Чем и как живут выпускники детского дома? Как Вы им можете помочь?




25.08.2008

Написать эту заметку меня заставило обращение человека, искренне желающего помочь выпускнице детского дома, но не знающая - как? Нет, по человечески она помогает, то есть посылает ей сигналы поддержки и посылки, деньги, но надо ли это той девочке, о которой она печется. Верно ли это?Нет, однозначно, нет, необходимо иметь некоторые знания и технологии, чтобы действительно начать помогать выпускнику детского дома, начать жить своей головой, ресурсами, что есть под рукой, и куда то двигаться, куда, вот вопрос?

После того, как выпускник (выпускница) оказались в «новой среде обитания», чаще ПТУ, он все же начинает привыкать к новой жизненной обстановке, осваивает новое жизненное пространство. Чаще всего это общежитие, учебное заведение, в котором выпускник детского дома начинает «вникать» в то, что и как. Но то, что в ребенке не происходят логичные для детей этого возраста изменения, это становится серьезной угрозой его дальнейшей адаптации в жизни, но, прибыв на новое довольствие, он успокаивается. И вопрос не в том, что его жизнь в детском доме была подвержена, правилам, распорядку и определенной «монотонности», а то, что пространственное планирование будущего, опять же стопорится в рамках того же учреждения.

Сирота не чувствует угроз и рисков от того, что вот-вот «обетованная и сытая земля» уйдет из под ног, но все повторяется в ПТУ. С ним носятся как с золотым яйцом, льгот у сирот больше чем у кого-то бы ни было. Порой не оправдано, например помощь по безработице, после полугода которой он не желает трудиться вовсе. Получать 7.500 рублей, становиться привычным. Это опять же обусловлено тем, что ребенку-сироте достаточен тот набор условий, который возникает вокруг него, питание, одежда, забота учреждения денежными средствами. Не редко дети выпускники моются раз в неделю, так же меняя белье, так как раньше это делалось по команде. У детей отсутствует обычный страх перед тем, что деньги могут закончиться, или завтра будет нечего кушать, жить по предлагаемым обстоятельствам становится нормой. Они начинают покупать дорогие вещи, которые либо потом обменивают на всякую ерунду, или просто теряют. У детдомовского ребенка есть определенный набор психологических качеств, не полезных вообще человеку, например устойчивость к длительному пребыванию в одинаковых условиях, или однообразного и однотипного общения, полученный опыт в рамках детского дома преобладает. Так же эти дети-сироты, довольствуясь «малым благом» в быту, имеют большие жизненные не мотивированные потребности (плеера и прочее), в дорогих чаще бесполезных вещах, от того, что желание иметь это, выше понимания, что это с неба не падает.

У выпускников детских домов есть то, что приносят они с собой и потом проносят с собой через всю жизнь, «Сироткины глаза». Не редко они бравируют своей жизненной ситуацией, подавая «себя как надо». Наверное, что сразу бросается в глаза это общение детей-сирот, как в рамках детского дома, как и после выхода. У нет тормозов, они могут сказать и рассказать все, что думают о людях, обстановке, ситуации, критично и резко. Это становится бедой во взаимоотношениях с противоположным полом, работодателем. Уровень ответственности их необычайно низок, они ответственны перед своими одно детдомовцами, не более «замаз» такой. Отношение детей к вещам очень не однозначно, например безпретензеционность в одежде, так как в сиротских учреждениях они носили то, что давали, и то, что привозили. «Секонд хенд сознание» у них развито сильно. У детей-сирот, нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель, утро, обед, и вечер, сон. Эта выхолощенное восприятие жизни, им и удобно, и привычно. Дети-сироты привязчивы, навязчивы, доверчивы и не искушены в сложностях взаимоотношениях взрослых людей. Не редко именно «вычисление» их безграмотности приводит к тому, что их подталкивают на свершения преступлений. Так же эти дети ищут воспитателя, хоть как-то похожего на взрослого, привычного детдомовского «подсказчика», и круг замыкается. Если эти отношения возникают, то первоначально возникает контакт двух миров, один из которых, со временем начинает «добывать» положенные сироте «благ», так заведено было в детском доме. Чаще всего люди повстречавшие ребенка сироту «начинают его искренне спасать» от обстоятельств и ситуации. Фактически утверждая слоган «бери от жизни все», наработанный и нанесенный сироте в детском доме. Тут то и наступает недопонимание и все, что присуще двум незнакомым субкультурам. Приспособившийся ребенок начинает потреблять, ставить перед взрослым цели и задачи реализации своих желаний. И взрослы, как ресурс, начинает «вестись». Если же со временем положение меняется, взрослый начинает понимать, что что-то не так, ребенок начинает его шантажировать, публично, и саботируя отношения и требуя «положенного пайка». Таких случаев предостаточно.

«Вещь мешок добра», коим ребенок типологизирует взрослого, начинает искренне жалеть и соучаствовать сироте, тем самым, продлевая бездействие и бесцельность его жизни. Так, к примеру, начинает опекать его, возить ему одежду, таскать по кинотеатрам, и бутикам, не давая шанс задуматься, а что завтра? Не многие выпускники ладят со сверстниками сверстницами, так как сразу начинают «доставать иждивенческий багаж», что не приветствуется в нынешних экономических условиях. Я уже не говорю о том, что набор привлекательности не велик, они не имеют музыкального, спортивного и иного образования, что снижает их возможности, найти себе пару.

Не редко выпускницы выходят замуж, за выпускников этого же детского дома, опять же комфорт, временный. О трудовых навыках детей-сирот говорить не стану, их просто нет, а то, что навыками называются, (ими любят, кичится руководители детских домов), есть набор умений, малого употребления - заправка кровати, штопка носков, чистка зубов, не более. Все это от того, что, находясь на государственном обеспечение, ребенок получает эти блага, без особых усилий.

Что же делать?

Дело даже не в том, что необходимо объяснять сироте, что жизнь не простая шутка и нужно самому преодолевать все самому. Просто в общение с сиротой нельзя забывать, что благими намерениями вымощена дорога в не лучшие места. Во всем, что связывает Вас с сиротой, все же необходимо иметь стратегические и тактические установки, это на пользу самому ребенку. Нельзя давать ему повода принимать Вас как доброго дядюшку-тетушку, с бездонным мешком денег. В разговорах, общение, взаимных делах необходимо доносить ему, что за некой последовательностью реализаций, получается такой то результат, далее ставить цели и их реализацию. Надо давать ребенку больше самостоятельности, пояснять каждый шаг, за которым следует опять результат, иногда и отступать для полной самостоятельности. Будет ли это порционная заварка чая, стирка и глажка одежд, или планирование покупок, во все должен быть виден разум. Или к примеру, планированию дня, или бюджета на какое то мероприятие, не только должно исходить как объяснение, но и на основании не «Вашего кошелька», а того, что есть у сироты, а иначе он закажет миллион пицц.

Особый упор надо делать на образовательных компонентах, напрочь вырубленных в детском доме, из-за того, что ребенок учился механически для перехода в ПТУ, который маячит из традиций и истории детского дома, любого причем. Так же необходимо развивать в ребенке процесс наблюдателя, не того, что он получил в детском доме, следить 24 часа в сутки за монотонным течением жизни, а краски жизни, природы и отношений людей, как меж возрастные так и межполовые. Это очень важно. Это только начало разговора, который мы обязательно продолжим, в следующих рассмотрениях. Важно понять, что доброта должна быть в меру, и что только сам выпускник сможет преодолеть, все трудности и состоятся.

Сиротское клеймо не должно так и жить в душе ребенка казенной системы воспитания.

Берегите их от чрезмерной Вашей опеки.

Гезалов Александр,

 

Материал к семинару 5

Омбудсмен Астахов: бунт в брянском интернате произошел по вине детей
"Выяснилось, что в школе существует группа подростков, пропагандирующих криминальную субкультуру, есть пятеро зачинщиков, которые стараются быть некими авторитетами, подмять под себя остальных и ввести свои порядки. Как раз в тот день, когда случился очередной бунт, эти пятеро воспитанников сбежали", - сообщил Астахов.
13 ноября 2010 г., 16:05 // В России

Бунт подростков в брянской спецшколе - дети требуют улучшить условия содержания
Это не первый инцидент. Еще в августе 24 воспитанника Дубровской спецшколы совершили побег из-за конфликта в коллективе и нежелания руководства заниматься их проблемами. В течение нескольких суток милиционеры разыскали и вернули в спецшколу подростков.
13 ноября 2010 г., 11:05 // В России

Число беспризорников в России достигло уровня Гражданской войны
Двое из ста детей в России - беспризорники. Ежегодно появляется 115-120 тыс. сирот в России; 200-220 детей ежедневно отбирается у родителей; Всего в стране сейчас 28 млн детей, из них 600 тысяч в настоящее время находятся в интернатных заведениях разного вида.
26 мая 2010 г., 23:11 // В России

В "кризисном" бюджете государство сэкономит на беспризорниках и неблагополучных семьях
В новом проекте бюджета, за который вскоре будет голосовать Госдума, на две трети урезано финансирование Фонда поддержки детей. Созданный в 2008 году фонд до сих пор потратил крайне мало средств, предпочитая заниматься организационными вопросам.
26 марта 2009 г., 13:10 // В России

В России насчитывается уже 5 млн беспризорников – почти все они преступники
По статистике МВД, более трети преступлений подростки совершают под руководством взрослых, причем групповых преступлений, в которых принимают участие подростки, - 70%. Как считают эксперты, так как в стране отсутствует профилактика повторных правонарушений, дети идут на преступления снова и снова.
14 ноября 2008 г., 15:29 // В России

"НИ": Государство вновь ужесточает меры по борьбе с "тунеядцами"
Министр внутренних дел предложил установить уголовную ответственность за принуждение детей к попрошайничеству. По данным экспертов, лишь 10% нищих действительно нуждаются в помощи. После того, как статья за паразитизм в 1993 году была исключена из УК, размах нищенства в мегаполисах достиг критической точки.
19 марта 2007 г., 16:14 // В России

НИ: рост числа беспризорников формирует поколение преступников и попрошаек
По мнению экспертов, только на улицах Москвы живут до 10 тысяч беспризорников. Пока чиновники рапортуют об успехах на ниве искоренения этой беды, министерства не могут даже создать общий банк данных, а в приют имеют шанс попасть только дети со справками из милиции. Эксперты убеждены, что корень проблемы - в семейном пьянстве и рукоприкладстве.
12 марта 2007 г., 22:05 // В России

Детей из Краснополянского дома ребенка хоронят вместе с бомжами и алкоголиками
На отшибе Луговского кладбища на протяжении многих лет зарывают тела детей из местного дома ребенка. С виду участок для бесхозных трупов напоминает большую свежевскопанную грядку. На нем нет ни памятников, ни венков, ни даже крестов. По неофициальным данным, здесь похоронено 1500 человек.
25 января 2007 г., 12:15 // В России

Саакашвили решил покончить с детской беспризорностью в Грузии
Президент Грузии заявил в среду на церемонии открытия в Тбилиси Центра социальной адаптации детей, что в стране не должно быть ни одного беспризорного ребенка. Теперь всех беспризорников будут направлять в Центр, а затем возвращать родителям или направлять этих детей в чужие семьи, готовые их усыновить.
1 июня 2005 г., 14:59 // В мире

В России – "третья волна" беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков (СТАТИСТИКА)
По официальным данным МВД, в России более 700 тысяч детей-сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн детей России живут в социально неблагоприятных условиях. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 17 до 11 лет, а в 2004 г. несовершеннолетние совершили 154 тыс. преступлений. На особом учете в МВД - 150 экстремистских группировок численностью 5 тыс. человек.
1 июня 2005 г., 13:25 // В России

Ежегодно в московских роддомах матери оставляют 800 младенцев
Практически каждый четвертый малыш, поступивший дом ребенка, был оставлен в роддомах иногородними роженицами. В половине случаев это дети гражданок стран СНГ, матери остальных - жительницы российских городов. За 5 лет количество детей-сирот увеличилось почти 25%.
7 апреля 2004 г., 22:02 // В России

В Москве 50 тысяч детей-призраков, ночующих в пустых поездах
В России более полумиллиона детей, которые с наступлением ночи вылезают из подвалов вместе с мышами. В Москве таких детей около 50 тысяч. Тот, кому удастся уподобиться тени и соблюдать неписаные правила, сумеет найти еду и место, где можно укрыться от мороза, пишет La Repubblica.
10 февраля 2004 г., 16:33 // В России

В 2003 году в России выявлены свыше 600 тысяч беспризорников
"В 2003 году в подразделения милиции доставлено 619 тысяч несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных детей. Большинство из доставленных в милицию детей - 494 тысячи - мы передали родителям", - заявил заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин.
29 декабря 2003 г., 20:33 // В России

В течение года в России задержаны 26,6 тысяч беспризорников
В основном задерживались подростки из ближайших регионов, покинувшие свой дом. Однако сотрудниками милиции было обнаружено 513 беспризорных подростков из стран СНГ и еще 17 - из стран дальнего зарубежья.
1 ноября 2003 г., 11:54 // В России

В Москве создан компьютерный учет беспризорников
Вся информация о детях вносится в банк данных на принципах конфиденциальности. Только за три месяца этого года в столице выявлено почти 6000 беспризорных детей. При этом московские приюты рассчитаны на 2000 мест.
27 марта 2003 г., 11:32 // В России

МВД создает всероссийский банк данных о беспризорниках
В него будут включены имена и фамилии несовершеннолетних, сведения о их родителях, месте жительства или временного пребывания и последнем задержании.
15 февраля 2003 г., 12:09 // В России

За девять месяцев в России выявлено 600 тысяч беспризорников
Такие данные привела на сегодняшней встрече с президентом России Владимиром Путиным вице-премьер Валентина Матвиенко. По ее словам, это в три раза больше, чем в прошлом году.
23 декабря 2002 г., 15:46 // В России

Подросток три года ехал к отцу из Ташкента в Якутию
Иван Грахов начал свое путешествие в 13-летнем возрасте. Без документов и денег он сначала много месяцев добирался на поездах до Москвы, а затем - до города Нерюнгри.
27 июля 2002 г., 11:52 // В России

В Москве живут 4 тысячи детей-беспризорников
О проблеме вспомнили накануне Дня защиты детей. Всего же в России более 1 миллиона безнадзорных детей. Только за четыре месяца этого года органами МВД было выявлено четверть миллиона беспризорных.
31 мая 2002 г., 21:41 // В России

В столице каждый третий беспризорник вовлечен в проституцию и порносъемки
Кроме того, по статистике, от 10 до 30 % безнадзорных детей занимаются воровством, торговлей ворованными вещами, распространением наркотиков.
1 февраля 2002 г., 15:57 // Криминал

Когда три года назад ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) инициировал создание в нашей стране приемных семей, многие восприняли это как реальный, очень эффективный выход из сложнейшей ситуации, которую мы сами породили и в которой окончательно запутались.

И в самом деле. Первые малолетние попрошайки на улицах вызвали у общества шок. Пока мы ахали и охали, ограничиваясь то раздачей им горячих бульонов с гуманитарными джинсами и ботинками, то «круглыми столами», болезнь развивалась. Сегодня в Украине катастрофическое количество детей, которые, оторвавшись от дома, стали никому не нужны. Из 90 тысяч мальчиков и девочек, лишившихся родительской опеки, лишь 10 процентов могут сказать, что их родители умерли. Остальные 90 процентов - «ничьи». Это те, у кого папы и мамы формально есть, но детьми не занимаются: то ли бросили их сами, то ли в судебном порядке лишены родительских прав. Таким ребятам даже придумали специальный термин - «социальные сироты». Они пополняют детские дома, школы-интернаты, приюты, чердаки и подвалы. И сегодня мы в ужасе: эти дети не ходят в школу, дерутся, грабят и убивают, «шестерят» во взрослых бандах, торгуют на рынках, занимаются проституцией, курят, колются, заражаются и заражают...

Вы скажете: «У нас есть приюты». Да, имеются. Но, во-первых, их мало. Во-вторых, это лишь первая, «скорая помощь», которая обязана найденного в подвале ребенка отмыть, накормить, полечить и отправить дальше. Куда? К родителям-пьяницам нельзя. В переполненные школы-интернаты? Но это - своего рода застенки, из которых выходит абсолютно не приспособленная к жизни молодежь. Они не знают, как обращаться с деньгами, как покупать себе одежду, обувь, продукты, лекарства. Они теряются при работе с бытовыми приборами, не умеют вести себя с незнакомыми людьми, общаться со сверстниками. У части выпускников школ-интернатов нет жилья, специальности, работы. Нет никого, кто помог бы им хотя бы советом. Жили они на всем готовом, привыкли к спонсорским подачкам. А действительность порой поворачивается к ним такой жестокой своей стороной, что одни ребята вынуждены идти в криминал, другие кончают жизнь самоубийством.

Велосипед уже изобретен.

А выход прост: ребенку нужна не армия чиновников, а одни-единственные родители. И если нет рядом родных, то хотя бы приемные, которые дадут им самое главное - искреннюю любовь и заботу. Как показал многолетний зарубежный опыт, это «пилюля» волшебная, она действует безотказно.

Приемные папа и мама чужого ребенка не усыновляют, не имеют прав на его имущество, а просто ставят на ноги в критической жизненной ситуации. Такая опека может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. От государства приемные родители получают деньги на содержание детей и помощь психологов, медиков, педагогов, юристов, социальных работников. Так что велосипед уже изобретен. Надо лишь приспособить его к нашим дорогам.

Прогрессивной идеей загорелись специалисты Украинского института социальных исследований. За сравнительно короткий срок они сделали невероятно много: от научных исследований, формирования общественного мнения через средства массовой информации до консультаций, тренингов, издания книг и пособий в помощь приемным родителям и социальным работникам, экономических расчетов и практической реализации идеи. А главное - отработали социальные технологии. Сегодня в Украине создано уже 40 приемных семей, в них «отогревается» 51 ребенок.

Кстати, о финансах. Подсчитано, что из государственного кошелька на содержание одного ребенка в приемной семье пойдет в два раза меньше денег, чем на его содержание в школе-интернате.

Приемные родители получают от 100 до 280 гривен на ребенка в месяц. В прошлом году это были средства Европейской детской благотворительной организации (ЕДБО).

К семинару 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: