Роль ЕС в НАТО-центричной модели европейской безопасности




Вступление

В течение более 20-ти лет концепция общеевропейской системы безопасности и сотрудничества создавалась совместными усилиями всех стран–участниц в ходе одобрения консенсусом итоговых документов проводимых в рамках СБСЕ конференций, форумов, а также совещаний экспертов.

На сегодняшний день, можно с уверенностью сказать о том, что современная ситуация в Европе имела возможность кардинально отличаться от нынешней в лучшую сторону, при условии сохранения до настоящего времени уважительного подхода к суверенитету и интересам безопасности всех стран – участниц СБСЕ, их суверенному равенству. Однако, как известно, события в Европе после завершения холодной войны и распада СССР развивались по иному сценарию.

Новая модель европейской безопасности

Воронков говорит о том, что после окончания холодной войны, роспуска ОВД (Организации Варшавского договора) (1 июля 1991 года) и распада СССР, Североатлантический альянс (НАТО), всё ещё являясь военным союзом, решил взять на себя важные политические функции.

Также автор отметил, чтопри этом, накануне будапештской встречи СБСЕ в 1994 году, было проведено несколько важных мероприятий:

Во-первых, приглашение Совета НАТО всем государствам – участникам СБСЕ присоединиться к альянсу;

Во-вторых, запрет на преобразование СБСЕ в классическую, основанную на международном договоре международную межправительственную организацию;

В-третьих, переименование Совещания в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ.

И, в конце концов, Советом НАТО была предложена та новая модель европейской безопасности, где ядром должен был стать Североатлантический альянс, которым руководит США.

Концепт их «Новой системы европейской безопасности» должен быть создан на основе усилийтех государств, которые разделяют ценности западной демократии, опираясь на презумпцию «демократии друг с другом не воюют». А, значит, ОБСЕ при данных условиях становилась местом для подбора новых членов НАТО из числа её стран – участниц, а институты и структуры ОБСЕ – инструментами преобразования существующих в них политических режимов в аналогичные западным.

Роль ЕС в НАТО-центричной модели европейской безопасности

Воронков говорит о том, что в рамках системы мер, призванных способствовать сближению всех государств – участников СБСЕ с НАТО, одна из центральных функций предназначалась программе 1994 года «Партнёрство ради мира» (ПРМ). Среди её основных целей – развитие военного сотрудничества с НАТО для осуществления совместного планирования, военной подготовки и учений, направленных на усиление их способности проводить миротворческие, поисково-спасательные, гуманитарные операции и формирование в долгосрочной перспективе в странах - партнёрах сил, которые будут готовы лучше взаимодействовать с вооружёнными силами стран – членов НАТО. Завершающей стадией взаимодействия в рамках ПРМ становился план действий по вступлению в НАТО [Partnership forPeace…, 10-11 January 1994].

Автор отмечает, что важнейшим элементом построения НАТО-центричной системы безопасности в Европе является «стратегический диалог» с ЕС в духе так называемых «взаимодополняемости и партнёрства». Это объясняется тем, что в ЕС, помимо государств – членов НАТО, входят страны, которые не участвуют в военных альянсах – Австрия, Ирландия, Мальта, Финляндия и Швеция, к тому же, их взаимодействие с Североатлантическим альянсом происходит в рамках «стратегического диалога» между НАТО и Евросоюзом.

Далее автор рассматривает подписываемые между НАТО и ЕС документы:

· Декларацию НАТО и ЕС от 16 декабря 2002 года, которая касается европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО), гдеобе стороны высказали намерение разработать общие для НАТО и ЕС требования к военным силам (EU-NATO Declarationon ESDP). Так, эксперты Европейского оборонного агентства ЕС стали регулярно участвовать в работе, учреждённой, в мае 2003 года, совместно с НАТО, Группы по силам и средствам. При военном штабе ЕС начала действовать постоянная группа НАТО, а при штабе главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами НАТО – отдел ЕС. К тому же, даже неприсоединившиеся к военным союзам члены ЕС участвуют в совместных заседаниях НАТО и ЕС на регулярной основе.

· «Декларацию ЕС о солидарности», принятую странами - участницами, которая, согласно Лиссабонскому договору 2007 года, была призвана собрать другие государства ЕС в случае вооружённой агрессии против государства – члена ЕС, «оказать ему помощь и содействие всеми возможными для них средствами», согласно ст. 51 Устава ООН с оговоркой, что подобное обязательство «не затрагивает особого характера политики безопасности и обороны некоторых государств-членов»[Treaty of Lisbon…, 13 December 2007]. Также Воронков говорит о том, что данная «декларация солидарности» не побуждает неприсоединившиеся к военным блокам государства оказывать членам ЕС – жертвам вооружённой агрессии именно военную помощь, однако она и не исключает такой возможности. Вместе с тем эти государства, не отказываясь формально от своего статуса, могут рассчитывать на помощь других стран – членов ЕС, в том числе военную. В случае конфликта для получения военной помощи от стран – членов Североатлантического альянса или для предоставления такой помощи странам – членам блока совсем необязательно формально вступать в НАТО: такая помощь может быть оказана по линии ЕС.

Автор отмечает, что «Декларация ЕС о солидарности» и ст. 5 Вашингтонского договора не содержат принципиальных различий в части, касающейся обязательств государств в случае вооружённой агрессии против них. Их отличие в том, что страны – члены ЕС не обязаны объединять свои усилия для создания коллективной обороны, «поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооружённым нападением». Хотя возможность внешней агрессии против государств – членов НАТО или ЕС является абсолютно гипотетической, а процесс «стирания граней» между обязательствами стран – участниц НАТО и не входящими в военные союзы членами ЕС носит вполне конкретный и целенаправленный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: