ОТРИЦАНИЕ - ЧАСТЬ ПРОЦЕССА




ОТРИЦАНИЕ

МЕЛОДИ БИТТИ

Первое издание, январь 1986.

© Авторское право 1986.

Все права сохранены. Никакая часть этой публикации не может быть воспроизведена в любом виде без письменного разрешения издателя.

ISBN: 0-89486-343-6

Перевод и подготовка русской версии: Виктор Васильев Оформление: Вячеслав Осадчий (so77up@mail.ru)

Информационно-консультативный центр Школы Незави­симости Валентины Новиковой предлагает разнообразные материалы по вопросам химической зависимости. Мы находимся по адресу: 199034 С-Петербург, В.О. 2-я линия д.З «а». Тел. 812-328-3252Г, факс 812-328-3293

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой брошюре представлено мнение отдельного че­ловека, - человека, постоянно борющегося с отрицанием. Но я также включила цитаты экспертов, чтобы показать то, что они думают по этому поводу. Я, также, процитировала случаи и примеры того, как другие люди сталкивались с этой проблемой или решали её. Случаи истинны, но мной использованы фиктивные имена, чтобы защитить аноним­ность клиентов и друзей.

Я надеюсь, что брошюра будет полезна.

Мелоди Битти.

ВВЕДЕНИЕ

Будучи уже несколько лет участницей программы выз­доровления от алкоголизма, - Марджори повстречала муж­чину и вышла за него замуж. После семи лет хаоса, она поняла, что её муж является - и был, с тех пор как они поженились, - алкоголиком, и, что у неё были неприятно­сти с её собственным компульсивным, созависимым пове­дением. Она снова была под воздействием алкоголизма, но на сей раз иным способом.

«Это понимание пришло внезапно, - рассказывала она, - как будто кто-то включил свет у меня в голове». Несколько следующих месяцев она прожила угнетённая, воспалённая и сытая собой по горло. «Я и подумать не могла, что мне потребуется семь лет для того, чтобы увидеть правду. Я знала всё об алкоголизме. Как я могла так долго отрицать это? - Спрашивала она. - Что со мной не так?»

У Вас тоже могло быть нечто подобное. Вы могли жить, забывая на некоторое время о проблеме, а затем в голове у Вас включался свет. Всё становилось ясно, - настолько ясно, что становилось удивительно, как и почему Вы не замечали этого прежде. Или Вы знаете, кого-то, кто, как и Марджори, просто отказывался признавать или восприни­мать действительность. Она, казалось, не видела вещей, находившихся у неё прямо перед глазами. И никакое коли­чество обсуждений, уговоров, или настаиваний не помога­ло удалить повязку у неё с глаз. «Люди пытались говорить мне», - рассказывала Мардж. «Они предупреждали меня, но я не слышала их. То, что они говорили, никак мною не воспринималось».

У Вас может иметься опыт, подобный опыту Мардж. Вы могли чувствовать неловкость, беспокойство, боязнь или просто безнадёжность. Что-то было неправильно, но Вы не могли вычислить, - что. У Вас могли быть неопределённые мысли, о том, что у Вас, возможно, есть проблемы; иногда Вы говорили об этом вслух. Другие, может быть, пытались, время от времени, указывать Вам на это. Но Вы не слыша­ли ни их, ни себя. Вы не могли в это поверить!

Для Вас или кого-то ещё, кто попал под воздействие отрицания, этот опыт может быть пугающим и обескура­живающим. Вы можете глубоко переживать за людей, ко­торые кажутся безнадёжно запутавшимися в собственном отрицании действительности. Вы можете истолковывать их отклонения от правды как упорство, глупость, нелепость или безумие. Вы можете считать эти отклонения попыткой отвергнуть лично Ваше ясное видение и готовность помочь. Вы можете называть это ложью. Как и Мардж, Вы можете задаваться вопросом, что не так с ней, с ним, или даже лично с Вами, - что мешает ясно видеть реальность.

У любого человека в жизни встречаются некоторые про­блемы, нуждающиеся в болезненных решениях, и нет ни­чего удивительного в том, что личность человека, защища­ясь от возможной боли и потерь, применяет отрицание.

Эта брошюра поведёт Вас по пути понимания и приня­тия отрицания как законного инструмента, и имеющей силу и место стадии в процессе утраты, или принятия. И искать мы будем не то, как устранить отрицание, но способы, ко­торыми мы можем уменьшить отрицание - своё собствен­ное и других, и пути применения этих способов в жизни.

ИНСТРУМЕНТ ИЛИ ОРУЖИЕ?

Однажды, роясь на чердаке, семилетняя Марси нашла любимый балетный костюм, из которого давно выросла. Несмотря на протесты матери, она втиснулась в него и носила весь день, не обращая внимания на свой абсурд­ный внешний вид.

У Джанет старшая четырнадцатилетняя дочь, внезапно стала плохо успевать в школе, перестала слушаться, убе­гала из дома, общаясь с приятелями, делавшими то же самое. Несколько раз Джанет находила марихуану, скатан­ную в папиросы в спальне ребёнка. Дважды ребёнок при­ходил домой, спотыкаясь, нечленораздельно бормоча что-то, пьяный. Когда сосед предположил, что дочь Джанет возможно стала химически зависимой, Джанет лишь пожа­ла плечами: «Только не моя дочь», - заявила она.

Из-за чрезмерной выпивки, Дон просрочил водительс­кие права и потерял работу. Под угрозами жены развес­тись с ним, он неохотно пошёл в амбулаторную программу лечения от алкоголизма. «Не могу понять, что вы все суе­титесь, - говорил Дон своему адвокату, - выпивка не вре­дит мне. Я могу управлять этим. Я - не алкоголик».

Что же это за туман, который душит людей, заклинивает их восприимчивость и ослепляет видение действительнос­ти? Какого рода изменения имеют место, превращая ра­зумных людей в иррациональные существа? И как люди могут, становясь такими иррациональными, заявлять, - «Всё это - неправда», - когда на самом деле - правда?

Этот туман называется отрицанием. И не то, чтобы люди не верят действительности; просто они вовлечены в про­цесс, предотвращающий их веру в неё.

«Испытывая большой стресс, мы закрываем наше пони­мание иногда эмоционально, иногда интеллектуально, а иногда - физиологически», - объясняет Клаудия Л. Джеветт в книге «Помощь детям при разводе и потере родите­лей». «Вступает в действие врождённый механизм, отсеи­вающий разрушительную информацию и предохраняющий нашу личность от перегрузок. Физиологи пишут, что отри­цание - это сознательная или бессознательная защита, применяемая психикой каждого из нас, для избегания, уменьшения, или предотвращения беспокойства, в угро­жающих ситуациях». Джеветт продолжает: «Мы использу­ем отрицание, чтобы закрыться от понимания вещей, ко­торые были бы слишком тревожащими, если признать их правдой».1

Когда мы отрицаем, - в голове у нас происходит «ко­роткое замыкание». Нас «клинит». Отрицающий человек мо­жет лгать, упрямо отказываясь признавать правду, зани­маться умственной гимнастикой, с целью логично объяс­нить нелогичные вещи, и защищать их от других точек зре­ния с энергией и мощью разъярённого индейского воина, защищающего племенную территорию. Но такой человек поступает так не только по отношению к другим. Он посту­пает так же и в отношении самого себя.

Ноэль Ларссен, лицензированная физиолог - консуль­тант, так определила отрицание на Конференции по ис­правлению последствий сексуального насилия Штата Мин­несота. «Отрицание - это не ложь, - это не дозволение себе знать, какова действительность».

Отрицание залегает глубоко. Мы врём сами себе. Ког­да некое понимание действительности угрожает травми­ровать нас, мы прячемся в убеждение: «это неправда».

Какие же зазубренные грани жизни, вызывают у нас это временное заблуждение? Люди могут отрицать чувства, мысли, события, извращая условия, ситуации, проблемы, болезни и даже саму смерть. Мы отрицаем материальное и неосязаемое. Люди отрицают всё, что только возможно отрицать, - но, что мы обычно отрицаем - это то, что, мы потеряли, теряем, или догадываемся, что теряем что-то важное для нас.

Потери могут быть незначительными как пятирублёвая монета или столь же существенными как здоровье. Люди теряют всё, что только может быть важным: любовь, лю­бящих людей, самоуважение, веру в Бога, доверие, мечты, рабочие места, здоровье, деньги, имущество, независимость и даже зависимость. Люди могут терять вещи, важ­ные для них, но для других трудно определяемые как поте­ри, например, - нездоровые отношения с людьми или хи­микалиями. Все виды потерь побуждают людей всех типов применять отрицание. Как сильно, долго и разнообразно мы отрицаем! И занимаемся этим при ошеломляющей под­держке недоверия и неприязни.

Мы противостоим действительности минутами, часами, днями или месяцами. Мы проводим даже годы, скитаясь и натыкаясь во тьме на острые углы реальности.

Иногда, отрицание используется, чтобы совершить то, что некоторые рассматривают как положительные, герои­ческие дела. Забывая о боли, профессиональные футболь­ные игроки, - со сломанными костями,— бегут вдоль поля, чтобы выиграть право на штрафной удар. Больные матери игнорируют собственные болезни, чтобы заботиться о ма­леньких детях. Вспомните историю бизнесмена, который, после ранения в авиационной катастрофе, продолжал ны­рять в ледяную реку, чтобы спасти товарищей-пассажи­ров, пока, наконец, не умер от ран, холода и истощения.

Отрицание серьёзно. Алкоголики, отрицая свою болезнь, упиваются до смерти. Наркоманы, отрицая, что имеют про­блему, становятся всё более больными. Созависимые от алкоголиков и наркоманов, отрицая воздействие болезни на самих себя, продолжают вредить себе и другим, ис­пользуя отрицание.

Эта проблема болезненна и очевидна. Человек, отрица­ющий действительность, не признаёт и решения пробле­мы. Отрицание устраняет возможность изменить что-либо, одновременно отрицая проблему. Отрицаем ли мы про­блемы с автомобилем, дефекты характера или проблему с этиловым спиртом, мы не собираемся исправлять их, за­являя: «всё в порядке».

Мы одновременно и хрупкие, и крепкие существа. У нас есть большие способности, чтобы допустить и вынести из­менения, боль и потери. Замечательно, что, принимая их, мы можем стать даже более зрелыми, чувствительными и любящими. Но сначала, когда потери приходят в нашу жизнь, многие из нас начинают говорить: - «Нет. Это не может быть правдой. Этого не может случиться со мной». Отрицание - амортизатор души.

Отрицание - нормальный, естественный, инстинктивный ответ на потери. Оно - инструмент успеха, как говорят не­которые - дарованный Богом, и используемый нами, что­бы справляться с болью. Мы отрицаем потому, что нам это нужно. Отрицание нужно нам, чтобы соприкасаться с бо­лью или проблемами, ничего не предпринимая, до тех пор, пока мы не станем готовыми и способными иметь с ними дело. И некоторым из нас потребуется более длительное время и немного большая помощь, чем другим, чтобы «под­готовиться».

Вы спросите: - «Не лучше ли принятие? Разве человек не должен стремиться видеть вещи реалистично?» Спра­ведливые вопросы. Да, принятие лучше. И конфронтация, и интервенция, применяемые осторожно и должным обра­зом, являются хорошими терапевтическими инструментами.

Не стоит никого поощрять выбирать или продолжать использовать отрицание. Но мы можем иметь в виду, как это ни парадоксально, что отрицание может быть (и часто является) первым шагом на пути к принятию.

ОТРИЦАНИЕ - ЧАСТЬ ПРОЦЕССА

Люди часто неправильно истолковывают принятие. «Толь­ко примите это», говорят они, как будто принятие является отдельным действием, подобным закрытию двери холодиль­ника.

Лично мне, принятие даётся не так легко. Я не могу сразу отреагировать с умиротворением, на причинённую боль или проблемы. Сегодня я, обычно, благодарна и до­вольна тем, что являюсь выздоравливающей алкоголичкой и наркоманкой. Я думаю, что это прекрасно - выздоравли­вать от того и от другого.

Однако, когда в 1973 году мне впервые сказали, что я алкоголичка и наркоманка и должна буду воздерживаться от веществ, изменяющих сознание, если хочу жить, я не была в восторге от этой новости. Тогда я не думала, что это было прекрасно. Я прошла через процесс, чтобы вос­принять свой диагноз. Плохие новости не станут немед­ленно хорошими, или даже нейтральными. Большинство из нас сопротивляются, доверяя своим убеждениям и чув­ствам прежде, чем, смогут приспособиться к потере. Мы проходим через процесс.

Элизабет Кюблер-Росс первой отследила и задокумен­тировала этот процесс в пять стадий, - процесс утраты, -работая с неизлечимо больными стационарными пациен­тами. Она идентифицировала этот процесс, как путь, кото­рым большинство умирающих людей реагирует и достига­ет принятия своей надвигающейся смерти. В прошлом, многие профессионалы помогающих профессий, считали, что люди проходят через эти стадии по пути к принятию всех потерь. В программах некоторых лечебных центров и сегодня считается, что процесс принятия утраты напрямую связан с принятием и выздоровлением от компульсивных болезней типа алкоголизма, наркотической зависимости, переедания, и беспорядочных азартных игр потому, что эти болезни производят так много потерь.

Мы проходим те же стадии процесса, - только с иной скоростью и эмоциональным напряжением, - когда про­пускаем важный звонок по телефону, получаем вызываю­щий недовольство нагоняй, теряем работу, или разводим­ся. Мы огорчаемся всякий раз, когда испытываем измене­ния - даже желательные изменения - так как любые изме­нения означают, что мы оставляем что-то позади, чтобы начать продвигаться по пути к новому.

«Независимо от того, насколько тривиальной может по­казаться потеря, - всякий раз мы проходим через один и тот же процесс, хотя длина и интенсивность опыта могут отличатся. Могут потребоваться годы, чтобы оправиться от главной потери. Но все признаки утраты и её принятия также могут быть полностью испытаны и за десять секунд», - пишет Джеветт.

Не имеется никаких правил по поводу того - как долго будет длиться каждая стадия; не существует никаких указаний - сколько времени займёт весь процесс. Это будет зависеть от характера потери, от того, насколько мы под­готовлены, чтобы иметь дело с потерей, как мы справля­лись с другими потерями, и даём ли Богу время порабо­тать. Люди будут находиться в этом процессе столько, сколь­ко им необходимо будет его прорабатывать. Взросление человека сложнее созревания цветов или овощей.

Хотя пять разных стадий и разделяются на бумаге, -прохождение через них может нами не осознаваться. Ста­дии могут накладываться; мы можем одновременно испы­тывать больше чем одну стадию. Мы можем возвращаться к предыдущим стадиям. Мы можем быть в различных ста­диях процесса по поводу двух или более потерь одновре­менно. Мы можем сталкиваться с отрицанием по три раза на дню.

Иногда, в случае продолжающихся потерь, мы никогда не сможем достигнуть постоянного принятия. Это истинно, когда потери продолжают затрагивать нашу повседневную жизнь Родители детей-инвалидов могут пребывать в ста­дии печали всю жизнь - особенно, когда появляются всё новые препятствия для развития ребёнка. Поскольку алко­голизм - пожизненная, неизлечимая болезнь, и поскольку он хитёр и коварен, алкоголики никогда не смогут уверен­но сказать, что достигли окончательного принятия своей болезни. Заявляя об окончательном принятии болезни, они сильно рискуют вернуться к отрицанию её наличия и это - одна из самых важных причин для них, чтобы продолжать выздоравливать, посещая встречи А.А. Постоянное приня­тие требует и постоянного внимания.

Принятие - духовный процесс. Это опыт проживания и отпускания. Я слышала, как разные люди называют его го­рем, трауром, прощением и процессом заживления. Эстер Олсон, консультант и автор, дала моё любимое описание. «Это - способ, которым Бог работает с нами», сказала она.

Ниже приводятся описания каждой стадии:

Отрицание

Отрицание - первая реакция на потерю. Так же, как се­рьёзная физическая боль или ущерб могут заставить наше тело пережить шок, эмоциональная и умственная боль может вызвать подобную реакцию в наших чувствах, ин­теллекте и, иногда, в теле. Мы цепенеем, нас «замыкает». Некоторые врачи называют это «блоком». Большинство профессионалов соглашается, что обычно это - не полный блок. Какая-то часть нас знает или подозревает правду. Мы только не готовы или неспособны сейчас иметь с ней дело.

Снова, не имеется никакого правила для того, как долго продлится отрицание. Каждый человек и каждая ситуация уникальны. Обычно люди отрицают до тех пор, пока не по­чувствуют себя достаточно в безопасности, чтобы начать справляться с потерей другим путём.

Наконец, однажды человек преодолевает отрицание, однако, ещё не время греться в принятии. Время пришло. В аду не знали такой ярости, какую познаёт тот, кто пере­двигается в следующую стадию.

Злость

Эта стадия характеризуется виной, завистью, негодова­нием и иногда буйством. Наша злоба может быть опреде­лённой и адресно направленой, или может быть общей, беспорядочно разбрасываемой в окружающий мир. Она может быть рациональной или иррациональной, оправдан­ной или необоснованной, разумной или бессмысленной. Мы можем пинать кота и кричать на детей, но в действи­тельности мы безумствуем не на них. Мы злимся из-за потерь. Мы можем обвинять других и себя за то, где мы теперь оказались. Мы можем завидовать тому, кто ещё имеет то, что мы уже потеряли. «Почему он может выпить коктейль перед обедом и не накачаться до потери созна­ния к полуночи?» Мы можем бесконечно взывать к спра­ведливости и продолжать питать и изрыгать разрушитель­ные чувства, или взрываться в глубоком и сильном возму­щении. Иногда эта ярость может быть опасной, как для человека, её чувствующего, так и для человека, являюще­гося её объектом.

На этой стадии мы переключаемся с «Только не я!» на «Почему я?!», «Это - ваши проблемы!», и «Это нечестно!».

Мы безумны. И, обычно, под своей злобой скрываем стра­хи, чувства вины, и позора.

Так же, как раньше нам нужно было отрицать, теперь нам нужно злиться. «Нужно хорошо пройти через эту ста­дию», говорит Олсон. «Злоба сожжёт нас, если с ней ниче­го не делать. Но при этом важно выражать злость безопас­ным образом».

Торговля

После того как ярость будет выпущена, мы можем про­бовать совершить сделку, предотвращающую или отодви­гающую потерю. Эти переговоры могут проводиться с Бо­гом или вообще с жизнью. Эта стадия обычно характери­зуется заявлениями типа: если.., - то.., измеряющими то, что мы дадим против того, что получим. Иногда наши сделки конструктивны, реалистичны и срабатывают. «Если мы по­лучаем помощь в браке, тогда нам не надо будет разво­диться». «Если я получаю помощь в проблеме пьянства, тогда мне не надо будет умирать».

Однако, обычно, наши сделки не столь реалистичны. Алкоголик может попробовать сделку по контролю чтобы пить только пиво, или выпивать только один раз в одни выходные за месяц. «Я продолжала думать, что если дей­ствительно хорошо вычищу дом на сей раз, тогда он не станет злиться и пить» - говорила супруга одного алкого­лика. Мы торгуемся в случаях, когда больше не можем от­кладывать неизбежное.

Депрессия

Мы теперь передвигаемся в период печали. Даже тог­да, когда мы вначале говорили: «Это не может быть прав­дой», мы, тем не менее, плавно продвигались к этому мо­менту. Это - возможно квинтессенция печали - оплакива­ние потери во всей её полноте. Это - пик процесса приня­тия, и это - эмоциональная боль в самом чистом её виде. Мы скорбим по тому, что потеряли, и по тому, что потеря­ем в будущем. Сейчас - время плакать.

Эта печаль может длиться часы, дни, недели, или меся­цы. «Процесс только начинается, когда мы покорно сдаёмся», говорит Олсон. «Депрессия исчезнет только тогда, когда процесс будет проработан».

Принятие

Когда нам больше не надо блокировать злость, торго­ваться и когда прожито горе, тогда мы достигнем стадии, называемой принятием.

«...Это не значит безропотно и безнадёжно «махнуть рукой», это не ощущение того, что «все средства исполь­зованы» или «я просто больше не могу бороться с этим», хотя мы слышим и такие утверждения тоже...», - пишет Кюблер-Росс в работе «Смерть и умирание». «...Всё это указывает на начало окончания борьбы, но это - не пока­затель принятия. Ошибочно ждать, что принятие должно быть счастливой стадией. Оно почти лишено чувств. Это - как будто боль ушла, борьба закончена...»3

Мы находимся в мире с тем, что есть, и свободно при­знаём наше бессилие перед этиловым спиртом или алко­голиком. Бог даровал нам разум и душевный покой, при­нять то, что мы не в силах изменить.

После принятия, мы растём. Это подразумевает, что мы не просто вынесли опыт, а были изменены или улучшены произошедшим с нами. В некотором роде, мы видим себя обогащёнными. Если мы ещё не видим, каким образом это пошло нам на пользу, то, по крайней мере, хоть немного верим в то, что это было правильно, что всё хорошо, и что когда-нибудь мы поймём предназначение этого.

Мы можем принять потерю и расти, но это нелёгкое путешествие и причём не особенно удобное. Нас будет часто подбрасывать на ухабах. В начальный момент мы можем чувствовать панику и шок. В течение этого путеше­ствия, мы можем чувствовать себя смущёнными, уязвлён­ными, одинокими и изолированными. Мы можем испыты­вать ощущение неуправляемости. Мы должны положиться на милость Силы, более могущественной; мы должны цеп­ляться и надеяться. Во всех стадиях кроме отрицания, надежда - путь выживания. Важно понимать и проходить че­рез этот процесс. Это здраво, выгодно и необходимо для принятия.4

Прохождение этого процесса также важно для нашего здоровья. Печаль и слёзы не новость в этом десятилетии или столетии. Иисус упоминал это в блаженствах: «Бла­женны плачущие, ибо они утешатся».5 В поиске, понима­ния, что означает «блаженны», министр и физиолог До­нальд Л. Андерсон, перефразирует этот стих в книге «Боль­ше Чем Благословенны». «...Здоровее те, кто плачут, - пи­шет он, - только очень недавно мы начали осознавать, что отрицание горя означает отрицание естественной челове­ческой функции и что такое отрицание иногда производит страшные последствия, - продолжает он, - горе, как и лю­бое подлинное чувство, сопровождается некоторыми фи­зическими изменениями и выпуском некоей формы психи­ческой энергии. Если эта энергия не будет израсходована в нормальном процессе огорчения, то она начнёт разру­шать человека изнутри... Расплатой за нерастворённую печаль может быть даже физическая болезнь... Любой слу­чай, любое понимание, содержащее для Вас ощущение потери, может, и должно быть оплаканным. Это не означа­ет жизнь, состоящую из непрерывной печали. Это означа­ет признание честного чувства, вместо постоянной необ­ходимости смеяться от боли. Не только допустимо призна­вать горе, сопутствующее любой потере, но это и наибо­лее здоровый выбор».6

И это помогает понять горе. Люди, которых ранили, про­ходят через это. Мы должны дать себе, и другим, свободу бороться, чувствовать, и говорить об этом - если они того желают.

Помните Марджори в первой части этой брошюры? Выз­доравливающую алкоголичку, потратившую семь лет на отрицание того, что её муж был алкоголиком? После того,

 

(4 Там же, стр. 78

5 Новый Завет, Версия Кинга Джеймса, Матфей 5: 4

6 Андерсон, Дональд Я, Ph. D., «Больше Чем Благословенны», (Wheaton 111: Издательский Дом Tyndale, 1981), стр. 18)

 

как она прекратила отрицать, она прошла через интенсив­ные периоды злобы и депрессии. Всё это время она была испугана и сбита с толку. «...Я думала, что схожу с ума, - признавалась она. - У меня не было такой депрессии с тех пор, как я прошла курс лечения собственного алкоголизма».

Когда Мардж поняла, что не сошла с ума, а испытывала горе, она почувствовала себя лучше. Она всё ещё грусти­ла, но уже понимала - почему. Всё стало нормально. Она была в порядке.

Понимание процесса не устранит необходимости про­хождения через него, но понимание поможет нам рассла­биться, стать менее напуганными и работать с отрицани­ем, вместо того, чтобы с ним бороться. И мы сможем ока­зывать большую помощь другим.

Теперь, когда мы исследовали место отрицания в схе­ме принятия, давайте обсудим, на что похоже отрицание, изнутри и снаружи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: