваться вопросом, что не так с ней, с ним, или даже лично с Вами, - что мешает ясно видеть реальность.
У любого человека в жизни встречаются некоторые проблемы, нуждающиеся в болезненных решениях, и нет ничего удивительного в том, что личность человека, защищаясь от возможной боли и потерь, применяет отрицание.
Эта брошюра поведёт Вас по пути понимания и принятия отрицания как законного инструмента, и имеющей силу и место стадии в процессе утраты, или принятия. И искать мы будем не то, как устранить отрицание, но способы, которыми мы можем уменьшить отрицание - своё собственное и других, и пути применения этих способов в жизни.
ИНСТРУМЕНТ ИЛИ ОРУЖИЕ?
Однажды, роясь на чердаке, семилетняя Марси нашла любимый балетный костюм, из которого давно выросла. Несмотря на протесты матери, она втиснулась в него и носила весь день, не обращая внимания на свой абсурдный внешний вид.
У Джанет старшая четырнадцатилетняя дочь, внезапно стала плохо успевать в школе, перестала слушаться, убегала из дома, общаясь с приятелями, делавшими то же самое. Несколько раз Джанет находила марихуану, скатанную в папиросы в спальне ребёнка. Дважды ребёнок приходил домой, спотыкаясь, нечленораздельно бормоча что-то, пьяный. Когда сосед предположил, что дочь Джанет возможно стала химически зависимой, Джанет лишь пожала плечами: «Только не моя дочь», - заявила она.
Из-за чрезмерной выпивки, Дон просрочил водительские права и потерял работу. Под угрозами жены развестись с ним, он неохотно пошёл в амбулаторную программу лечения от алкоголизма. «Не могу понять, что вы все суетитесь, - говорил Дон своему адвокату, - выпивка не вредит мне. Я могу управлять этим. Я - не алкоголик».
Что же это за туман, который душит людей, заклинивает их восприимчивость и ослепляет видение действительности? Какого рода изменения имеют место, превращая разумных людей в иррациональные существа? И как люди могут, становясь такими иррациональными, заявлять, - «Всё это - неправда», - когда на самом деле - правда?
Этот туман называется отрицанием. И не то, чтобы люди не верят действительности; просто они вовлечены в процесс, предотвращающий их веру в неё.
«Испытывая большой стресс, мы закрываем наше понимание иногда эмоционально, иногда интеллектуально, а иногда - физиологически», - объясняет Клаудия Л. Джеветт в книге «Помощь детям при разводе и потере родителей». «Вступает в действие врождённый механизм, отсеивающий разрушительную информацию и предохраняющий нашу личность от перегрузок. Физиологи пишут, что отрицание - это сознательная или бессознательная защита, применяемая психикой каждого из нас, для избегания, уменьшения, или предотвращения беспокойства, в угрожающих ситуациях». Джеветт продолжает: «Мы используем отрицание, чтобы закрыться от понимания вещей, которые были бы слишком тревожащими, если признать их правдой».1
Когда мы отрицаем, - в голове у нас происходит «короткое замыкание». Нас «клинит». Отрицающий человек может лгать, упрямо отказываясь признавать правду, заниматься умственной гимнастикой, с целью логично объяснить нелогичные вещи, и защищать их от других точек зрения с энергией и мощью разъярённого индейского воина, защищающего племенную территорию. Но такой человек поступает так не только по отношению к другим. Он поступает так же и в отношении самого себя.
Ноэль Ларссен, лицензированная физиолог - консультант, так определила отрицание на Конференции по исправлению последствий сексуального насилия Штата Миннесота. «Отрицание - это не ложь, - это не дозволение себе знать, какова действительность».
Отрицание залегает глубоко. Мы врём сами себе. Когда некое понимание действительности угрожает травмировать нас, мы прячемся в убеждение: «это неправда».
Какие же зазубренные грани жизни, вызывают у нас это временное заблуждение? Люди могут отрицать чувства, мысли, события, извращая условия, ситуации, проблемы, болезни и даже саму смерть. Мы отрицаем материальное и неосязаемое. Люди отрицают всё, что только возможно отрицать, - но, что мы обычно отрицаем - это то, что, мы потеряли, теряем, или догадываемся, что теряем что-то важное для нас.
Потери могут быть незначительными как пятирублёвая монета или столь же существенными как здоровье. Люди теряют всё, что только может быть важным: любовь, любящих людей, самоуважение, веру в Бога, доверие, мечты, рабочие места, здоровье, деньги, имущество, независимость и даже зависимость. Люди могут терять вещи, важные для них, но для других трудно определяемые как потери, например, - нездоровые отношения с людьми или химикалиями. Все виды потерь побуждают людей всех типов применять отрицание. Как сильно, долго и разнообразно мы отрицаем! И занимаемся этим при ошеломляющей поддержке недоверия и неприязни.
Мы противостоим действительности минутами, часами, днями или месяцами. Мы проводим даже годы, скитаясь и натыкаясь во тьме на острые углы реальности.
Иногда, отрицание используется, чтобы совершить то, что некоторые рассматривают как положительные, героические дела. Забывая о боли, профессиональные футбольные игроки, - со сломанными костями,— бегут вдоль поля, чтобы выиграть право на штрафной удар. Больные матери игнорируют собственные болезни, чтобы заботиться о маленьких детях. Вспомните историю бизнесмена, который, после ранения в авиационной катастрофе, продолжал нырять в ледяную реку, чтобы спасти товарищей-пассажиров, пока, наконец, не умер от ран, холода и истощения.
Отрицание серьёзно. Алкоголики, отрицая свою болезнь, упиваются до смерти. Наркоманы, отрицая, что имеют проблему, становятся всё более больными. Созависимые от алкоголиков и наркоманов, отрицая воздействие болезни на самих себя, продолжают вредить себе и другим, используя отрицание.
Эта проблема болезненна и очевидна. Человек, отрицающий действительность, не признаёт и решения проблемы. Отрицание устраняет возможность изменить что-либо, одновременно отрицая проблему. Отрицаем ли мы проблемы с автомобилем, дефекты характера или проблему с этиловым спиртом, мы не собираемся исправлять их, заявляя: «всё в порядке».
Мы одновременно и хрупкие, и крепкие существа. У нас есть большие способности, чтобы допустить и вынести изменения, боль и потери. Замечательно, что, принимая их, мы можем стать даже более зрелыми, чувствительными и любящими. Но сначала, когда потери приходят в нашу жизнь, многие из нас начинают говорить: - «Нет. Это не может быть правдой. Этого не может случиться со мной». Отрицание - амортизатор души.
Отрицание - нормальный, естественный, инстинктивный ответ на потери. Оно - инструмент успеха, как говорят некоторые - дарованный Богом, и используемый нами, чтобы справляться с болью. Мы отрицаем потому, что нам это нужно. Отрицание нужно нам, чтобы соприкасаться с болью или проблемами, ничего не предпринимая, до тех пор, пока мы не станем готовыми и способными иметь с ними дело. И некоторым из нас потребуется более длительное время и немного большая помощь, чем другим, чтобы «подготовиться».
Вы спросите: - «Не лучше ли принятие? Разве человек не должен стремиться видеть вещи реалистично?» Справедливые вопросы. Да, принятие лучше. И конфронтация, и интервенция, применяемые осторожно и должным образом, являются хорошими терапевтическими инструментами.
Не стоит никого поощрять выбирать или продолжать использовать отрицание. Но мы можем иметь в виду, как это ни парадоксально, что отрицание может быть (и часто является) первым шагом на пути к принятию.
ОТРИЦАНИЕ - ЧАСТЬ ПРОЦЕССА
Люди часто неправильно истолковывают принятие. «Только примите это», говорят они, как будто принятие является отдельным действием, подобным закрытию двери холодильника.
Лично мне, принятие даётся не так легко. Я не могу сразу отреагировать с умиротворением, на причинённую боль или проблемы. Сегодня я, обычно, благодарна и довольна тем, что являюсь выздоравливающей алкоголичкой и наркоманкой. Я думаю, что это прекрасно - выздоравливать от того и от другого.
Однако, когда в 1973 году мне впервые сказали, что я алкоголичка и наркоманка и должна буду воздерживаться от веществ, изменяющих сознание, если хочу жить, я не была в восторге от этой новости. Тогда я не думала, что это было прекрасно. Я прошла через процесс, чтобы воспринять свой диагноз. Плохие новости не станут немедленно хорошими, или даже нейтральными. Большинство из нас сопротивляются, доверяя своим убеждениям и чувствам прежде, чем, смогут приспособиться к потере. Мы проходим через процесс.
Элизабет Кюблер-Росс первой отследила и задокументировала этот процесс в пять стадий, - процесс утраты, -работая с неизлечимо больными стационарными пациентами. Она идентифицировала этот процесс, как путь, которым большинство умирающих людей реагирует и достигает принятия своей надвигающейся смерти. В прошлом, многие профессионалы помогающих профессий, считали, что люди проходят через эти стадии по пути к принятию всех потерь. В программах некоторых лечебных центров и сегодня считается, что процесс принятия утраты напрямую связан с принятием и выздоровлением от компульсивных болезней типа алкоголизма, наркотической зависимости, переедания, и беспорядочных азартных игр потому, что эти болезни производят так много потерь.
Мы проходим те же стадии процесса, - только с иной скоростью и эмоциональным напряжением, - когда пропускаем важный звонок по телефону, получаем вызывающий недовольство нагоняй, теряем работу, или разводимся. Мы огорчаемся всякий раз, когда испытываем изменения - даже желательные изменения - так как любые изменения означают, что мы оставляем что-то позади, чтобы начать продвигаться по пути к новому.
«Независимо от того, насколько тривиальной может показаться потеря, - всякий раз мы проходим через один и тот же процесс, хотя длина и интенсивность опыта могут отличатся. Могут потребоваться годы, чтобы оправиться от главной потери. Но все признаки утраты и её принятия также могут быть полностью испытаны и за десять секунд», - пишет Джеветт.
Не имеется никаких правил по поводу того - как долго будет длиться каждая стадия; не существует никаких указаний - сколько времени займёт весь процесс. Это будет зависеть от характера потери, от того, насколько мы подготовлены, чтобы иметь дело с потерей, как мы справлялись с другими потерями, и даём ли Богу время поработать. Люди будут находиться в этом процессе столько, сколько им необходимо будет его прорабатывать. Взросление человека сложнее созревания цветов или овощей.
Хотя пять разных стадий и разделяются на бумаге, -прохождение через них может нами не осознаваться. Стадии могут накладываться; мы можем одновременно испытывать больше чем одну стадию. Мы можем возвращаться к предыдущим стадиям. Мы можем быть в различных стадиях процесса по поводу двух или более потерь одновременно. Мы можем сталкиваться с отрицанием по три раза на дню.
Иногда, в случае продолжающихся потерь, мы никогда не сможем достигнуть постоянного принятия. Это истинно, когда потери продолжают затрагивать нашу повседневную жизнь Родители детей-инвалидов могут пребывать в стадии печали всю жизнь - особенно, когда появляются всё новые препятствия для развития ребёнка. Поскольку алкоголизм - пожизненная, неизлечимая болезнь, и поскольку он хитёр и коварен, алкоголики никогда не смогут уверенно сказать, что достигли окончательного принятия своей болезни. Заявляя об окончательном принятии болезни, они сильно рискуют вернуться к отрицанию её наличия и это - одна из самых важных причин для них, чтобы продолжать выздоравливать, посещая встречи А.А. Постоянное принятие требует и постоянного внимания.
Принятие - духовный процесс. Это опыт проживания и отпускания. Я слышала, как разные люди называют его горем, трауром, прощением и процессом заживления. Эстер Олсон, консультант и автор, дала моё любимое описание. «Это - способ, которым Бог работает с нами», сказала она.
Ниже приводятся описания каждой стадии:
Отрицание
Отрицание - первая реакция на потерю. Так же, как серьёзная физическая боль или ущерб могут заставить наше тело пережить шок, эмоциональная и умственная боль может вызвать подобную реакцию в наших чувствах, интеллекте и, иногда, в теле. Мы цепенеем, нас «замыкает». Некоторые врачи называют это «блоком». Большинство профессионалов соглашается, что обычно это - не полный блок. Какая-то часть нас знает или подозревает правду. Мы только не готовы или неспособны сейчас иметь с ней дело.
Снова, не имеется никакого правила для того, как долго продлится отрицание. Каждый человек и каждая ситуация уникальны. Обычно люди отрицают до тех пор, пока не почувствуют себя достаточно в безопасности, чтобы начать справляться с потерей другим путём.
Наконец, однажды человек преодолевает отрицание, однако, ещё не время греться в принятии. Время пришло. В аду не знали такой ярости, какую познаёт тот, кто передвигается в следующую стадию.
Злость
Эта стадия характеризуется виной, завистью, негодованием и иногда буйством. Наша злоба может быть определённой и адресно направленой, или может быть общей, беспорядочно разбрасываемой в окружающий мир. Она может быть рациональной или иррациональной, оправданной или необоснованной, разумной или бессмысленной. Мы можем пинать кота и кричать на детей, но в действительности мы безумствуем не на них. Мы злимся из-за потерь. Мы можем обвинять других и себя за то, где мы теперь оказались. Мы можем завидовать тому, кто ещё имеет то, что мы уже потеряли. «Почему он может выпить коктейль перед обедом и не накачаться до потери сознания к полуночи?» Мы можем бесконечно взывать к справедливости и продолжать питать и изрыгать разрушительные чувства, или взрываться в глубоком и сильном возмущении. Иногда эта ярость может быть опасной, как для человека, её чувствующего, так и для человека, являющегося её объектом.
На этой стадии мы переключаемся с «Только не я!» на «Почему я?!», «Это - ваши проблемы!», и «Это нечестно!».
Мы безумны. И, обычно, под своей злобой скрываем страхи, чувства вины, и позора.
Так же, как раньше нам нужно было отрицать, теперь нам нужно злиться. «Нужно хорошо пройти через эту стадию», говорит Олсон. «Злоба сожжёт нас, если с ней ничего не делать. Но при этом важно выражать злость безопасным образом».
Торговля
После того как ярость будет выпущена, мы можем пробовать совершить сделку, предотвращающую или отодвигающую потерю. Эти переговоры могут проводиться с Богом или вообще с жизнью. Эта стадия обычно характеризуется заявлениями типа: если.., - то.., измеряющими то, что мы дадим против того, что получим. Иногда наши сделки конструктивны, реалистичны и срабатывают. «Если мы получаем помощь в браке, тогда нам не надо будет разводиться». «Если я получаю помощь в проблеме пьянства, тогда мне не надо будет умирать».
Однако, обычно, наши сделки не столь реалистичны. Алкоголик может попробовать сделку по контролю чтобы пить только пиво, или выпивать только один раз в одни выходные за месяц. «Я продолжала думать, что если действительно хорошо вычищу дом на сей раз, тогда он не станет злиться и пить» - говорила супруга одного алкоголика. Мы торгуемся в случаях, когда больше не можем откладывать неизбежное.
Депрессия
Мы теперь передвигаемся в период печали. Даже тогда, когда мы вначале говорили: «Это не может быть правдой», мы, тем не менее, плавно продвигались к этому моменту. Это - возможно квинтессенция печали - оплакивание потери во всей её полноте. Это - пик процесса принятия, и это - эмоциональная боль в самом чистом её виде. Мы скорбим по тому, что потеряли, и по тому, что потеряем в будущем. Сейчас - время плакать.
Эта печаль может длиться часы, дни, недели, или месяцы. «Процесс только начинается, когда мы покорно сдаёмся», говорит Олсон. «Депрессия исчезнет только тогда, когда процесс будет проработан».
Принятие
Когда нам больше не надо блокировать злость, торговаться и когда прожито горе, тогда мы достигнем стадии, называемой принятием.
«...Это не значит безропотно и безнадёжно «махнуть рукой», это не ощущение того, что «все средства использованы» или «я просто больше не могу бороться с этим», хотя мы слышим и такие утверждения тоже...», - пишет Кюблер-Росс в работе «Смерть и умирание». «...Всё это указывает на начало окончания борьбы, но это - не показатель принятия. Ошибочно ждать, что принятие должно быть счастливой стадией. Оно почти лишено чувств. Это - как будто боль ушла, борьба закончена...»3
Мы находимся в мире с тем, что есть, и свободно признаём наше бессилие перед этиловым спиртом или алкоголиком. Бог даровал нам разум и душевный покой, принять то, что мы не в силах изменить.
После принятия, мы растём. Это подразумевает, что мы не просто вынесли опыт, а были изменены или улучшены произошедшим с нами. В некотором роде, мы видим себя обогащёнными. Если мы ещё не видим, каким образом это пошло нам на пользу, то, по крайней мере, хоть немного верим в то, что это было правильно, что всё хорошо, и что когда-нибудь мы поймём предназначение этого.
Мы можем принять потерю и расти, но это нелёгкое путешествие и причём не особенно удобное. Нас будет часто подбрасывать на ухабах. В начальный момент мы можем чувствовать панику и шок. В течение этого путешествия, мы можем чувствовать себя смущёнными, уязвлёнными, одинокими и изолированными. Мы можем испытывать ощущение неуправляемости. Мы должны положиться на милость Силы, более могущественной; мы должны цепляться и надеяться. Во всех стадиях кроме отрицания, надежда - путь выживания. Важно понимать и проходить через этот процесс. Это здраво, выгодно и необходимо для принятия.4
Прохождение этого процесса также важно для нашего здоровья. Печаль и слёзы не новость в этом десятилетии или столетии. Иисус упоминал это в блаженствах: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».5 В поиске, понимания, что означает «блаженны», министр и физиолог Дональд Л. Андерсон, перефразирует этот стих в книге «Больше Чем Благословенны». «...Здоровее те, кто плачут, - пишет он, - только очень недавно мы начали осознавать, что отрицание горя означает отрицание естественной человеческой функции и что такое отрицание иногда производит страшные последствия, - продолжает он, - горе, как и любое подлинное чувство, сопровождается некоторыми физическими изменениями и выпуском некоей формы психической энергии. Если эта энергия не будет израсходована в нормальном процессе огорчения, то она начнёт разрушать человека изнутри... Расплатой за нерастворённую печаль может быть даже физическая болезнь... Любой случай, любое понимание, содержащее для Вас ощущение потери, может, и должно быть оплаканным. Это не означает жизнь, состоящую из непрерывной печали. Это означает признание честного чувства, вместо постоянной необходимости смеяться от боли. Не только допустимо признавать горе, сопутствующее любой потере, но это и наиболее здоровый выбор».6
И это помогает понять горе. Люди, которых ранили, проходят через это. Мы должны дать себе, и другим, свободу бороться, чувствовать, и говорить об этом - если они того желают.
Помните Марджори в первой части этой брошюры? Выздоравливающую алкоголичку, потратившую семь лет на отрицание того, что её муж был алкоголиком? После того,
(4 Там же, стр. 78
5 Новый Завет, Версия Кинга Джеймса, Матфей 5: 4
6 Андерсон, Дональд Я, Ph. D., «Больше Чем Благословенны», (Wheaton 111: Издательский Дом Tyndale, 1981), стр. 18)
как она прекратила отрицать, она прошла через интенсивные периоды злобы и депрессии. Всё это время она была испугана и сбита с толку. «...Я думала, что схожу с ума, - признавалась она. - У меня не было такой депрессии с тех пор, как я прошла курс лечения собственного алкоголизма».
Когда Мардж поняла, что не сошла с ума, а испытывала горе, она почувствовала себя лучше. Она всё ещё грустила, но уже понимала - почему. Всё стало нормально. Она была в порядке.
Понимание процесса не устранит необходимости прохождения через него, но понимание поможет нам расслабиться, стать менее напуганными и работать с отрицанием, вместо того, чтобы с ним бороться. И мы сможем оказывать большую помощь другим.
Теперь, когда мы исследовали место отрицания в схеме принятия, давайте обсудим, на что похоже отрицание, изнутри и снаружи.