Налогообложение физических лиц




Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

Департамент налоговой политики

и таможенно-тарифного регулирования

 

 

Скрыпник Н.В.

Налогообложение физических лиц

Кейсы, ситуационные задания

Для студентов, обучающихся по направлению

38.03.01 «Экономика»

 

Профиль «Налоги и налогообложение»

(для заочной формы обучения)

 

Одобрено Департаментом налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования (протокол № от ___ 2017 г.)

 

 

МОСКВА 2017


УДК 336.221(072)

ББК 65.261.411.2я73

С45

 

 

Скрыпник Н.В. "Налогообложение физических лиц". Кейсы, ситуационные задания.Для направления 38.03.01 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» (заочное обучение). – Финансовый университет, 2017. - 22 с.

 

Аннотация. Кейсы и ситуационные заданияпо дисциплине «Налогообложение физических лиц» подготовлены с целью осуществления текущего контроля знаний студентов, а также глубокого освоения студентами вопросов налогообложения доходов физических лиц путем самостоятельного выполнения заданий, позволяющих закрепить полученные теоретические знания. Решение кейсов и ситуационных заданийпозволит студентам получить представление о существующих проблемных ситуациях при исчислении и уплате НДФЛ, рассмотреть последствия правонарушений и возможные санкции со стороны налоговых органов.

 

Данная работа выполнена с использованием Справочной Правовой Системы КонсультантПлюс.

УДК 336.221(072)

ББК 65.261.411.2я73

 

Учебное издание

 

 

Скрыпник Надежда Владимировна

Налогообложение физических лиц

Кейсы, ситуационные задания

Компьютерный набор, верстка Н.В.Скрыпник

 

Формат 60х90/16 Гарнитура Times New Roman

Объем __ __п.л.; Изд. № ___- 2017. Тираж __ экз.; Заказ № __

 

_

Отпечатано в Финансовом университете

 

 

© Скрыпник Н.В., 2017

© Финансовый университет, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………………4

Кейс 1…………………………………………………………………… 7

Кейс 2……………………………………………………………………10

Кейс 3……………………………………………………………………15

Система оценки решения кейса………………………………………..19

Литература………………………………………………………………20

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………21

 

 

ВЕДЕНИЕ

 

Кейс-метод (Case study) – метод анализа бизнес - ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс умений и знаний, которые необходимо освоить и усвоить при рассмотрении данной проблемы1.

Данный метод относится к имитационным активным методам обучения. Он способствует повышению эффективности самостоятельной работы студентов, качества усвоения материала и развитию у них творческих способностей.

Обучающиеся должны проанализировать реальную экономическую, социальную или бизнес-ситуацию на основе фактического материала для последующего разбора на учебных занятиях в рамках исследуемой темы.

Преподаватель за две недели до начала занятия, проводимого в виде решения кейса, высылает студентам в электронном виде домашнее задание, которое предполагает ознакомление с информационными материалами, с системой оценки решения кейса, а также с методическими рекомендациями по проведению практического занятия в аудитории.

Во время практических занятий проводится решение кейса, которое рассчитано на 4 часа аудиторных занятий, из них 2 часа отводится на «мозговой штурм» и деловую игру и 2 часа отводится на презентацию решения кейса и подведение итогов.

В данном варианте представлены три кейса с формированием проблемы, предназначенной обучить студентов диагностированию ситуации и самостоятельному принятию решения по указанной и четко сформулированной проблеме в конкретный период времени.

 

_______

1 Сборник учебно-методических материалов, обеспечивающих организацию образовательного процесса в условиях введения ФГОС СПО / под. ред. д.э.н., проф. Л.И. и Гончаренко, к.п.н. Н.Л. Гуняевой. М.: Финансовый университет. 2013.С.4.

Цели кейса:

Обеспечить оценку следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

· способность использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2);
профессиональные компетенции (ПК):

· способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

· способность выполнять профессиональные обязанности по расчету налоговой базы и налоговых платежей на основе действующего налогового законодательства и других нормативных правовых актов о налогах и сборах (ПКП -1)

Этапы работы:

1. Выдача домашнего задания студентам.

2. Определение сроков выполнения задания.

3. Ознакомление студентов с системой оценки решения кейса.

4. Проведение индивидуальных консультаций.

5. Анализ представленных документов.

6. Работа над кейсом в аудитории.

7. Презентация решения кейса.

8. Подведение итогов.

Исполнители: студенты, имитирующие деятельность работников налоговых органов; студенты, имитирующие деятельность работников бухгалтерии и налоговых консультантов.

 

 

Результаты кейсов:

1. Заключение о выявлении конкретных фактов нарушения налогового законодательства при исчислении, удержании и перечислении НДФЛ в бюджет ООО «Альфа-инк»;

2. Оценка правомерности предоставления (непредоставления) стандартных налоговых вычетов отдельным сотрудникам предприятия. Ответ на вопрос: какие действия должен предпринять налоговый агент, чтобы избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов?;

3. Решение о предоставлении (не предоставлении) социального налогового вычета. Обоснование размера социального налогового вычета и возврате на расчетный счет налогоплательщика суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц.

Домашнее задание: ознакомиться с заданием, приложениями, а также системой оценки кейса.

Требования по оформлению результатов работы с кейсом:

Оформляется в письменном виде.

Дополнительный материал по кейсам:

Приложение 1

Приложение 2

 

КЕЙС 1.

Тема: «Налог на доходы физических лиц»

Структурированный кейс

Название кейса: «Налоговый агент: платить или не платить НДФЛ?»

Задание: Провести анализ результатов выездной налоговой проверки компании ООО «Альфа – инк» и обосновать принятые решения. Произвести необходимые расчеты штрафных санкций.

Экономическая ситуация (Исходные данные исследования):

В компании ООО «Альфа-инк» (г. Нижний Новгород) на основании решения заместителя начальника ИФНС от 12.05. 2016 г. была проведена выездная налоговая проверка бухгалтерской документации руководителем проверяющей группы страшим налоговым инспектором Ивановым Е.А., старшим государственным налоговым инспектором Горбуновым А.С., государственным налоговым инспектором Захаркиным Р.П. и составлен акт налоговой проверки компании ООО «Альфа-инк», по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) следующих налогов и сборов за период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г.:

налога на доходы физических лиц.

Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах.

Настоящая выездная проверка была проведена выборочным методом проверки представленных документов:

-банковские документы с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г.;

-кассовые документы с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г.;

-главные книги за 2013-2015 гг.;

-договоры за 2013- 2015 гг.;

-первичные бухгалтерские и другие документы за 2013-2015 гг.;

-приказ об учетной политики общества на 2013 г.;

-приказ об учетной политики общества на 2014 г.;

-приказ об учетной политики общества на 2015 г.

Проверкой было обнаружено неперечисление налоговым агентом в бюджет удержанного за период 2013- 2015 гг. НДФЛ в сумме 56 077 руб.

Проверяя все имеющиеся в распоряжении налогового органа документы, было установлено, что за период с 2013г. по 2015г. было удержано с налогоплательщиков налоговым агентом 395 751 руб.

Проверкой было выявлено следующее.

Работник организации Петров А.В. по окончании командировки (четверг) из места командировки выехал не в г. Нижний Новгород, а в другой город, где в это время находилась его семья. Был приобретен билет бизнес-класса. При этом на следующие рабочие дни (пятница, понедельник) был оформлен отпуск без содержания.

Бухгалтер организации не удержал НДФЛ с суммы возмещения работнику стоимости проезда от места окончания командировки до места, не являющегося местом постоянной работы. Таким образом, по подсчетам проверяющих органов, недоначисление НДФЛ составило 3000 руб.

Кроме того, в ходе проверки было выявлено, что организацией была предоставлена в августе 2015 г. путевка в санаторий (на территории РФ) своему сотруднику Сидорову Н.А. Он решил взять с собой семью в составе жены, сына и сестры. Бухгалтер организации посчитал, что под членами семьи работника можно принять братьев и сестер при выплате компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения на основании п. 9 ст. 217 НК РФ. Проверяющие органы с этим не согласились.

Сверяя данные, имеющиеся у налогового органа о перечислении в бюджет НДФЛ с данными, имеющимися в делах в бухгалтерии общества платежными поручениями расхождений не обнаружено, сумма перечисленного в бюджет НДФЛ составила 339 674 руб.

Таким образом, по подсчетам проверяющих налоговых сотрудников, общая разница составила 56 077 руб.

На основании акта выездной налоговой проверки было принято решение 28.06. 2016 г. № 13-46/26, обязывающее налогового агента перечислить в бюджет 56 077 руб., а также были начислены пени. Количество дней просрочки уплаты налога составило 394 дня.

ООО «Альфа-инк» была также привлечена к ответственности в виде взыскания штрафа по ст. 123 НК РФ.

 

Основная часть кейса:

Задание 1. Ответьте на вопрос: правы ли налоговые инспекторы, осуществившие доначисление налога при налогообложении командировочных расходов Петрова А.В.?

Дайте обоснование своему ответу, ссылаясь на законодательные и нормативные документы.

Задание 2. Проанализируйте вопрос: правомерны ли действия бухгалтера, когда он компенсировал стоимость путевки для сестры сотрудника организации Сидорова Н.А, которому была предоставлена путевка в санаторий?

Мотивируйте свой ответ на основе действующего налогового законодательства и других нормативных документов.

Задание 3. Исходя из имеющихся данных по выездной налоговой проверке, рассчитайте самостоятельно сумму начисленных пени (количество дней просрочки уплаты налога составило 394 дня) и штрафа, которые должно было заплатить ООО «Альфа-инк» по итогам проверки.

Задание 4. Заполните таблицу № 1 «Данные о дополнительной уплате налогов, пени и штрафа в бюджет в результате проведенной налоговой проверки». Какова эффективность налоговой проверки?

 

 

Таблица 1

 

Данные о дополнительной уплате налогов, пени и штрафа в бюджет в результате проведения налоговой проверки

 

Показатель Сумма, руб.
Взыскание НДФЛ к уплате  
Начисление пени  
Штраф  
Итого  

 

 

Эффективность налоговой проверки составила ……… руб.

 

 

КЕЙС 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: