ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА: РОССИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
И.П. Кененова, канд. юрид. наук доц.
Тип дисциплины по характеру ее освоения: дисциплина обязательна для освоения в первом семестре четвертого года обучения в бакалавриате.
Цели дисциплины: формирование у студентов компетенций, необходимых для правотворческой, правоприменительной и экспертно-консультационной деятельности в сфере государственного управления.
Задачи дисциплины:
– изучение механизмов действия верховной власти в Российской Федерации России и в зарубежных странах и правовых средств их регулирования;
– формирование системы знаний об основных способах, пределах и возможностях влияния права на практику институтов высшего уровня государственной власти;
– изучение исторических предпосылок, тенденций и особенностей верховного государственного руководства в странах различной региональной принадлежности, осмысления природы политических процессов в России и в зарубежных странах;
– формирование навыков аналитической оценки функционирования властных механизмов, определения перспектив рационализации государственно-властных институтов, создания и применения подходящих правовых средств влияния на верховную власть в интересах общества;
– освоение приемов эффективного юридического сопровождения процессов взаимодействия институтов гражданского общества и верховной власти на различных этапах конституционных циклов, в том числе выработка навыков продуктивного политического участия и квалифицированных правовых оценок;
– формирование и развитие полемических навыков, приемов конструктивного диалога и взаимодействия, в том числе в ситуации конфликта;
– умение выстраивать конституционно-правовую аргументацию по спорным проблемам, связанным с ограничением государственно-властных полномочий;
– умение объяснять взаимосвязь правовых норм и правоприменительных решений, анализировать законодательство и судебную практику с позиций соответствия конституционным предписаниям.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на конкретную работу обучающегося с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающегося: объем дисциплины составляет тризачетные единицы (108 часов, из которых 68часов составляет контактная работа студента с преподавателем (48 часов практические занятия, 20 мероприятия текущего контроля успеваемости), 40 часов – самостоятельная работа магистранта).
Входные [d1] требования для освоения дисциплины
Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, студент, приступивший к освоению программы данной дисциплины, должен
знать:
– основополагающие сведения по дисциплинам: «Конституционное право. Общая часть», «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права»;
– основные институты и проблемы науки конституционного права России и зарубежных стран;
– методологию правовых исследований, включая мировоззренческий и методический компонент;
уметь:
– оперировать основными конституционно-правовыми терминами, понятиями, категориями;
– осознанно отбирать и усваивать информацию, относящуюся к отдельным конституционно-правовым институтам России и зарубежных стран, в том числе в рамках междисциплинарных подходов;
владеть:
– начальными навыками работы с научными текстами, нормативными материалами, судебными решениями и иными юридическими документами;
– знаниями о взаимосвязи нормативных предписаний, общественно-политической и правоприменительной практики (России и зарубежных стран);
– базовыми навыками юридического письма.
Содержание дисциплины
Тема 1. Методология и цели сравнительно-правового исследования
Института президентства
Институт главы государства в России, США, Латинской Америке, в европейских государствах, в Азии и странах Арабского Востока: конституционно-правовой аспект. Традиции и новые подходы в методологии конституционно-правовых исследований, посвященных институтам верховной власти; их взаимосвязь с современными исследованиями по указанной проблематике в других социальных науках (истории, социологии, политологии и др.) Либеральное, марксистское и геополитическое и иные виды мировоззрения в изучении институтов верховной власти. Исторический и сравнительно-правовой методы в исследовании института президентства. Основные цели сравнительно-правового исследования президентства: совершенствование правовых средств рационализации высшей власти и (или) ограничение практики властвования?
Тема 2. Становление института президентства в западной традиции права и особенности эволюции верховной власти
Западная традиция права: понятие, циклы развития. Понятие «традиция власти». Этапы эволюции западной традиции власти. Глава государства (монарх, президент, председатель правительства) в исторической ретроспективе. Изменение институциональной формы и преемственность доктринальной проблематики верховной власти. Установление временных и пространственных пределов сравнительно-правового исследования института президентства (предыстория института: период с Х до XVIII в.; собственно история института: период с конца XVIII в. по настоящее время).
Определение особенностей западной и российской правовых традиций в аспекте изучения институтов верховной государственной власти. Установление основных параметров и целей сопоставления западной и российской традиций верховной власти. Определение содержания традиции верховной власти в семье общего права и романо-германской правовой системе. Византийская и российская традиции власти через призму конституционно-правового подхода к институту главы государства. Веберовская модель политического лидерства и становление конституционно-правовой парадигмы изучения института главы государства в современных доктринах Запада. Конституционные циклы, кризис западной традиции права, конституционно-правовые модели института президентства и их заимствование конституционным правом России.