юридических наук, доцент 8 глава




В республи­канский период рабство превращается в основу ан­тичной экономики, поэтому правовое положение ра­бов ухудшается. Раб становится объектом права. Он окончательно утрачивает права на семью и имущество. В период империи кризис рабовладения заставил ис­кать новые формы эксплуатации рабов, поэтому их положение несколько улучшилось. Рабы стали полу­чать пекулий - - часть господского имущества, которая предоставлялась рабу для самостоятельной хозяйствен­ной деятельности. С этим имуществом раб мог заклю­чать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со вре­менем пекулий стал передаваться по наследству. При­знается право рабов на семью. Допускался даже брак римской гражданки с рабом, но в этом случае она ста­новилась рабыней. Ограничивается власть хозяина над рабом: запрещается убивать своих рабов, а убийство раба приравнивается к убийству свободного человека.

Особую категорию свободного населения составля­ли вольноотпущенники - - рабы, получившие свободу законным образом, т.е. на основании юридического акта, по завещанию, вследствие занесения в цензор­ский список. Правовое положение вольноотпущенни­ка зависело от правового статуса бывшего хозяина. Отпущенные на волю квиритским собственником ста­новились римскими гражданами (за исключением на­казанных ранее за преступления), а освобожденные на основании преторского права получали латинское гражданство. Однако приобретение личной свободы не означало уравнения с полноправными гражданами. Действовал запрет на заключение брака вольноотпу­щенника со свободнорожденным лицом. Вольноотпу­щенники сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами или колонами.

Институт клиентелы является одним из самых древ­них в римском праве. Еще в царский период клиента­ми становились иноплеменники, младшие сородичи, бывшие рабы. Они составляли основу римского плеб­са. Клиенты находились в подчинении у патрона (гла­вы рода или семьи), получали от него земельный на­дел и выполняли в его пользу определенные матери­альные повинности и оказывал услуги, в частности, несли вместе с.патроном военную службу Клиент не мог вызывать патрона в суд. Если клиент умирал без­детным, то его имущество наследовал патрон.

В эпоху империи сформировалась еще одна катего­рия несвободного населения - - колоны. Первоначально колонат представлял собой земельную аренду. С I в. латифундисты предпочитали сдавать землю в аренду мелкими участками свободным гражданам на услови­ях выплаты денежной арендной платы, а со II в. - - натуральной оплаты (треть урожая). Со временем до­говорные отношения между колоном и землевладель­цем приобрели характер внеэкономической зависи­мости. Колоны утрачивают правовую свободу: в IV в. законодательно им было запрещено покидать свои уча­стки под угрозой уголовного наказания, а земли можно было продавать только с колонами. Хотя колоны со­хранили право на семью и собственное имущество, но их личная свобода тоже оказывается под сомнени­ем. Землевладельцы становятся ответственными за выдачу колонов в суд и поставку из их числа рекру­тов на военную службу. Грань между колонами и ра­бами становится едва различимой: они подвергаются одинаковым наказаниям; им запрещено свидетель­ствовать против своих хозяев в суде. Более того, по­ложение колонов приобрело пожизненный и наследственный характер. Колонами становились не только на основе договора (бывшие рабы, обедневшие сво­бодные), но и по давности проживания на чужой зем­ле и выплаты оброка (должники, получившие земель­ный участок на условиях несения натуральных по­винностей). Освободиться колоны могли только на основании отпуска на волю хозяином или по истече­нии срока давности (более 30 лет не платил оброк и вел собственное хозяйство).

Статус гражданства делил свободное население на римских граждан и перегринов (иностранцев). Граж­данство приобреталось на основании рождения от со­стоявших в законном браке римских граждан по дос­тижении 17-летнего возраста, когда юноша включал­ся в цензовый список и записывался в трибу. Женщины полноправного гражданства не имели, т.к. все­гда находились под властью мужчины, а потому были ограничены в правоспособности. Гражданство могло быть даровано иностранцу «за особые заслуги». Граж­данами признавались также вольноотпущенники при условии, что они находились в собственности по квиритскому праву и получили свободу на законных ос­нованиях. Гражданство прекращалось в случае захва­та римлянина вражеским народом, но по возвраще­нии в Римское государство все права восстанавлива­лись. Допускалось лишение римского гражданства по приговору суда за тяжкие уголовные преступления или в силу утраты статуса свободного человека, что приводило к уменьшению правоспособности.

Наличие гражданства определяло объем политиче­ских и личных прав, а также правовые привилегии. К числу политических прав относились: право уча­ствовать в народных собраниях, право занимать долж­ности, служить в армии. Только граждане могли зак­лючать полноценный в правовом и религиозном отно­шении римский брак, составлять завещания. Статус гражданина давал права на заключение сделок, от­чуждение и приобретение имущества. Участие в граж­данском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. Гражданин мог выступать в качестве патрона по отно­шению к неполноправным жителям. Римские граждане пользовались особой судебной защитой: они обла­дали привилегией судиться только в Риме перед свои­ми согражданами. Граждан нельзя было подвергнуть телесным наказаниям.

По мере расширения территории Римского государ­ства выделилась категория латинских граждан - - жи­телей Италии, не входивших в римскую общину. Они обладали имущественными правами, правом высту­пать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но латины не допускались к участию в народных со­браниях и государственному управлению. В I в. до н.э. в результате союзнических войн жители Италии доби­лись предоставления им прав римских граждан. К ла­тинским гражданам причислялись вольноотпущенни­ки, ранее находившиеся в бонитарной собственности.

Свободные жители римских провинций - - перегрины - - не имели прав римлян или латинов, но сохраня­ли собственное гражданство. Их отношения с римля­нами регулировались на основе «права народов». За перегринами признавались имущественные права, они пользовались судебной защитой. Со временем перегрины получили возможность приобрести статус римско­го гражданина, если избирались провинциальными магистратами или служили 25 лет во вспомогатель­ных войсках римской армии. В III в. Каракалла даро­вал римское гражданство всем свободным жителям империи, но без права выбора римских магистратов.

Статус семьи наделял полной правоспособностью глав римских семей (pater familias). В состав семьи входили родственники (жена, дети и их семьи), воль­ноотпущенники, клиенты, рабы. В древнейший пери­од власть домовладыки по отношению к членам семьи была огромной и приравнивалась к власти над веща­ми. Он распоряжался семейным имуществом и лично­стью членов семьи (мог продать в кабалу, изгнать из дома). Домовладыка отвечал за правонарушения чле­нов семьи перед общиной (либо выдавал виновного, либо возмещал ущерб). Глава семьи считался самовла­стным (обладающим «собственным правом»), а нахо­дившиеся под его властью подчинялись «чужому пра­ву». Состоящие под властью отца становились самовластными только после его смерти или в случае ли­шения главы семьи прав римского гражданина с из­гнанием из Рима. По мере ослабления патриархаль­ных устоев подвластные получили признание в част­ном праве. Так, появилась возможность освободиться из-под власти домовладыки при его жизни посред­ством манципации - - мнимой продажи.

Таким образом, полная правоспособность лица пред­полагала наличие всех этих статусов: свободы, рим­ского гражданства, самостоятельного положения в се­мье. Утрата определенного статуса существенно изме­няла правовое положение лица и могла привести к полной потере правоспособности. Наименьшая потеря правоспособности происходила при изменении семей­ного статуса человека (при усыновлении, вступлении женщины в брак, манципации). Далее следовало уменьшение правоспособности вследствие потери граж­данства. Наибольшая потеря правоспособности следо­вала в случае утраты свободы и гражданства.

Согласно достоверным сведениям, один из рексов Сервий Туллий (середина VI в. до н.э.) провел ре­форму общественного и политического устройства, в результате которой плебеи были официально введены в состав populus romanus. Реформа основывалась на имущественном различии населения и на новом территориальном делении Древнего Рима, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы- - деление всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов и на воинские сотни - - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества - - асс, мелкая медная монета. Лица, обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями надела - - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан - - всадники, а безземельные - - пролетарии - - объединялись в шестой раз­ряд.

Общее число созданных центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу­рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса «богатых» и «самых богатых» центурий составляли большинство - - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой.

После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созывать­ся народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы- - деление свободного населения по территориальному принципу, - - согласно которой в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - - трибы. Территориальная три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправного римского народа и допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала консолидации свободных и обеспечила их господство над рабами (Это представлено в предлагаемой схеме 17).

Римская республика. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н.э., после изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней (VI-III вв. до н.э.) и поздней (конец III- -I вв. до н.э.)республики. В Римской республике с разделением властей сочетались аристократические и демократиче­ские черты - - при преобладании первых, - - обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев (сх. 18).

 

Схема 17.

 

Схема 18.

 

Полную правоспособность в республиканском Риме имело только лицо, обладавшее тре­мя статусами:

· свободы;

· гражданства;

· семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

Рабы были государственные и частные. В период республики они пре­вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода полу­чила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он яв­лялся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж­дан Рима и иностранцев (перегринов).

Вольноотпущенники (бывшие рабы) также причислялись к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог­раничены в правах. Полную правосубъектность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также любые свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из­бирать себе покровителей - - патронов, в отношении которых находи­лись в положении, мало отличавшемся от прежнего положения древних клиентов. Перегри­ны несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Высшее сословие - - сословие нобилей - - образовалось в результате слия­ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников пополнялось из числа торгово-финансовой знати и сред­них землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право­способностью пользовались только главы римских семей - - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо­владыки («подвластные»).

Полноправным статусом мог обладать только домовладыка, свободный (свободно­рожденный) римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча­ствовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в правильный римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры (сх. 19).

Схема 19.

 

Существовали три вида народных собраний:

· центуриатные;

· трибутные;

· куриатные.

·

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня­тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра­бовладельцев. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государ­ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять ранное ко­личество центурий - - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако­нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето­ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение апелляций на пригово­ры о смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни­ченной. Такие собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на постановления о взыскании штрафов. Кро­ме того, плебейские трибутные собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили право принятия общегосударственных законов, что привело к росту влияния плебса на политическую жизнь Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво­дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - - ликторов (сх. 20).

Самое важное значение в государственном механизме Римс­кой республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные долж­ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со­ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга­ном, не зависимым от воли большинства свободных граждан (сх. 21).

Хотя формально сенат был совещательным органом, в его полномо­чия входили функции:

· законодательные - - он контролировал законодательную деятельность цен­туриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впослед­ствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству Рима и религиозному культу,

· внешнеполитические - - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе Рима с другими державами утверждал сенат. Сенаторы раз­решали начать набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями.

 

Схема 20.

 

Схема 21.

 

Государственные должности именовались магистратурами (сх. 22).

 

Схема 22.

 

Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, плебейские трибуны и др. Эти должности символизировали идею разделения властей в римской республике. Консулы ведали преимущественно военной сферой; преторы с середины республики занимались гражданским судопроизводством; цензоры составляли списки римских граждан, относя их к определенному разряду или трибе; квесторы заведовали государственной казной; эдилы выполняли полицейские функции; плебейские трибуны защищали плебеев от произвола патрициев, объявляя своё вето на постановления последних;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах: внезапная или затяжная война, восстание рабов, серьезные внут­ренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении экстраординарной диктатуры. Диктаторназначался по предложению сената из числа бывших консулов либо преторов Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра­ты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Полномочия диктатора были поистине безграничны: он фактически подменял собой на время все остальные магистратуры. В конце республиканского периода некоторые диктаторы (Сулла, Цезарь) объявляли себя «пожизненными».

Ординарные магистратуры замещались на основе таких принципов, как:

· выборность - - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат­ными или трибутными собраниями;

· срочность - - один год (за исключением диктатора);

· коллегиальность(за исключением диктатора);

· безвозмездность;

· ответственность.

Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика государства характеризовалась почти непрерывными вой­нами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско­вым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо­вало по подразделениям - - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму­щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - - центурии. Всадники составляли центурии конницы; первый, второй и третий раз­ряды центурии тяжеловооруженной пехоты; четвертый и пятый раз­ряды - - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо­руженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

Преторианская гвардия. Воины в полной парадной форме. С рельефа колонны Марка Аврелия. II в. н.э. Рис. 12.

В 107 г. до н.э. консул Гай Марий провел военную реформу, после кото­рой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была огра­ничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Ле­гионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земель­ными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики и наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов (рис. 12).

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социаль­но-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н.э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республи­канские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными.

Рас­пад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - - два восстания в Сицилии (138 г. и 104- -99 гг. до н.э.) и восстание под руководством Спартака (74- -70 гг. до н.э.);

· широкое революци­онное движение сельского плебса, которое едва не привело к граждан­ской войне и возглавлялось братьями Гракхами, проводившими аграрную реформу (30-е - - 20-е гг. II в. до н.э.);

· Союзническая война (91- -88 гг. до н.э.),

· общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха «пожизненных» диктатур - - вначале Суллы, а затем Цезаря.

Римская империя. Период Римской империи подразделяется на:

· период принципата ( 27 г. до н.э. - - 193 г. н.э.);

· кризисный период (193- -284 гг. н.э.);

· период домината (284- -476 гг. н.э.).

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и официально установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э. (табл. 8).

Таблица 8.

Октавиан (63 г. до н.э.) - внучатый племянник Гая Юлия Цезаря. После победы в войне с Антонием и Клеопатрой Октавиан стал единовластным правителем римской державы (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.). В 27 г. до н.э. Октавиан был объявлен принцепсом. т.е. первым лицом в списке сенаторов. Он был императором, единственным проконсулом, командующим всеми римскими легионами, вер­ховным жрецом.
Со времен Октавиана Августа Римское государство принято называть империей. или диархией, поскольку полновластие императора отчасти сдерживал Сенат.

 

Принципат сохранял видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созывались народные собрания, заседал сенат, по-прежнему избирались консулы, преторы и народ­ные трибуны. Но все это только служило только прикрытием постреспубликанского госу­дарственного строя. Фактически принципат был диархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена в руках первого сенатора, то есть принцепса, и сената, сохранявшего значительные полномочия в этот период.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената распространялись на часть государственной казны; контроль за частью провинций Рима, на издание сенатусконсультов, имевших силу закона, хотя законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин­ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп и разгон собраний. Впрочем, народ перестал ходить в эти собрания (сх. 23).

 

Схема 23.

 

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего сословия рабовладельцев. Верхушку рабовладельцев составили:

· сословие нобилей, которое сформировалось в III- -II вв. до н.э. из патри­цианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили заняли доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владе­ния, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н.э. - -4 г. н.э.) нобилитет превратил­ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви­нувшихся на государственной службе;

· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры.

Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще­ствляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундистов, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - - долгосрочных земельных арендаторов. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме­стную власть, и императорскую администрацию. Впоследствии из-за недоимок к III в. они навечно прикреп­ляются к арендованной земле и теряют возможность освободиться.

На самой низшей ступени социальной лестницы по-прежнему находились рабы. Однако новая эко­номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева все чаще стали предоставлять рабам пекулии - - земель­ные участки либо иное обособленное имущество, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Крестьянин-пекулиант стремился увеличить причитавшийся ему остаток имущества за счет повышения общего дохода.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа­лованье, при выходе в отставку - - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес­кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко­мандира сотни - центуриона.

Со 193 по 284 гг. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века ".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата про­винций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. До предела обострились отношения им­ператоров с сенатом. В 212 г. император Каракалла из соображений политической безопасности предоставил права римских граждан всему свободному населению Римской империи.

Ко времени правления Диоклетиана (284- -305гг.) Рим превратился в автократическое монархическое государство. Власть императора была при­знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос­подином (dominus, отсюда доминат) (состав империи показан на рис. 13).

 

Рис. 13.

 

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под­чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

· государственный совет при императоре (consistorium);

· финансовое ведомство;

· военное ведомство.

Чиновники выделяются в то время в особое сословие: они носят форму, их наде­ляют привилегиями, по окончании службы им назначают высокие пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, импе­рия была разделена на 4 части (префектуры), состоявшие из 12-ти диоцезов. Последние включали в себя провинции (более 100) и округа. Каждым административным подразделением руководил специальный чиновник, что увеличило и без того обширный управленческий корпус (сх. 24).

 

Схема 24.

 

В 395 г. при сыновьях императора Феодосия I произошло официальное разделение Римской империи на:

• Западную Римскую империю со столицей в Риме, прекратившую свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим­ского императора Ромула-Августула и занял его место;

• Восточную Римскую империю (Византия) со столицей в Константинополе, которая суще­ствовала еще более тысячи лет под названием Византии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: