Методы и виды психолого-педагогической диагностики




Методы психолого-педагогической диагностики

· Метод изучения документации

· Метод беседы

· Метод изучения результатов деятельности детей

· Метод наблюдения:

· Метод эксперимента:

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Виды обследования

Психолого-педагогическое обследование представляет единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления:

· клиническое;

· психологическое;

· педагогическое.

Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов помощи, которые необходимо оказать ребенку в условиях того или иного речевого расстройства.

Клиническое обследование включает:

· Медицинское обследование, чтобы получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;

· Обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие и характер нарушений центральной нервной системы. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия ребенку назначается медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство.

· Объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании, дополняют обследование невропатолога в случае органических нарушений.

При афазии необходимо нейропсихологическое обследование, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.

Психологическое обследование – ведущий вид обследования, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка.

Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.

Педагогическое обследование проводит педагог, чтобы определить уровень владения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.

В организации обследования ребенка и логопедом и психологом есть много общего, и прежде всего в этапах его проведения.

Этапы диагностики:

Задача первого этапа – ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования.

Задача второго этапа – проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист.

На третьем этапе осуществляется анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определяется программа коррекционных мероприятий в рамках индивидуального образовательного маршрута в соответствующем образовательном учреждении.

По результатам обследования составляется психолого-педагогическая характеристика. В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель) на основе изучения каждого ребенка. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.

В характеристике отмечаются следующие параметры: общие сведения, история развития, семья, физическое состояние, особенности познавательной деятельности, изучение медицинской документации, особенности речи, внимания, восприятия, памяти, усвоения учебного материала, интересы, эмоционально-волевая сфера, особенности личности, наблюдение в различных видах деятельности.

 

Практические задания:

1. Заполнить таблицу «Общепедагогические принципы диагностики лиц с нарушениями речи»

Общедидактические принципы Как реализовываются в отношении лиц с нарушениями речи
Принцип единства диагностики и коррекции. Специфический, в основе лежит коррекционная работа. Эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей ей диагностической работы. Этот принцип реализуется в двух аспектах: этап прицельного комплексного диагностического обследования и постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и т.д.
Принцип целостного изучения всех психических характеристик. Раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек проявляет себя с наибольшей полнотой в процессе деятельности — предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого —его личности, интеллекта и поведения.
Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляется с учетом ведущий деятельности ребенка: если это дошкольник- то в контексте игровой деятельности, если школьник- в учебной. В некоторых случаях, например при задержке речевого развития, игровые методики сохраняют свою актуальность и в школьном возрасте. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностью значимым для ребенка или подростка.
Принцип динамического изучения ребенка. Ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и имеют, но и их возможности в обучении.
Принцип каузальности (этиопатогенетический). Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения.
Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных. Ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям. но был проведен анализ процесса выполнения заданий — способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д.
Другой принцип  

2. Составить блок-схему «Направления психолого-педагогического обследования».

3.Подготовить презентацию на выбранную тему «Методы психолого-педагогической диагностики». Раскрыть особенности методов в логопсихологии, способы их применения при диагностике психоречевых нарушений, обязательно раскрыть примеры в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

Например: если метод наблюдения – понятие, виды, особенности применения, обязательно указать условия осуществления, правила проведения, протоколы или схемы наблюдения и т.д. Привести пример наблюдения на примере конкретного речевого нарушения.

· изучение документации

· беседа

· изучение результатов деятельности

· наблюдение

· эксперимент

 

Рекомендуемая литература:

1. И. И. Черемискина Методические указания для практических занятий по курсу «Специальный практикум по психологии», Методики диагностики свойств мышления https://msun.ru/upload/folders/edu_lit/kaf/phsihology/030.pdf

2. Детская логопсихология: учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова. — Москва: Владос, 2015. — 159 с. — ISBN 978-5-691-02124-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/60500

3. Китик, Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е.Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624

4. Калягин, В. А. Психология лиц с нарушениями речи: учебное пособие / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2007. — 544 с. — ISBN 978-5-89815-925-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/64641

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: