Экономические преобразования.




Советская оккупационная политика. Образование ГДР.

 

План:

1. Особенности советской оккупационной политики.

2. Репарации.

3. Экономические преобразования.

4. Политическое развитие СОЗ.

5. Образование ГДР.

 

Источники:

1. Гротеволь О. Избранные произведения (1945-1961). М., 1966.

2. За антифашистскую демократическую Германию. Сборник документов. М., 1969.

3. Коваль К.И. Последний свидетель. «Германская карта» в Холодной войне. М., 1997.

4. Пик В. Избранные произведения. М., 1956.

5. СВАГ. Управление пропаганды (информации) и С.И. Тюльпанов. 1945-1949. Сборник документов. М., 1994.

6. Тюльпанов С.И. Воспоминания // ННИ – 1984 – № 2, 4.

7. Ульбрихт В. К истории новейшего времени. М., 1957.

8. Хонеккер Э. Из моей жизни. М., 1976.

Литература:

1. Дернберг С. Рождение новой Германии. М., 1962.

2. Кнышевский П.Н. Добыча. Тайны германских репараций. М., 1994.

3. Орлова М.И. ГДР: рождение и крах. М., 2000.

4. Семиряга М.И. Как мы управляли Германией. М., 1995.

5. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение / Отв. ред. Л.Н. Нежинский. М., 1995.

6. Фоске Х., Ницше Г. Вильгельм Пик. Биографический очерк. М., 1978.

7. Фоске Х. Отто Гротеволь // ННИ – 1981 – № 3.

8. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. В 3 т. Т. 1. Становление «реального социализма» (1945-1965). М., 2000.

 

Особенности советской оккупационной политики.

В тайне от союзников еще в годы войны готовились будущие руководящие кадры для своей оккупационной зоны из числа коммунистов-эмигрантов и немецких военнопленных, проходивших специальную подготовку в лагерях НКВД. Перед руководством НКВД была поставлена задача: обеспечить по 20 человек для каждой земли Советской оккупационной зоны, способных взять на себя руководство местной администрацией и крупными предприятиями в период анархии сразу после капитуляции. Так можно осуществить фактически бескровный переворот и, пользуясь всеобщим замешательством, сосредоточить всю реальную власть в своих руках.

Еще в феврале 1945 года в здании Московского горкома партии регулярно стал собираться семинар для 150 тщательно отфильтрованных немецких коммунистов на тему политической работы в послевоенной Германии. На первом этапе, когда деятельность политических партий еще будет находиться под запретом, задачей коммунистов было содействие демократическим реформам оккупационных властей и работа в новых органах самоуправления. Все антифашистские силы должны были быть объединены в единый блок, ведущие позиции в котором принадлежали бы коммунистам. Это позволяло решить задачу консолидации сил для подъема страны и одновременно с этим исключить возможную оппозицию. В апреле-мае 1945 года пришло время действовать. Три группы коммунистов вылетели на фронт для того, чтобы осуществить план Сталина.

Советская военная администрация (СВАГ) была создана на базе штаба I-го Белорусского фронта, центральные учреждения разместились в пригороде Берлина – Карлсхорсте. Отличительными чертами советской оккупационной политик были:

– крайняя закрытость, полная изоляция советских служащих от западных союзников и немцев;

– тотальный контроль над немецкими органами самоуправления, стремление все сделать самим и использовать их как «прикрытие»;

– своеобразное понимание демократии (все делалось по советскому образцу);

– сотрудничество только с коммунистами, игнорирование других политических партий;

– непоследовательность в экономических вопросах – стремление максимально компенсировать причиненный СССР ущерб противоречило интересам возрождения экономики Восточной Германии.

 

Репарации.

До Потсдамской конференции были «очищены» территории Польши и Чехословакии, а также передаваемый союзникам Западный Берлин. К марту 1946 г. со всех оккупированных советскими войсками территорий было вывезено 289225 вагонов оборудования общим весом более 4 млн. тонн, в то же время стоимость этого оборудования по официальным советским оценкам составила лишь 2 млрд. $, то есть около 500 $ за тонну.

После подписания Потсдамских соглашений начался вывоз оборудования из советской и западных зон оккупации. В советском руководстве начинают бороться между собой 2 тенденции: 1) продолжение поставок демонтированного оборудования в СССР, и 2) сохранение потенциала германской промышленности, который можно было использовать на нужды СССР, когда преимущество отдавалось поставкам готовой продукции и сырья. В 1946 г. верх берет вторая тенденция, по всей советской зоне оккупации идет создание Советских акционерных обществ (САО).

К переходу от формы взимания репараций в виде демонтажа к образованию САО советское руководство побудило несколько причин:

1. Холодная война, в условиях которой экономика и индустриальная база Советской оккупационной зоны должны были быть использованы в наращивании советской военной и экономической мощи.

2. Экономическое положение в Германии, стагнация и кризис, нехватка сырья. В условиях начавшегося раскола страны возможно было только прямое снабжение зоны из СССР, для этого предприятия - потребители должны были находиться в советской собственности.

3. Политическая ситуация в Германии. Необходимо было поднять престиж образуемой СЕПГ, а сделать это можно было, только продемонстрировав успехи немецкой промышленности, улучшение благосостояния граждан, отмену поставок демонтированного оборудования.

Предприятия САО были распространены по всей зоне. Их насчитывалось 1-2 сотни, не включая филиалы. В собственность СССР были переданы в первую очередь предприятия стратегического назначения: судоверфи, прокатные заводы, сталелитейные, машиностроительные, электроиндустрии, а предприятия отраслей, не развитых или недостаточно развитых в Советском Союзе - заводы по производству велосипедов, электрокабеля, холодильного оборудования. В состав САО были включены крупные химические предприятия. Особую группу составляли предприятия, производившие военную продукцию, например, САО «Висмут».

Советский Союз осуществлял в них прямые капиталовложения, поставлял оборудование (если это было необходимо), готовил кадры. На этих предприятиях внедрялся советский опыт производства и планирования. Организовывалось социалистическое соревнование, движение стахановцев, но, правда, без особого успеха. Поставки в Советский Союз пользовались преимуществом перед германскими. Сначала нужно было покрыть квоту, выделенную для репарационных поставок, а лишь затем удовлетворять спрос немецких покупателей. Размер репарационных изъятий в пользу СССР колебался от 6 до 12 % ВНП.

Другими формами взимания репараций были: использование немецких специалистов и патентов в СССР, поставки готовой продукции, размещение на немецких предприятиях советских заказов и эмиссия оккупационных марок.

Общий объем полученных из Германии репараций до сих пор не подсчитан, однако ясно, что эта сумма значительно превышает 10 млрд. $.

 

Экономические преобразования.

Земельная реформа. Она была проведена осенью 1945 г. и преследовала несколько целей:

1. Изменение социальной структуры деревни. Ликвидация крупного землевладения, являвшегося традиционной опорой реакционных политических сил, и создание широкого слоя мелких и средних собственников, которые стали бы опорой нового строя.

2. Наделение землей переселенцев и беженцев, которых насчитывалось около 3,6 млн. чел.

Конфискации подлежали все поместья военных преступников, активных членов НСДАП и ее подразделений, правящего руководства гитлеровской Германии (независимо от размеров), а также поместья помещиков и кулаков, превышавшие 100 га. Вся конфискованная сельскохозяйственная техника, передавалась «Комитетам крестьянской взаимопомощи», которые должны были предоставлять ее напрокат в первую очередь крестьянам, получающим землю в ходе аграрной реформы. Экспроприированная земля поступала в земельный фонд, откуда ее раздавали крестьянам, но не более 5 га в одни руки. Землю, полученную в ходе реформы, нельзя было делить, продавать, сдавать в аренду или закладывать. Стоимость земли равнялась годового урожая с нее, т.е. примерно 1-1,5 т ржи с га, в ценах на осень 1945 г. Первый взнос деньгами или натурой в размере 10% должен был быть внесен до конца 1945 г. Остаток должен был быть погашен в течение 20 лет. Районная комиссия могла предоставить отсрочку первого платежа до 3 лет.

В ходе реформы появилось более 209 тыс. «новых крестьян» (в т.ч. более 91 тыс. переселенцев), около 170 тыс. рабочих получили огороды и дачные участки, что существенно улучшило продовольственную ситуацию в городах. Условия аграрной реформы предопределили экономическую слабость «новых крестьян» и низкую рентабельность их хозяйств в начале 50х годов. Не хватало техники и инвентаря, во многих семьях не было кормильцев. С целью защитить себя «новые крестьяне» стали создавать сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК). В июле 1952 г. был провозглашен курс на коллективизацию сельского хозяйства.

Национализация промышленности. Этот процесс происходил в несколько этапов:

1. Фактическая экспроприация коллективом рабочих там, где старые владельцы бежали или были сильно загружены политической деятельностью.

2. Конфискация собственности Рейха, НСДАП и ее организаций, союзников Рейха и, сверх того, всех тех «лиц, которые были обозначены СВАГ в особом списке или другим способом» по приказу СВАГ № 124 от 30 октября 1945 г. Было экспроприировано 9870 предприятий, которые были поделены 3 категории: A - судьба этих предприятий решалась посредством народного референдума; В - менее значимые объекты; С - 213 крупных предприятий, которые производили более 1/4 продукции СОЗ/ГДР.

3. Референдум в Саксонии 30 июня 1946 г. о национализации. Все предприятия категории «А» были национализированы, они давали около 40% ВНП. Предприятия категории «В» были возвращены их собственникам и составили частный сектор экономики. Предприятия категории «С» были переданы в собственность СССР и превращены в Советские акционерные общества (САО). Народные предприятия и САО вместе производили около 56% промышленной продукции советской зоны. Так впервые было установлено преобладание государственного сектора в экономике СОЗ.

Ликвидация всех банков, кроме государственных, позволила контролировать развитие частного сектора: при отсутствии кредитов коммерсанты не могли развернуть широкое производство, конкурировать на равных с государственным сектором.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: