юридических наук, доцент 4 глава

Цель дхармы как свода религиозно-этических норм поведения инду­са - - указать ему наилучший путь достижения великой и возвышенной цели, убедить его в смысле бытия и помочь обретению «истинной» и «абсолютной свободы».

Соблюдение дхармы контролировалось священнослужителями и цар­скими чиновниками, так как дхарма - - не только свод правил, обязатель­ный для каждого жителя империи, но и норма права, имеющая силу закона. В законах Ману, в перечне обязанностей царя, одно из главных мест уделено соблюдению подданными дхармы.

Поведение человека, его поступки должны были соответствовать трем видам социальных норм: Дхармашастре, Артхашастре, законам и актам правителей. Они имели религиозную основу, особенно первые две. Кровная месть в классовом обществе была запрещена, но право и мораль закрепили неприкосновенность частной собственности, привилегии знати, «благородных» сословий. Но уже в Артхашастре подчеркивается приори­тет царских установлений, предписаний. На первом этапе наблюдается как бы параллельное сосуществование обычаев родового строя, зачастую имевших религиозную оболочку, и социальных норм, создаваемых господ­ствующим классом.

В другом памятнике - - Апастамбе совершенно определенно фик­сируется положение о классовой природе права. «То есть добродетель, что умные люди из дваждырожденных каст хвалят, а то, что порицают, есть грех». Апастамбу с полным основанием считают правовым памятни­ком Древней Индии, хотя собственно нормы права, юридические пред­писания не занимают там главного места. В нем ясно усматривается за­щита интересов господствующего класса, закреплены воззрения верхушки священнослужителей, брахманов и отчасти буддистов, а также отражена практика государственного управления.

Главными источниками сведений о праве, законах, юриспруденции Древней Индии являются религиозно-нормативные сборники Артхашастра, законы Ману (II в. до н.э.), авторство которых легенда приписывает прародителю людей.

После распада империи Маурьев централизованная власть отсутство­вала, народ страдал от мятежей, беззакония, грабежа и насилия. Власть имущих подвергалась опасности. По легенде, всевышний бог Брахма по­слал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Этот рассказ содержится в Махабхарате. Следовательно, Ману имеет божественное происхождение. Однако буддисты и джайны упорно отрицали сакральный характер власти правителей Индии.

ВМагадхо-Маурийскую эпоху (IV-II вв. до н.э.)были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие пе­риоды. Эпоха названа так потому, что самым крупным и сильным госу­дарством из возникших в ведийский период был Магадха, а наивысше­го расцвета это государство достигло в IV- -III вв. до н.э. при правлении династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю террито­рию Индостана. Этот исторический период характеризуется усилением монархической власти, а также па­дением роли институтов племенного управления.

Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев все же состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому правителям династии не удалось сохранить единство государства - - во II в. до н.э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество автономных государственных образований.

Общественный строй. Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - - варн.Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

· брахманы - - члены жреческих родов;

· кшатрии - - военная и светская аристократия;

· вайшьи (вайшии) - - лично свободные полноправные общинники;

· шудры - - низшая варна, неполноправные члены общины.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законоустановлениях - - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, ското­водством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Это­му способствовали:

· заключение браков между представителями од­ной варны-т.е. строгая эндогамность;

· определенная, наследственно закрепленная профессия;

· поклонение одним и тем же богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков; устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше­нию к члену низшей полагалось более мягкое наказание и, наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые варны окончательно обособились от двух низших. С началом I тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты - - профессионально замкнутые корпорации.

Важнейшим компонентом социального, общественного и экономи­ческого строя в Маурийский период, как и везде на Древнем Востоке, была община,поскольку она объеди­няла значительную часть населения - - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы де­ревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

· верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

· общинники, которые сами работали на своих участках;

· разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

· ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собствен­ные мастерские;

· ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

РабствоДревней Индииотличается своей неразвитостью и крайней патриархальностью - - наряду с ра­бовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, право на наследование, право собственности на получае­мые дары. Свободный человек, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и варновых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны подменяли типичные для Древнего Востока сословия. Тем не менее Законы Ману указывают на следующие разряды рабов:

· захваченные под знаменем (военнопленные);

· рабы за содержание;

· рабы, рожденные в доме хозяина;

· купленные;

· подаренные;

· доставшиеся по наследству;

· рабы в силу наказания.

Характерной и отличительной чертой древнеиндийского рабства было наличие законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабам.

Государственное устройство. Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государстваявлялся царь. При переходе власти строго соблю­дался принцип наследования - - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - - был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал нормативные акты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

При царе существовали советы:

· паришад - - совет царских сановников;

· тайный совет;

· раджа-сабха, или царский совет.

В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, за­нимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более де­мократическим по характеру органом власти, оказывавшим значительное воздействие на раджу и его политику. Но постепенно его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - - ранее широкое по со­ставу собрание знати и представителей городского и сельского насе­ления. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - - раджа-сабхи. С определенной долей условностей это показано на схеме 6.

 

Схема 6.

 

В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное деление:

· главные провинции;

· обычные провинции (джанапады);

· области (прадеши);

· округа (ахале);

· деревни.

Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт спе­циальных инспекторов.

Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

В Древней Индии существовали две системы судов:

· царские;

· внутриобщинные (варновые, впоследствии кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его су­дебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах долж­на была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи.

Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные варновые (кастовые) суды.

Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.

Армию комплектовали из следующих источников:

· наследственные воины - - кшатрии;

· наемники;

· воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.

Законы Ману (Манава дхармашастра) являются так называемой дхармашастрой - - сборником норм, правил (дхарм), определявших поведение индийцев в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были, скорее, философско-этическими, чемправовыми. Общего понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не существовало.

Законы Ману - - это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций. Нет сомнения в том, что в систематизации норм этики и права основную роль выполняли лица, отлично знающие религиозные догматы и юриспруденцию. Такими могли быть только уче­ные брахманы, имевшие высокий теоретический уровень знаний и опыт государственной деятельности.

По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхара­ты, Артхашастры, а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаме­нитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни.

Брахманы стремились ограничить самодержавие царя. В законах Ману неоднократно повторяется мысль, что его первейшая обязанность - - охрана, защита подданных, обеспечение условий выполнения людьми дхарм. В законах Ману нет указаний о праве царя издавать законы, что весьма показательно. Более того, традиция предупреждает царя о тяжких карах за несоблюдение главных обязанностей, вплоть до права подданных выступать против неугодного правителя.

Всего в Законах Ману 12 глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, отчасти в III и XII, имеют преимущественно правовое содержание. Прочие главы в основном разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

В соответствии с Законами Ману существовали следующие способы воз­никновенияправа собственности:

· наследование;

· получение в виде дара или находки;

· покупка;

· завоевание;

· ростовщичество;

· исполнение работы;

· получение милостыни;

· давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж­ду «собственностью» и «владением», уделяя значительное внимание ох­ране личной собственности, в первую очередь, собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и земли частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное из этой категории.

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные правоотношения.В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров:

· договор займа;

· договор найма рабочей силы;

· договор аренды земли;

· договор купли-продажи;

· договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось возвращение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации - - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу и т.п. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, а также вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

В Древней Индии бракпредставлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену, и она становилась его соб­ственностью. Главой семьи был мужчина. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей - - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - - под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадле­жать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, муж либо отец управлял всем ее достоянием, хотя формально иму­щество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию - - только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился своего рода опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законам Ману известны следующие уголовно-правовые категории:

· формы вины;

· рецидив;

· соучастие;

· зависимость тяжести преступления от принадлежности потерпевшего/виновного к определенной варне.

Это указывает на относительно высокий уровень развития уголовно-правовой отрасли. Тем не менее пережитки старины со­хранили следующие понятия:

· принцип талиона ("равное за равное");

· ордалии (суд богов);

· принцип коллективной ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, выделяемых законами Ману:

· государственные преступления;

· преступления против собственности;

· преступления против личности;

· преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены либо городских ворот.

Далее законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступленийзаконы выделяют кражу как тайное похищение имущества, отграничивая её от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего. Если же хищение было сопряжено с применением насилия к потерпевшему, то это выделялось в отдельный вид преступлений (разбой). Учитывалось также, был ли застигнут вор на месте преступления, совершена кража днем или ночью. Наказывались укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили убий­ство и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем вора, сквернослова и причинителя телесных повреждений.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

· смертная казнь - - в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на раскаленной кровати или на костре, утопление, затравливание собаками и др.);

· брахману взамен смертной казни полагалось бритье головы;

· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

· тюремное заключение;

· штрафы;

· изгнание.

Различия в ведении процесса по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил преимущественно состязательный характер.

Для рассмотрения исков законы Ману называют восемнадцать пово­дов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Суд от админист­рации не был полностью отделен. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Верховный суд вершил царь с брахманами.

Законы детально регламентируют использование свидетельских пока­заний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины - - последние могли свидетельствовать лишь «за» или «против» женщин.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись орда­лии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

 

Контрольные вопросы

· Как называются древнейшие индийские цивилизации?

· Как возник и эволюционировал варно-кастовый строй?

· Что такое «дхармашастры» и какие из них наиболее известны?

· Какие нормы права существуют в закона­х Ману?

· В чем своеобразие преступлений и наказаний в Древней Индии?

 

Глава 5. Древний Китай.

Государство Шан (Инь).В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

- царство Шан (Инь) - - предположительнос XVIII в. до н.э. - - XII в. до н.э.;

- царство Чжоу - - с XII в. до н.э. до 221г. до н.э.;

- царство Цинь - - с 221г. до н.э. до 207 г. до н.э.;

- царство Хань - - с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово­му обществу был активизирован покорением одного народа другим (теория насилия в действии). Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, то был создан специальный государ­ственный аппарат.

История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н.э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность - - основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и др. (табл. 4).

 

Таблица 4

Первые государства в Китае
2 тыс. до н.э. Возникновение древнейшего в Китае государства (по берегам реки Хуанхэ).
VI-V вв. до н.э. Начало добычи и обработки железа. Постепенно китайцы расселились по Восточно-Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы.
vb. до н.э. На этой территории существовали 7 рабо­владельческих государств, правители которых враждовали между собой.
IV-III вв. до н.э. Т.н. "время борющихся царств"

 

Китайцы с древних времен свою страну называли Чжунго - -«Срединным государством», «Поднебесной империей». Китайский народ окончательно сформировался в династию Цинь.Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме прав­ления являлся типичной дальневосточной монархией. Границы Цинь простирались от верховий рек Хуанхэ до Желтого моря (рис. 7).

Великая китайская стена, построенная в III в. до н.э. Рис. 7

При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инь) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальни­ками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священ­нослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным кано­нам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.

Погребение деспота сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его рабов, приближенных. Этот обряд был от­менен только в начале новой эры.

Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, каз­нили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами.

Традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания не только животных (быков, свиней, ягнят), но и людей. Они проводились: ежедневные - - в память отца правителя, ежемесячные - - в память деда годовые - - в честь Неба и Земли. Такие же обряды исполнялись во время трапезы в честь умершего правителя. Подобные обряды совершались время просьбы об урожае, в честь рождения детей, в честь Солнца, Гор и т.д. Жреческий обычай требовал «невесты» для Покровителя реки. Религия внушала, что неисполнение такого обряда может вызвать гнев Покрови­теля, что приведет к всеобщему потопу. Жрецы выискивали самую краси­вую девушку, «сватали» ее, ухаживали за нею, наряжали в шелковые одежды. Для нее сооружали шатер из желтого и пурпурного шелка. По­следние 10 дней ее кормили мясом буйвола, рисом, давали вино. Затем сажали в кресло, вывозили на фарватер реки, где она тонула. Подобные жертвоприношения существовали у народов доколумбовой Америки (только там отбирали самого красивого юношу).

Царь-ван имел советников из числа знати. Цзай был высшим вель­можей, затем шел нэйши. В состав близких советников входили: полково­дец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, или т. н. «левые», которые записывали речи монарха, младшие - - «правые» - - записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновни­ки делились по рангам, имели свою иерархическую структуру. Должность чиновников считалась наследственной. На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных случаях созывались народные собрания. Они принимали решение об из­гнании царя (842 г. до и. э.), поддерживали правителя, потерпевшего поражения (494, 474 гг. до н.э.). Община имела совет старейшин, тор­говцы, ремесленники - - своих старост.

Традиция утверждала, что верхи всегда управляли низами. Таков всеобщий закон Поднебесной. «Одни напрягают свой ум, другие - - свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». Вану подчиня­лись гуны, или дафу, а те, в свою очередь, имели своих подвластных - - ши. Гуны кормились подношениями (вероятно, за счет казны), дафу корми­лись селениями (землей за службу?), ши - - полями, цзао и ли - - за счет выполнения работ. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы.

Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами - - самое существенное на войне»,- - говорилось в древней надписи.

Ван, его аппарат чиновничества выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов и ведение войн (оборони­тельных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н.э.) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. до н.э.

Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племе­нами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя. Гибель Западного Чжоу в конце IX в. ускорил сам бездарный ван, особенно в последние годы своего правления. «Царь осуществлял тиранию, деспотизм, предавался пиршествам. Люди государства поносили его. Главный советник пытался увещевать царя: народ не в состоянии выполнить ваших повелений». По приказу вана хулители его правления были схвачены, казнены. Люди замолчали. Но судьба правителя уже решилась. Вскоре восставшие свергли его с престола, а соседние племена, кочевники усилили натиск на империю. Начался распад Поднебесной.

Из эпохи распада Западного Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (VII- -VI вв.) важный след в реорганизации управления сыграли рефор­маторы царства Ци. Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло. Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!