Банки в Беларуси могут создаваться по организационно-правовой форме как акционерные общества открытого или закрытого типа. Являясь юридическими лицами, банки подлежат обязательной государственной регистрации в НБ РБ. Банки могут открываться на средства инвесторов-резидентов (юридических и физических лиц), или с использованием иностранных инвестиций.
Создание банка включает следующие этапы:
1. принятие решения о создании банка на собрании учредителей, определение доли участия, подготовка документов;
2. открытие временного счета в НБ или другом банке (по согласованию с НБ) для формирования уставного фонда; поступление средств от учредителей банка на этот счет;
3. утверждение собранием учредителей устава банка, в котором указываются наименование банка, размер его уставного фонда, перечень банковских операций и видов деятельности и иные обязательные сведения;
4. представление в НБ документов согласно установленному перечню и должным образом оформленных (заявление, устав, документы, подтверждающие формирование уставного фонда, информация об учредителях и кандидатурах на должности руководителя и главного бухгалтера, документы, подтверждающие техническую возможность проведения определенных банковских операций, бизнес-план, и другие документы);
5. принятие Правлением НБ решения о государственной регистрации, подготовка соответствующего свидетельства, запись в Единый государственный регистр юридических лиц и ИП, выдача банковской лицензии.
Уставный фонд банка формируется из вкладов его учредителей (акционеров). Минимальный размер уставного фонда создаваемого банка в настоящее время составляет 45 млн. BYN. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка. В качестве неденежного вклада может выступать имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности и относящееся к основным средствам. Денежные вклады в уставный фонд банка вносятся как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, при этом весь уставный фонд должен быть объявлен и учитываться в белорусских рублях.
В РБ установлен размер (квота) участия суммарного иностранного капитала в совокупном уставном фонде банков РБ, который учитывается при регистрации банков, а также при увеличении их уставных фондов (в настоящее время – 50%).
Банковская деятельность осуществляется банками в пределах перечня банковских операций, содержащегося в полученной лицензии. Лицензия выдается одновременно со свидетельством о государственной регистрации и на основании заявленного учредителями перечня предполагаемых банковских операций. В дальнейшем, при необходимости, НБ вправе вносить изменения и дополнения в ранее выданную лицензию.
Лицензионными требованиями для получения лицензии на осуществление банковской деятельности являются:
·наличие у банка уставного капитала не менее установленного минимального размера;
·наличие бизнес-плана (стратегического плана развития банка);
·наличие в банке совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа, соответствие их членов, а также руководителя и главного бухгалтера банка, их заместителей предъявляемым к ним установленным требованиям, в т.ч. к квалификации и деловой репутации;
·наличие в банке системы управления рисками и системы внутреннего контроля;
·соответствие банка техническим возможностям для осуществления банковских операций;
·соответствие организационной структуры банка установленным требованиям, а также прозрачность структуры его собственности.
Для банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц на счета и во вклады (депозиты) дополнительными лицензионными требованиями являются:
·наличие у банка нормативного капитала в установленном размере или в двукратном размере в случае, если с момента получения банком лицензии прошло менее двух лет;
·устойчивое финансовое положение банка в течение последних двух лет или с момента получения банком лицензии (если прошло менее двух лет).
Критерии для определения устойчивого финансового положения банка включают прозрачность структуры его собственности, достаточность и структура нормативного капитала, качество активов банка, финансовая эффективность банка, состояние его ликвидности, качество управления банком.
НБ вправе приостанавливать действие банковской лицензии или отзывать её. Так, приостановление возможно при выявлении фактов недостоверной отчетности, невыполнения требований банковского законодательства, а также при неудовлетворительном финансовом положении банка. При приостановлении лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, отзыве либо восстановления ее действий в реестре делается соответствующая запись. Решение НБ об отказе выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности, её дополнения, приостановления, в том числе по отдельным банковским операциям или отзыва может быть обжаловано банком в экономическом суде.
1.3. Структура управления банком, обособленные и структурные подразделения
Несмотря на наличие различных типов банков, все они имеют, как правило, схожую структуру управления, которая обусловлена их организационно-правовой формой акционерного общества. Так, различают три уровня управления банком: собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) банка и правление банка.
Высшим органом управления банка является собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год для рассмотрения и утверждения годовой отчетности банка, подтвержденной внешним аудитом, отчета ревизионной комиссии. Общее собрание принимает наиболее важные и принципиальные решения для деятельности банка, например, об изменении уставного фонда, о реорганизации банка.
Совет директоров (наблюдательный совет) банка осуществляет общее стратегическое руководство деятельностью банка. В него входят собственники банка или их представители в соответствии с решением собрания акционеров. На совет банка возлагается наблюдение и контроль за работой правления банка.
Деятельностью банка непосредственно руководит правление. Оно несет ответственность перед советом банка и общим собранием акционеров. Правление состоит из председателя, его заместителей и других членов. Для состава правления принадлежность к акционерам банка не обязательна. Задачи, функции, полномочия правления определяются советом банка. Наряду с правлением, в банке работают и другие коллегиальные органы, например, кредитный комитет, финансовый и т.п. Их состав и полномочия определяются в каждом банке самостоятельно.
Работа правления банка включается в общую схему управления банка в соответствии с принятой в банке организационной структурой. Эта организационная структура обычно включает подразделения банка по их функциональной направленности и может строиться по линейному принципу или сочетать линейно-штабной вариант управления с наличием филиалов и других самостоятельных подразделений: управлений, департаментов, отделов и др. (бухгалтерского учёта, кредитных операций, валютных операций и т.д.). Принятая в каждом банке структура управления должна учитывать различные факторы, и, прежде всего, наличие в банке обособленных и структурных подразделений, расположенных вне места нахождения банка (его филиала).
Филиалом банка является его обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения банка и осуществляет от его имени все или часть банковских операций, включенных в лицензию банка. Его руководитель действует на основании и в пределах выданной руководством банка доверенности. Филиал юридическим лицом не является, в процессе деятельности может составлять баланс и другую отчетность.
Представительством банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту, но при этом не имеющего права выполнять банковские операции. Представительство банка не является юридическим лицом, функционирует на основании положения, утвержденного создавшим его банком.
Перечни филиалов и представительств банка прилагаются к его уставу.
Банк вправе осуществлять банковские операции и иную деятельность вне места нахождения банка, его филиала путем создания структурных подразделений, в том числе передвижных, не имеющих самостоятельного баланса (отделений, центров банковских услуг, расчетно-кассовых центров, обменных пунктов и др.), либо путем создания удаленных рабочих мест. Технические возможности таких подразделений должны соответствовать установленным требованиям, а также требованиям по обеспечению безопасности работников, клиентов и банковских операций. Банк обязан уведомить НБ о создании, изменении места нахождения и закрытии таких структурных подразделений и удаленных рабочих мест в установленные порядке и сроки.