объектно-ориентированное программирование




на языке java

 

Одна из самых важных тем при изучении любого объектно-ориентированного языка – это понятие класса и приемы объектно-ориентированного программирования.

Класс – это базовый элемент объектно-ориентированного программирования. Он представляет собой шаблон для создания объектов, экземпляров класса. Класс объединяет в себе методы и поля, которые описывают поведение объекта этого класса.

Пример, который наглядно показывает, что собой представляет объектно-ориентированное программирование, – это описание какой-нибудь фигуры, например окружности. Для того, чтобы описать класс объектов, характеризующих окружность, объявим класс Circle. Это будет выглядеть следующим образом:

class Circle

{

}

Пока описанный класс не имеет ни одного поля и ни одного метода. Теперь добавим в описанный класс поля для координат центра окружности и радиуса, которые определяют окружность:

class Circle

{

int x, y, Radius;

}

Теперь объекты (экземпляры) этого класса могут иметь свои собственные значения этих полей.

Любая программа на Java – это класс, который имеет метод main(). Причем имя этого класса должно полностью совпадать с именем файла. Создадим основной класс программы МуАррl и сохраним его в файле МуАррl. java:

class МуАррl

{

public static void main (String argv[])

{

}

}

Теперь добавим к этой программе описанный класс Circle и создадим несколько объектов этого класса в методе main() класса МуАррl:

class МуАррl

{

public static void main (String argv[])

{

Circle c1, c2;

c1 = new Circle();

c2 = new Citcle();

c1.x = 100; c1.y = 90; c1.Radius = 20;

c2.x = 200; c2.y = 100; c2.Radius = 20;

}

}

class Circle

{

int x, y, Radius;

}

В этом примере мы имеем две разные окружности. У каждой из них есть свой радиус и свои координаты центра.

Для того, чтобы определить какие-нибудь действия над экземплярами класса Circle в нем нужно определить соответствующие методы. Например, метод show() (показать) и hide() (спрятать) окружность. При выполнении своей работы эти методы будут пользоваться свойствами класса Circle, т.е. координатами центра и радиусом. В этих методах описываем соответственно прорисовку окружности и ее сокрытие.

Не останавливаясь на реализации этих методов, подчеркнем, что главное – это усвоить, что любой метод соответствующего класса может пользоваться уже существующими свойствами этого класса как заранее определенными переменными.

Public void show()

{

// рисуем окружность

}

Public void hide()

{

// убираем окружность

}

Можно определить еще несколько методов этого класса. Предположим, нужно реализовать объекты часы – Clock, которые будут состоять из окружности и одной секундной стрелки, движущейся по этой окружности. В этом случае подойдет уже описанный класс Circle. Для того чтобы использовать его со всеми его свойствами и методами в новом классе Clock, воспользуемся таким понятием объектно-ориентированного программирования, как наследование. Создадим класс-потомок Clock, который унаследует методы и свойства класса Circle.

class Clock extends Circle

{

}

Теперь у класса Clock есть все те свойства, которые были в классе Circle: это координаты центра и радиус. Для того, чтобы реализовать в полной мере класс Clock, необходимо объявить еще одно поле. Это поле будет хранить текущую позицию секундной стрелки. Так как полный оборот стрелки 60 секунд, то для этого свойства будет достаточно разрядности типа byte.

class Clock extends Circle

{

byte sPos;

}

После этого к классу Clock добавляем методы start() и stop(), которые будут запускать и останавливать часы. Прорисовка часов реализуется в соответствии со значениями полей х, у, Radius и sPos.

Public void start()

{

//запустить часы, начиная со значения sPos

}

Public void stop()

{

//остановить часы, при этом не обнуляя значение свойства sPos

}

На примере класса Clock познакомимся более подробно с понятием конструктора в Java. Конструктор – это тот же метод класса, имя которого совпадает с именем класса. Он используется для инициализации свойств класса и при выполнении необходимых действий при создании экземпляра класса. В нашем случае важно при создании экземпляра объекта Clock задать начальные значения всем свойствам этого класса, в том числе и начальной позиции секундной стрелки часов sPos. Для создания конструктора определим метод класса Clock с таким же именем:

Clock (int px, int py, int pRadius, int psPos)

{

x = px;

y = py;

Radius = pRadius;

SPos = psPos

}

Важно, что конструктор ничего не должен возвращать.

Итак, наш класс в общем виде будет выглядеть следующим образом:

class Clock extends Circle

{

int sPos;

Clock (int px, int py, int pRadius, int psPos)

{

x = px;

y = py;

Radius = pRadius;

sPos = psPos

}

Public void start()

{

// запустить часы, начиная со значения sPos

}

Public void stop()

{

// остановить часы, при этом не обнуляя значение свойства sPos

}

}

В итоге имеем два класса: Circle и Clock. Методы и свойства класса Circle наследуются классом Clock.

Приведем пример использования класса Clock в методе main() какого-нибудь из классов основной программы:

public static void main(String argv[])

{

Clock cl;

cl = newClock (150, 150, 50, 0);

cl.start (); // часы пошли.

Этот метод лучше реализовывать в отдельном треде (потоке), чтобы затем можно было

// из любого места основной программы их остановить.

}

Относительно конструкторов важно отметить, что в Java реализован собственный сборщик мусора, обеспечивающий удаление из памяти своих объектов.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Пример программы получения окружности на Java.

2. Пример программы получения двух окружностей на Java.

3.

9. Краткий обзор языков программирования

 

Известно, что существует несколько сотен языков программирования. Дадим краткий обзор лишь тех из них, которые в свое время получили наибольшую известность или которые широко распространены в настоящее время.

ABC – интерактивный язык и среда разработки, который по замыслу создателей должен был заменить Basic. Первоначально предназначенный для начинающих, АВС развился в мощный язык, подходящий как новичкам, так и профессионалам.

Ada – язык, разработанный с целью обеспечить создание программных систем с многолетним сроком службы и высокой степенью надежности. Создан по заказу и состоит на вооружении министерства обороны США. Сравнительно с другими языками, ADA обнаруживает большое количество ошибок в ходе компиляции программ. Для предотвращения возможных ошибок в ходе выполнения используется механизм обработки исключений.

Algol – язык, ставший важной вехой в развитии языков программирования. Логичный и математически строгий, до сих пор применяется для записи алгоритмов.

APL – язык математической обработки данных. Отличительной особенностью является использование нестандартных символов и компактной мощной нотации.

Basic – язык и среда, разработаны в 1964г в Дортмутском колледже. Basic создавался как очень простой в изучении язык, который было бы легко компилировать. Авторы отводили ему роль первого шага на пути к изучению других языков.

С – третья буква английского алфавита, название языка программирования, разработанного Деннисом Ричи в начале 70-х годов. Использован для реализации операционной системы Unix. Часто характеризуется как «переносимый ассемблер».

С++ – расширение языка С. В частности, С++ поддерживает объектно-ориентированное программирование. Разработан Бьерном Страустрапом.

Cobol – ориентирован на разработку программ для обработки коммерческих данных и управления бизнесом. Используется до сих пор.

Fortran – первый язык программирования высокого уровня. Главное применение – числовые расчеты. Используется до сих пор.

J – язык общего назначения очень высокого уровня. Характеризуется сильной ориентацией на функциональное программирования и обработку массивов. Включает средства переопределения операций. Хорошо подходит для программирования сложных аналитических задач и моделирования.

Java – С-подобный объектно-ориентированный язык для программирования Internet-приложений.

Lisp – язык обработки списков. Предназначен для решения задач искусственного интеллекта. Разработан в конце 50-х Джоном Мак-Карти. В основу языка положена идея списков переменной длины и деревьев в роли основных типов данных, а также возможность интерпретации кода программы как данных и наоборот.

Logo – язык, призванный служить средством обучения программированию не только взрослых, но и детей. Он сконструирован так, чтобы новичок мог сразу начать писать первые программы, получая от этого удовольствие. Не менее важно, что язык, в то же время,достаточно мощный, чтобы отвечать потребностям уже искушенного программиста.

Modula-2 – последовавший за Pascal язык программирования Никлауса Вирта. Предназначен для реализации крупных программных проектов в профессиональном стиле, а также разработки встроенных систем реального времени.

Modula-3 – язык, расширяющий Modula-2. Разработан в конце 80-х компаниями DEC и Olivetti. Поддерживает сборку мусора, объектно-ориентированное программирование и спецификации компонентного программного обеспечения.

Pascal – язык, разработанный Виртом для целей обучения. Pascal включает в себя элементы, общие для большинства языков программирования. Жесткие правила языка делают написание программ с ошибками довольно трудным делом.

PL/1 – язык общего назначения, который по замыслу IBM должен был вытеснить специализированные языки программирования. PL/1 предназначался не только для программирования в сфере коммерции, науки и инженерного дела, но для системного программирования. Однако эта идея не удалась.

Prolog – язык искусственного интеллекта. Реализует концепцию логического программирования. На этом языкенаписаны многие экспертные системы, позволяющие делать выводы на основе имеющихся факторов и обширной базы правил, представленных в виде “если - то”.

Simula – объектно-ориентированный язык, разработанный в 1967 году. Широко применяется практически для всех видов обработки данных. Стандартизирован в 1986 году. Язык Simula реализован почти на всех моделях компьютеров: от больших машин до персональных.

В настоящее время продолжается разработка и эксплуатация новых языков программирования. Рассмотрим некоторые из них.

Python – это интерпретируемый, интерактивный, объектно-ориентированный язык высокого уровня с открытым исходным кодом.

Python («Питон») – сравнительно новый язык программирования, разработан Гвидо Ван Россумом (Guido Van Rossum) в 1991 году. Некоторые свои особенности Python позаимствовал из языка АВС, одновременно устранив некоторые присущие АВС проблемы. Имея опыт работы с Modula-2+, Ван Россум применил в Python синтаксис и семантику исключений, заимствованные из Modula-3. Python назван не в честь змеи, а по названию комедийных серий 70-х годов на телевидении ВВС «Monthy Python’s Flying Circus» («Летучий цирк Монти Питона»). По замыслу создателя имя должно быть коротким, уникальным и чуть таинственным. Являясь почитателем теле-шоу, он посчитал, что Python – отличное имя для языка программирования.

Python поддерживает все основные платформы современных компьютеров от Unix до MacOS.

Python наряду с Java и Perl широко используется в организации динамических Web-сайтов. Благодаря модулям для подключения к базам данных из Python-программ, можно работать с Oracle, Interbase, PostgreSQL, MySQL и другими реляционными базами данных. На основе Python можно строить непрерывно работающие системы реального времени. Для этого предусмотрена возможность перезагрузки модулей в работающую программу без ее остановки. Python дает отличную возможность создавать приложения, работающие в сети. Существует версия Python, которая компилируется в байт-коды виртуальной Java-машины и прозрачно поддерживает Java-модули и Java-классы, давая разработчику выбор языка программирования на Java-платформе. Язык имеет хороший набор инструментов для обработки XML-документов.

Python имеет очень простой синтаксис, поэтому считается одним из перспективных средств распространения массовой компьютерной грамотности. При этом он обладает исключительной мощью, поэтому позволяет ставить и решать задачи с недосягаемой ранеесложностью. Python вполне заслуженно называются языком программирования для школьника и академика.

Delphi 6. Это новый проект компании Borland. Delphi 6 – самый быстрый разработчик и создатель приложений для Windows, который теперь поддерживает все самые распространенные функции и серверы Web. С его помощью индивидуальные или корпоративные пользователи смогут создавать e-business пакеты и приложения следующего поколения.

Delphi 6 – это мощное высокопродуктивное средство для разработки приложений. Он помогает сделать любой проект в кратчайшие сроки. Данное средство создания приложений обеспечивает возможными современными стандартизированными утилитами для контроля и доводки бизнес-данных. Он совместим с Linux, а также поддерживает программирование баз данных для Access, DB2, Dbase, FoxPro, InterBase, Informix, MS SQL, MySQL, MyBase, Oracle, Paradox, Sybase.

MI-Tech. Британская компания разработала технологию, позволяющую создавать программы на естественном языке. Боб Бреннан, программист из британской компании Synaps Solutions, утверждает, что ему удалось разработать язык программирования MI-Tech, который не требует изучения. Чтобы создать программу, достаточно просто изложить на обычном английском языке, как она должна работать.

До сих пор все используемые языки программирования имели строгий синтаксис. Основной причиной для этого была необходимость исключить неправильное понимание, которое могло возникнуть из-за неоднозначностей, которые нередко встречаются в естественных языках. Однако сейчас технологии достаточно развиты, и компьютер вполне способен сам разобраться в неоднозначностях и преобразовать текст на естественном языке в машинный код.

Пока словарь MI-Tech довольно ограничен: в нем всего лишь несколько сотен слов. Такого их количества хватает для большинства задач, которые приходится решать.

Главным результатом применения MI-Tech может стать резкое сокращение времени, которое приходится затрачивать на разработку программ. На то, чтобы создать крупную программу вручную, у программистов обычно уходит не один месяц. При помощи MI-Tech сложная программа, написанная на традиционном языке программирования, может быть заменена на небольшое двух-трехстраничное текстовое описание.

D. Автор компилятора Zortech С++ Уолтер Брайт объявил о создании нового языка программирования – D. Этот язык является развитием идей, заложенных в языке Си и является компилятором. По словам автора, – это практичный язык для практичных программистов. Он позволяет работу сделать быстро, надежно и легко. Помимо синтаксиса, сходного С, язык D может подключать функции из библиотек С. Поскольку D – это язык более высокого уровня, чем С, он включает ряд характерных возможностей таких языков. Он содержит встроенный сборщик мусора, поддерживает концепцию контрактного проектирования, согласно которой, можно определять предусловия и постусловия для функции, инварианты классов и assert-контракты.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Обзор классических языков программирования.

2. Обзор новых языков программирования.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Блиц-обзор языков программирования. Компьютерная газета, № 31, 1999.

2. Прикладная информатика: Сб. статей. – Вып.1,2. М.: Финансы и Статистика, 1986.

3. Клоксин У., Меллиш К. Программирование на языке Пролог. М.: Мир,1987.

4. Дедков А.Ф. Логическое программирование. М.: Знание, 1988.

5. Стерлинг Л., Шапиро Э. Искусство программирования на языке Пролог /Пер. с англ. М.: Мир, 1990.

6. Доорс Д., Рейблек А.Р., Вадера С. Пролог – язык программирования будущего /Пер. с англ. М.: Финансы и Статистика, 1990.

7. Мир ПК, №2, 1988; №2, 3, 1990.

8. Малыхина М., Частиков А. Языки программирования, Пролог //Вычислительная техника и ее применение. Новое в жизни, науке и технике, №2,1991.

9. Компьютер Пресс + CD-ROM. «Игры и онлайновые развлечения», №8, 1998 г.

10. Компьютерная газета, №10 от 12.03.2002.

11. Сузи Р. Python. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002..

12. Основы информатики: Учебн.пособие /А.Н. Морозевич, Н.Н. Говядинова, Б.А. Железко и др.. Под общ. ред. А.Н. Морозевича. Мн.: Новое знание, 2001.

13. Хоменко А. Самоучитель Microsoft Word 2000. СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1999.

14. Новиков Ф., Яценко А. Microsoft Office 2000 в целом. – Спб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2000.

15. Долженков В., Колесников Ю. Microsoft Excel 2000. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1999.


Глоссарий

 

№ пп Понятие Смысл понятия
1. Машинные языки Внутренние языки конкретных машин
2. Машинно-ориентированные языки Языки, связанные с определенной машиной и отражающие ее структуру
3. Алгоритмические языки Связанная синтаксической структурой система обозначений и терминов, содержащая исчерпывающие сведения о том, какие действия, над какими данными, и в какой последовательности надо выполнить, чтобы решить поставленную задачу
4. Процедурно-ориентированные языки Языки, предназначенные для описания отдельных классов алгоритмов
5. Проблемно-ориентированные языки Языки, предназначенные для описания не алгоритмов, а задач в терминах их предметной области
6. Объектно-ориентированные языки Языки, предназначенные для работы с объектами в зависимости от происходящих событий
7. Компилятор Транслирующая программа, обеспечивающая перевод с языка программирования на машинный язык без одновременного выполнения получаемой программы
8. Интерпретатор Транслирующая система, при которой трансляция исходной программы совмещена с ее выполнением
9. Основные символы Неделимые знаки, с помощью которых создаются сложные образования
10. Слова Сочетание символов алфавита конкретного языка, имеющих определенный смысл.
11. Выражения Сочетания групп слов
12. Оператор (предложение) задает описание некоторой части вычислительного процесса
13. Автоматизация программирования Применение совокупности приёмов, позволяющих производить машине некоторую часть работы, выполняемой человеком при программировании
14. Класс Объединение данных и обрабатывающих их процедур и функций. Данные называют переменными класса, а процедуры и функции – методами класса
15. События Возникают при работе с объектом, чаще всего при определённых действиях пользователя, иногда как результат действия системы

ТЕСТЫ

 

1. Начать создание макроса можно:

1. Выполнив команду: Сервис → Макрос → Начать.

2. Выполнив команду: Сервис → Макрос → Начало записи.

3. Нажав соответствующую кнопку на стандартной панели инструментов.

4. Выбрав команду Создать в меню Сервис.

5. Нажав соответствующую кнопку на панели управления режимом. протоколирования

6. Верного ответа нет.

 

2. При создании макроса мышь можно использовать для:

1. Выделения фрагментов текста.

2. Копирования абзацев.

3. Выбора команд меню.

4. Вставки фрагментов текста.

5. Перетаскивания элементов в окне документа.

6. Верного ответа нет.

 

3. При создании макросов можно использовать:

1. Только клавиатуру.

2. Клавиатуру, а мышь для выбора команд в меню.

3. Мышь и клавиатуру равноправно.

4. Мышь, а клавиатура лишь для набора текста.

5. Верного ответа нет.

 

4. Отладка макроса в режиме протоколирования – это:

1. Поиск ошибок в макросе.

2. Исправление ошибок в макросе.

3. Придание макросу визуально-приятного вида.

4. Верного ответа нет.

 

5. В процессе отладки, работая в режиме протоколирования макроса, можно:

1. Исправить все ошибки в макросе.

2. Исправить лишь ошибки набора информации на клавиатуре.

3. Исправить лишь ошибки неправильного использования мыши.

4. Исправить ошибки лишь неверного выбора команд меню.

5. Верного ответа нет.

 

6. Для вызова макроса можно создать свою панель инструментов:

1. Выполнив команду Вид → Панели инструментов → Настройка.

2. Выполнив команду Сервис → Параметры → Настройка.

3. Нажав на панели инструментов кнопку [Настройка].

4. Выполнив команду Файл → Создать → Панель инструментов.

5. Верного ответа нет.

7. Команду для вызова макроса можно инсталлировать:

1. Только в меню Сервис.

2. Только в меню Сервис или в меню Вид.

3. В любое меню.

4. Верного ответа нет.

 

8. Закончить создание макроса можно:

1. Нажав соответствующую кнопку на панели управления режимом протокола.

2. Выполнив команду Файл → Закрыть.

3. Выполнив команду Сервис → Макрос → Закрыть.

4. Выполнив команду Сервис → Макрос → Выход.

5. Верного ответа нет.

 

9. Сохранить макрос можно:

1. Выполнив команду Файл → Сохранить.

2. Выполнив команду Файл → Сохранить как.

3. Выполнив команду Сервис → Макрос → Сохранить.

4. Верного ответа нет.

 

10. Макрос можно запустить:

1. Используя команду Сервис → Макрос → Запуск.

2. Нажав соответствующую кнопку на панели инструментов.

3. Нажав соответствующие горячие клавиши.

4. Нажав назначенную группу клавиш.

5. Выбрав в меню Сервис соответствующую команду.

6. Выбрав назначенную кнопку на панели инструментов.

7. Выбрав соответствующую команду из меню Вид.

8. Выбрав любую кнопку на собственной панели инструментов.

9. Верного ответа нет.

 

11. Пошаговое исполнение макроса предназначено для:

1. Его отладки.

2. Добавления новых шагов.

3. Удаления устаревших шагов.

4. Перестановки шагов местами.

5. Выбора наиболее удачных шагов.

6. Систематизация шагов.

7. Верного ответа нет.


Тренинг умений [1]

Макросы в среде MICROSOFT WORD

Цель:

Ö научиться записывать макросы в режиме протоколирования;

Ö научиться создавать разные способы запуска макросов;

Ö научиться запускать макросы на выполнение.

Тренинг 1

Умение 1. Создать макрос, который изменяет цвет и размер шрифта в выделенном фрагменте текста. Назначить созданному макросу комбинацию клавиш.

Рекомендации по выполнению

Этот макрос используется для оформления заголовков. Последовательность действий для создания макроса будет такой:

1. Выделите заголовок или любой фрагмент текста в документе.

2. Начните запись макроса, выполнив команду Сервис → Макрос → Начать запись.

3. Введите имя макроса в появившемся диалоговом окне Запись макроса, в поле Имя макроса, например, Заголовок.

4. В этом же диалоговом окне Запись макроса, в разделе Описание, введите краткое описание того, что будет делать данный макрос, например, Оформляет заголовки.

5. В разделе Назначить макрос нажмите кнопку [клавишам].

6. В появившемся окне Настройка активизируйте поле Новое сочетание клавиш, затем нажмите любое сочетание управляющих клавиш, например, [Ctrl] или [Alt] и какую-нибудь алфавитно-цифровую клавишу, например, в целом [Alt+Z].

Внимание! Запомните то сочетание клавиш, которое вы назначили макросу.

7. Под этим полем появятся слова: Текущее назначение. Если далее в квадратных скобках стоит слово [нет],то это значит, что данная комбинация клавиш нигде ранее не назначалась, и её можно использовать, нажав кнопку [Назначить]. Назначенная комбинация клавиш перейдёт в поле Текущее сочетание клавиш. Это означает, что выбранная комбинация назначена данному макросу.

8. Нажмите кнопку [Закрыть] и затем [ОК].

Внимание! В результате на экране появится меню, состоящее из двух кнопок: [Остановить запись] прекращениезаписи макроса и[Пауза] временная приостановка записи макроса. Указатель мыши примет вид магнитной кассеты. С этого момента действия с использованием мыши не регистрируются (кроме выбора команд из основного и пиктографического меню). Поэтому, если требуется выполнить позиционирование курсора или выделение фрагмента текста, необходимо пользоваться клавишами перемещения курсора.

9. Выполните последовательность действий, непосредственно входящих в макрос, изменяющих цвет и размер шрифта предварительно выделенного текста:

· выполните команду Формат → Шрифт;

· в поле Цвет установите требуемый цвет, например, синий;

· в поле Размер – выберите нужный размер, например, 16, Arial Black;

· выравнивание – по центру.

10. Завершите запись макроса, нажав кнопку [Остановить запись] в пиктографическом меню, или выполните команду Сервис → Макрос → Остановить запись. Будет создан макрос с именем Заголовок, оформляющий заголовки в разработанном вами стиле.

11. Запустите макрос, предварительно набрав и выделив заголовок, например, Годовой отчёт предприятия, а затем нажав назначенные вами клавиши (у нас это [Alt+Z]). На экране увидите:

Годовой отчёт предприятия

Примечание. Теперь по нажатию комбинации клавиш [Alt+Z] любой выделенный участок текста будет оформляться как заголовок по заданному в макросе образцу.

Умение 2. Создать макрос, который форматирует таблицы: шрифт – 16, жирный, выравнивание – по центру, и назначить ему кнопку на панели инструментов.

Рекомендации по выполнению

 

1. Выполните команду Таблица → Добавить → Таблица, указав нужное количество строк и столбцов, например, три (3) столбца и четыре (4) строки и нажмите [OK].

2. Вызовите диалоговое окно Запись макроса, выполнив команду Сервис → Макрос → Начать запись.

3. Наберите имя и описание макроса, например, Таблица и Форматирует таблицу.

4. В поле Назначить макрос нажмите кнопку [панели].

5. В диалоговом окне Настройка выберите вкладку Команды. Нажмите на имя нужного макроса левой кнопкой мыши и, не отпуская, пробуксируйте его в то место на панели инструментов, куда желаете вставить кнопку с именем макроса.

6. Щёлкните по кнопке [Изменить выделенный объект], выберите любой значок для кнопки и нажмите [Закрыть]. Теперь начинается запись макроса:

· выделите таблицу, выполнив команду Таблица → Выделить → Таблица.

· выполните команду Формат → Границы и заливка. Сделайте рамку двойной линией, выберите цвет рамки – синий и нажмите [OK].

· снимите выделение, один раз нажав клавишу управления курсором – стрелка влево (←). После этого вы должны оказаться в первой ячейке таблицы.

· выполните команду Таблица → Выделить → Строка; для выделенной строки установите шрифт 16, жирный; выравнивание по центру, выполнив команду Формат → Абзац.

· Нажмите кнопку [Остановить запись].

7. Подготовьте любую таблицу, заполнив в ней имена столбцов, и примените макрос Таблица для ее форматирования.

 

     
     
     
     

 

Примечание. Теперь любую подготовленную таблицу можно оформлять в данном формате, нажав назначенную макросу кнопку на панели инструментов

 

Умение 3. Создать макрос, проектирующий макет объяснительной записки. Запустить макрос на выполнение стандартным способом.

Экономико-правовой факультет   ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 16.02.2016   Декану ЭПФ ХХХХХХХХХ
Я сегодня опоздала на занятия, т.к. все виды транспорта шли в обратную сторону.
Студентка 1-го курса, 2 гр. ЭУП   И.И. Иванова

Рекомендации по выполнению

1. Введите содержание объяснительной записки (без шапки документа). Это может быть строка любых символов.

2. Начните запись макроса: Сервис → Макрос → Начать запись.

3. В диалоговом окне Запись макроса назначьте ему имя, например, Записка и описание – Создаёт макет Объяснительной записки, нажмите кнопку [Закрыть].

4. Нажмите клавиши [Ctrl]+[ ], чтобы перейти в начало текста.

5. Над набранным содержанием записки напишите шапку документа (Экономико-правовой факультет, Декану ЭПФ и ФИО декана). Далее вставьте вид документа (ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА), вставьте также дату Вставка → Дата и время.

6. После вставки даты перейдите в начало набранного вами ранее содержания объяснительной записки [Ctrl]+[↓],перейдите в конец текста, нажав клавиши [Ctrl]+[↓].

7. Отступите пару строк и напишите свою должность, подпись и фамилию, у нас это оформительная часть. Перейдите в начало содержания записки и поставьте красную строку, нажав клавишу [Tab].

8. Остановите запись макроса.

9. Оформите содержательную часть объяснительной записки произвольного содержания, выделите её, затем запустите макрос, выполнив команду Сервис → Макрос → Макросы и активизировав созданный макрос, нажмите на кнопку [Выполнить]. На экране монитора должна появиться объяснительная записка той структуры, которая приведена в задании.

Примечание. Теперь любой текст, написанной вами объяснительной записки, вы можете оформить в предложенном выше виде, выделив его и вызвав макрос.

Умение 4. Создать макрос, проектирующий макет титульного листа. Назначить ему произвольный графический образ.

Рекомендации по выполнению

1. Наберите заголовок (название работы) в том месте страницы, где он должен стоять на титульном листе, сделайте выравнивание – по центру.

2. Начните запись макроса, введите его имя, например, Титульный лист. Укажите его назначение в поле Описание, например, Создаёт макет титульного листа:

· поместите курсор над набранным вами текстом (клавиши [Ctrl + ↑]). Установите параметры: выравнивание – по центру; шрифт – Times New Roman, 14, ж, все прописные. Введите текст МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Нажмите дважды [Enter] и шрифт – 11, введите учреждение образования «Белорусский институт правоведения»;

· отступив 3-4 строки, установите: выравнивание – по правому краю, шрифт – 14, ж, строчные. Введите название кафедры;

· отступив 9-10 строк, установите: выравнивание – по центру, шрифт – 18, ж, малые прописные. Наберите текст: Курсовая работа. На пару строк ниже, перед строкой заголовка курсовой работы введите слова на тему: шрифт – 14, ж;

· перейдите в конец набранного вами ранее заголовка с помощью клавиш [Ctrl+↓];

· отступив 5-6 строк, установите: выравнивание – по левому краю, шрифт – 15. Наберите текст: Выполнил студент;

· отступив еще 5-6 строк, установите: выравнивание – по центру, шрифт – 13, все прописные. Наберите текст: минск 2003.

· перейдите в конец набранного ранее слова на тему: с помощью клавиш [Ctrl+↑] и ®. Остановите запись макроса.

3. Установите панель инструментов Рисование и создайте графический объект, используя Автофигуры, например, Пятно1.

4. Установите указатель мыши внутри объекта, нажмите правую кнопку и выберите в контекстном меню команду Назначить макрос.

5. Когда будет выведено диалоговое окно Назначить макрос, выберите макрос Титульный лист и нажмите [ОК].

6. Наберите и выделите заголовок (название курсовой работы), к которому будете применять макрос, например: Тенденции развития ПК.

7. Запустите макрос, подведя указатель мыши к границе объекта (Пятно1) и при изменении его вида на указательный палец нажмите левую кнопку мыши. На экране появится титульный лист курсовой работы.

Примечание. Теперь любой текст (название курсовой работы) вы можете оформить как титульный лист, выделив его и вызвав макрос.

Тренинг 2

Умение 1. Средствами Word создать макрос с именем Перемена, изменяющий в выделенном фрагменте текста прописные буквы на строчные, а строчные на прописные. Запустить макрос на выполнение стандартным способом.

Рекомендации по выполнению

 

1. Наберите любой текст. Выделите его с помощью клавиш [Shift+Home].

2. Начните запись макроса, выполнив команду: СервисМакросНачать запись.

Внимание! В результате на экране появится меню, состоящее из двух кнопок: [Остановить запись] прекращениезаписи макроса и[Пауза] временная приостановка записи макроса. Указатель мыши примет вид магнитной кассеты. С этого момента действия с использованием мыши не регистрируются (кроме выбора команд из основного и пиктографического меню). Поэтому, если требуется выполнить позиционирование курсора или выделение фрагмента текста, необходимо пользоваться клавишами перемещения курсора.

3. Укажите имя макроса, набрав его в поле Имя макроса, у нас это



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: