Процедура психологического обследования.




ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ№ 15

Дисциплина: Логопсихология

Тип: Практическое занятие

Дата проведения: 10.04.2020 г., 9:40-11:10

Тема: Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией

Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.

Объем: 2 часа

 

Теоретические вопросы (по материалам лекции и самостоятельной проработки литературы):

Общие принципы психологической диагностики.

Выделяют 3 формы диагностики:

Индивидуальная форма – взаимодействие психолога и клиента один на один. Присутствие семьи на исследовании возможно, если не зависит от цели исследования. Если родители могут помешать, то нужно попросить их удалиться.

Групповая форма (одномоментное исследование группы одним специалистом). Подразделяется на 3 подвида: подгрупповая (2-3 человека); г рупповая (8-10 человек); фронтальная ( максимальное число человек ограничивается степенью комфортности каждого испытуемого)

Экспертиза = консилиум – одномоментное исследование группой специалистов одного клиента.

К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.

Общепедагогические принципы исследования детей

· Принцип единства диагностики и коррекции.

· Принцип целостного изучения всех психических характеристик.

· Принцип деятельностного подхода.

· Принцип динамического изучения ребенка.

· Принцип каузальности (этиопатогенетический).

· Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

Этические принципы

· принцип конфиденциальности;

· принцип соблюдения интересов обследуемого;

· принцип не нанесения ущерба;

· принцип компетентности и беспристрастности.

Понятие психолого-педагогический диагноз.

Психолого-педагогический диагноз не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.

В психолого-педагогическом диагнозе указывается

· педагогическая категория нарушенного развития,

· степень выраженности нарушения,

· недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы.

Уровни психологического диагноза:

· симптоматический,

· этиологический,

· типологический (Л.С. Выготский).

Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. Вместе с тем, на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

 

Процедура психологического обследования.

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап:

· составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);

· составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

· составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями, педагогами, взаимодействующими с ребенком;

· составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка. Сбор жалоб от родителей.

2. Адаптационный этап:

· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

2. Основной этап:

· тестирование; психодиагностический процесс

3. Интерпретационный этап:

· составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

4.. Заключительный этап:

· -констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

· -рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: