Методы психолого-педагогической диагностики
· Метод изучения документации
· Метод беседы
· Метод изучения результатов деятельности детей
· Метод наблюдения:
· Метод эксперимента:
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).
Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.
Виды обследования
Психолого-педагогическое обследование представляет единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления:
· клиническое;
· психологическое;
· педагогическое.
Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов помощи, которые необходимо оказать ребенку в условиях того или иного речевого расстройства.
Клиническое обследование включает:
· Медицинское обследование, чтобы получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;
· Обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие и характер нарушений центральной нервной системы. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия ребенку назначается медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство.
· Объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании, дополняют обследование невропатолога в случае органических нарушений.
При афазии необходимо нейропсихологическое обследование, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.
Психологическое обследование – ведущий вид обследования, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка.
Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.
Педагогическое обследование проводит педагог, чтобы определить уровень владения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.
В организации обследования ребенка и логопедом и психологом есть много общего, и прежде всего в этапах его проведения.
Этапы диагностики:
Задача первого этапа – ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования.
Задача второго этапа – проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист.
На третьем этапе осуществляется анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определяется программа коррекционных мероприятий в рамках индивидуального образовательного маршрута в соответствующем образовательном учреждении.
По результатам обследования составляется психолого-педагогическая характеристика. В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель) на основе изучения каждого ребенка. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.
В характеристике отмечаются следующие параметры: общие сведения, история развития, семья, физическое состояние, особенности познавательной деятельности, изучение медицинской документации, особенности речи, внимания, восприятия, памяти, усвоения учебного материала, интересы, эмоционально-волевая сфера, особенности личности, наблюдение в различных видах деятельности.
Практические задания:
1. Заполнить таблицу «Общепедагогические принципы диагностики лиц с нарушениями речи»
Общедидактические принципы | Как реализовываются в отношении лиц с нарушениями речи |
Принцип единства диагностики и коррекции. | Специфический, в основе лежит коррекционная работа. Эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей ей диагностической работы. Этот принцип реализуется в двух аспектах: этап прицельного комплексного диагностического обследования и постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и т.д. |
Принцип целостного изучения всех психических характеристик. | Раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек проявляет себя с наибольшей полнотой в процессе деятельности — предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого —его личности, интеллекта и поведения. |
Принцип деятельностного подхода. | Обследование должно осуществляется с учетом ведущий деятельности ребенка: если это дошкольник- то в контексте игровой деятельности, если школьник- в учебной. В некоторых случаях, например при задержке речевого развития, игровые методики сохраняют свою актуальность и в школьном возрасте. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностью значимым для ребенка или подростка. |
Принцип динамического изучения ребенка. | Ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и имеют, но и их возможности в обучении. |
Принцип каузальности (этиопатогенетический). | Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. |
Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных. | Ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям. но был проведен анализ процесса выполнения заданий — способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д. |
Другой принцип |
2. Составить блок-схему «Направления психолого-педагогического обследования».
3.Подготовить презентацию на выбранную тему «Методы психолого-педагогической диагностики». Раскрыть особенности методов в логопсихологии, способы их применения при диагностике психоречевых нарушений, обязательно раскрыть примеры в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
Например: если метод наблюдения – понятие, виды, особенности применения, обязательно указать условия осуществления, правила проведения, протоколы или схемы наблюдения и т.д. Привести пример наблюдения на примере конкретного речевого нарушения.
· изучение документации
· беседа
· изучение результатов деятельности
· наблюдение
· эксперимент
Рекомендуемая литература:
1. И. И. Черемискина Методические указания для практических занятий по курсу «Специальный практикум по психологии», Методики диагностики свойств мышления https://msun.ru/upload/folders/edu_lit/kaf/phsihology/030.pdf
2. Детская логопсихология: учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова. — Москва: Владос, 2015. — 159 с. — ISBN 978-5-691-02124-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/60500
3. Китик, Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е.Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624
4. Калягин, В. А. Психология лиц с нарушениями речи: учебное пособие / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2007. — 544 с. — ISBN 978-5-89815-925-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/64641